Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Испытания страховочной системы кровли». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское законодательство не требует получения лицензии для организации, выполняющей испытания ограждений кровли и пожарных лестниц здания. Но к данным работам разрешено привлекать работников, прошедших специальное обучение в лицензированной компании и получивших доступ на высоту.
Порядок проведения испытаний
Также специалистам необходимо подготовить измерительные инструменты, подвергнутые соответствующей поверке, для подтверждения точности измерений.
Работы проводят в светлое время суток, при хорошей погоде. Скорость ветра не должна превышать 10 м/сек. Это необходимо для обеспечения достаточной видимости, безопасности процедуры.
Предварительно рассматривают проектную и эксплуатационную документацию (акты, результаты обследований и пр.), чтобы проверить соответствие строительных элементов размерам, установленным проектом, изучить условия эксплуатации объекта.
Перед началом работ объект ограждают, вывешивая знаки безопасности, чтобы исключить нахождение посторонних людей в зоне проведения опасных работ.
Испытаниям предшествует осмотр объекта. На начальном этапе измеряют размеры, сверяя полученные результаты с данными проектной документации. Затем специалисты организации проверяют состояние металлоконструкций, наличие антикоррозионного покрытия, которое должно удовлетворять условиям ГОСТ 9.032-74. Нужно убедиться в отсутствии дефектов сварки, деформаций деталей, прочих повреждений.
Испытание металлических ограждений крыши и лестниц проходят по стандартной схеме:
- визуально-измерительные обследования
- анализ состояния ступеней, лестничных пролётов и маршей
- инструментальное исследование качества крепёжных кронштейнов и балок.
Если разобрать полный цикл процедуры испытания детально, то в него будут входить следующие аспекты:
- внешний осмотр и детальное измерение параметров;
- математические расчёты и определение соответствия имеющихся конструкций установленным стандартам и регламентам;
- определение дефектов и деформаций, возникших в результате эксплуатации или воздействия неблагоприятных внешних факторов;
- тестирование деталей, испытание статическими и динамическими нагрузками, фиксирование результатов с помощью специального оборудования;
- оформление отчётной документации.
Для проведения динамических испытаний необходимо заручиться специальным оборудованием. Грузы, необходимые для воздействия на конструктив, фиксируются дополнительными приспособлениями (лебёдками, домкратами).
Статическое воздействие на каркас производится особыми грузами (металлические блоки, мешки с песком определённого веса).
Выбор оптимальной методики испытания для лестницы зависит от конструктивных особенностей. Во внимание берётся наличие или отсутствие перил, расположение ступеней и секций, будь то маршевое или вертикальное расположение основы. Проводится детальное изучение основных несущих фрагментов: ступени, перила, лестничные площадки, опорные балки, крепёжные элементы. Инженеры центра испытаний «Архибилд» осуществляют работы, соблюдая правила высотной безопасности.
Канаты, используемые в страховочных системах при кровельных работах
ИСПП может включать различные типы страховочных элементов. Каждый из них удержит рабочего в случае падения. Страховку присоединяют непосредственно к монтируемому на крыше анкерному креплению.
Более простая и дешёвая система, как правило, имеет в своём составе гибкую анкерную линию из синтетического каната длиной от 9 до 30 м и толщиной от 15,6 до 18,75 мм. Самые дешёвые из этих канатов — полипропиленовые. Наиболее долговечные и дорогостоящие страховочные канаты поверх скрученной основной части имеют наружную оплётку и стоят они при такой же длине намного больше. Я обычно выбираю более качественный плетёный канат. Кручёный из трёх прядей нейлоновый страховочный канат, у которого на одном из концов сделана плетёная петля, а на другом прикреплён карабин. Аналогичный канат из полиэстера — дороже.
Страховочные привязи при кровельных работах
Комплект страховочной привязи с набедренными и наплечными лямками имеет одно или несколько О-образных колец-креплений для присоединения к ним строп. В продаже имеются многочисленные модели всех размеров. Их регулировку (подгонку) осуществляет сам работник с помощью фрикционных пряжек парашютного типа на лямках.
Благодаря широким возможностям регулировки некоторые производители считают возможным выпускать только один универсальный размер. О-образное кольцо чаще всего расположено на привязи сзади — между лопатками работника. Подобно всем остальным страховочным компонентам кольцо рассчитано на номинальную нагрузку до 2 т. Лямки вокруг бёдер регулируют так, чтобы они располагались ниже ягодиц. Правильной регулировкой ударная нагрузка (рывок) вследствие падения распределяется равномерно, не приводя к травмам.
Системы канатного доступа
Системы канатного доступа позволяют достигать места выполнения работ путем подъема или спуска по канату — гибкой вертикальной или наклонной анкерной линии. Такие системы являются крайним решением, когда применение других методов доступа, например, строительных лесов, люлек или подъемных вышек не целесообразно.
Для подъема и спуска работника по вертикальной (более 70º к горизонту) и наклонной (более 30º к горизонту) плоскостям, а также выполнения работ в состоянии подвеса в безопорном пространстве применяется система канатного доступа, состоящая из анкерных устройств и соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, стропы, канаты, карабины, устройство для спуска, устройство для подъема).
Работы с использованием систем канатного доступа производятся с обязательным использованием страховочной системы, состоящей из анкерного устройства, соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, амортизатор, стропы, канаты, карабины, ловитель, страховочная привязь).
Не допускается использование одного каната одновременно для страховочной системы и для системы канатного доступа.
В системах канатного доступа применяется страховочная привязь, совмещенная с привязью для положения сидя. Средства остановки падения присоединяются к грудной или спинной точке крепления, маркированной буквой А. Устройства для подъема (зажимы) и устройства для спуска — к точке крепления, расположенной в районе живота.
Страховочная система проверка
В соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте (п. 95, 97) работодатель обязан обеспечить регулярную проверку исправности систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с указаниями в их эксплуатационной документации, при этом динамические и статические испытания СИЗ с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях запрещены. По факту всеми любимые испытания страховочных поясов приводят их в негодность, так как при наложении повышенной нагрузки образуются деформации и остаточные напряжения в материале изделия.
А к слову, гост ,которым размахивает начальник действует ли? И к вопросу о стендах,если уж мы совсем расфантазируемся,то наверное это больше РосПотребНадзор.Логично предположить,что у парней есть все возмыжные приборы,стенды,графики ,таблицы.
Мы уже рассмотрели веревки для страховки на крыше, а теперь на очереди оградка. Ее основной функцией является не даст упасть с крыши человеку, который сорвался. Европейскими производителями разработан большой модельный ряд ограждений для крыш плоского типа, которые устанавливаются на любые покрытия, не нарушая при этом гидроизоляция. Ограждение может быть поставлено и на крыше с мелкоформатным покрытием, и даже на фальцевой крыше. Но нормативные документы по-разному будут регламентировать высоту стального кровельного ограждения, и это иногда вызывает проблемы у проектировщиков. В роли временных мер при проведении работ строительного типа допустима установка специальных защитных переносных ограждений, которые будут препятствовать падению работников.
Еще они должны стоять от кровельного края не меньше, чем в 2 метрах. Ограждения, сделанные в Германии, устанавливают не перпендикулярно горизонту, как это обычно бывает в России, а перпендикулярно покрытию крыши. Такой вариант будет характеризоваться максимальной площадью перехвата при минимальных высотах самой ограды. В соответствии с нормами DIN ЕN 13374 (имеется класс безопасности А), и такая конструкция должна выдерживать вес человека, который облокотился на нее или упал на крепления.
Составные части анкерных линий
Чтобы страховка высотника была надежной, ее периодически подвергают проверкам и тестированиям. Испытание анкерной линии доверяют только профессионалам, соответствующим требованиям государственного стандарта EN795-2014. При этом проверяться должны следующие элементы средств индивидуальной защиты данного вида:
- анкерные устройства всех классов (A-E);
- канатные системы позиционирования;
- страховочные пояса и привязи;
- защита анкерных линий ползункового типа;
- устройства безопасного спуска;
- страховочные системы;
- другие элементы защиты на высоте, в том числе и комбинированные средства.
Испытания считаются пройденными, если они прошли в соответствии с инструкцией по эксплуатации средств защиты и успешно выдержали проверку статической и динамической нагрузкой.
Страховочные привязи при кровельных работах
Комплект страховочной привязи с набедренными и наплечными лямками имеет одно или несколько О-образных колец-креплений для присоединения к ним строп. В продаже имеются многочисленные модели всех размеров. Их регулировку (подгонку) осуществляет сам работник с помощью фрикционных пряжек парашютного типа на лямках.
Благодаря широким возможностям регулировки некоторые производители считают возможным выпускать только один универсальный размер. О-образное кольцо чаще всего расположено на привязи сзади — между лопатками работника. Подобно всем остальным страховочным компонентам кольцо рассчитано на номинальную нагрузку до 2 т. Лямки вокруг бёдер регулируют так, чтобы они располагались ниже ягодиц. Правильной регулировкой ударная нагрузка (рывок) вследствие падения распределяется равномерно, не приводя к травмам.
Сроки и правила испытаний монтерских поясов и лазов
Монтерские когти предназначены для подъема и опускания по гладким деревянным опорам и столбам линий электропередачи. Монтерские когти перед использованием должны быть осмотрены, при этом следует обратить, внимание на исправность ремней, пряжек, шипов, на отсутствие трещин и т. п.
При работе автовышки связь между рабочими, находящимися в люльке, сигнальщиком и машинистом должна поддерживаться непрерывно при подъеме люльки до 10 м. – голосом; более 10 м. – знаковой сигнализацией; более 22м – знаковой или радио- и телефонной связью. Переезд от опоры к опоре или иному рабочему месту разрешается только с полностью собранной стрелой вылета. Нахождение работников в люльке запрещается.
Когти и лазы подвергаются периодическим испытаниям статической нагрузкой 1350 Н (135 кгс) не реже 1 раза в 6 месяцев. При испытании статическую нагрузку прикладывают к каждому когтю или лазу в течение 5 мин. непосредственно на крепежные ремни так, чтобы ось нагрузки проходила через центр подножки
На крыши зданий высотой не более 10 м при отсутствии слухового окна следует подниматься по исправным пожарным или приставным лестницам. Предохранительный трос должен проходить от укрепленной в месте восхождения на крышу металлической скобы до стойки. На зданиях высотой более 10 м, не оборудованных слуховыми окнами и входными люками, установка стоек не проводится. Устанавливать стойки на крышах с уклоном следует вдвоем с применением страховочных канатов, натянутых между поясами монтеров и балкой чердака или укрепленных болтом для оттяжки стойки. Работать на крыше, покрытой льдом или тонким слоем снега, допускается только при устранении аварии бригадой, состоящей не менее чем из двух человек. Провода и кабели связи подвешиваются между стойками разных зданий при помощи опускаемых с них на землю веревок. Перебрасывание провода, кабеля или веревки с одной крыши на другую может привести к несчастному случаю. Подвешивать и демонтировать провода и кабели связи, образующие пересечение с проводами электропередачи и контактными сетями наземного транспорта, следует при помощи веревочной. Подвешивать линии связи над проводами линий электропередачи опасно для жизни. Блоки при натяжке и регулировке натяжения проводов следует крепить только за трубу стойки, а не за ограждение крыши, дымовые или вентиляционные трубы. Материалы и инструменты доставлять на крышу следует по внутренней лестнице через выходной люк или слуховое окно. Если это невозможно, то грузы следует поднимать с помощью блока, укрепленного на проверенной на прочность пожарной лестнице со стороны двора. Место подъема должно быть ограждено. Поднятый до края крыши груз закрепляется с помощью веревки за надежную конструкцию (стойку, балку и т.д.) и затем той же веревкой подтягивается на крышу и надежно закрепляется на ней за устойчивые конструкции. Мелкие материалы и инструменты должны находиться в сумке электромонтера. При работах на крыше зданий, во избежание несчастных случаев, не следует:
Предохранительные пояса при эксплуатационных испытаниях проводят на механическую прочность статической нагрузкой 1 раз в 6 месяцев.Пояса, предъявляемые к испытанию, вначале осматривают, в результате чего должно быть установлено, что полотно пояса не имеет местных повреждений (ожогов, надрезов и т. п.), заклепочные соединения не имеют люфта, прошивка пояса, ремней и накладок находится в полной сохранности, кожа ремней не трескается при сгибании, капроновый строп не имеет обрывов нитей, места сварки стыков звеньев цепи и колец ровные и не имеют заусенцев; пружинный замок карабина исправный, поверхность карабина гладкая, без заусенцев, выбоин, царапин и других подобных дефектов.После внешнего осмотра и устранения мелких дефектов, не могущих сказаться на прочности пояса, его испытывают статической нагрузкой. Для этого пояс закрепляют на жесткой опоре диаметром 300 мм и к карабину прикладывают тяговое усилие 400 кгс на 5 мин. Так же испытывают свободное полукольцо для застёгивания карабина и кольцо для закрепления страховочного каната. По окончании испытаний на поясе и его деталях не должно быть признаков повреждений, замок карабина должен правильно и плотно входить в его вырезы.
Установленный производителем срок периодичности испытания страховки составляет один раз в год. Но всё зависит от условий работы. К примеру, если страховочный пояс используется в условиях с повышенной влажностью или со сварочным излучением, то периодичность испытания может быть чаще.
Страховочной пояс — это средство индивидуальной защиты, которое представляет собой ремень с пряжкой и кушаком. Периодичность испытания и правила использования регламентируется правилами и приказами Минтруда РФ. Страховка используется для высотных работников. Оно предостерегает его от получения травм от падения с высоты.
- Осмотр. Средство осматривается визуально. Если обнаруживаются какие-либо повреждения (царапины, дыры, ожоги), то средство не допускается к использованию.
- Проверка документов. Проверяются результаты прошлых проверок, срок годности, производителя и так далее.
- Проверка работы СИЗ. Защиту испытывают на практике.
- Условия хранения. Важно, чтобы средство хранилось в соответствии с рекомендациями производителя.
- Проверка маркировки.
Испытание монтажных поясов по новым правилам
При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.
Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников * «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников вышек».
Для этого вертикальной стойке ограждения сообщают нагрузку равную 100 кг ± 20%. Время нагрузки – 2 минуты. После этого стойку обследуют на предмет деформаций, трещин, целостности сварных швов и т.п.
Страховочная привязь может быть использована не только для профессиональных высотных работ любого рода (монтажа, пожаротушения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.), но и для туристических походов, скалолазания и альпинизма.
По результатам осмотра обязательно заполняют соответствующие графы учётной карты СИЗ либо составляют отдельный формуляр. При этом п. 28 этих же правил возлагает ответственность на работника о своевременном уведомлении работодателя о неисправности выданного ему СИЗ. Поэтому работникам, выполняющим работы на высоте, также надлежит знать, что, как и когда проверять.
Для защиты от падения с высоты необходимо специальное оборудование. Например, монтажный страховочный пояс надежно сохранит здоровье и жизнь человека при высотных работах.
Но мало просто выполнить монтаж перил или парапета, необходимо произвести испытание страховочных систем кровли согласно ГОСТ Р 53254-2009 и пунктом 41 ППБ 01-03.
Однако компетентное лицо вправе установить более частые проверки – специальные, с учётом условий и интенсивности использования.
Периодичность проверки страховочной привязи
При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:
- Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
- порезы;
- износ;
- оплавления;
- отметины;
- химическое загрязнение;
- слабые участки;
- надрывы;
- Нити силовой прошивки:
- обрезанные;
- истёртые;
- оборванные;
- вытянутые;
- Индикаторы срыва;
- Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
- деформация;
- отметины;
- износ;
- коррозия;
- Элементы обеспечения комфорта:
- ограничители хода;
- прошивка защитных компонентов;
- защитное покрытие;
- мягкие накладки;
- разгрузочные петли и др.
Осмотру подлежат все используемые СИЗ от падения с высоты, в том числе анкерные устройства и анкерные линии, привязи, СИЗ втягивающего типа и т.д. Отдельно Правила по охране труда при работе на высоте выделяют необходимость осмотра лестниц и стремянок. В отличие от СИЗ, стремянки и лестницы необходимо испытывать.
С 2015 года все страховочные средства подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты».
Так, привязь сварщика чаще подвергается риску оплавления, страховочные элементы при эксплуатации на химическом заводе или в морском порту больше подвержены коррозии и т.д.