Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санкции в специальной оценке условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.
В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
- при введении нового рабочего места;
- при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
- при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
- если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
- если выявлено профессиональное заболевание;
- если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Что представляет собой спецоценка условий труда?
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.
- Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
- Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
- Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
- Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
- Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
- Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
- Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.
Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.
Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.
Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.
Уголовная ответственность работодателя
Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.
Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Новшества по исполнению СОУТ
Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.
По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2020 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.
Штрафные санкции за нарушение сроков проведения СОУТ
За нарушение сроков проведения СОУТ предусмотрены административное взыскания. Размеры штрафов в в Москве и по всей Московской области:
- для должностных лиц и ИП – 5.000–10.000 руб.;
- для юридических лиц – 60.000–80.000 руб.;
- при повторных нарушениях для должностных лиц ИП – 30.000–40.000 руб.;
- в той же ситуации для юридических лиц – 100.000–200.000 руб.
Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.
Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.
Мы предоставим вам:
- бесплатное юридическое сопровождение;
- консультации;
- оперативное решение проблемы.
Ошибка 4. Не отправили декларацию в ГИТ
Между тем многие работодатели аттестацию рабочих мест не проводили, и проведением СОУТ озаботились только тогда, когда началась массовая кампания, связанная с окончанием действия аттестации.
ВНИМАНИЕ! Уведомляем о проведении технических работ 6, 7 и 8 марта. В указанный период времени портал и отдельные инструменты могут быть не доступны.
Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.
Пожалуйста, скопируйте нижеприведённую ссылку в вашу программу для чтения РСС-лент. Спасибо.
Напомним, что до 01.01.2021 декларация действовала в течение 5 лет, после чего срок продлевался еще на 5 лет.
Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.
В законе установлены права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей СОУТ. Указано, как должны применяться результаты оценки, а также перечислены мероприятия, которые обязательно необходимо провести. Закон регламентирует требования к организациям, имеющим право проводить СОУТ, и государственный контроль за спецоценкой.
Доверьте проведение СОУТ аккредитованной компании. Регистрация в реестре организаций под регистрационным номером №214 от 5 февраля 2016 года.
Таким образом, специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) – это получение реальной картины состояния условий труда работников.
Проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда по основанию, указанному в пункте 2 части 2 настоящей статьи, осуществляется на платной основе за счет средств заявителя.
Весной я проводила спецоценку в маленьком агентстве недвижимости. Нужно было оценить четыре офисных места, расположенных в центре Санкт-Петербурга, запас времени у меня был.
Проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда по основанию, указанному в пункте 2 части 2 настоящей статьи, осуществляется на платной основе за счет средств заявителя.
СОУТ — это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.
В 2019 году нужно было в трехдневный рабочий срок направить в экспертную организацию любым способом подписанную копию титульного листа отчета о проведении СОУТ, а дополнительно к этому направить еще и почтой с уведомлением.
Как часто проводить и сколько действует СОУТ
Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц.
Если вам некогда вникать во все тонкости, читая и изучая нормативку, следуйте пошаговой инструкции и организуете спецоценку «без сучка, без задоринки».
Либо незаметны физически, либо мы их просто не замечаем в силу привычки. Давайте разберемся, почему это происходит.
Для подробного коммерческого предложения может понадобиться более точная информация. Тогда наш специалист свяжется с Вами!
Подробнее о штрафах и ответственности за отказ от проведения СОУТ
Инициация спецоценки – обязанность всех нанимателей. Есть исключения: субъекты предпринимательской деятельности с удаленно трудящимися наемными рабочими, с надомниками. Также обязанность проведения СОУТ не предусмотрена законодателем в отношении религиозных объединений, прошедших регистрацию в регламентированном отраслевыми НПА порядке и получивших статус организаций.
В прочих случаях проведение специальной оценки условий труда является обязательным.
Читать подробнее о сроках и периодичности проведения специальной оценки (СОУТ).
Отказ от соблюдения требований к процедуре и регламента, установленного законодателем в отношении оценки условий труда, в случае выявления нарушений может стать причиной привлечения должностных лиц, предпринимателей и компаний к ответственности в виде обязанности уплаты штрафов.
Штраф – одна из распространенных в данном контексте мер. В ряду ситуаций может быть назначена мера ответственности в виде дисквалификации (для должностных лиц), приостановки деятельности (для юридических) и т. п.
Комментарий к Ст. 14.54 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Комментируемая статья вступает в силу с 1 января 2015 г.
2. Объектами правонарушения являются общественные отношения при проведении специальной оценки условий труда. Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ТК РФ, Приказами Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», от 03.07.2014 N 436н «Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда», Приказом Роструда от 02.06.2014 N 199 «Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда».
3. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в нарушении организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.
4. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
6. Субъектами административных правонарушений являются должностные и юридические лица. Специальным субъектом выступает эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, и он несет ответственность как должностное лицо.
7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
8. Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, рассматривают должностные лица Роструда, а также судьи, если указанными должностными лицами будет признано необходимым передать дело на рассмотрение судье. Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 анализируемой статьи, рассматривают судьи.
Уголовная ответственность работодателя
Уголовная ответственность в отношении работодателя наступает в случае его доказанной вины в причинении тяжкого вреда здоровью работника или его смерти. Меры пресечения в таких случаях избираются на основании 3-х частей статьи 143 УК РФ:
- 1 часть – причинение тяжкого вреда человеку. Наказания за такое преступление может быть следующими:
- административный штраф – до 400 тыс. рублей;
- обязательные работы – от 180 до 240 часов;
- исправительные работы – до 2-х лет;
- принудительные работы – до 1 года;
- лишение свободы – до 1 года.
- 2 часть – те же действия, что предусмотрены частью 1, но повлекшие за собой смерть работника по неосторожности, предусматривают следующее наказание:
- принудительные работы до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет.
- 3 часть – правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц, влекут за собой такие наказания:
- принудительные работы сроком до 5-ти лет;
- лишение свободы до 5 лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью сроком до 3-х лет.
Специальная оценка условий труда СОУТ. Важно. Штрафы.
С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:
- в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:
- 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
- В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Организации, имеющие право на проведение СОУТ
Как бы ни хотелось работодателям сэкономить на проведении СОУТ, но самостоятельно и бесплатно осуществить эту процедуру не получится. На работодателе лежит обязанность организовать и финансировать проведение СОУТ, заключив договор со специализированной организацией (ч. 1 ст. 8, ст. 19 закона № 426-ФЗ). Такая организация должна отвечать сразу нескольким требованиям:
- Осуществление спецоценки – это основной вид деятельности организации или один из видов деятельности, указанных в уставе.
- В организации имеется как минимум 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих соответствующую профессиональную подготовку, подтверждаемую сертификатом. Обязательно наличие у всех экспертов высшего образования, дополнительной профессиональной подготовки в области спецоценки и трехлетнего опыта в этой сфере. Один их экспертов обязательно должен иметь узкопрофильное высшее образование по одной из следующих специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования.
- В организации функционирует аккредитованная испытательная лаборатория.
Быстро и удобно подобрать организацию для проведения СОУТ можно, воспользовавшись реестром аккредитованных организаций, который ведется Минтрудом России. Данный сервис позволяет выбрать компанию по различным критериям: наименованию, номеру в реестре, ИНН, ОГРН, субъекту РФ и т.д.
Здесь же можно проверить, не исключена ли организация из реестра и не приостановлена ли ее деятельность по тем или иным причинам. Кроме того, на сайте Минтруда ведется также реестр экспертов, имеющих сертификат. Здесь можно узнать, не истек ли срок действия сертификата эксперта организации и в какой именно области он может осуществлять спецоценку.
Подобрав организацию, соответствующую всем вышеперечисленным критериям, руководитель компании-работодателя должен заключить с ней договор об оказании услуг по проведению СОУТ. Форма типового контракта утверждена приказом Минтруда РФ от 24.12.2018 № 834Н.
Следует остановиться еще на одном моменте – организация, проводящая спецоценку, и ее эксперты должны быть независимы и избегать возникновения конфликта интересов (ч. 2, 4 ст. 22 закона № 426-ФЗ). Поэтому не допускается проведение спецоценки такими субъектами, как:
- должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие надзор (контроль) в сфере охраны труда и проведение государственной экспертизы условий труда;
- организации, руководители и эксперты которых являются учредителями работодателей, на рабочих местах которых проводится спецоценка, а также должностными лицами этих организаций, отвечающими за проведение спецоценки;
- организации, руководители или эксперты которых являются близкими родственниками учредителей организаций-работодателей, на рабочих местах которых проводится спецоценка, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки.
Права и обязанности работника при проведении СОУТ
Работники также вовсе не бесправны при проведении СОУТ в отношении их рабочих мест и при желании могут занимать активную позицию. В частности, сотрудники вправе присутствовать при проведении спецоценки на рабочем месте, обращаться к эксперту и работодателю с предложениями и вопросами, связанными с проведением СОУТ, представлять письменные возражения и замечания по поводу результатов работодателю или в профсоюз и даже обжаловать их (ст. 5 закона № 426-ФЗ).
Но даже при отсутствии замечаний и возражений работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
Ситуация:
Работники родильного дома подали в суд коллективный иск с требованием признать недействительными результаты спецоценки условий труда, а действия работодателя — незаконными. Свои требования они мотивировали тем, что фактически спецоценка не проводилась, и заключение является мнимым: измерения и исследования не проводились, как следствие, отсутствуют протоколы измерений, работники не присутствовали при проведении СОУТ. В результате такой спецоценки рабочим местам были присвоены классы вредности ниже, чем были установлены ранее, хотя условия труда в лучшую сторону не менялись. В результате работников лишили дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели и компенсационных выплат за вредность. Заключение экспертизы, назначенной судом, подтвердило, что качество проведенной СОУТ не соответствует требованиям законодательства. Суд признал действия работодателя по завершению СОУТ незаконными, а отчет по результатам проведенной СОУТ недействительным (см. решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 16.08.2015 по делу № 2-1320/2015).
Теоретические данные о штрафах в таких случаях
С января 2019 года вступили в силу изменения в части условий труда, увеличилась зона ответственности работодателей за невыполнение требований охраны труда. Возросли в размерах штрафы за несоблюдение требований в части охраны труда, техносферной безопасности. В интересах юридических лиц необходимо последовательное следование законодательству во избежание наказания. Инициативность руководства должна проявляться в планировании мероприятий, направленных на улучшение условий труда, главным инструментом которого служат карты СОУТ.
Важно! Ориентируясь на устанавливающий административную ответственность закон, в части СОУТ штрафы за непроведение накладывают в размере от 2-5 тысяч рублей на лицо, являющееся должностным. Непроведение специальной оценки условий труда юридическим лицом влечет за собой штраф до 80 000 рублей.*
Преамбула в законе к нарушениям относит ситуации как при отсутствии СОУТ, так и при не ознакомлении сотрудником с картой спецоценки. П.2 ст.5.27.1 Кодекса вменяет административную ответственность. Протокол составляется при проверке государственным надзорным органом по труду и занятости. В протоколе указываются виновные лица, их полномочия и объяснения действий, приведших к правонарушению.
В присутствии представителя юридического лица подписывается документ о факте нарушения. Далее за этим следует вынесение уполномоченным на то органом постановление о наложении санкций и выдается представление на устранение причин нарушения.