Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ксенон в 2023 году: штраф или лишение прав?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?
Какие лампочки обеспечивают лучшую видимость?
Сторонники ксеноновых лампочек ссылаются на то, что при их использовании фары светят сильнее и дорогу видно лучше. На самом деле с этим нельзя поспорить, поскольку свет ксеноновых фар действительно ярче. Но вот улучшают ли такие лампочки видимость?
Видимость дороги зависит не только от лампочек, но и от устройства самой фары, а именно, отражающих элементов в ней.
Обратите внимание, что фара разрабатывается исключительно для определенного типа лампочек. Можно сказать, что сначала выбирают лампочки, а уж потом под них подстраивают отражающие элементы фары.
Свет ксеноновых и галогенных лампочек сильно различается, поэтому нетрудно догадаться, что использование ксеноновых лампочек в фарах, не предназначенных для этого, ухудшает характеристики фар.
Как избежать наказания за использование ксеноновых фар
Не платить штраф за ксенон можно, только оспорив выписанное постановление в суде. В этом случае обязательно следует зафиксировать данные составляющего протокол инспектора, а также указать в нем свое несогласие, делая это на камеру или в присутствии свидетелей.
Что касается доводов в свою пользу, то, помимо штатного оборудования, можно ссылаться на то, что проверка ТС проводилась в неположенном месте, ведь такой досмотр обязательно должен осуществляться на специально оборудованных постах ДПС.
Если же дело заведомо проигрышное, то лучше не тратиться на судебные издержки, заплатив вместо этого выписанный штраф в 20-дневный срок с момента составления постановления, ведь тогда появляется официальная возможность сэкономить половину суммы.
В каких законах говорится о световых приборах авто
Утверждая, что штраф и лишение документов, разрешающих управление ТС, являются незаконными, многие водители ссылаются на отсутствие упоминания ксенона в действующем законодательстве. И действительно, если разобраться, то ни в ПДД, ни в КоАП об этом ничего не написано.
В ГИБДД было принято соответствующее разъяснение по спорному вопросу, и как нетрудно догадаться, далеко не в пользу любителей ярких ксеноновых фар.
Согласно этому разъяснительному документу, принятому еще в 2010 году запрещена езда не только со световыми приборами, несоответствующими ПТС и Правилам ЕЭК ООН, но и лампами и светоотражателями красного цвета. Во всех этих случаях водителю вменяется часть 3 ст. 12.15 с предусмотренным в этом документе наказанием от 6 до 12 месяцев. Это значит, что ставить ксенон можно только на авто, которое изначально поставлялось в такой штатной комплектации.
Разрешен ли ксенон в России
Если ксенон на транспортном средстве легальный, то претензий со стороны ГИБДД предъявлено в таком случае быть не может.
Определить легальность установленных фар можно самостоятельно. Автомобиль должен относиться к одному из вариантов:
- Ксенон встроен в линзы автомобиля на этапе производства;
- Газоразрядные лампы не установлены на заводе, но допустимы конструкцией;
- Производителем установка ксенона не предусмотрена, но автомобиль был переоборудован и подготовлен к процедуре.
Что считается нарушением
В России ксеноновый свет тотально не запрещен. Но такие световые приборы должны быть легально установлены:
- автомобиль оснащен «дневным светом» уже на заводе. Такая информация будет содержаться на маркировке фар и в руководстве к машине;
- ксенон допустим параметрами машины, но на заводе не устанавливался. То есть имеется другой вид освещения. И есть возможность без переделок поставить газоразрядные лампы;
- заводом не предусмотрен, но пройдена процедура узаконивания. Получена тех.экспертиза, произведена регистрация в ГИБДД переоборудования автомобиля. А именно, установки ламп, блока розжига, автокорректора, омывателя фар. Но эта процедура могла быть пройдена до 2015 года. Теперь переоборудование не регистрируют.
Во всех прочих случаях ксеноновый свет недопустим.
Иногда встречаются затруднительные ситуации. Маркировка фар предусматривает различные комбинации ксеноновых элементов: только ближний свет (DC), только дальний (DR), одновременно и ближний и дальний (DCR).
Если установить ксеноновую лампочку на дальний режим освещения, а фара предусматривает возможность ксенона только на ближний, то налицо нарушение. И также относительно установки газоразрядной лампы на ближний свет, когда разрешено только на дальний.
Возможно ли легально установить ксенон в 2019, если стояли галогенные лампы
Предположим, мы решили оснастить свой автомобиль, на котором штатно стояли галогенные лампы, ксеноновым светом. Насколько реально это сделать без конфликтов с законом и, если реально, что конкретно придется для этого предпринять?
Прежде всего необходимо получить разрешение на замену галогенных фар ксеноновыми. Сделать это в 2019 году вполне реально. Отправляемся в экспертную службу ГИБДД, проходим экспертизу и получаем заключение о том, кто конкретно наше ТС может быть переоборудовано под ксенон.
Теперь с разрешением в ГИБДД. Точнее, в их подразделение технического надзора. Предъявляем заключение, пишем заявление на переоборудование ТС. Машину повторно осматривают и пишут еще одно заключение.
Получив разрешение, мы имеем право заменить штатные галогенные фары на специально предназначенные для работы с газоразрядными источниками света. Тут необходимо выполнение сразу нескольких условий:
- световые приборы должны соответствовать типу света, с которым они будут использоваться: дальний, ближний или дальний/ближний (см. раздел «Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля»);
- оптика фар должна соответствовать типу ламп, которые будут в них использоваться: рефлекторная или линзованная);
- фонари в обязательном порядке должны иметь омыватель фар и корректор светового пучка. И то и другое необходимо для исключения ослепления водителей встречного транспорта (без омывателя стекло быстро покрывается пылью и грязью, что сильно влияет на светотеневую границу);
- световые приборы должны быть сертифицированы и разрешены к использованию в стране, где будет эксплуатироваться автомобиль;
- фары должны быть правильно установлены и отрегулированы согласно ГОСТу.
Установить ксенон проще всего в лицензированном сервисном центре, который по окончании работ документально заручится в том, что все оборудование и проделанные работы соответствуют требованиям нормативных документов. Проще, но стоит это будет соответственно.
Штраф и лишение прав, (КоАП РФ) за ксенон
Так как нет конкретной статьи именно про ксеноновые лампы. Указывающая на несоответствие норм режима работы для световых приборов на автомобилях, то применять к нарушителям можно лишь «общую» статью КоАП РФ. Такой универсальной статьей у нас является статья 12.5 КоАП РФ. Она в частности описывает те случаи, когда эксплуатация ТС при некоторых неисправностях или отклонениях запрещена. Именно под это и можно подвести тот случай, когда на машину устанавливается ксенон, и когда он не предусмотрен. В статье 12.5 КоАП РФ части 3 прописано следующее:
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и РЕЖИМ РАБОТЫ которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Как видим из пункта 3 есть ссылка на норму «Основные положения по допуску ТС …». Открываем этот документ и находим «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС». 3«Внешние световые приборы» п. 3.1 гласит:
Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
…также вполне может быть и применен п. 3.4
На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
Здесь все понятно. Поставил не тот рассеиватель или не ту лампу, изменил режим работы, это и является нарушением «Основных положения по допуску ТС …». Все это значит, что водитель несет ответственность по вышеупомянутой статье 12.5 КоАП РФ.
Само по себе использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству. В России по дорогам передвигается большое количество иномарок, укомплектованных производителем ксеноновыми фарами.
Однако по собственной инициативе менять тип фар, который не предусмотрен заводом-изготовителем запрещено. Такого рода тюнингом, как правило, увлекаются многие собственники отечественных авто. Но поскольку ни одна модель российского автопрома не оснащена штатными ксеноновыми фарами, чаще всего именно их останавливают сотрудники ГИБДД для проверки.
При этом осуществляется проверка маркировки на линзах — разрешается монтаж в рассеиватели типа DC, DR или DCR. Также ксеноновая фара должна иметь автоматический корректор угла наклона и фароомыватель.
Для сведения. Рассеиватель — наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность. Его назначение, защита лампы от грязи и воды. Изготавливается из стекла/пластика. Если просто — стекло фары.
- Использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству, если они установлены легально.
- Для легализации ксенона после модернизации фар нужно документально зафиксировать такие изменения в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства.
- При установке «колхозного» ксенона, будьте готовы понести наказание.
- За установку нештатного ксенона на авто для физлиц предусмотрен — штраф в размере 3 тыс. руб. с изъятием таких приборов/устройств.
- За управление таким ТС вас ждет лишение прав сроком на 6-12 месяцев с конфискацией такого оборудования. При этом для лишения прав необходимо наличие одновременно двух условий — несоответствие цвета и режима работы таких световых приборов.
- Если при управлении таким авто нарушено только одно условие из вышеперечисленных, ответственность наступает в виде одного из наказаний — предупреждение/административный штраф в размере 500 руб.
- Не могут применяться вышеуказанные наказания, если газоразрядные лампы предусмотрены в конструкции ТС производителем.
- Если суд квалифицировал нарушение по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ и при этом нарушено только одно из условий (цвет или режим работы), обжалуйте постановление и ссылайтесь на абз. 4 п. 6 ПП ВС РФ № 20.
А вам приходилось сталкиваться с проблемами после установки ксенона? Применялось ли в отношении вас административное наказание в виде штрафа либо лишения прав?
Лишение или штраф за ксенон и LED в 2022 году?
Давайте сначала рассмотрим, откуда вообще «ноги растут» у данного вопроса. Почему как рядовые водители, так и эксперты спорят о наказаниях за светодиодные источники света или ксеноновые лампочки, и даже судьи делятся во мнениях, что назначать: штраф или лишать водителей права управления.
Итак, на сегодняшний день есть 2 нормы в Административном кодексе, которые в тех или иных случаях могут быть применены при обсуждаемом нами нарушении.
- Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ предусматривает штраф 500 рублей за нарушение Перечня неисправностей (приложение к ПДД). В частности, в данном случае речь идёт о требовании пункта 3.4 документа, требующего, чтобы тип источника света соответствовал маркировке фары.
- В то же время, есть ещё часть 3 этой же статьи Кодекса. Она уже говорит о лишении прав на срок от полугода до года за несоответствующий режим работы и цвет огней фар. Плюсом к лишению идёт Конфискация ламп.
Вот и получаем, что на первый взгляд обе меры ответственности применимы в случае ЛЕД или ксеноновых ламп в галогеновой фаре. Однако, это не совсем так. Но, чтобы понять это, давайте подробнее рассмотрим диспозиции данных норм наказаний.
Как отличить нештатный ксенон от разрешенного?
Не исключены такие случаи, когда автомобилист приобретает автомобиль, в котором установлен нештатный ксенон, однако прежний владелец не сообщает об этом факте новому хозяину. Чтобы избежать наказания, автовладельцу рекомендуется провести проверку транспортного средства и, в случае необходимости, заменить нештатный ксенон на лампы накаливания.
Информацию о возможности установки ксенона на машину можно узнать в нескольких источниках:
- в руководстве по эксплуатации транспортного средства;
- непосредственно у производителя;
- проверить самостоятельно.
Отличия штатного и незаконного ксенона приведены в таблице ниже:
Штатные газоразрядные лампы | Нештатные газоразрядные лампы |
На фаре присутствует маркировка с буквой D, указана совместимость фары и лампы | Буква D в маркировке фар отсутствует |
Имеется специальный омыватель фар | Омывателя фар на автомобиле нет |
Установлен встроенный корректор направления и силы освещения | В автомобиле имеется лишь электрический ручной корректор |
Свет фар падает исключительно на дорожное полотно, не ослепляя других водителей | Рассеивание световых лучей является мерцающим, хаотичным, мешающим движению водителей встречного транспорта |
Как общаться с инспектором?
Если автовладельца остановит инспектор ГИБДД, подозревая незаконную установку ксенона, то общаться с сотрудником автоинспекции необходимо по определенным правилам.
- Автомобилисту следует попросить у инспектора предъявить служебное удостоверение в раскрытом виде и переписать все данные, указанные в документе, а также информацию с нагрудного жетона, телефон дежурной части. Все это может пригодиться в случае возникновения спорных ситуаций, которые будут решаться в суде.
- Чтобы убедиться в том, что на автомобиле незаконно установлены газоразрядные лампы, сотруднику автоинспекции потребуется заглянуть под капот автомобиля. Водитель обязан предоставить ему эту возможность.
- Важно помнить, что, согласно ч.2 ст.27.9 КоАП РФ, проверка маркировки фар является досмотром, а любой досмотр должен проходить в присутствии двоих понятых и фиксироваться на видеокамеру. Если данные условия не соблюдены, назначение наказания за ксенон будет являться незаконным.
- Водитель должен внимательно ознакомиться с составленным протоколом о досмотре ТС. Если сотрудник автоинспекции не разъяснил в устном виде автомобилисту его права и обязанности, то автовладелец имеет полное право указать данный факт в протоколе при подписании документа.
- Если собственник автомобиля не согласен с вменяемым ему нарушением, он также должен обозначить данный факт в подписываемом документе. Для этого в графе «объяснения лица» следует написать фразу «с вменяемым нарушением не согласен, требую помощи адвоката».
Реально ли в России легализовать ксенон?
Итак, вы выяснили, можно или нет вам ставить ксенон. Скорее всего вам объяснили, на какие авто это разрешено – на импортные тачки, где газоразрядная оптика предусмотрена с завода-изготовителя.
Как же быть владельцу российского ВАЗа, если ксеноновые лампы очень-очень хочется? В теории, вы можете легализовать такую установку, но приготовьтесь пройти 7 кругов ада.
- Первым делом выберите правильную оптику: лампы, омыватель фар, автокорректор. На все приборы в магазинах требуйте сертификаты, делайте себе копии, чтобы четко видна была печать;
- Напишите заявление на внесение изменений в конструкцию ТС и сдайте его в отдел технадзора в ГИБДД;
- После получения резолюции от ГИБДД, приступайте к переоборудованию. Обращайтесь только к проверенным СТО;
Хорошо быть юридически грамотным, знать законы, знать, какой на самом деле штраф за ксенон. Но при общении с инспекторами всегда чувствуйте грань, через которую не нужно переступать. Многие молодые люди, наслушавшись, как поставить на место ментов, впоследствии оказывались с еще большими проблемами. «Колхозный» ксенон — это нарушение закона, и инспектора ДПС на дороге, с которыми вы не смогли найти общий язык, не будут открывать капот и смотреть лампочки.
Они остановят другие машины и пригласят понятых. Затем попросят вас включить фары для проверки световых приборов. А затем понятые подпишут, что да, они видели вспышки, и фары медленно разгорались.
Затем передадут ваше дело в суд. Напомню, что вопрос о лишении прав на управление ТС принимают не дпсники на дороге, а суд. В суде особенно не будут разбираться, какой у вас ксенон — китайский или американский. Для суда будет достаточно бумаг инспектора и показаний двух свидетелей. В итоге — лишение прав.
Как обжаловать изъятие удостоверения
Если ксенон в итоге стал причиной для лишения водительского удостоверения, опускать руки и ждать от 6 до 12 месяцев не обязательно.
Опытные юристы знают, что можно воспользоваться нюансами законодательства для изменения инкриминируемой статьи на более мягкую. В итоге водителям возвращают их права, а в качестве наказания они платят всего 500 рублей.
Суть заключается в том, чтобы доказать законность и правомерность использования в сложившейся ситуации первого пункта статьи 12.5. То есть вы нарушили закон, предусматривающий запрет на эксплуатацию авто при наличии на нём некоторых неисправностям. К этим неисправностям также можно отнести работу оптики транспортного средства.
Также можно применить против стороны обвинения статью 12.3.1. В ней предусмотрен определённый перечень оснований, когда водителя действительно могут лишить прав. А именно:
- в автомобиле обнаружены несоответствия заводской конструкции;
- оптика работает в неправильном режиме;
- имеются нарушения относительно типа, количества или цвета приборов освещения ТС.
Стоит отметить, что зачастую в инструкции по эксплуатации к машине нет пунктов, согласно которым применять газоразрядные, то есть ксеноновые, лампы нельзя. При этом цвет и температура в рабочем режиме полностью отвечают требованиям. Это позволяет переквалифицировать наказание в статью 12.5.1. В итоге водителя ждёт предупреждение, либо же штраф, размер которого составит 500 рублей.
Есть ситуации, когда водителя всё равно лишают прав, несмотря на незаконность и необъективность оснований. У автомобилиста есть 10 календарных дней, чтобы это решение обжаловать. Обязательно убедитесь, что у вас есть весомые аргументы в свою пользу, а также жалоба подкреплена ссылками на соответствующие законы и статьи.
Что такое колхозный ксенон
Итак, что такое незаконный ксенон, китайский ксенон, колхозный ксенон как его еще называют в народе. В отличие от легального ксенона который идет на машине с завода и соответствует всем требованиям (автокорректоры, омыватели и тп), незаконный ксенон — это ксеноновая установка (лампы и блоки розжига для них) которые устанавливаются в авто, фары которого для этого не предназначены. Чаще всего их ставят в наши советские автомобили, будь то классика или поколение samara. Ставят также в бюджетные иномарки (kia, Hyundai, nissan) и др, которые с завода идут с галогеновой оптикой или с линзованной галогеновой оптикой.
Как же ведет себя машина с колхозным ксеноном на дороге? Водители таких машин зачастую как говорится “не парятся”. Конечно, ксеноновые лампы в их фарах, как они думают, светят ярко, и им все видно, но какого приходится другим участникам движения, которые едут по встречной полосе? Этот вопрос видимо их не волнует, а очень зря. Встречные машины ослепленные мощным потоком света от неправильного ксенона просто вынуждены как минимум сбавить скорость. В некоторых ситуациях вообще может быть потерян контроль над дорогой, потому что её просто напросто становится не видно. А это чревато ДТП.
По статистике в большинстве случаев такой вот колхозный ксенон устанавливают, молодые люди которые недавно получили права или купили первую машину. Они хотят показать всем что их авто заметное, привлекает к себе взгляды окружающих (особенно со спиленными пружинами, об этом мы поговорим в другой статье), можно похвалится перед друзьями и тп. Им, конечно же, наплевать на то, что они вызывают опасные ситуации на дорогах, могут быть причиной возникновения ДТП. Главное это показать свою крутость.
Какое наказание ожидает водителей за незаконную установку
На сегодняшний день, в случае наступления административного правонарушения, вся ответственность по защите лежит на плечах собственника транспортного средства.
Получается, автовладельцу придётся доказывать свою невиновность и правомерность действий, а не гаишнику то, что водитель нарушил административный кодекс.
Суды, как правило, верят больше сотрудникам ответственных органов, чем рядовым гражданам и не уделяют особого внимания на прочие тонкости административных вопросов.
Сегодня нарушение в установке ксенонового освещения считается приравненным к неисправностям транспортного средства, при которых запрещается эксплуатация автомобиля (пункт 3.4 Глава 3 Перечень неисправностей ТС).
При самостоятельном установлении ксенонового оборудования в фары, которые не предназначены для этого, автовладелец привлекается к административной ответственности и лишается права на управление транспортным средством на срок от шести месяцев до года.
Причём инспекторами ДПС производится конфискация осветительных приборов, относящихся к ксенону (часть 3 статья 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Получается, что простым штрафом не отделаться, его попросту нет. За такое нарушение придётся поплатиться правом на управление машиной и потерей финансов, потраченных на недешевое ксеноновое оборудование.
Последний пункт, связанный с ответственностью автовладельцев, указывает на невозможность установки лампочек красного цвета или световозвращающих приспособлений того же оттенка на переднюю часть автомобиля (часть 1 статья 12.4 Кодекса об Административных правонарушениях РФ).