Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неповиновение сотруднику полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все действия государственных служащих, осуществляющих контроль за соблюдением правопорядка, а также наказания за неисполнение своих обязанностей, отражаются в федеральных законах и распоряжениях. Основным документом, регулирующим ответственность сотрудников полиции, является принятый в 2011 году Федеральный закон. Он называется «Дежурство в органах внутренних дел и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Когда накладывается административная ответственность
Есть несколько условий, при которых выбирается мера пресечения в отношении сотрудника полиции. Государственные служащие привлекаются к административной ответственности в следующих случаях:
- За совершение действий, не соответствующих правилам поведения уполномоченных лиц.
- За публикацию заказов, приказов и других документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующих им.
- За невыполнение возложенных на них задач, в том числе за осуществление контроля над подчиненными.
- За превышение полномочий. Обязанности, возложенные на сотрудников полиции, отражены в нормативных документах и должностных инструкциях.
Основанием для привлечения к ответственности является состав раскрытого преступления.
Когда накладывается административная ответственность
Существует несколько условий, при наличии которых в отношении сотрудника полиции избирается мера пресечения. К административной ответственности привлекаются государственные служащие в следующих случаях:
- За совершение действий, которые не соответствуют правилам поведения уполномоченных лиц.
- За издание приказов, распоряжений и иных документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующие им.
- За невыполнение возложенных на них обязанностей, в том числе по осуществлению контроля за подчиненными лицами.
- За превышение полномочий. Возложенные на сотрудников полиции обязанности отражены в нормативной документации и должностных инструкциях.
Основанием для наложения ответственности является состав выявленного правонарушения.
Уголовная ответственность
Согласно действующему законодательству, она наступает при совершении проступков, которые представляют опасность для общества. Предусмотрена уголовная ответственность сотрудников полиции за нарушения, которые расцениваются как преступления против государства. К ним можно отнести взяточничество, злоупотребление полномочиями, служебный подлог, игнорирование приказов начальства. В подобных ситуациях регламентирующим документом является Уголовный кодекс.
Этот вид ответственности наступает и тогда, когда сотрудник посягает на свободу и права граждан. Например, он нарушает тайну телефонных переговоров, неприкосновенность частной жизни, отказывает в предоставлении информации.
За совершение тяжких преступлений, например, за убийство, совершение ДТП со смертельным исходом, воровство и пр. сотрудников полиции судят так же, как и рядовых граждан. Должность лица не является смягчающим обстоятельством при выносе приговора.
Административная ответственность госслужащих: понятие
Под этим термином понимается применение к сотрудникам полиции санкций, которые накладываются непосредственно за нарушение их профессиональных обязанностей. Все возможные меры наказания указаны в КоАП.
Привлечение сотрудников полиции к ответственности происходит в том случае, если их действие соответствует сразу трем критериям. Признаки административного правонарушения:
- Противоправность. Этот критерий является основополагающим. Его суть заключается в совершении сотрудником полиции деяния, которое запрещено на уровне действующего законодательства.
- Виновность. Это такая характеристика, которая подтверждает необходимость наложения ответственности. Уполномоченными лицами проводятся мероприятия, результатом которых является подтверждение или исключение вины.
- Наказуемость. Последний признак совершенного нарушения. Под этим термином понимается возможность определения меры наказания для государственного служащего.
Таким образом, административная ответственность на сотрудников полиции накладывается в том случае, если выявлено нарушение и доказана вина уполномоченного лица. При этом за совершенное деяние должна быть определена мера наказания.
Существует несколько условий, при наличии которых в отношении сотрудника полиции избирается мера пресечения. К административной ответственности привлекаются государственные служащие в следующих случаях:
- За совершение действий, которые не соответствуют правилам поведения уполномоченных лиц.
- За издание приказов, распоряжений и иных документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующие им.
- За невыполнение возложенных на них обязанностей, в том числе по осуществлению контроля за подчиненными лицами.
- За превышение полномочий. Возложенные на сотрудников полиции обязанности отражены в нормативной документации и должностных инструкциях.
Привлечение сотрудников полиции к административной ответственности
Задача 31
Сотрудником ГИБДД у водителя за проезд на красный сигнал светофора и превышение разрешенной скорости движения было изъято водительское удостоверение и предложено явиться в городской отдел ГИБДД для рассмотрения дела об административном правонарушении. Кроме этого правонарушителю было разъяснено, что водительское удостоверение он сможет получить после уплаты штрафа.
Законно ли изъятие водительского удостоверения? Когда, каким органом и на какой срок оно может изыматься?
Задача 32
Тимко, будучи в нетрезвом состоянии, выражался нецензурными словами в помещении вокзального буфета, а когда его задержали, он, вырываясь, махнул рукой и опрокинул поднос с посудой, причинив ущерб на сумму 37 рублей.
1. Усматривается ли в действиях Тимко состав правонарушения?
Административная ответственность госслужащих: понятие
Под этим термином понимается применение к сотрудникам полиции санкций, которые накладываются непосредственно за нарушение их профессиональных обязанностей. Все возможные меры наказания указаны в КоАП.
Привлечение сотрудников полиции к ответственности происходит в том случае, если их действие соответствует сразу трем критериям. Признаки административного правонарушения:
- Противоправность. Этот критерий является основополагающим. Его суть заключается в совершении сотрудником полиции деяния, которое запрещено на уровне действующего законодательства.
- Виновность. Это такая характеристика, которая подтверждает необходимость наложения ответственности. Уполномоченными лицами проводятся мероприятия, результатом которых является подтверждение или исключение вины.
- Наказуемость. Последний признак совершенного нарушения. Под этим термином понимается возможность определения меры наказания для государственного служащего.
Таким образом, административная ответственность на сотрудников полиции накладывается в том случае, если выявлено нарушение и доказана вина уполномоченного лица. При этом за совершенное деяние должна быть определена мера наказания.
Существует несколько условий, при наличии которых в отношении сотрудника полиции избирается мера пресечения. К административной ответственности привлекаются государственные служащие в следующих случаях:
- За совершение действий, которые не соответствуют правилам поведения уполномоченных лиц.
- За издание приказов, распоряжений и иных документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующие им.
- За невыполнение возложенных на них обязанностей, в том числе по осуществлению контроля за подчиненными лицами.
- За превышение полномочий. Возложенные на сотрудников полиции обязанности отражены в нормативной документации и должностных инструкциях.
Комментарий к ст. 2.5 КоАП
Комментируемая статья Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ была изложена в новой редакции. Данная редакция, по сравнению с предыдущей, более конкретно устанавливает, за какие административные правонарушения военнослужащие и приравненные к ним лица несут ответственность на общих основаниях, а за какие — в соответствии со специальными законодательными и подзаконными актами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с послед. изм.) к военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с послед. изм.) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Что касается иных государственных служащих, перечисленных в комментируемой статье, то особенности привлечения к административной ответственности установлены лишь для тех служащих органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которым присвоены специальные звания в соответствии с законодательством о государственной службе.
Поводом к возбуждению дела может служить как непосредственно обращение физического или юридического лица о выявленном нарушении, так и самостоятельное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы признаков такого правонарушения, в том числе из средств массовой информации.
Привлечением сотрудников ГИБДД к ответственности по Закону занимаются их же коллеги, однако в подавляющем числе случаев на такие нарушения все закрывают глаза.
Также и по камерам, работающим в автоматическом режиме, постановления о наложении административного штрафа должны выноситься в отношении собственника транспортного средства, но мы не знаем ни одного случая, чтобы такое наказание было наложено на структуру МВД, в собственности которой имеются транспортные средства полиции.
Остановка и стоянка в неположенном месте, нарушение требований разметки и дорожных знаков, любые другие нарушения могут послужить основанием для привлечения инспектора ГИБДД к административной ответственности.
Статья 33. ответственность сотрудника полиции
Ответственность наступает только в том случаи, когда виновный имел реальную возможность оказать помощь, или же недопущение такой ситуации было его обязанностью (например, мать оставила в опасности несовершеннолетнего ребенка и имеет место ненадлежащее исполнение родительских обязанностей). Наказание за такое преступление может быть следующим:
- Штраф в пределах до 60000 рублей или в размере суммарного дохода виновного за полгода месяца.
- Обязательные работы до 360 часов.
- Исправительные работы сроком до 12 месяцев.
- Принудительные работы сроком до 12 месяцев.
- Арест на период в пределах 3-х месяцев.
- Лишение свободы сроком до 12 месяцев.
Бездействие сотрудников полиции Ответственность за бездействие сотрудников полиции отображена не в УК РФ, а в Федеральном законе «О полиции».
Профилактические меры
В РФ существует несколько мер профилактического характера, которые направлены на предотвращения рассматриваемых преступлений:
- улучшение материального обеспечения населения, что уменьшает число недовольных граждан;
- постановка на учет и проведение разъяснительной работы с лицами, которые отбывали наказание за подобные правонарушения;
- профессиональная переподготовка сотрудников правоохранительных органов;
- создание условий по неотвратимости привлечения к ответственности для лиц, совершивших преступления подобного характера;
- использование СМИ для обнародования фактов привлечения к ответственности лиц, оказавших сопротивление представителям государственной власти.
Существенное снижение количества сопротивлений сотрудникам ОВД происходит в случае реализации комплекса социальных мер, поддержки населения:
- стабильность социальной составляющей жизнедеятельности граждан;
- просвещение граждан в правовой сфере;
- приобщение населения к культурным ценностям;
- формирование положительного мнения о работе правоохранительных органов.
Что подразумевается под незаконной трудовой деятельностью?
Трудовая деятельность это осуществление лицом любой работы, на возмездной основе. Оплата может быть, как деньгами, так и в натуральном виде – например бесплатное проживание у работодателя. По общим правилам сам иностранец должен иметь патент на работу, так и работодатель тоже должен воспользоваться квотой и иметь необходимый пакет документов для привлечения иностранных работников.
Для привлечения организации за нарушение в сфере миграционного законодательства, а именно по статье 18.15 КоАП РФ, уполномоченному лицу необходимо доказать не просто факт работы, а факт наличия трудовых отношений между иностранцем-нелегалом и организацией. Обычно полиция считает что пары фотографий человека на рабочем месте, плюс рапорта от сотрудника вполне достаточно для этих целей. Однако в действительности, судебная практика говорит об обратном. Правильные и последовательные показания привлекаемого лица, свидетелей, выверенная документация организации с легкостью доказывает обратное.
В подавляющем большинстве случаев, в основу доказательной базы виновности юридического лица в совершении административного правонарушении предусмотренного ст. 18.15 КоАП РФ, ОВМ кладет вступившее в законную силу постановление суда о привлечении задержанного работника по ст. 18.10 КоАП РФ (незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности на территории РФ). После выявления на объекте иностранца без патента, сразу юридическому лицу никаких претензий миграционный орган не предъявляет, первым делом задержанного доставляют в суд. В суде этого человека (просто как физическое лицо) в лучшем случае штрафуют (обычно еще и выдворяют из страны), но самое главное — в своем постановлении суд указывает что иностранец осуществлял трудовую деятельность в конкретной компании (ООО,ИП) то есть формально этот факт установлен судом. Через 10 суток со дня вынесения, постановление суда вступает в законную силу, и вот теперь, с установленным судом фактом осуществления гражданином иностранного государства незаконной трудовой деятельности наступает время привлекать юридическое лицо в котором осуществлялась вышеназванная деятельность.
Когда на Вашем предприятии задержали иностранных работников без необходимых документов — не бросайте их, обеспечьте им юридическую помощь. Если работника изначально не смогут привлечь по ст. 18.10 КоАП РФ, то и привлечь в дальнейшем юридическое лицо по 18.15 КоАП РФ становится практически невозможно — это верный способ избежать наказания для ООО/ИП. Справиться с проблемой на начальном этапе всегда значительно проще.
Неоказание медицинской помощи
Если без серьезных причин не была оказана медицинская помощь человеку, при этом лицо обязано было ее оказать в соответствии с нормативными актами, то наступает уголовную ответственность согласно ст. 124 УК РФ.
Важно!
Врачи несут особую ответственность — в их руках жизни людей. Именно поэтому врачебная халатность не прощается. Не прощает их и Уголовный Кодекс РФ —
халатность врачей
может грозить лишением свободы на срок до 7 лет.
В ситуации, когда не предоставление медицинской помощи повлекло вред средней тяжести для пострадавшего, то наказание может быт следующим:
- Штраф в размере до 40000 рублей или суммарного дохода виновного за три месяца.
- Обязательные работы продолжительностью до 360 часов.
- Исправительные работы срок до двенадцати месяцев.
- Арест на период в пределах четырех месяцев.
Если же неоказание помощи привело к гибели пострадавшего или причинение его здоровью тяжкого вреда, но наказание будет более суровым:
- Принудительные работы продолжительностью до 4 лет.
- Лишение свободы на срок до 4 лет
Разъяснение законодательства
Вопрос: В апреле 2018 году я обратился в отдел полиции нашего города с заявлением по вопросу распространения в сети «Интернет» информации о пропаганде насилия среди несовершеннолетних. До настоящего времени ответа на свое обращение я не получил, в связи с чем в мае написал повторное обращение. Аналогичная ситуация повторилась и со вторым моим заявлением. Подскажите, может ли прокуратура привлечь к ответственности сотрудников полиции за нарушение порядка рассмотрения моих обращений?
Отвечает помощник прокурора города Курска Екатерина Шуляк: Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Административная ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ наступает за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 2.5 КоАП РФ предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, несут дисциплинарную ответственность за административные правонарушения, не указанные в ч.2 настоящей статьи.
Поскольку ст. 5.59 КоАП РФ не входит в перечень административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, за которые указанные в ч.1 данной статьи должностные лица несут административную ответственность на общих основаниях, прокуратурой в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении сотрудников полиции будет отказано по основанию п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Что делать свидетелям массовой драки
При массовых драках, начатых в людных местах, высокая вероятность того, что участниками побоев станет огромное количество людей. По этой причине при первых признаках драки необходимо тут же вызвать полицию. Связаться с сотрудниками полиции может как жертва, так и прохожие. Если же драка случилась в помещении, то вызвать полицию необходимо работающим в учреждении людям.
Пример: в кафе произошла массовая драка между пьяными посетителями. Сотрудники кафе без каких-либо причин и веских объяснений так и не вызвали сотрудников полиции. В результате по итогам разбирательства они тоже столкнулись с ответственностью.
Внимание
Если участники драки помешают сотрудникам полиции или другим неравнодушным лицам в пресечении противоправного поведения, то ответственность дополнится квалифицирующими признаками, и общее наказание будет ужесточено.
Вызванные сотрудники полиции предпримут действия, которые предотвратят дальнейшие побои, окажут пострадавшим первичную медпомощь (к примеру, обработка ран, перевязка), опросят свидетелей, затребуют необходимые документы, оформят административное либо уголовное дело.
Если полиция не вмешается, то привлечь виновных к ответственности вряд ли получится. В связи с этим вызов сотрудников полиции при массовой драке обязателен.