Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как гражданам Украины получить временное убежище». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если денег на первое время нет, возникает идея взять кредит. Но сделать это будет сложно. Банки чаще всего отказывают из-за того, что есть большая вероятность, что иностранец вернется на родину, не погасив задолженность. Не помогают даже справки с работы о стабильной заработной плате.
Обязанности беженцев и лиц, получивших убежище
Поле получения временного убежища в 2023 году, как и прежде, каждый должен встать на миграционный учет по месту фактического проживания. Часто для этого требуется подтвержденная регистрация. Если происходит переезд, необходимо сообщить об этом в МВД и перевести дело на новое место.
Как и остальные жители России, иностранцы с разрешением на проживание обязаны платить налоги. При устройстве на работу также удерживаются все рабочие налоги. Отчисления в пенсионный фонд ведутся, только когда срок контракта превышает полгода. Работодатель самостоятельно может оформить СНИЛС на своего сотрудника.
Резидент, РВП, беженцы имеют право открыть на территории РФ индивидуальное предприятие. При этом налоги взимаются в том же порядке, что и с предпринимателей, являющихся гражданами страны.
Права и обязанности лица, получившего убежище
Украинцы, проживающие в России на означенном положении, имеют следующие основные права:
- Трудоустраиваться на легальных основаниях (и рассчитывать на содействие со стороны компаний по трудоустройству);
- Получать образование наравне с гражданами России;
- Пользоваться бесплатной медицинской помощью (при обладании страховым медицинским полисом).
Более специфические возможности, например, услуги бесплатного переводчика или повышенную компенсацию за некачественную транспортировку багажа получает тот, кто сможет доказать свою особую нужду в подобных привилегиях.
К непременным обязанностям владельца удостоверения ВУ можно отнести:
- Постановка на учёт в органы ФМС;
- Оповещение в семидневные сроки органов ФМС об изменении собственных имени и/или фамилии, а также семейного статуса;
- Снятие с учёта в местном отделении миграционной службы при перемене места жительства или получении гражданства другой страны.
Подводные камни миграционного законодательства
Чтобы узнать, как дело с легализацией беженцев обстоит на практике, мы позвонили на горячую линию Ассоциации адвокатов России за права человека. Специалисты этой общественной организации консультируют беженцев по телефону и уже имеют определенный опыт.
По словам руководителя Ассоциации Марии Баст, человеку, въехавшему в РФ из регионов Украины, получить разрешение на работу непросто. Дело в том, что миграционное законодательство в России очень суровое и противоречивое. Любого гражданина Украины закон РФ сейчас расценивает как трудового мигранта, а на трудовых мигрантов в регионах существуют квоты.
У человека со статусом «временное пребывание» возможности трудоустройства ограничены. Для того чтобы устроиться на работу, ему нужно получить патент или разрешение, но выдают их очень неохотно.
В отличие от граждан Белоруссии, для которых процедура трудоустройства такая же как и для граждан РФ, для граждан Украины, приехавших из зон военного конфликта, никаких послаблений нет. Если у человека будет статус беженца, то он сможет работать, но ждать решения о статусе нужно три месяца, и пока статус не оформлен, официально устроиться на работу нельзя, а за нелегальное трудоустройство работодателей строго наказывают.
Утрата временного убежища
Утрата временного убежища, согласно п. 16 Правил, возможна в случае:
- устранения причин, по которым оно было выдано;
- получения ВНЖ, приобретение гражданства РФ или гражданства иного государства;
- покидания пределов РФ для постоянного проживания за ее пределами.
В это же время, согласно п. 17 Правил, лицо может быть лишено статуса временного убежища принудительно, если:
- осуждено за уголовное преступление на территории России;
- сообщило неправдивые сведения или предоставило поддельные документы при получении статуса;
- получило административное наказание за проступки, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Кто может получить временное укрытие
Много вопросов задают о том, какие категории граждан и в каком случае могут получить данное свидетельство на временное убежище. Расскажем обо всем по порядку.
Временное убежище вам дадут в таких случаях:
- Вы имеете веские юридические основания получить статус беженца на территории РФ, но вы не хотите оформляться. Тогда вы можете попросить, чтобы вам предоставили временное убежище.
- Юридически вы не имеете права получить право стать беженцем, но если соответствующие органы Российской Федерации из-за гуманных убеждений решили не отпускать вас на родину, тогда вы можете оформить документы о получении убежища.
Страна может позволить вам оставаться на территории и получить право на временное убежище, например, в том случае, когда вы тяжело больны, а в вашей стране нет возможности вам оказать помощь. Сюда не относится вариант, когда есть средства, но вы не можете оплатить расходы или если на территории вашего государства вам угрожает опасность (например, как сейчас для граждан Украины на территории, где проводятся военные действия).
Документы для предоставления временного убежища
Какие необходимо предоставить бумаги, чтобы получить свидетельство о предоставлении временного убежища РФ? Первым делом заполняется заявление по образцу. Желающие могут распечатать бланк самостоятельно, посетив электронный ресурс ФМС и скачав с него документ. Следующим шагом должно стать обращение в миграционную службу, которая располагается в конкретном территориальном органе, и предоставить им заполненную анкету. Это все что следует сделать, чтобы получить временной убежище.
При себе необходимо наличие паспорта, какого-либо документального подтверждения родственных отношений, миграционной карты и фотокарточек. Вот такой пакет документов открывает перед иностранным жителем новые возможности проживания в РФ.
Продление временного убежища
Как было указано ранее временное убежище предоставляется лицу на год, однако может продлеваться на тот же срок неограниченное количество раз. Для этого, лицу нужно повторно обратиться с заявлением в миграционный орган, в котором он состоит на учете, и заявить о продлении временного убежища. В заявлении указываются обстоятельства обосновывающее данное продление.
Данное заявление подаётся за месяц до истечения очередного календарного года с момента предоставления временного убежища, однако при уважительных причинах данный срок может быть продлён, но не более чем на месяц.
В случае не обоснования того, что Вашей жизни что-то угрожает при возврате к себе в страну Вы легко можете получить отказ в продлении. Ведь сама процедура предоставления временного убежища не является альтернативой оформления пребывания иностранного гражданина на территории РФ.
Укажите в заявлении, какие преследования, гонения, наказания, угрозы со стороны Вашего государства могут начаться по возвращению, приведите подробные аргументы доводам. К уважительным причинам пропуска срока подачи заявления укажите болезнь, незнание закона, отсутствие финансовой возможности, потеря работы, возможно климатические причины, если таковые имели место быть. Перечень уважительных причин законом не закреплен и является открытым, в связи с чем подумайте, какие могли быть помехи именно в вашей ситуации.
При отсутствии обоснования гуманных причин или оснований для придания статуса беженца иностранному гражданину временное убежище не предоставляется, а срок, на который было предоставлено временное убежище, не продлевается. То же имеет место и при пропуске иностранным гражданином или лицом без гражданства без уважительных причин срока подачи заявления о продлении срока предоставления временного убежища (пункт 12).
Предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем, поданного в территориальные органы МВД, проводится в течение 5 рабочих дней после его подачи. Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу проводится в течение 3 месяцев. Срок может быть дополнительно увеличен с согласия заместителя министра внутренних дел не более чем на 3 месяца.
Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу, поданного в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ заявителем, который находится за пределами РФ, рассматривается в срок до 2 месяцев, начиная с дня выдачи свидетельства о рассмотрении ходатайства. Срок также может быть продлен по решению заместителя министра МВД РФ на срок не более 3 месяцев.
Конечным результатом рассмотрения является выдача заявителю удостоверения беженца или свидетельства о предоставлении временного убежища в зависимости от того, что запрашивал заявитель.
Права и обязанности беженцев
Правовое положение иммигрантов, признанных беженцами, определяются не только «Законом о беженцах», но и такими международными документами, как Нью-Йоркский Протокол от 31.01.1967 г. и Женевской конвенцией от 28.07.1951 г. В этих документах определены основные принципы, которых в обязательном порядке должно придерживаться любое государство в отношении беженцев. Основной их является запрет на высылку или принудительную отправку из страны людей, имеющих статус беженцев. Также в них предусмотрены социальные гарантии и права беженцев.
Права | Обязанности |
Услуги переводчика. | Неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации. |
Получение правовой помощи в оформлении документов на въезд. | Своевременное предоставление всех нужных документов. |
Физическая защита, соцобеспечение, медицинская помощь. | Обращение в миграционные органы для постановки и переучета в установленный срок. |
Проживание, питание, использование коммунальных коммуникаций. | Соблюдение правил общежития в пункте временного пребывания или на арендуемой жилплощади. |
Получение среднего (общего и специального), высшего образования. Официальное трудоустройство или постановка на учет в центре занятости населения. | Своевременное сообщение об изменении своего места положения или анкетных данных. |
Единовременное пособие. | |
Обращение за разрешением на получение гражданства РФ. | |
Добровольно покинуть страну для возвращения на свою родину. |
Переселенцы в Украине: число, поддержка
В Украине переселенцами являются лица, покинувшие свое постоянное место проживания в результате боевых действий на Донбассе (антитеррористической операции). Также статус переселенца имеют право получить жители Крыма, которые выехали в украинские населенные пункты.
По состоянию на декабрь 2018 года, число таких лиц возросло до 1,6 миллионов. Основная масса выехавших – это молодежь и люди средних лет. Указанная цифра свидетельствует только о тех людях, кому выдана справка переселенца, кто зарегистрировался в органах социальной защиты.
На самом деле количество людей из Луганска и Донецка, покинувших свои дома, значительно больше, поскольку не все официально оформляют данный статус. Кроме того, часть населения республик ЛНР и ДНР выезжает в ближайшие страны (Россия, Беларусь, Польша).
В Украине еще в 2014 году был принят закон № 1706-VII, регламентирующий права перемещенных из зоны АТО лиц, и ряд постановлений Кабинета Министров. Законодательством страны регулируются вопросы приобретения статуса, гарантии прав, получения материальной помощи. Международные благотворительные фонды и волонтерские организации оказывают содействие в предоставлении психологической, юридической помощи, поиске работы, жилья, предоставлении продуктов питания и одежды, получении грантов на открытие бизнеса и т.д.
Беженцы в России не содержатся за счет государства в полной мере. В местах временного размещения им не предоставляются выплаты. Каждый может рассчитывать только на ночлег и питание. Особо нуждающиеся в дальнейшем могут получить единоразовые выплаты. К ним относятся:
- Матери-одиночки с детьми младше 3 лет.
- Инвалиды, находящиеся в России без семьи.
- Одинокие пенсионеры (пенсия в этом случае считается только по возрасту, без учета выслуги лет).
- Многодетные семьи с 3 и более несовершеннолетними детьми.
Выплаты зависят от места пребывания. В городах беженцы смогут получить сумму равную минимальному размеру оплаты труда на каждого члена семьи. В сельской местности эта сумма в 2 раза больше, но выплаты проходят в 2 этапа. Половина получается при регистрации, вторая после размещения в селе.
Получить положенные деньги можно по заявлению в региональном отделении МВД. Для этого необходим следующий перечень документов:
- Удостоверение беженца.
- Заявление по образцу.
- Подтверждение того, что человек подходит под категорию особо нуждающихся: свидетельство о рождении детей, справка об инвалидности, пенсионное удостоверение.
Материальную помощь от российского государства может получить лишь ограниченное число беженцев. Главный упор стоит на том, чтобы помочь с поисками работы.
Правовой статус беженца в РФ
На получение статуса беженца в РФ может претендовать лицо, которое не является гражданином РФ, но:
- в силу наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-то социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений;
- не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.
Многих интересует вопрос: что дает статус беженца?
Статус беженца является официальным разрешением на проживание на территории РФ. Он дается сроком на 3 года.
Согласно действующему законодательству, беженцы имеют право:
- на получение лекарственной и медицинской помощи;
- содействие в провозе багажа к месту проживания;
- размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами;
- социальную защиту со стороны государства;
- занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения и т. д.
Следующие вопросы, которые интересуют граждан, подвергшихся политическому и иному преследованию, – как получить статус беженца и где можно получить статус беженца в России?
Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ
С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».
Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:
1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».
Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).
2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).
3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 3271 ТК РФ).
4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 3272 ТК РФ).
Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».
Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.
5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 3272 ТК РФ.
Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».
Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.
Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3275 ТК РФ).
В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.
7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3276 ТК РФ).
Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».
В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.
Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.
1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.
2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений
3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.
4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».
5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).
Могут ли отказать в предоставлении убежища
Нужно быть готовым к тому, что решение комиссии не всегда может быть вынесено в пользу заявителя, в предоставлении убежища могут и отказать.
В качестве причин отказа чаще всего приводят следующее:
- отсутствие паспорта – помните, что получить статус могут и лица без гражданства;
- нет в наличии доказательств законного пребывания в РФ, но даже если вы прибыли нелегально, у вас есть сутки, чтобы обратиться в миграционную службу (во всех остальных случаях основанием может служить миграционная карта);
- в документах имеются какие-то указания на то, что заявитель проживает в другом российском регионе – документы принимаются по месту пребывания, а не регистрации, поэтому перенаправление в другое отделение ГУВМ МВД является неправомерным;
- отсутствие договора аренды жилья (при этом в перечне бумаг такого документа нет);
- нарушение сроков продления свидетельства;
- несоблюдение правил пребывания.