Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алгоритм расчета того или иного налога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый вид налога рассчитывается согласно строгому перечню правил, регулируемому ст. 52 Налогового Кодекса. Определено, кто вычисляет сумму налога в каждом отдельном случае. Также здесь указаны все параметры, необходимые для расчетов: объект и база, период и срок, льготы и вычеты, если они имеют место быть.
Как отражают текущий налог на прибыль в учете
Ведение корректного учета является залогом того, что налогооблагаемая прибыль по НУ и по БУ совпадут. Приведенная формула БУ текущего налога на прибыль представляет собой сумму данных на бухгалтерских счетах. Правильность отражения налога в бухучете можно проконтролировать.
Условный расход (доход) отражают на отдельном субсчете счета 99. Для контроля данных сверяются с оборотом по этому субсчету. Для контроля ПНД и ПНР также открывают отдельный субсчет по счету 99. Отрицательная разница между оборотами субсчета показывает ПНД, а положительная – ПНР.
ОНА представляет собой разницу дебетового и кредитового оборота по счету 09, по ОНО такую же информацию дает счет 77.
Текущий налог на прибыль отражается в отчете о финансовых результатах по строке 2410.
Подготовлен новый бланк отчета о финансовых результатах, который будет актуален начиная с отчетности за 2020 год. В нем, кроме привычного текущего налога на прибыль, учитывается так называемый отложенный налог на прибыль. По мысли законодателя, это суммарное изменение ОНО и ОНА, кроме операций, не включаемых в расчет бухгалтерской прибыли. Отложенный и текущий налог на прибыль в новом бланке составляют сумму налога на прибыль за период.
Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами
Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 372-ФЗ) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, указанной в п. 1 или 3.1 ст. 224 НК РФ, и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет в следующем порядке:
Ситуация |
Порядок уплаты |
На момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, составляет менее 650 тыс. руб. или равна этой сумме |
Уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения |
На момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превысила 650 тыс. руб. |
Уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения в следующем порядке:
|
Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества
Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10
Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.
Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.
С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.
В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.
Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.
Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Возникшие в прежних годах убытки можно включать в формулу налога за текущий год.
Делается это достаточно просто – при расчете показателя НБ вычитается допустимая сумма убытка.
Напомним ряд ограничений. Убытки включаются в общую формулу НБ:
- По размеру. За период с 01.01.2017 по 31.12.2021 результат, полученный по формуле до вычета убытков, можно уменьшить на них не больше, чем на 50%;
- По сроку. Списывать убытки в уменьшение налога без срока можно те, что возникли после 01.01.2007 года. При списании нужно действовать в хронологическом порядке – от самого старого к более новым;
- По характеристикам. Нельзя включать в формулу расчета НБ отрицательные результаты:
Налоговая аналогия: спорный расчетный метод
Как правило налоги, доначисленные налоговиками расчетным способом, существенно превышают те суммы, которые вы заявляли к уплате или готовы уплатить.
Почему?
Доходы собрать легко. По банковским выпискам, по встречкам. Будете потом доказывать, что эти поступления авансы, залоги, возвратные средства – и что к налоговой базе они отношения не имеют.
А вот с расходной частью – вообще все непросто. Как вы понимаете, одного факта оплаты недостаточно. Расходы разношерстны и по каждому виду имеются свои нюансы: и особый порядок признания, и вариантность учета, определенная учетной политикой, нормативы списания, даты признания и прочее. Не говоря про обоснованность, документальное подтверждение и направленность расходов на получение дохода.
Да, суды указывают, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль и при упрощенной системе налогообложения (Доходы-Расходы) х15% расходы надо учитывать.
Полезные постановления Президиума ВАС РФ от 9 марта 2011 г. №14473/10, от 25 мая 2004 г. № 668/04 и от 19 июля 2011 г. № 1621/11. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2007 г. N Ф04-6486/2007(38351-А45-40) и ФАС Дальневосточного округа от 26 ноября 2008 г. N Ф03-5189/2008.
Ок, возможно такие очевидные расходы как расходы на оплату труда и страховые взносы налоговики и примут по вашим сданным в ИФНС декларациям и расчетам. Но не стоит рассчитывать, что ревизоры займутся восстановлением вашего учета. Не для этого назначена налоговая проверка. И от нее ждут эффективности. Доначислений.
По вычетам НДС своя история. В этом вопросе суды единогласны: подлежащий уплате в бюджет – да, можно исчислить расчетным путем. Но возможность определения вычетов расчетным путем, налоговым законодательством не предусмотрена. Право на вычет носит заявительный характер и подтверждается счетами-фактурами. И если налогоплательщик это право не заявил и не подтвердил, то налоговый орган предоставлять вычет не обязан.
То есть кредит 68 счета налоговики соберут, а Дт—увы.
Об этом подп. 7 пункта 1 статьи 31 и пункт 7 статьи 166 Налогового кодекса, определение ВС РФ от 14 марта 2016г. № 303-КГ16-312, постановления Президиума ВАС РФ от 09 ноября 2010г. N 6961/10 и от 30 октября 2007г. N 8686/07, постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2011 г. N А56-13885/2010 и ФАС Поволжского округа от 14 декабря 2010г. N А55-1057/2010.
Несколько лет назад суды не приветствовали расчет налогов по аналогии, досконально разбираясь в каждом конкретном случае, критически изучали обоснованность применения расчетного метода, настаивали на грамотных расчетах, отклоняли вольности и пресекали самодеятельность налоговиков.
Вообще судебный спор – штука творческая. Но суды в современных реалиях — явно на пробюджетной позиции. Спорить стало сложно. Но все еще можно убеждать. И удивлять.
От подсчета налогов расчетным методом отбиться будет трудно. В суде вы заведомо в оправдательной позиции. Вы – «плохиш». А что? Не пускали, учет не вели, документы не представляли. Налоговая — заботясь о пополнении бюджета и несмотря на ваше противодействие — все же рассчитала (как сумела) ваши налоговые обязательства.
Верховный суд указал:
- необоснованность выводов налогового органа доказывает налогоплательщик! (Определение ВС РФ от 20 апреля 2016 г. № 304-КГ16-3174),
- при несогласии с расчетным методом налогоплательщик должен представить доказательства экономической необоснованности расчетов, произведенных налоговым органом (Определение ВС РФ от 25 января 2016 г. № 302-КГ15-17939).
Допустим, что организация по итогам I квартала месяцев 2020 года имеет следующие показатели:
- доходы от реализации – 1 500 000 руб.;
- расходы, уменьшающие доходы от реализации – 950 000 руб.;
- внереализационные доходы – 15 000 руб.;
- внереализационные расходы – 35 000 руб.;
РАСЧЁТНЫЙ МЕТОД ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ
С 2021 года от величины доходов и количества сотрудников будет зависеть налоговая ставка, которую должен применять упрощенец. Если доходы не превышают стандартные 150 млн рублей, а средняя численность сотрудников не превышает 100 человек, платите налог по действующей в регионе ставке — от 1 до 6 %. При превышении указанных величин ставка налога по УСН «доходы» увеличивается до 8 %, независимо от наличия пониженной региональной ставки.
Повышенная ставка 8 % может применяться до тех пор, как организация утратит право на применение УСН. В 2021 году это происходит при нарушении следующих условий:
- Доходы не превышают 200 млн рублей с начала года;
- Средняя численность сотрудников за отчетный и налоговый периоды не превышает 130 человек.
Повышенные ставки надо применять с начала квартала, в котором доходы превысили 150 млн рублей или численность сотрудников — 100 человек. Авансовые платежи за прошлые отчетные периоды не нужно пересчитывать. Формула следующая:
Авансовый платеж за период с превышением = Доходы за предыдущий отчетный период × 6 % + (Доходы за период с превышением — Доходы за предыдущий отчетный период × 8 %) – налоговый вычет.
Доходы ООО «Источник» в 2021 году превысили 150 млн рублей. По итогам полугодия выручка составила 90 млн рублей, а по итогам 9 месяцев 155 млн рублей. Авансовый платеж за 9 месяцев нужно рассчитать по повышенной налоговой ставке 8 %.
Авансовый платеж за 9 месяцев: (90 млн рублей × 6 %) + (155 млн рублей — 90 млн рублей) × 8 % = 10 600 000 рублей.
Начисленный авансовый платеж можно уменьшить на налоговый вычет по страхвзносам, уплаченным за 9 месяцев, в сумме 260 000 рублей. А также на авансовые платежи, уплаченные за 1 квартал и полугодие, в сумме 5 400 000 рублей.
Авансовый платеж по итогам 9 месяцев 2021 года: 10 600 000 рублей — 5 400 000 рублей — 260 000 рублей = 4 940 000 рублей.
Таким образом, ООО «Источник» должно доплатить 4 940 000 рублей до 25 октября 2021 года.
Для расчета налога по итогам года порядок практически аналогичный. Налоговую базу поделите между периодами, в которых вы применяли стандартные и повышенные ставки. Чтобы получить налог к доплате по итогам года, уменьшите его на авансовые платежи и налоговый вычет.
В статье рассмотрим методы расчета НДС с помощью онлайн-калькулятора и формулы. Данный расчёт нужен в случаях, когда его нужно добавить в стоимость товара или услуги, а также для внесения полученных значений в налоговую декларацию.
Для расчёта суммы НДС 18% (или 10%) можно воспользоваться онлайн-калькулятором — инструментом автоматического расчёта по заданной сумме на странице сайта.
Расчет НДС, который в обязательном порядке начисляется на все реализованные товары и предоставленные услуги, делается по следующей формуле:
НДС = БдН х СтН / 100, где:
- БдН — налогооблагаемая база;
- СтН — ставка налога для данной категории товаров или услуг.
Как рассчитать НДС от суммы: онлайн-калькулятор, формула расчета, примеры?
Пример № 2: ООО «Интеграл» осуществило поставку детского питания на сумму 28 200 рублей. Данная категория товара в России относится к льготной категории и ставка НДС для нее составляет 10%. Используя вышеуказанную формулу, производим расчет: НДС = 28 200 х 10 /100 = 2 820 руб. Общая сумма, которую должен оплатить покупатель детского питания составляет: 28 200 + 2 820 = 31 020 руб.
По ней начисляют НДС при реализации большинства товаров, работ или услуг (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Применяется только при реализации товаров, указанных в перечнях, утвержденных Правительством (п. 2 ст. 164 НК РФ). Это:
- продовольственные товары
- детские товары
- печатные СМИ и книги
- медицинские товары
0% – ставка НДС при экспорте, международных перевозках и других операциях, перечисленных в п. 1 ст. 164 НК РФ. От нее можно отказаться.
Расчетную ставку 20/120 или 10/110 используют в случаях, когда налоговая база включает в себя НДС. Они перечислены в п. 4 ст. 164 НК РФ. Например, получение авансов, удержание НДС налоговым агентом, продажа сельхозпродукции, закупленной у граждан, переуступка требования.
В России НДС (Налог на Добавленную Стоимость) впервые был введен в 1992 году. Первоначально правила и порядок начисления НДС регулировались отдельным законом «О налоге на добавленную стоимость», позже НДС стал регулироваться 21 главой Налогового кодекса.
Изначально ставка НДС доходила до 28%, но позже была снижена до 20%.
Сейчас основная ставка НДС, действующая на территории России — 20%. Пониженная ставка НДС 10% действует на медицинские и детские товары, печатные издания, книжную продукцию.
Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании
Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.
В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены критерии, по которым организация попадает в зону риска при составлении плана проверок. Первый пункт в списке – налоговая нагрузка на бизнес меньше, чем в среднем по отрасли.
Кроме того, показатель налоговой нагрузки в числе прочих используют и банки, когда решают, выдавать ли организации кредит. А еще банки контролируют налоговую нагрузку в целях соблюдения «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Так, согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ № 18-Р, утвержденным в 2017 году, если сумма оплаты налогов меньше 0,9% от общего оборота по счёту, то это признак «плохого» клиента. Банк может отказать в обслуживании такому клиенту.
Увеличение ставки взносов на ОСМС
С 2021 года для работников введена обязанность по уплате взносов на обязательное социальное медицинское страхование в размере 1%. Однако уже изначально, при принятии Закона от 16 ноября 2015 года № 405-V, заложен «рост» ставки взносов работников до 2% в 2021 году.
На данный момент это финальный размер ставки и в предстоящие периоды, увеличения не предусмотрены.
Период | Плательщики | Ставка |
С 01.01.2020 год | Работники | 1% |
С 01.01.2021 год | Работники | 2% |
Таким образом, с 2021 года при расчете взносов на ОСМС с доходов работников, необходимо применять ставку 2 %.
Способы начисления налога на прибыль
Для нахождения выплачиваемой государству суммы важно понимать, какие экономические операции входят в текущий отчетный период. Отнести доход или расход на конкретную дату можно двумя путями:
- Кассовым методом. Операция считается завершенной и учитывается с момента поступления денег на счет предпринимателя.
- Методом начисления. Здесь определяющим является не факт перечисления денег, а дата проведения доходной сделки.
Доход предприятия, не связанный с производством продукции:
- Получение арендной платы за использование производственных сооружений.
- Деньги за посреднические услуги.
- Прибыль за находящиеся в собственности ценные бумаги.
Внереализационной прибылью считаются:
- Обнаруженные недавно доходы, сделанные в прошедшие налоговые периоды.
- Долги кредитным организациям, списанные за давностью лет.
- Оставшиеся после разборки производственных объектов и оборудования материалы или части технологических механизмов.
- Средства, полученные от долевого участия, аренды, кредитования, ценных бумаг, заработка на изменении курсовой стоимости валют.
Расходы, с помощью которых предприниматели уменьшают налоговую базу:
- Зарплата персоналу компании, включая компенсационные выплаты.
- Оплата труда работникам в натуральной форме. Применяется при финансовых проблемах предприятия. Не должна превышать 20% месячного заработка.
Все сделанные расходы сопровождаются соответствующими документами. Если подтверждающих бумаг нет, Налоговая служба не станет рассматривать притязания. Кроме основных и внереализационных убытков выделяют административные, производственные и общие.
Юридические лица, зарабатывающие деньги в Российской Федерации, платят налог на прибыль. Статус резидента значения не имеет. При невыполнении налоговых требований по своевременной подаче декларации или оплате возникнут проблемы. Придется отвечать по действующему в России законодательству.
Обобщенная пошаговая инструкция, как посчитать налог на прибыль:
- Cуммировать облагаемые доходы и расходы за отчетный период.
- Определить налогооблагаемую базу.
- Умножить базу на ставку.
Вся последовательность этапов при исчислении и уплате налога на прибыль организации сводится к использованию формул. Цифры для них вы найдете в бухгалтерском балансе и в отчетности.
Для вычисления величины дохода воспользуйтесь формулами налогооблагаемой прибыли:
ТНП = Д – ПНО + ОНА – ОНО;
ТНУ = Р – ПНО + ОНА – ОНО,
где:
- Д — доходы предприятия;
- Р — расходы предприятия;
- ПНО — постоянные налоговые обязательства;
- ОНА — отложенные налоговые активы;
- ОНО — отложенные налоговые обязательства;
- ТНП — текущий налог на прибыль;
- ТНУ — текущий налоговый убыток.
Таким образом, формула текущего налога на прибыль состоит из таких показателей: доходов предприятий за вычетом постоянных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов за вычетом отложенных налоговых обязательств.
Признание доходов и расходов
Момент признания доходов и расходов — период, в котором проводятся поступления или издержки, учитываемые при расчете. Момент признания напрямую зависит от метода признания доходов и расходов. Выделяют кассовый метод и метод начисления.
Если организация выбрала кассовый способ, то доходы ей надлежит отражать в учете при их непосредственном поступлении, а расходы — в момент списания денежных средств. Отметим, что кассовый метод доступен только тем, кто вправе вести упрощенный учет. Кассовый метод нельзя использовать банковским организациям.
При методе начисления все доходы и расходы проводятся в бухгалтерском учете при их возникновении, а уплата налога отражается по датам, подтвержденным первичными документами. Фактическая дата оплаты значения не имеет.
Собираемость региональных налогов и расчет ее уровня методом «от обратного», млн руб.
Фактические налоговые поступления в бюджеты |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
1. Налог на имущество организаций |
152 031 |
201 876 |
262 722 |
2. Транспортный налог |
26 043 |
26 946 |
40 330 |
3. Налог на игорный бизнес |
21 240 |
31 126 |
31 549 |
4. Итого |
199 314 |
259 948 |
229 427 |
5. Недоимки по региональным налогам - всего |
24 027 |
30 165 |
29 905 |
5.1. В том числе со сроком образования |
14 615 |
16 795 |
14 703 |
6. Сумма погашенной задолженности прошлых |
Нет |
Нет |
Нет |
7. Уровень собираемости региональных |
93,2 |
93,9 |
94,0 |
Значение научно обоснованного подхода к расчету уровня собираемости налогов определяется тем, что этот показатель используется при прогнозировании налоговых поступлений и налогового потенциала субъектов РФ, а также для оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов.
Прогнозирование налоговых поступлений с учетом показателя собираемости налогов, используемого для корректировки расчетной величины (в сторону ее снижения), означает, что определенная (хотя и незначительная) часть налоговых доходов окажется несобранной по разным причинам, т.е. прогнозируется неполная собираемость налогов.
Прогнозировать налоговые поступления с учетом уровня собираемости, достигнутого в отчетном финансовом году, — это значит признать объективность несобираемости определенной части налоговых платежей. Если показатель собираемости того или иного налога в прогнозных расчетах налоговых поступлений сохраняется на одном и том же уровне, то разработчики закладывают такую величину, которую можно достичь на 100%. Однако по истечении года фактический показатель собираемости того или иного налога опять оказывается на уровне принятого в расчетах (с отклонением в 1 — 2%).
Что такое ставка налога?
Прежде чем рассматривать те или иные виды ставок налогов, полезно будет исследовать сущность рассматриваемого термина. Какие распространенные теории экспертов заслуживают в данном случае особого внимания?
В соответствии с популярной в среде российских юристов точкой зрения, под ставкой налога следует понимать размер соответствующего сбора, который приходится на ту или иную единицу налогообложения. Как правило, рассматриваемый показатель выражается в процентах. Ставки по тем или иным налогам могут фиксироваться как в единственном числе, так и в виде перечня, отдельные пункты которого применяются в той или иной ситуации. Утверждение налоговых ставок — один из ключевых инструментов государственного регулирования национального хозяйства.