Работодатели из РФ все чаще нанимают граждан Таджикистана

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работодатели из РФ все чаще нанимают граждан Таджикистана». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Переселение трудоспособных граждан влияет на экономику обеих стран как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Преимущества миграции для государства-донора:

  • Уменьшение количества безработных;
  • Понижение уровня конкуренции на трудовом рынке;
  • Снижение государственной нагрузки в плане социальных гарантий;
  • Прирост денежных средств в стране за счёт перевода родственникам.

Недостатки оттока трудовых ресурсов из страны:

  • Уменьшение поступления налоговых средств;
  • Отъезд квалифицированных кадров, их нехватка и необходимость подготовки новых;
  • Уменьшение численности населения.

Положительные моменты для принимающей стороны:

  • Увеличение численности населения;
  • Развитие технологий и снижение затрат на образование при иммиграции специалистов и учёных;
  • Увеличение налоговой базы;
  • Достаточное количество рабочих для выполнения тяжёлого труда.

Отрицательные стороны для государства-реципиента:

  • Повышение конкуренции на рынке труда, чаще всего не в пользу местного населения;
  • Снижение уровня заработной платы в связи с готовностью мигрантов к дешёвому труду;
  • Зависимость некоторых сфер от труда иммигрантов.

Преимущества и недостатки варьируются в зависимости от конкретно взятой страны, а также экономической, политической и социальной ситуации в ней.

Страны с наибольшим числом мигрантов

Традиционно люди мигрируют в те государства, где экономическая ситуация гораздо лучше, чем у них на родине. Преобладают в этом смысле соседние государства, но если и там ситуация обстоит неважно, мигранты выбирают самые известные страны-лидеры мировой экономики.

В список таких стран входят:

  • США. Это исторический центр притяжения для всех мигрантов, по численности превосходящий многие другие, ведь сама страна была, по сути, образована приезжими из разных стран. Основным контингентом является Латинская Америка, но стремятся в США и люди из Кореи, Индии, Сальвадора и других стран.
  • Германия. Сюда приезжают из Турции, Польши, Казахстана, России, Чехии, Румынии. Влечет их сюда высокий уровень жизни и развитая инфраструктура.
  • Великобритания. В эту страну мигранты пребывают в основном из Индии, Пакистана, Польши. Англия традиционно входит несколько лет подряд в десятку самых рейтинговых стран по количеству мигрантов, несмотря на жесткую миграционную политику.

Также много трудовых мигрантов можно встретить в Саудовской Аравии, Канаде, Франции, Австралии, Испании. Традиционно люди едут в более развитые страны для улучшения своего материального положения.

Ответственность за прием нелегалов

Вопрос о нелегальных мигрантах остро стоит во многих развитых и развивающихся странах. Потоки нелегалов из государств с плохо развитой экономикой каждый день атакуют их границы, проникая во многие города. На сегодняшний день в Западной Европе находятся более 5 млн. нелегалов. Но самая критическая ситуация наблюдается в США, куда за «американской мечтой» ежедневно приезжают тысячи китайцев, мексиканцев и прочих нелегалов.

Власти стран уделяют большое внимание нелегальной внутренней миграции, а мировое сообщество – международному перемещению трудоспособного населения в поисках хорошей работы, но проблема только все больше назревает. Несмотря на все санкции против самих нелегалов, а также против работодателей, которые их привлекают на работу, число незаконных работников не уменьшается. За прием на работу нелегальных мигрантов предусмотрены административные штрафы и даже уголовная ответственность. Нелегалу грозит депортация или выдворение из страны.

Нелегальное трудоустройство чревато самыми неприятными последствиями, как для работника, так и для работодателя. Устроившись неофициально, следует ожидать, что работодатель заставит трудиться больше и дольше, в более тяжелых условиях, чем официальных сотрудников, а заплатит гораздо меньше, или вообще не заплатит. И ничего с этим не поделаешь, так как нелегал – это бесправная рабочая сила.

Национальные зарубежные службы по охране рынка труда ежегодно ужесточают меры ответственности за трудоустройство нелегалов. Регулярно проводятся проверки на всех предприятиях и в учреждениях, в которых люди могут работать незаконно.

В Европе за одного нелегала нужно будет заплатить штраф в размере 50 000 или же получить тюремный срок. Также могут остановить работу предприятия на 3 месяца, что повлечет значительные убытки. Сам работник получит штраф в 1 000 евро, его депортируют, и в течение 1-5 лет не будут впускать в страны ЕС. В России штрафы за привлечение нелегальных мигрантов составляют 400 000 – 1 000 000 рублей. Также работодателю грозит приостановка работы учреждения на период 14-90 дней.

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков трудоспособного возраста.

Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 году в процессы международного трудового обмена было вовлечено 64 страны, то в 1997 году – 105 стран.

Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией трудовых ресурсов) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым эмигрантам не относятся коммерсанты, а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:

-трудовую эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;

-трудовую иммиграцию, т.е. приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.

Сколько зарабатывают мигранты?

Многомиллионная трудовая миграция не могла не отразиться на состоянии российского рынка труда и экономики, на положении самих мигрантов и членов их семей, а также на экономике стран, откуда они приехали. Вопросы о влиянии мигрантов на российскую экономику еще ждут ответов. Первый шаг на этом пути — анализ соотношения зарплаты мигрантов и местных работников. Во-первых, важно понять, как мигранты соотносятся с местными работниками по своим навыкам, индикатором чего может быть место мигрантов в распределении зарплат в принимающей стране. Во-вторых, оценка различий в заработках между идентичными по характеристикам местными работниками и мигрантами помогает определить отношение рынка труда к мигрантам (наличие дискриминации), а также уровень их адаптированности к рынку труда принимающей страны.

Читайте также:  Сроки и основания приостановления уголовного дела по УПК РФ статья 208

Многие авторы анализировали различия в заработках мигрантов и местных работников в России. Так, в работе: Commander, Denisova, 2012, используются данные заявок на миграционные квоты в 2010 г. с целью выяснить, получают мигранты премию или штраф по сравнению с местными работниками той же профессии в том же регионе. Оказывается, что, за исключением некоторых фирм (как правило, это крупные и/или иностранные компании), иностранные работники зарабатывают меньше местных. Также используя данные квотных заявок, Е. Вакуленко и Р. Леухин (2016) анализируют разрыв в заработках между трудовыми мигрантами и местными работниками за 2009-2013 гг. Они обнаружили существенный разрыв в заработках идентичных по характеристикам мигрантов и местных работников в диапазоне от 35% в 2009 г. до 42% в 2013 г. со средним размером различий 40% за период.

Разница в зарплатах между сходными по характеристикам местными работниками и мигрантами показывает верхнюю границу дискриминации (вся разница в зарплатах сходных работников включает также разницу в зарплатах за счет ненаблюдаемых характеристик). При сопоставлении результатов разных авторов важно учитывать набор контролируемых характеристик работников и их рабочих мест. При большей детализации контролируемых переменных снижается оценка различий в заработках одинаковых работников, однако возникает проблема неслучайного распределения работников по группам (сочетающая самоотбор и дискриминацию). Поэтому для анализа различий в заработках были разработаны различные декомпозиционные методики с целью учесть различия в заработках за счет неслучайного распределения работников.

Социально-экономические и политические преобразования в 1990-е годы способствовали выходу России на международный рынок труда. В середине 90-х годов в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. Около 50 тыс. российских трудовых мигрантов направлялось в страны Западной Европы – Германию, Австрию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находила работу в США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии. По данным Федеральной миграционной службы, трудовая миграция из России имеет тенденцию к возрастанию и составляет в последние годы примерно 50 тыс. человек в год. Оценить число россиян в странах дальнего зарубежья сложно, поскольку международная статистика зачастую учитывает их вместе со всеми гражданами бывшего СССР. Максимальная оценка численности – 1,1 млн. человек.

Россия в основном выступает поставщиком квалифицированных кадров в более благополучные страны, отличающиеся более высоким уровнем оплаты труда и возможностями создания соответствующих социально-бытовых условий. Только с 1989 года по 2001 год страну покинули более 100 тыс. ученых – математиков, химиков, физиков, биологов в возрасте 35-45 лет. И уехали они в те страны, которые проводят грамотную миграционную политику по отношению к высококвалифицированным специалистам. По экспертным оценкам, ежегодный материализованный ущерб от «утечки мозгов» за границу в 90-е годы доходил до 50-60 млрд. долларов. Это в свою очередь ведет к обеднению потенциала наукоемких и социально значимых сфер народного хозяйства, еще большему усилению кризисных явлений в наукоемких отраслях российской промышленности.

В то же время экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. По некоторым оценкам, каждая тысяча российских граждан выезжающих на работу за границу могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн. долларов.

Внешняя трудовая иммиграция в Россию получила в 90-х годах значительно большее распространение, чем отъезд россиян за рубеж на заработки. В середине 90-х годов в России ежегодно было занято 250-300 тыс. легальных иностранных рабочих (2003 г. – 380 тыс. человек, 2004 г. – 460 тыс. человек). Для сравнения: в 2005 году определена квота для приема трудовых мигрантов в количестве 300 тыс. человек. При этом по данным Федеральной миграционной службы в стране официально было зарегистрировано 500 тыс. мигрантов. Численность рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья примерно одинакова. Однако официальная статистика весьма серьезно расходится с реальным положением дел.

Между сведениями из официальных источников, регистрирующими трудовых мигрантов, и реальными масштабами такой миграции существует огромный разрыв. Согласно исследованиям ученых Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в России может находиться всего 6-7 млн. иностранных мигрантов, из которых 6-6,5 нелегальных. «Лидируют» страны СНГ (5-5,5 млн. человек), в основном граждане Украины, Молдавии, Азербайджана и Таджикистана. Многие из них вынуждены работать нелегально, способствуя экономическому росту главным образом в теневой сфере. Однако по оценкам ООН, в России проживает около 13 млн. мигрантов. Таким образом, по этому показателю РФ занимает второе место в мире после США.

Россия также не осталась в стороне от популярной в Европе идеи ограничения иммиграции. В 2004 власти приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые максимально ужесточили миграционное законодательство. В частности, была введена норма, по которой за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы повышены штрафы для работодателей, Для граждан они составляют от 10 до 25 МРОТ, должностных лиц – от 25 до 100 МРОТ, а для юридических лиц и вовсе от 50 до 2000 МРОТ. Более того, за нарушение закона в крупных размерах теперь грозит тюремный срок от двух до пяти лет.

Эксперты считают, что такие действия российского руководства подрывают экономический потенциал страны. Непрекращающаяся убыль коренных жителей (снизилась со 148,7 млн. человек в 1992 году до 144, 8 млн. человек в 2001 году) грозит тем, что с 2006 года в России начнется повальное сокращение трудоспособного населения, и к 2050 году оно может оказаться на 45% меньше, чем было в 2000 году. Если во времена СССР дешевой рабочей силой было население деревень и сел, то теперь этот ресурс практически исчерпан. Решить проблему сможет только миграция иностранной рабочей силы, на широкое привлечение которой государство не решается по далеким от экономии политическим, культурным и социальным мотивам.

По оценке Координационного совета объединений работодателей России, при самом благоприятном сценарии для сохранения хотя бы сегодняшней численности населения Россия должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов – в противном случае на отечественных предприятиях будет попросту некому работать. Это касается в первую очередь неквалифицированной рабочей силы.

Несмотря на увеличение притока в Россию иностранной рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2 % занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных работников на локальные рынки труда (Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской, Белгородской, Тюменской областей, Приморского края).

Рынок труда такого мегаполиса как Москва в 2003 году привлек, по данным ФМС, 106 тыс. человек (30% всех легальных трудовых мигрантов в масштабах России). Реальные масштабы трудовой миграции, конечно, значительно превышают данные официальной статистики. Москва как крупный мегаполис обладает диверсифицированным, емким и самым развитым рынком труда в современной России, с широкими возможностями трудоустройства и высокими заработками, разветвленной транспортной и социально-экономической инфраструктурой. Все это активно привлекает временных мигрантов из различных регионов России, стран СНГ и других государств.

Читайте также:  Документы, удостоверяющие личность и их коды

Трудовая миграция породила в России мощный поток денежных переводов, (ремитанс), поступающих родственникам и семьям трудовых мигрантов. Эти денежные суммы могут проходить через официальные каналы (банковскую систему, систему денежных переводов), а также поступать в неучтенном виде через личные и семейные каналы – «частные трансферты» Согласно некоторым данным, из России трудовые мигранты только по официальным каналам переводят и вывозят на родину ежегодно до 15 млрд. долларов. Очевидно, проблема привлечения денежных переводов трудовых мигрантов в официальный финансовый сектор весьма актуальна и для России.

Трудовая миграция в России имеет множество позитивных социально-экономических аспектов. Трудовые мигранты (гастарбайтеры) заполняют многие непрестижные ниши с тяжелыми условиями труда, куда не идут местные жители. Вместе с тем трудовая миграция имеет целый ряд негативных аспектов. Это – стимулирование роста теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, рост межнациональной напряженности. Нежелательной тенденцией является формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку. Замкнутость общин усиливает негативное отношение и недоверие к ним со стороны местного населения, обостряет межнациональные отношения и делает невозможной интеграцию мигрантов в новую культурную среду (китайская община, вьетнамская диаспора и др.).

Существует несколько точек зрения на роль трудовой миграции и подходы к ее регулированию среди российских экспертов и политиков. Первый подход – консервативный, связывает трудовую миграцию в Россию исключительно с негативными социально-экономическими последствиями. Их идея сводится к закрытию страны от трудовых мигрантов и усилению контроля на границах.

Последствия международной миграции кадров

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.

Трудовая миграция в России: статистика, особенности, анализ рынка труда

Россия может рассматриваться одновременно как страна, из которой люди мигрируют в поисках хорошей работы, а также как государство, в которое стремятся мигранты-рабочие. Разница в том, что выезжают из страны люди интеллектуальных профессий, а въезжает низкоквалифицированная рабочая сила. Мигранты в Россию пребывают из содружественных государств, к которым относятся Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.

За последние годы в РФ статистика отмечает небольшое сокращение потока мигрантов с одновременным приростом населения за счет оседлых переселенцев. Также имеет место быть временная иммиграция, которая позволяет удовлетворить потребность российской экономики в рабочей силе. Отмечается и сокращение количества нелегальных мигрантов, хотя проблема в настоящее время не перестала быть актуальной.

В РФ на конец 2021 – начало 2021 года въехало и было поставлено на учет 16,5 миллионов иностранцев. В основном это граждане Узбекистана, Казахстана, Украины. Все они едут для улучшения качества своей жизни. Трудоустраиваются мигранты подсобными рабочими, строителями, то есть туда, где образование не нужно, а россияне не идут работать по причине низкой оплаты труда. Традиционно как внешних, так и внутренних мигрантов влекут районы Москвы и Московской области, куда на начало 2021 года прибыло более миллиона трудовых мигрантов, Санкт-Петербург и Ленобласть, куда мигрировало 720 000 человек. В лидерах миграции Екатеринбург и Свердловская область, регионы Самары, Иркутска.

Хотя власти всячески пытаются контролировать трудовую миграцию в России, но ситуация все же остается достаточно нестабильной и напряженной. До сих пор покидают Российскую Федерацию молодые и талантливые рабочие кадры, так как за границей для них открываются заманчивые перспективы в виде больших зарплат, стремительного карьерного роста. Конечно, существуют молодые патриоты, которые после обучения и стажировки в иностранном государстве возвращаются для работы в России, но доля их очень мала. Таким образом, можно сказать, что проблема «утечки мозгов» из РФ до их пор не решена.

На сегодняшний день рабочая сила является одним из основных экономических ресурсов. Это обусловлено ростом зависимости информационного общества, результатов производства в условиях НТР от человеческого фактора.
Международный рынок труда — сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами мирового хозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы, величины оплаты и характер требуемого на рынке труда. Многообразие условий развития мирового сообщества формируют чрезвычайно дифференцируемую по своему составу рабочую силу.

Мировой рынок труда характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Современный мировой рынок труда включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Таким образом, мировой рынок труда существует в форме трудовой миграции.

Современная международная трудовая миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Баланс позитивных и негативных последствий для стран — участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.

Если говорить о трудовой миграции, то следует сказать, что теоретического обоснования данного процесса много. Разные ученые по- разному трактуют данное понятие.

Кто определяет миграцию как совокупность механических и физических действий, приводящих к территориальному перемещению населения и изменения распределения трудового потенциала в международной экономике.

Кто определяет данное понятие как процесс, возникающий по ряду социальных и экономических причин и приводящих к движению населения как внутри страны, так и за ее пределами.

Если говорить в общем, то трудовая миграция (далее ТМ) – это перемещение людей с целью поиска новых источников получения дохода и нахождения более лучших условий труда.

Если говорить о данном понятии, то ему свойственны определенные признаки и особенности, о которых и пойдет речь далее.

Характерные признаки и особенности:

  • Этот процесс постепенный, он не мгновенный, может иметь временные рамки и сезонный характер;
  • Процесс обеспечивается в большей степени за счет сельского населения, которое постоянно находиться в поиске работы, чем за счет местного;
  • Происходит в большей степени на короткие расстояния, если же происходит перемещение на очень большие расстояния, то как правило, оно происходит за счет поиска работы в крупных промышленных и торговых мегаполисах и городах;
  • Международная. в большей степени осуществляется мужчинами, внутренняя же обеспечивается за счет перемещения женщин;
  • Перемещение происходит в основном за счет одиноких граждан, а вот семьи переезжают в поисках работы очень редко;
  • В поисках работы, как правило, находятся люди трудоспособного возраста – от 20 до 45 лет, люди младшего и старшего возраста не подвержены такому поиску работы;
  • Масштабы процесса возрастают прямо пропорционально экономическому развитию стран, росту его промышленного и производственного потенциала;
  • Экономические процессы являются определяющими факторами в ТМ.

Преимущества трудовых переездов для иностранных государств

Больше всех выгоды от трудовой миграции, естественно, получают принимающие страны. Своим гражданам каждое такое государство обеспечивает более высокие зарплаты, нежели нанятым на стороне работникам.

Читайте также:  Региональный материнский капитал

Пришлая рабочая сила может работать за денежную сумму, которая составляет половину дохода местного жителя. И это несомненный плюс для работодателей и государства в целом. Здесь явно прослеживается значительная экономия на зарплате.

Перемещение иммигрантов в иностранное государство повышает жизнеспособность рынка потребительских предметов.

Увеличивается конкурентоспособность местных товаров за счет сокращения производственных издержек. Уменьшаются издержки на обучение собственных рабочих кадров. В страну приезжают готовые квалифицированные специалисты.

Трудовая иммиграция для любого принимающего государства – это своеобразная подушка безопасности. В случае кризисной ситуации и сокращения производства всегда можно без проблем уволить пришлых работников.

Таким образом сохраняются в равновесии отношения с гражданами государства и безболезненно восстанавливается социальный баланс.

Плюс трудового перемещения – экономия на пенсиях и социальных программах. Пришлые работники часто не обеспечиваются пенсионными выплатами или участием в льготных государственных проектах.

Трудовая эмиграция гарантирует принимающему государству и некоторое количество минусов. Она может стать причиной дискриминации или межрасовой неприязни.

Коренное население часто негативно относится к приезжим. Однако эта капля дегтя в данном случае совсем не портит приличную бочку меду.

В России сегодня вопрос миграции является очень животрепещущим. Российская Федерация является одновременно и страной-поставщиком мигрантов, и их, так сказать, потребителем. Российское правительство считает вопрос регулирования миграционного трафика одной из своих первостепенных задач.

Из России выезжают её граждане в поисках лучшей жизни за рубежом. Многие из них относятся к категории мигрантов трудовых. Регионами притяжения для них, как правило, являются Евросоюз, США и Канада. В Россию едут выходцы из постсоветских республик, которые стремятся найти здесь работу и осесть на российской земле, а также выходцы из дальнего зарубежья, например, китайцы или вьетнамцы. Основными центрами притяжения в России для них становятся Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Нижний Новгород и другие развитые в экономическом плане российские регионы.

Наблюдается также высокий уровень внутренней миграции внутри самой страны. Жители её менее развитых регионов переезжают в более развитые экономически, значительную роль в перемещении населения играет и семейная миграция. Значительное число жителей российской глубинки хотят найти работу в пределах высокоразвитых российских агломераций, где уровень оплаты труда гораздо выше, да и вакансий в разы больше.

В современной России миграция присутствует практически во всех аспектах, а её влияние на экономическую и политическую жизнь страны с каждым годом возрастает.

Более детальное знакомство с миграционными процессами позволяет лучше ориентироваться в современном мире и прогнозировать множество процессов. Это утверждение актуально и на уровне правительств, и на уровне обычных граждан, которые планируют переезд либо в другую страну, либо просто в другой город или регион.

Трудовая миграция: современные тенденции, причины и особенности

Трудовая миграция подразумевает территориальные перемещения людей с целью поиска работы.

Можно выделить внутреннюю (региональную) и международную миграцию в зависимости от того, ищет ли человек работу в другом регионе своей страны или выезжает за границу.

Внутренняя миграция контролируется трудовым законом той страны, гражданином которой является работающий человек. Международная миграция регулируется резолюцией, принятой Ассамблеей ООН, о защите прав всех трудящихся 1990 года. Международная трудовая миграция может иметь постоянный или временный характер:

  1. Постоянный характер носит миграция, связанная с переездом за границу и получением вида на жительство и права на работу.
  2. Временная миграция может быть связанная с работой по контракту, сезонной (вахтовой) работой и миграцией приграничных рабочих.

Ежегодно в Россию стремится большое количество трудовых мигрантов из разных стран. По данным ООН, Россия занимает второе место в мире (после США) по количеству иммигрантов – свыше 12 миллионов человек, что составляет 6,4% от общего количества населения.1 Наибольший процент из прибывающих мигрантов составляют граждане стран СНГ и Балтии, а также представители Китая, Турции и Вьетнама. За последние 20 лет характер трудовой миграции в России изменился. Если раньше процесс перемещения граждан находился под строгим контролем, то теперь увеличивается процент нерегулируемой миграции. Изменился и сам характер перемещений: после распада СССР в структуре миграционных потоков преобладает межгосударственная (трансграничная) миграция.

На современном этапе развития нашей страны миграция является неизбежным явлением, которое имеет как положительные, так и негативные последствия. Так, трудовые ресурсы, прибывающие в РФ, являются в высокой степени востребованными. Учитывая более низкую, по сравнению с западными странами, производительность труда, а также демографический спад, квалифицированные кадры из-за границы являются двигателем современной российской экономики, залогом экономического роста. Вместе с тем, миграция создает для российского общества комплекс серьезных проблем. Как отмечает С.В. Голунов: «Значительная часть мигрантов (особенно временных) не имеет легального статуса, еще бoльшая – занимает маргинальное положение по отношению к принимающему обществу и, следовательно, является очагом социального неблагополучия со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями – ростом преступности, конкуренцией за рабочие места, возникновением «неконтролируемых этнических анклавов» и т.п. Прослеживается устойчивая тенденция роста напряженности в отношениях между местным населением и приезжими, что находит отражение в результатах многих социологических опросов».2

Стоит отметить и такие проблемы, как спад образовательного и культурного уровня мигрантов, трудности их интеграции и аккультурации. Мигранты все хуже знают русский язык. Согласно выборочным опросам, примерно 15-20% трудовых мигрантов, работающих в России, практически не знают русский и общаются только на своем родном языке, что существенно затрудняет процесс их интеграции. Среди мигрантов, прибывающих в Россию, растет доля мусульман, из которых 1/3 регулярно посещает мечеть. Принадлежность к исламу, безусловно, оказывает влияние на многие стороны жизни мигрантов в России.

Учитывая все вышесказанное, а также тот факт, что в настоящих условиях все чаще имеет место проявление ксенофобии со стороны населения принимающей страны, а также различные межэтнические конфликты, исследование актуальных проблем трудовой миграции в современной России является одним из приоритетных и актуальных направлений в рамках изучения конфликтологии.

Проблемы трудовой миграции рассматриваются в трудах отечественных исследователей А.Г. Вишневского, Г.С. Витковской, С.В Голунова, А.В. Дмитриева, Ж.А. Зайончковской, Н.М. Лебедевой, В.И. Мукомель, Г.А. Пядухова, О.Л. Рыбаковского, А.Н. Татарко, Е.В. Тюрюкановой, Ю.Ф. Флоринской, Т.Н. Юдиной и других.

Объектом исследования является трудовая миграция в современной России.

Предметом исследования – наиболее актуальные проблемы, связанные с трудовой миграцией.

Целью данной работы является анализ наиболее актуальных проблем трудовой миграции в современной России.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

    1. Определить понятие трудовой миграции и ее основные виды.
    2. Выявить основные количественные характеристики процесса трудовой миграции в России.
    3. Охарактеризовать общие тенденции миграционного процесса в современной России.
    4. Обозначить и дать характеристику основным проблемам, связанным с трудовой миграцией.
    5. Проанализировать проблемы трудовой миграции на примере реальных конфликтов.

    Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три и два параграфа соответственно, заключения и библиографического списка.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий