Ответственность за неуплату алиментов в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неуплату алиментов в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Комментарий к ст. 17.14 КоАП

Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации.

Службы судебных приставов в субъектах Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов Российской Федерации.

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории России. Помните, что в случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные законом. А сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций влечет ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Напомним, что исполнительными документами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:

принимаемых ими судебных актов;

решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;

решений иностранных судов и арбитражей;

решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

5) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;

6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Указанное Постановление устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в нем требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

У сторон есть 10 дней на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 119-ФЗ исполнительный документ о взыскании денежных средств может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, но при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Если у него такой информации нет, то исполнительный документ направляется непосредственно судебному приставу-исполнителю.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения заявленных требований.

За «неповиновение» банк или кредитная организация будут наказаны. С 1 января 2008 года им грозит наложение административного штрафа в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

Напомним порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника. Так, в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 119-ФЗ обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях. Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются. При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест.

Если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию. Такая же информация может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.

Должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.

Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства и иные ценности, находящиеся в наличности либо на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, обращается в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

В случае когда должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, взыскание обращается на его долю, определяемую в соответствии с федеральным законом.

Обращаем ваше внимание, что с 1 февраля 2008 года вступает в силу новый Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Комментарии к ст. 17.14 КОАП РФ

1. Настоящая статья предусматривает административную ответственность за правонарушения, которые посягают на институты государственной власти. Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со ст. 48 указанного выше Закона сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Должником, исходя из п. 4 ст. 49 Закона, может быть гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.

Стороны при совершении исполнительных действий обладают определенными правами, а также несут обязанности: исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве.

2. Обязанности по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», возлагаются на судебных приставов-исполнителей, деятельность которых регулируется указанным выше Законом.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель имеет право получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещение и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также ряд других полномочий.

Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

3. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.

Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в виде штрафа, который налагается на банк или иную кредитную организацию, не выполняющих содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.

Лица, которые не являются должниками, но в силу своих служебных обязанностей должны выполнять законные требования судебного пристава-исполнителя, получать конфискованное имущество, предоставлять достоверные сведения об имущественном положении должника, бережно относиться к исполнительному документу, своевременно отправлять его, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 комментируемой статьи в случаях нарушения перечисленных выше обязанностей.

5. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут выражаться как в действиях, так и в бездействии, которые влекут нарушение законодательства об исполнительном производстве.

6. В соответствии с ч. 2 ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя лицо, осуществляющее учет прав должника на эмиссионные ценные бумаги, исполняет требования исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг либо делает отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника эмиссионных ценных бумаг, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. Исключения из указанного общего правила и особенности его применения предусмотрены также в ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Читайте также:  Взыскание алиментов на основании судебного приказа

Административная ответственность за неисполнение указанных требований предусмотрена в ч. 2.1 комментируемой статьи.

Объективной стороной административного правонарушения по ч. 2.1 является неисполнение в трехдневный срок, если иной срок не установлен ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», требований исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при их наличии на соответствующем счете должника.

7. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные лица, юридические лица; по ч. 2 — банки или кредитные организации; по ч. 2.1 — юридические лица, указанные в диспозиции данной части. В ч. 3 данной статьи конкретно обозначены в качестве субъектов ответственности банк или иная кредитная организация, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.

8. Субъектами административной ответственности по ч. 2.1 комментируемой статьи являются юридические лица — эмитенты ценных бумаг и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

9. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью, например, когда речь идет об утрате исполнительного документа.

10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи, рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по принудительному исполнению исполнительных документов (ст. 23.68). Таким органом ныне является Федеральная служба судебных приставов. Рассматривать эти дела от имени указанного органа вправе судебные приставы-исполнители. В случае совершения этих правонарушений протокол об административном правонарушении не составляется (ст. 28.6).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 2.1 комментируемой статьи, рассматриваются судьями арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1) на основании протоколов, составленных судебными приставами-исполнителями (п. 77 ч. 2 ст. 28.3).

Что входит в обязанности судебного пристава?

Чтобы подавать жалобу на действие или бездействие судебного пристава, прежде всего, нужно изучить что входит в его полномочия. Руководствуясь законом, выделяют следующие обязанности:

  • Полное и правильное осуществление мер, указанных в исполнительном документе.
  • Розыск должника, в том числе межгосударственный.
  • Отыскивание имущества неплательщика.
  • Ареста имущества и его изъятие.
  • Арест счетов и финансов лица.
  • Реализация изъятого имущества для погашения долгов.
  • Предусмотренный судебным актом обыск ответчика.
  • При обнаружения признаков преступления составлять заявление.
  • Обработка личных данных.
  • Обработка заявлений о ходатайстве.
  • Предоставлять участникам исполнительного производства материалы их дела для ознакомления.

На какие действия вы вправе подать жалобу?

Наиболее частыми причинами недовольства граждан являются следующие действия:

  • Невыполнение исполнительных действий по удовлетворению требований взыскателя в продолжительный период (промедление).
  • Совершение действий, которые прямо нарушают права и обязанности граждан.

  • Неполнота исполнительных действий, проводимых по конкретным исполнительным производствам.

  • Вымогательство и шантаж, требование взятки.

  • Наложение ареста на вещи первой необходимости, том числе единственного жилья.

Кроме того, в деятельности судебных приставов имеют место следующие факты нарушений исполнительного производства:

  • Нарушение правил наложения ареста на имущество.
  • Не всегда выносится из регистрационных органов информация об имущественном положении должника.

  • Несвоевременная оценка и реализация имущества.

  • Необоснованное вынесение решений об окончании исполнительных производств на основании актов о невозможности взыскания, об отсутствии имущества.

  • Неэффективность розыска должника и его имущества.

  • Непроведение проверок наличия имущества по расположению должника.

Путин утвердил особый порядок привлечения приставов к административной ответственности

МОСКВА, 8 июня. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон о распространении на сотрудников органов принудительного исполнения особого порядка привлечения к административной ответственности. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Инициатива была подготовлена правительством для реализации принятого в 2019 году закона об органах принудительного исполнения, согласно которому приставы получили статус отдельной категории госслужащих. Поправки внесены в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Согласно сопроводительным материалам, подготовленным ранее для рассмотрения закона в парламенте, применение к сотрудникам органов принудительного исполнения общего порядка привлечения к административной ответственности ставит их в неравное положение с сотрудниками иных органов и учреждений.

В связи с этим законом теперь установлено, что имеющие специальные звания сотрудники органов принудительного исполнения за совершенные ими административные правонарушения несут не административную, а дисциплинарную ответственность за исключением ряда составов КоАП РФ. Они также не могут быть подвергнуты административному аресту и привлечены к обязательным работам.

Кроме того, Путин подписал поправки в Уголовный кодекс РФ, заменив в ряде его статей слова «судебный пристав, судебный исполнитель» на «сотрудник органов принудительного исполнения Российской Федерации» в соответствии с принятым ранее законом.

Привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов: ошибки пристава

Как Привлечь Пристава к Административной Ответственности

Спустя полгода после подачи заявления о привлечении должника к административной ответственности наш должник вдруг решил сам зайти к судебному приставу. На него в тот же день попытались составить административный протокол, но он сбежал, оставив свой паспорт у судебного пристава и угрожая обратиться в прокуратуру.

Хотя многие, конечно, задаются вопросом, почему высчитывают из пенсии, оставляя сумму ниже прожиточного минимума? А вот и ответ. вы получаете не пенсию, а страховую часть, проще сказать, проценты как в банке, вот поэтому так называемая пенсия является доходом, но никак не социальным пособием! В связи с этим судебные приставы взыскиваю с вас 50 %.

Что будет за неподчинение ФССП?

Действуя в исполнение решения суда, судебные приставы подчиняются Закону «Об исполнительном производстве» и ряду других нормативных актов. Если лицо чинит препятствия работе судебного пристава, он вправе наложить на него штраф. Размеры и порядок уплаты штрафа изложены в КоАП.

Судебный пристав должностное лицо, состоящее на госслужбе. Соответственно, чиня препятствия его работе, Вы тем самым пытаетесь влиять на исполнительное производство, за что предусмотрена уголовная ответственность (гл. 30 и 31 УК РФ). После того, как ответчик за 24 часа добровольно не исполнит обязательное к исполнению решение суда, либо в течение иного, указанного в документе срока, тогда на него в порядке ч. 1 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» будет наложено взыскание в виде исполнительского сбора.

Судебные приставы имеют право в соответствии с КоАП РФ привлекать участников исполнительного производства к административной ответственности. Неисполнение требований судебного пристава влечет наложение штрафа в сумме 1-2,5 тыс. рублей, а также штраф может быть выписан и за иные нарушения (несообщение об увольнении с работы, сокрытии важной для исполнительного производства информации и т.д.) по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ.

Примечательно, что оказаться привлеченными к административной ответственности в виде штрафа на сумму в 1-2,5 тыс. рублей могут даже лица, не являющиеся должниками. Штраф могут выписать за отказ принять конфискованное приставами имущество, за неисполнение решения суда и т.д. Привлекают граждан к ответственности руководители территориальных подразделений ФССП, а также их замы.

Почему приставы плохо работают?

Многие начинающие юристы и экономисты, не имея опыта работы, начинают свой карьерный путь со службы судебных приставов. Большинство из таких специалистов просто не выдерживают той максимальной нагрузки и большой степени ответственности, которая ложиться им на плечи с присвоением должности «судебный пристав-исполнитель». Поэтому многие молодые специалисты просто увольняются со службы, не продержавшись на ней и полгода.

Зачастую люди ругают чиновников за их безответственность, неисполнительность и ленивость, не осознавая в полной мере всех тягот государственной службы. А ведь, если задуматься, то обычный среднестатистический судебный пристав вовсе не виноват, что государство не может обеспечить надлежащим образом все необходимые условия для его качественной работы. Так, если опросить множество покидающих свой пост судебных приставов, то они ответят, что основными причинами увольнения с работы для них являются:

  1. Недофинансирование деятельности.
    • маленькая зарплата;
    • отсутствие бумаги в отделах (которую на практике каждому приставу приходиться покупать за свой счет не меньше 10 пачек в год);
    • приобретение канцтоваров и заправка картриджей в принтерах за счет сотрудников;
    • нехватка транспорта и бензина для исполнения должностных обязанностей (например, в Волгоградской области для отдела, состоящего из 30 человек выделяется только одна машина, на 60 человек – две, и так далее. А бензин выделяется в недостаточных количествах);
  2. Огромная загруженность.
    На одного судебного пристава-исполнителя может приходиться одновременно от 500 до 5000 исполнительных производств, поэтому организовать работу так, чтобы идеально исполнить каждое из них практически невозможно. С каждым годом выносится все больше и больше судебных актов и иных документов, которые подлежат исполнению, отчего нагрузка на приставов постоянно растет;
  3. Ненормированный рабочий день.
    Во многих отделах принято так, что пока сотрудники не сделают все заданные руководством дела с работы они не уходят, а особенно загруженные работники даже остаются на работе «с ночевкой»;
  4. Бюрократические преграды.
    Постоянные проверки, так называемая «палочная система работы». Например, каждому приставу необходимо взыскать определенное количество исполнительского сбора и штрафов в пользу государства, ежемесячно окончить определенное количество исполнительных производств. Всё это затрудняет работу по основному направлению деятельности — исполнению судебных решений;
  5. Негативное отношение со стороны взыскателей и должников.
    Как правило, каждый второй взыскатель считает необходимым высказать судебному приставу всю свою неудовлетворенность от его работой, что неизбежно утомляет и расстраивает многих новичков, неготовых к такому давлению.

Особенности административной ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве

В соответствии со ст. 113 Закона об исполнительном производстве при нарушении законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом согласно ст. 1.1 КоАП РФ федеральное законодательство об административных правонарушениях включает только данный Кодекс.

В связи с принятием в 2007 г. Закона об исполнительном производстве КоАП РФ был дополнен двумя статьями: ст. 17.14 «Нарушение законодательства об исполнительном производстве» и ст. 17.15 «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера». В 2009 г. КоАП РФ был дополнен ст. 13.26 «Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений», а в 2011 г. — ст. 17.8 «Незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний».

В указанных статьях определены размеры штрафа, налагаемого за соответствующие правонарушения на граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Читайте также:  Льготы ветеранам боевых действий

Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»» внесены кардинальные изменения в КоАП РФ и Закон об исполнительном производстве, согласно которым устанавливается общий порядок привлечения лиц, виновных в нарушении исполнительного законодательства, к административной ответственности.

В соответствии со ст. 23.68 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (ФССП России), рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ст. 17.81, ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ.

Рассмотрим суть административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ.

Согласно ст. 13.26 КоАП РФ нарушение оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, в том числе несвоевременное сообщение суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб.; на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Согласно ст. 17.81 КоАП РФ незаконное использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в своем наименовании слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Согласно ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

Согласно ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. 500 руб.: на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Согласно ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 тыс. до 70 тыс. руб.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФССП России вправе:

  • руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители;
  • руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  • руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

При рассмотрении дела об административном правонарушении и назначении виновному лицу административного наказания должностные лица ФССП России, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, должны руководствоваться общими положениями законодательства об административных правонарушениях, предусмотренными разд. I КоАП РФ, и соблюдать порядок производства по делам об административных правонарушениях, определенный разд. IV КоАП РФ.

Невключение в число составов административных правонарушений, рассматриваемых должностными лицами ФССП России, уполномоченными решить дело об административном правонарушении, ч. 2 и ч. 2.11 ст. 17.14 КоАП РФ обусловливается тем, что эти правонарушения согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ находятся в юрисдикции судей арбитражных судов. В случае совершения такого правонарушения судебный пристав-исполнитель обращается в арбитражный суде заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов. уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа. Другими словами, должные лица ФССП России составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ст. 17.81, ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ. Кроме того, должностные лица ФССП России в соответствии с п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 5.35, ст. 17.3-17.6, 17.8, 17.9. ч. 2 и 21 ст. 17.14, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ.

В ст. 114 Закона об исполнительном производстве регламентируется порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа. Суть указанной статьи состоит в следующем. В случае неисполнения в установленный данным Федеральным законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах, судебный пристав- исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ. Копия протокола вручается представителю банка или иной кредитной организации.

После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. В заявлении указываются:

  • наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  • наименование и адрес подразделения судебных приставов;
  • наименование и адрес банка или иной кредитной организации, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении;
  • дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
  • должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, составившего протокол об административном правонарушении;
  • требование о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ;
  • иные необходимые сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и др.);
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

Копии заявления и прилагаемых к нему документов направляются в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

К подаваемому в суд заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копий заявления и прилагаемых к нему документов в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

Таким образом, в ст. 114 Закона об исполнительном производстве определены особенности привлечения к административной ответственности банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, в случае неисполнения ими в установленный срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании с должника денежных средств. Повторяем, что такое правонарушение предусмотрено ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ, оно рассматривается судьями арбитражных судов. Согласно этой статье КоАП РФ неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн. руб. Следует подчеркнуть, что соответствующее деяние банка или иной кредитной организации только тогда может образовать состав административного правонарушения, когда на счетах должника имеются денежные средства.

Ответственность в исполнительном производстве: понятие, значение, виды

Функционирование системы принудительного исполнения актов органов гражданской юрисдикции обеспечивается всеми элементами механизма правового регулирования. При ординарном развитии исполнительного производства задачи, закрепленные в ст. 2 ФЗИП, решаются быстро, в сжатые сроки: требования взыскателя удовлетворяются в полном объеме, должник добросовестно совершает или воздерживается от совершения действий, указанных в исполнительном документе, а иные участники выполняют возложенные на них обязанности по содействию процессу исполнения. Но возможны ситуации, когда в процессе принудительного исполнения происходят сбои по причине совершения лицами нарушений императивных правил, норм исполнительного производства (например, должник уклоняется от уплаты алиментов; банк, в который был предъявлен исполнительный документ, не произвел перечислений денежных средств на счет взыскателя при наличии их на счету должника и пр.). В этом случае в качестве инструмента, поддерживающего законность, порядок принудительного исполнения, выступает юридическая ответственность. Юридическая ответственность, являясь разновидностью социальной ответственности, воздействует на поведение участников исполнительного производства путем пресечения правонарушения, привлечения виновного лица к ответственности и предотвращения правонарушений.

Под ответственностью в исполнительном производстве понимается применение к правонарушителю мер государственного принуждения, закрепленных в санкциях норм исполнительного права, с целью восстановления нарушенного порядка исполнения юрисдикционных актов, наказания правонарушителя и предупреждения правонарушения в будущем.

Как алиментщиков привлекают к ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ?

  1. Судебные приставы составляют протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ (или по ч.2, если алименты своим родителям не платят дети).
  2. Протокол со всеми материалами передается мировому судье.
  3. Судья рассматривает дело, выносит постановление по административному делу и назначает должнику по алиментам наказание, если он действительно виноват. Наказанием могут быть:
    • обязательные работы на срок до 150 часов;
    • административный арест на 10-15 суток;
    • административный штраф в размере 20 тысяч рублей (если по закону к этому должнику нельзя применять обязательные работы или административный арест — например, он инвалид I или II группы либо военнослужащий).
  4. Постановление об административном аресте исполняется полицией немедленно после его вынесения, то есть алиментщика берут под арест прямо в зале суда. Назначенный штраф должен быть уплачен алиментщиком самостоятельно в течение 60 дней. Если он этого не делает, взыскание штрафа передают судебным приставам. За неуплату административного штрафа алиментщика могут привлечь к ответственности по другой статье — 20.25 КоАП РФ. Исполнением обязательных работ также занимаются судебные приставы.

Должник по алиментам считается подвергнутым административному наказанию в течение 1 года с даты окончания исполнения постановления о назначении этого наказания. Если должник в этот период повторно перестает платить алименты, может быть возбуждено уголовное дело по ст. 157 УК РФ.

Читайте также:  Сумма госпошлины, которую нужно заплатить для замены водительского удостоверения

Комментарий к ст. 17.8 КоАП РФ

Комментируемая ст. 17.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Объектом правонарушения по ст. 17.8 КоАП РФ являются общественные отношения в области институтов государственной власти.

Объективная сторона правонарушения по ст. 17.8 КоАП РФ выражается в воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, находящегося при исполнении служебных обязанностей.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон N 118-ФЗ) судебный пристав-исполнитель обязан принять все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве. При этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения (п. 2 ст. 24 Закона N 229-ФЗ).

Необходимо обратить внимание, что согласно ст. 64 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе совершать действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 17.8 КоАП РФ характеризуется умыслом.

Субъектами правонарушения по ст. 17.8 КоАП РФ могут быть граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Комментарии к ст. 17.14 КОАП РФ

1. Настоящая статья предусматривает административную ответственность за правонарушения, которые посягают на институты государственной власти. Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Чем может обернуться невыполнение требований, предъявленных судебным приставом?

Меры ответственности, применяемые в исполнительном производстве

Невыполнение требований, предъявляемых судебным приставом-исполнителем, влечет наступление ответственности, предусмотренной Законом «Об исполнительном производстве» и прочими актами нормативного характера. На гражданина, нарушившего законодательство об административном производстве, судебный пристав-исполнитель может наложить штраф, порядок и размер которого определяется законодательством РФ о правонарушениях административного характера.

Гражданин, предпринимающий попытки изменить порядок реализации исполнительного производства, может быть привлечен к ответственности уголовного характера, поскольку пристав состоит на государственной службе, а неподчинение ему будет расцениваться как преступление против интересов госвласти (гл. 30 УК РФ) и правосудия (гл. 31 УК РФ).

Если исполнительный документ не будет исполнен в срок, выделенный для исполнения в добровольном порядке, либо игнорирование исполнения документа, который должен быть исполнен немедленно в течение суток, то на должника будет наложено взыскание в виде денежного исполнительного сбора (Ст. 112 ч. 1 Закона «Об исполнительном производстве»)

Виды штрафов, которые могут быть наложены на граждан

Сотрудники ФСПП, наделенные особенными правами, могут привлекать членов исполнительного производства к ответственности административного характера в соответствии с рядом статей КоАП РФ. В большинстве таких случаев, связанных с невыполнением требований судебного пристава, осуществляющего свою деятельность в соответствии с законом, на должника накладывается обязательство уплатить штраф, размер которого может составлять от 1 до 2,5 тысяч рублей. Также к числу нарушений требований пристава относится неинформирование о смене места жительства или работы/учебы, места получения пенсионных выплат и иных доходов (ч.1 ст. 17.14 КоАП РФ). В случае неисполнения должником требований, содержащихся в документе исполнительного характера, ему грозит уплата штрафа, размер которого может варьироваться от 1 до 2,5 тысяч рублей (ст. 17.15 КоАП РФ).

Даже те лица, которые не являются должниками, могут быть привлечены к ответственности за отказ от выполнения законных требований пристава, в числе которых могут быть следующие действия: предоставление несоответствующих достоверности сведений, касающихся своего имущественного положения, отказ от принятия конфискованного имущества, несвоевременное отправление или утрата исполнительного документа или неисполнение изложенных в нем требований. Что касается уголовной ответственности, то к ней привлекать могут только лица, являющиеся руководителями территориальных подразделений ФСПП и их заместители.

Отличие штрафа от сбора

Если сравнивать административный штраф от сбора, взимаемого приставом, то последний является, по сути, продуктом исполнительного производства на основании ст. 112 Закона. Утверждение постановления, касающегося его взыскания, осуществляется старшим по должности судебным приставом. Помимо этого, различие состоит и в порядке взыскания. В случае неудовлетворения требований в соответствии с исполнительным документом в установленные сроки, отведенные для исполнения предписаний документа в добровольном порядке, пристав вправе взыскать сбор с указанием нового срока, в течение которого должен быть исполнены его требования. Если же по истечении этого срока требования также не будут выполнены без имеющихся на то уважительных причин, то будет составлен протокол, свидетельствующий о факте административного правонарушения (ст. 17.15 КоАП РФ), или организовано исполнение в принудительном порядке.

Подлежат ли оспариванию сборы и штрафы, взимаемые в незаконном порядке?

Обжалование административного штрафа должно происходить следующим образом: подается жалоба на Постановление, предметом которого является привлечение к административной ответственности на основании гл. 30 КоАП РФ. Должник, пожелавший оспорить исполнительский сбор, должен составить соответствующее заявление, и в течение десятидневного срока с момента вынесения постановления, обратиться с ним в суд, закрепленный за тем районом, в котором осуществляет свою деятельность судебный пристав. Для отсчета срока может быть взят день совершения действий, либо с момента, когда стал известен факт нарушения интересов и прав. Производить оплату госпошлины не надо. Подача иска должна осуществляться по правилам, изложенным в ст. 441 ГПК РФ.

Помимо этого, должник может составить иск, в котором будет изложена просьба об отсрочке или рассрочке взыскания, и обратиться с ним в суд. Также в иске должник может попросить уменьшения размера взыскания или же освобождения от исполнительского сбора. Стоит отметить, что уменьшение размера не может превышать 1/4 размера сбора с учетом всех существующих обстоятельств. Суд может избавить должника от взыскания исполнительского сбора, если не будут доказаны установленные ГК РФ основания ответственности за факт нарушения обязательства.

В случае оспаривания постановления, на основании которого судебный пристав-исполнитель должен взыскать исполнительский сбор, должник может привести такие доводы, расцениваемые как нарушения, как:

— вынесение Постановления без учета того факта, что должник согласен на добровольное исполнение;

— недоведение в установленном порядке до должника сведений о возбуждении исполнительного производства;

— отсутствие доводов для вынесения соответствующего Постановления.

Жалоба на действия судебного пристава — как наказать пристава

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (804) 333-70-30 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

По официальной статистике на начало 2021 года гражданами и организациями было подано свыше 90 тыс. административных исковых заявлений с требованием признать незаконными действия судебных приставов исполнителей.

Помимо этого, ещё 9 тыс. жалоб было рассмотрено федеральным Управлением службы. Решения в пользу заявителя приняты менее чем в 10% случаев.

Очевидно, что в таких условиях важно знать свои права и уметь защититься от неправомерных действий приставов.

Какие сроки предусмотрены на оплату штрафов

Сроки, в которые физическое или юридическое лицо обязано оплатить штраф за административное правонарушение регламентируются статьей 32.2 КоАП РФ. В подавляющем большинстве случаев этот срок составляет 60 дней. При этом стоит отметить, что 60-дневный срок начинает своё течение со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (не со дня его вынесения). В большинстве случаев постановление вступает в законную силу через 10 суток после того, как лицо, привлеченное к административной ответственности, получило нарочно вышеназванное постановление если оно не было обжаловано в суде/вышестоящему руководству. В случае если постановление все же было обжаловано, то в законную силу оно вступает только после рассмотрения жалобы по существу и 60 дней отсчитываются от этой даты.

Фактически, с учетом 10-ти суток на вступление постановления в законную силу, общий срок в который необходимо произвести оплату штрафа составляет не менее 70-ти суток.

Так же Кодекс об административных правонарушениях делает и некоторые исключения. Так, например иностранные граждане, подвергнутые выдворению с территории РФ, обязаны оплатить штраф не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Срок давности в течении которого возможно привлечение лица по ст. 20.25 КоАП РФ составляет 3 месяца. Данный срок начинает свое течение с последнего дня, отведенного для оплаты административного штрафа.

Такая позиция закреплена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.10.2014 № 2323-О


Похожие записи:

Добавить комментарий