В Беларуси повышают минимальный страховой стаж для получения пенсии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Беларуси повышают минимальный страховой стаж для получения пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Социальная пенсия в Беларуси

Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:

  • дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
  • инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
  • детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
  • мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).

Изменятся пенсии для мам

У меня было два декретных отпуска, учитываются ли они при назначении пенсии?

— Да, учитываются. Более того, с января этого года вводятся дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения. В частности, увеличивается период ухода за малолетними детьми, который может быть зачтён в общий стаж, с 9 до 12 лет.

Ушла на пенсию в 50 лет, так как ребёнок — инвалид с детства. Сначала у дочери была четвёртая группа инвалидности, а с 18 лет — первая. Могу ли я как мать, воспитывающая ребёнка-инвалида с детства, рассчитывать на перерасчёт пенсии или какие-либо доплаты?

— Периоды трудовой деятельности после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал государственную пенсию за это время. Следовательно, оснований для перерасчёта пенсии не имеется.

Как с нового года будет назначаться пенсия многодетным мамам?

— Женщины, родившие и воспитавшие 5 и более детей, имеют право на досрочную пенсию — на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Она назначается при пониженном общем стаже 15 лет и страховом — 5 лет. Для сравнения: для других женщин это 18 лет, а с 2025 года — 20 лет. Досрочную пенсию по возрасту получает почти 2900 женщин области.

Женщинам, родившим и воспитавшим 9 и более детей и награждённым государственными наградами СССР или Беларуси за материнство, предоставлено право на пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь. Такую пенсию в области получает 41 многодетная мать.

С 1 января введены дополнительные пенсионные гарантии для многодетных. В частности, увеличивается период ухода за малолетними детьми, который может быть зачтён в общий стаж, с 9 до 12 лет. Для тех, кто родил 4 детей и воспитал их до 8-летнего возраста, страховой стаж для назначения пенсии по возрасту снижается до 10 лет. То есть, начиная с 2021 года, таким мамам будет назначаться пенсия не при 18 годах работы с уплатой взносов (в 2025 году это 20 лет), а при 10 годах. Требование к общему стажу остаётся прежним — 20 лет.

С сентября не работаю, вышла на пенсию. Нужно ли подавать какие-либо бумаги в собес?

— По Закону РБ «О пенсионном обеспечении», пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, которые влекут изменение размера пенсии или прекращение её выплаты.

Таким образом, вам необходимо предоставить сведения об увольнении с работы в орган, выплачивающий пенсию.

В каких случаях назначается социальная пенсия?

— Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств, назначается социальная пенсия. Мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам — 60 лет. Данное условие не распространяется на детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.

Социальные пенсии определяются из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в таких размерах: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, — 110 %; инвалидам с детства II группы — 95 %; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребёнка —
85 %; инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства, — 75 %; мужчинам, достигшим 65 лет, женщинам — 60 лет — 50 %; детям-инвалидам до 18 лет при первой степени утраты здоровья — 80 %, второй степени — 85 %, третьей — 95 %, четвёртой — 110 %. К слову, БПМ сейчас 258,11 рубля.

Читайте также:  Как провести межевание земельных границ без согласия соседа по участку?

Как учитывается заработок в другой валюте

Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?

Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.

Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.

Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.

Повышение пенсий в Беларуси в 2020 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.

Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Читайте также:  Как исправить запись в трудовой, и кто это должен делать

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионный возраст в Беларуси на 1 января 2020 года установлен на отметке: 57 лет для женщин, 62 года для мужчин. По сравнению с 1 июля 2019 года увеличился на полгода. Пенсионная выплата по возрасту назначается женщинам, рожденным во второй половине 1963 года, и мужчинам, рожденным во втором полугодии 1958 г.

Сводная таблица по годам и датам рождения (для полного просмотра на смартфонах тяните таблицу влево).

год страховой стаж мужчины женщины дата рождения для мужчин дата рождения для женщин дата выхода
2019 17 61 и 6 мес. 56 и 6 мес. 1-полугодие 1958 г. 1-полугодие 1963 г. 2-половина 2019 г.
2020 17,5 62 57 2-полугодие 1958 г. 2-полугодие 1963 г. 2-половина 2020 г.
2021 18 62 и 6 мес. 57 и 6 мес. 1-полугодие 1959 г. 1-полугодие 1964 г. 2-половина 2021 г.
2022 18,5 63 58 2-полугодие 1959 г. и младше 2-полугодие 1964 г. и младше 2-половина 2022 г.

Стаж для выхода на пенсию

В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:

Год Возраст (мужчины), лет Возраст (женщины), лет Минимальный стаж работы, лет
2017 60,5 55,5 16
2018 61 56 16,5
2019 61,5 56,5 17
2020 62 57 17,5
2021 62,5 57,5 18
2022 63 58 18,5
2023 63 58 19
2024 63 58 19,5
2025 63 58 20

Если нужный трудовой стаж заработать не удалось, то выплаты будут производиться при наличии хотя бы 10 лет трудовой деятельности. Начисляться такая пенсия будет с учетом фактически отработанного времени. При этом она не может быть ниже половины минимальной пенсии по возрасту.

Отличия пенсионных систем России и Белоруссии

На самом деле, в пенсионных системах двух стран нет большого количества отличий. И в России, и в Белоруссии пенсия начисляется по достижению определенного возраста при наличии у человека нужного количества отчислений в фонд социального страхования. Также в обеих странах небольшое пособие вправе получать инвалиды, нетрудоспособные лица и граждане, не имеющие достаточного стажа трудовой деятельности.

Читайте также:  За какой период можно получить налоговый вычет

По большому счету, основными различиями является то, что пенсия в Белоруссии зависит в основном от стажа и размера страховых взносов. В России же определяющим показателем является пенсионный капитал. Дополнительно можно отметить, что в Беларуси порядок расчета пенсионных выплат для граждан, работающих в тяжелых условиях, производится немного по другой схеме.

Что нужно знать о досрочном выходе на пенсию в Беларуси

Досрочно стать пенсионером можно, если вы постоянно проживаете на территории страны. Также нужно достигнуть определенного возраста, установленного ст.11 закона РБ от 5 января 2008 г. номер 322 «О профессиональном пенсионном страховании». Кроме того, необходимо наработать предусмотренный этим же законодательным актом рабочий стаж.

Люди, которые вправе оформить как досрочную, так и другую пенсию, могут выбрать любую из них. Что касается величины выплат, то она рассчитывается посредством нахождения частного суммарных пенсионных накоплений и предполагаемого периода предоставления пенсионного обеспечения (в месяцах).

Периодом предоставления досрочного пенсионного обеспечения считается период с месяца, который следует за месяцем подачи заявления об оформлении выплат, по месяц, когда гражданин достигнет соответствующего возраста.

Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?

Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:

Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).

Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.

Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.

Условия назначения трудовой пенсии по возрасту

Рассмотрим, какие условия должны выполняться для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, а также по некоторым льготным основаниям, предусматривающим выход на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Условия назначения пенсии по возрасту на общих основаниях

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины и женщины, обладающие в совокупности следующими признаками :

— достижение общеустановленного пенсионного возраста. В 2019 году это 61 год 6 месяцев для мужчин и 56 лет 6 месяцев для женщин;

— наличие определенного стажа работы: для мужчин — не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет;

— наличие необходимого стажа работы с уплатой страховых взносов (далее — страховой стаж). В 2019 году он должен быть не менее 17 лет.

Условия предоставления пенсии по возрасту на общих основаниях в 2019 году и позднее приведены в таблице 1.

Год выхода на пенсию Мужчины Женщины Минимальный страховой стаж
Дата рождения Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Дата рождения Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы
2019 1-е полугодие 1958 года 61 год 6 месяцев 25 лет 1-е полугодие 1963 года 56 лет 6 месяцев 20 лет 17 лет
2020 2-е полугодие 1958 года 62 года 25 лет 2-е полугодие 1963 года 57 лет 20 лет 17 лет 6 месяцев
2021 1-е полугодие 1959 года 62 года 6 месяцев 25 лет 1-е полугодие 1964 года 57 лет 6 месяцев 20 лет 18 лет
2022 2-е полугодие 1959 года 63 года 25 лет 2-е полугодие 1964 года 58 лет 20 лет 18 лет 6 месяцев
2023 1960 год 63 года 25 лет 1965 год 58 лет 20 лет 19 лет
2024 1961 год 63 года 25 лет 1966 год 58 лет 20 лет 19 лет 6 месяцев
2025 1962 год 63 года 25 лет 1967 год 58 лет 20 лет 20 лет

Внимание!
Лицам, имеющим необходимый страховой стаж, но не имеющим стажа работы, достаточного для назначения пенсии по возрасту (см. таблицу 1), назначается пенсия по возрасту при неполном стаже работы. При назначении такой пенсий не применяются льготные условия по возрасту и стажу для назначения пенсий .


Похожие записи:

Добавить комментарий