Разрешенное использование земель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешенное использование земель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В настоящее время действует принятый на федеральном уровне классификатор видов разрешённого использовании участков, который обязателен к применению при формировании новых участков или изменении ВРИ существующих, а также при разработке ПЗЗ, проектов планировки территории (ППТ), выдаче ГПЗУ.

Как производится перевод земель

Как поменять назначение земли? Несмотря на то, что каждый участок имеет конкретный классификатор, в отдельных случаях заинтересованное лицо или его собственник могут инициировать процедуру смены категории земель. Так, для того, чтобы осуществить данную процедуру, необходимо проделать следующие шаги:

  • Составить заявку в земельный комитет при администрации района, в ведомстве которого находится соответствующий надел, с требованием для совершения данного действия по изменению целевого назначения.
  • Для анализа заявки ведомство берёт регламентные 60–90 дней, в течение которых анализируется принципиальная возможность смены категорий земель, а также нюансы и последствия, возникающие от этого действия.
  • В случае, если на данные земли не стоит федерального запрета или они не обременены какими-либо государственными программами, не представляют собой стратегические земли, то ведомство может дать согласие, и в течение 15 рабочих дней процедура будет завершена.

Кто уполномочен устанавливать?

Кто устанавливает дозволение данного типа? Устанавливается процедура использования уполномоченными органами государственной власти. Полномочия между ними распределяются в зависимости от статуса правообладателя:

  • Росимущество, ОМСУ городских поселений для земель, находящихся в федеральной собственности.
  • Органы исполнительной власти Субъекта РФ, Органы МСУ сельских и городских поселений для земель во владении субъектов РФ.
  • Органы местного самоуправления муниципалитета для муниципальной собственности.
  • Органы МСУ муниципального образования для участков, находящихся в частной собственности.
  • ОМСУ муниципалитетов, ОМС городских и сельских поселений для неразграниченных государственных земель.
  • Росимущество, ОМСУ для земель лесного фонда.

Классификация видов разрешённого использования

В то же время ВРИ многих ранее сформированных участков определен не в соответствии с федеральным классификатором. Формально, приведение ВРИ ранее предоставленных участков в соответствие с действующим классификатором не требуется. Но данная процедура позволит избежать споров в дальнейшем. Особенно в ситуациях когда исходный ВРИ участка сформулирован таким образом, что допускает сразу несколько толкований, принципиально различных с точки зрения их влияния на размер земельных и имущественных платежей в бюджет (арендная плата, земельный налог, налог на имущество и т. д.). Устранение связанной с несоответствием ВРИ участка классификатору неопределённости исключит риск завышения земельно-правовых платежей.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Они оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Для начала нужно уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте, советуют эксперты Росреестра. В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка из тех, которые предусмотрены градостроительным регламентом.

Затем собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра.

Читайте также:  Как вести бухгалтерский учет сувенирной продукции

Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости и величины земельного налога, уточнили в ведомстве.

Территориальные зоны имеют несколько ВРИ участков

Территориальные зоны определяют:

  • состав (перечень) допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков
  • возможность размещения (строительства) в зоне конкретных объектов капитального строительства
  • предельные параметры разрешённого строительства

Виды разрешённых использований, в свою очередь, подразделяются на следующие:

  • основные виды разрешенного использования:
    они не могут быть запрещены при условии соблюдения:
    особых градостроительных требований к формированию ЗУ и ОКСтехнических требований по подготовке проектной документации и строительству
  • они не могут быть запрещены при условии соблюдения:
    особых градостроительных требований к формированию ЗУ и ОКСтехнических требований по подготовке проектной документации и строительству
  • особых градостроительных требований к формированию ЗУ и ОКС
  • технических требований по подготовке проектной документации и строительству
  • условно разрешённые виды использования (УРВИ)
  • вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые лишь в качестве дополнительных к основным видам и к УРВИ

Необходимую территорию (квартал) можно найти в графическом разделе ПЗЗ.

Генеральный план – основной документ территориального планирования Санкт-Петербурга, утверждён Законом СПб «О Генеральном плане Санкт-Петербурга».

Особенности объединения участков

Часто граждане имеют в собственности несколько отдельных участков, которые вполне реально объединить между собой, проведя соответствующую процедуру. Но нужно учитывать, что они должны иметь смежные границы, находясь рядом друг с другом. На каждую единицу должен быть план, в котором уточнены границы, а также ее нужно зарегистрировать в кадастре как отдельный участок.

Кроме того, в отношении земли действуют ограничения касательно максимальной площади, а к местонахождению предъявляется требование в виде одного кадастрового квартала. Кроме этого, потребуется одинаковая категориальная принадлежность, и что самое важное – ВРИ также должны совпадать. Если же собственников несколько, от них также потребуется согласие на действие в виде объединения участков.

Из документов гражданину потребуются:

  • заявление, в котором описана просьба провести объединение;
  • кадастровые бумаги, подтверждающие официальную информацию участка;
  • выписка из госреестра на право собственности;
  • письменно оформленное согласие собственников на процедуру совмещения земель.

Изменение разрешенного использования земельного участка

Если необходима смена разрешенного использования земельного участка, актуальным становится вопрос, как поменять разрешенное использование земельного участка. Инициаторами его постановки помимо органов власти и местного самоуправления могут быть физические и юридические лица. А основанием для таких изменений служить являющиеся следствием установленного разрешенного использования земельного участка неэффективное использование земли, причинение неудобств или вреда правообладателям, снижение стоимости земельных участков и объектов капитального строительства, нарушение прав и законных интересов граждан и их объединений и проч.

При наличии утвержденных правил землепользования и застройки (ПЗЗ) изменения в них вносятся в предусмотренном этими же правилами порядке. Общие требования к этой процедуре установлены в ГрК РФ.

Заявитель должен подать в местную (муниципальную) администрацию перечень документов, включающий заявление с просьбой об изменении разрешенного использования, копию удостоверения личности, правоустанавливающие документы на участок (договор аренды или свидетельство о собственности), кадастровый паспорт участка, а если на участке есть здания и сооружения ─ технические паспорта и иные документы на них. Если земельный участок планируется использовать для строительства, понадобятся проект планируемого объекта и сведения о нем (площадь застройки, общая площадь, этажность).

Читайте также:  Индекс-дефлятор: что это и как используется в госзакупках

После истечения срока рассмотрения заявки заявитель получает разрешение сменить вид допустимого пользования или письменный отказ. Причиной отказа могут быть наличие нарушений в поданных на рассмотрение документах или, если в результате изменения разрешенного вида пользования, планируется нецелевое использование земельного участка. Отказ можно обжаловать в суде.

В случае положительного решения вопроса изменение разрешенного использования земельного участка необходимо зафиксировать в ГКН, для чего следует обратиться в Росреестр.

Изменить разрешенное использование земельного участка можно в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка наиболее часто требуется в следующих случаях:

строительство или реконструкция на земельном участке объекта недвижимого имущества с другим функциональным назначением, нежели предусмотрено в виде разрешенного использования;

изменение функционального назначения уже существующего объекта недвижимости;

уточнение вида разрешенного использования неправильно внесенного или в связи с приведением в соответствие с новым Классификатором ВРИ.

Общий порядок изменения ВРИ земельного участка выглядит следующим образом (рис. 1).

Разрешенное использование любого участка зависит от того, в какой территориальной зоне он расположен. Территориальная зона – это определенная территория в границах муниципального образования, которая имеет свои границы и градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 ГрК РФ).

Каждая такая зона, в зависимости от ее назначения, предусматривает конкретный перечень видов разрешенного использования для земельных участков, которые расположены в её границах.

Территориальные зоны, и перечень разрешенного использования участков внутри этой зоны, устанавливаются правилами землепользования и застройки муниципального образования (далее – ПЗиЗ), которые являются основным документом градостроительного зонирования (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).

Поэтому, чтобы определить, под какие цели может быть использован конкретный земельный участок, нужно изучать ПЗиЗ муниципального образования, в которых предусмотрен перечень установленных территориальных зон и перечень видов разрешенного использования участков для каждой зоны.

На момент написания этой статьи, наличие ПЗиЗ для каждого муниципального образования обязательно и, насколько мне известно, они приняты практически везде. Во всяком случае, мне уже несколько лет не приходилось встречать отсутствие ПЗиЗ в муниципальных образованиях, хотя по земельным вопросам ко мне обращаются из многих регионов.

Если же вы все-таки проживаете в муниципальном образовании, где ПЗиЗ не приняты, то разрешенное использование вашего земельного участка придется выяснять из местных нормативных актов, которыми они установлены.

Ответственность за нецелевое использование земель

Государство жестко контролирует целевое применение земель. Владелец не может самовольно возвести на собственном садовом участке магазин или многоэтажный жилой дом – на территории с/г назначения. Для этого предварительно нужно изменить вид разрешенного использования. Существуют и другие причины таких изменений, например, желание увеличить стоимость недвижимости при перепродаже.

Нецелевое применение земель чревато привлечением к административной ответственности. Владельцы караются штрафами в размере от 3 000 до 20 000 рублей и более, что зависит от характера нарушений. Своевременное изменение вида разрешенного использования земель сельхозназначения и других категорий участков позволяет избежать неприятностей с государственными органами. Разрешение на проведение подобных операций предоставляет – земельный комитет, районная, городская либо областная администрация. Для этого нужно собрать пакет документов, приложив их к заявлению.

Читайте также:  Как выписаться из квартиры при ее продаже

Подробная информация по данному вопросу есть на официальных сайтах перечисленных инстанций.

Проведение публичных слушаний

Необходимость осуществления и целесообразность проведения при отсутствии слушаний, определяет комиссия, так же она решает насколько важно учитывать выводы, принятые на данных слушаниях.

При необходимости в заседаниях используется следующий регламент:

  • Участники слушаний только собственники земли;
  • Также они могут вносить свои замечания и предложения;
  • Результаты публикуются на официальном сайте организации;
  • Время от начала извещения участников о проведении слушателей и до опубликования результатов не должно превышать 1 месяца;
  • При положительном решении слушаний, комиссия вносит рекомендации, при отрицательном разъясняет данное решение;
  • Заявитель берет на себя все расходы, связанные с проведением слушаний.

Общие положения о землепользовании

Нецелевое использование наделов запрещено законом. Разрешенный способ указывается в документации на землю: Кадастровом паспорте и Свидетельстве права собственности. Если участок по бумагам предназначен для жилой застройки и подсобного хозяйства, на нем нельзя строить промышленные и административные здания.

Если собственник собирается изменить характер землепользования, для получения разрешения необходимо обратиться в соответствующую службу и внести поправки в паспорт надела. В случае невозможности замены способа использования территории придется продавать настоящую и приобретать новую.

Основным документом, которым руководствуются при этом государственные учреждения, является градостроительный план – в нем указываются цели и планы развития территорий в городе или сельском поселении. На муниципальном уровне устанавливаются правила застройки и землепользования. Их основой являются не только Земельный кодекс РФ, а также экономика и климат региона.

Они определяют:

  • Общие направления развития региона.
  • Разбивка на зоны (под жилое строительство, производство, инфраструктуру, сельское хозяйство и проч.) с описанием функционала и запретов по каждой.
  • Список мер по защите окружающей среды.
  • Границы населенных пунктов.

Правила зонирования территории

В отношении данного процесса принят строгий регламент, регулируемый ст. 34 ГсК РФ, что нужно для соблюдения правил застройки и других градостроительных норм. Среди главных ограничений, которые применяются в этой отрасли:

  • можно объединять земли с одним типом;

  • новая постройка не должна наносить ущерб уже действующим;

  • соответствие культурным, историческим и религиозным особенностям местности;

  • границы зон должны совпадать с линиями других поселений, осевыми улицами и магистралями, естественными природными объектами.

  1. Согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями (собственниками земельных участков и объектов капитального строительства) самостоятельно.
  2. Лицо, желающее изменить ВРИ земельного участка, обращается в местное МФЦ с заявлением о смене ВРИ ЗУ и прикладывает комплект документов, удостоверяющих его права на данный ЗУ.
  3. Если территориальная зона по ПЗЗ вашего населенного пункта предполагает в качестве основного или вспомогательного ВРИ ЗУ, за сменой которого обращается заявитель, то в ЕГРН вносятся изменения. Если не предполагает, то заявитель получит отказ.
  4. После смены ВРИ земельного участка, у него изменится кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость устанавливается в зависимости от ЦН и ВРИ земельного участка, а рассчитывается на основании массовой кадастровой оценки проводимой не чаще чем раз в 5 лет и актуализируется исходя из поправочного коэффициента, установленного правительством вашей области.


Похожие записи:

Добавить комментарий