Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания приобретения гражданства Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Следующим немаловажным способом приобретения гражданства считается получение гражданства способом натурализации, т.е. создания органами власти определенного государства индигената человеку по иску. Она образуется в основном на почве свободного желания увлеченной личности и несет за собой утрату гражданства, приобретенного при рождении. Лица, которые получают гражданство данным методом, как правило, используют те же права и выполняют те же обязательства, что и иные люди. Но в определенных государствах строго определяются их юридические права.

Гражданство в порядке натурализации

Натурализация имеет 2 важные формы:

  • индивидуальная натурализация;
  • натурализация из-за преемственности стран.

Последняя очень распространена для стран в прошлом республиках СССР. В основном для натурализации необходимо:

  • достижение совершеннолетия;
  • заявление в письменной форме, владение языком, присущим данному государству;
  • минимальное время нахождения в стране;
  • не наличие некоторых недугов (психических и СПИДа), имение достаточных финансов к существованию;
  • уважение законодательной базы;
  • «юридическая благонадежность».
Пример 3

Например, в США, нет натурализации для граждан, которые поддерживают иные взгляды, а также для атеистов. А вот законодательство Латвии кроме точного знания родного языка обязывает к знанию истории Латвии XX в., наличия предшественников, которые жили в Латвии в тот же временной промежуток, подтверждения крепкого здоровья и отсутствия недугов нервной системы, а также СПИДа. Помимо этого, человек не должен состоять на учете в Интерполе или в какой-либо партии, борющейся за уничтожение законного строя.

Существуют и иные причины, которые заключают в рамки натурализацию:

  • существование специальной подготовки;
  • нежелание принимать зарубежное гражданства(ФРГ);
  • придерживание порядочного образа существования;
  • состояние в одной из групп, находящейся на территории страны.

Одновременно с этим для некоторых категорий людей прописывают привилегированные положения натурализации.

Прекращение гражданства

Выход из гражданства происходит в добровольном порядке. В Законе Новой Зеландии 1977 г. об индигенате прописано, что гражданин Новой Зеландии, по исполнению ему 18 лет и если он является гражданство иной страны, может работать в Великобритании, США и некоторых других странах.

Иногда существует ограничение от такой возможности, например, судьи или государственные уполномоченные лица не имеют такого права.

Замечание 1

В некоторых законодательных базах существует потеря индигената, другими словами самопроизвольное лишение гражданства при конкретных ситуациях.

Чаще основанием для такого лишения принята натурализация в иной стране. В государствах, которые принимают эту схему выхода из гражданства, лишение гражданства считается обычным процессом.

Лишение индигената, полученного в результате филиации, называется денатурализацией.

В Польше, допустим, человек лишается гражданства в случаях:

  • несоблюдение обязанностей по верности государству;
  • поступков во вред позициям граждан;
  • незаконное покидание страны;
  • отказа возвращаться по требованию соответствующих органов;
  • невыполнение военных обязательств;
  • наказание за границей за криминальное деяние.

Люди, которых лишили гражданства, в обязательном порядке покидают страну.

Не секрет, что на сегодняшний день в России наблюдаются все признаки демографического кризиса. Часть специалистов считает, что такую ситуацию может поправить массовое переселение людей в страну из-за рубежа. Акцент при этом делается на граждан СНГ. Но, по мнению руководства страны, для получения российского гражданства претендентам приходится обходить слишком много бюрократических препон. Поэтому появилось мнение о необходимости ввести новый закон РФ о получении гражданства РФ.

В марте 2019 г. на рассмотрение в Парламент поступил новый законопроект от Константина Затулина. Основной идеей законопроекта является предложение отнести к носителям русского языка (в отношении которых действует упрощенный режим получения российского гражданского статуса) всех, кто появился на свет на территориях, некогда принадлежавших Советскому Союзу и даже Российской Империи. Это еще не все. Предполагается, что право на гражданство приобретет и тот, кто родился в другой стране, но его прямые предки были рождены в СССР.

Кроме того, предполагается отменить для таких претендентов требование об отказе от уже имеющегося гражданства, т. к. для многих жителей ближнего зарубежья такая возможность почти равна нулю. Например, для имеющих гражданство Украины по вполне понятным причинам. Однако в Думе пока не приняли закон о получении гражданства по праву почвы . По заявлению Дмитрия Пескова ясно, что позиция Правительства РФ по этому вопросу еще до конца не сформирована.

Основные споры ведутся вокруг предполагаемого двойного гражданства, ибо его наличие может привести к проблемам в сфере имущественного права. К тому же многие законотворцы и общественные деятели опасаются, что уровень знания русского языка у новых граждан РФ окажется очень низким. Ведь проконтролировать проведение тестирования весьма проблематично. Поэтому сложно сказать, будет ли принят закон о гражданстве по праву почвы уже в 2019 г. И если будет, то в каком варианте.

Двойное гражданство и лица без гражданства

В современном мире достаточно распространена ситуация, когда одно и то же лицо обладает статусом гражданина в двух и более странах. Такие лица именуются бипатридами (имеющими два гражданства) либо полипатридами (имеющими множественное гражданство).

Российская Федерация, по общему правилу, не признает двойного гражданства. Это означает, что лицо, имеющее гражданство Российской Федерации и иностранного государства, не вправе ссылаться на наличие иного гражданства при исполнении обязанностей гражданина Российской Федерации. Между тем существует специальный термин — второе гражданство (либо «иное гражданство»), который описывает такую ситуацию. Второе гражданство и двойное гражданство — разные по юридическому смыслу понятия. Если двойное гражданство предполагает юридическое признание со стороны государства специального статуса, то второе гражданство — лишь констатация факта наличия гражданства иного государства. Потому гражданин России не вправе ссылаться на гражданство другого государства в вопросах исполнения налоговой и воинской обязанности.

Двойное гражданство в Российской Федерации допускается только при наличии международного договора с иным государством, которым предусмотрена такая возможность. Такие международные договоры были заключены Российской Федерацией с Республикой Таджикистан (1995 г.) и Туркменистаном (1993 г.). Действие последнего было прекращено в 2003 г.

Граждане Российской Федерации, обладающие иностранным гражданством, не вправе занимать ряд государственных должностей и должностей государственной службы в Российской Федерации, что стало предметом разбирательства в Конституционном суде России. Суд счел такие ограничения

допустимыми, хотя и не единогласно.

Гражданин России в течение двух месяцев со дня приобретения иностранного гражданства либо права на постоянное проживание в иностранном государстве обязан письменно уведомить об этом Федеральную миграционную службу. За неисполнение этой обязанности предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа либо обязательных работ; за несвоевременное либо некорректное сообщение — административная ответственность в виде штрафа.

Законодательство Великобритании и США признает возможность наличия двойного гражданства. Принятие иного гражданства, голосование на выборах в другом государстве не влекут прекращения британского или американского гражданства. Однако по законам США лица с двойным гражданством обязаны при въезде и выезде с территории США предъявлять исключительно паспорт гражданина США.

Помимо двойного (множественного) и второго гражданства, существует еще несколько нетипичных состояний взаимосвязи лица и государства. Так, в античной Греции существовал институт «изополитейя», когда два государства придавали своим гражданам такие права, так что всякий гражданин одного государства был в то же время гражданином другого. Аналогом данного института является «национальный режим», существующий, в частности, в странах Британского Содружества, в соответствии с которым граждане (подданные) государств — членов данного образования при нахождении на территории других таких стран пользуются равными правами с их гражданами (поддаными).

R международном праве существует понятие «отсутствие гражданства» (statelessness), означающее отсутствие какой-либо признаваемой юридически связи лица с государством. Такой статус может существовать де-юре, когда лицо не рассматривается как гражданин каким-либо государством; и де- факто, когда лицо проживает за пределами государства, гражданином которого являлось ранее, и при этом не желает далее находиться под защитой этого государства. Значительное число «лиц без гражданства де-юре» также являются беженцами, однако не все беженцы являются лицами без гражданства.

В 1961 г. ООН была принята Конвенция о сокращении безгражданства, вступившая в силу с 1975 г.) Данной Конвенцией были установлены стандарты получения и выхода из гражданства, направленные на уменьшение числа лиц без гражданства. Однако число стран, ратифицировавших данную Конвенцию, достаточно невелико (58 государств). В настоящее время число лиц без гражданства остается значительным в таких странах, как Алжир, Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Демократическая республика Конго, Эстония, Ирак, Индия, Кения, Кувейт, Латвия, Ливан, Малайзия, Мавритания, Мьянма, Непал, Саудовская Аравия, Сирия и Таиланд. Самая большая группа лиц без гражданства в настоящее время — жители Палестины.

В прибалтийских странах, ранее входивших в состав СССР, существует специфический статус неграждан, число которых в Латвии и Эстонии довольно велико. К ним относятся в основном жители Латвии и Эстонии, не имеющие с 1991 г. гражданства ни одной страны, но имеющие специфический статус. С юридической точки зрения их статус специально закреплен в законе, и такие неграждане отличаются от апатридов, например, тем, что имеют паспорта. По-английски в них неграждане обозначаются как иностранцы (англ, alien), подлежат дипломатической защите Латвии за рубежом, обладают правом жить в Латвии, не запрашивая вида на жительство. Такое различие статусов позволяет этим государствам обосновывать мнение, что наличие категории неграждан не является нарушением Конвенции ООН о сокращении числа лиц без гражданства 1961 г. Между тем такой «особый правовой статус» неграждан сомнителен с точки зрения международного права.

Основания для получения гражданства по данному праву

Если человек планирует выполнить получение гражданства по праву почвы, ему предстоит пройти многоступенчатую процедуру. При этом она достаточно растянута во времени. Лицо имеет право претендовать на участие в ней на общих или упрощенных основаниях. В первую очередь потребуется получить РВП. Затем необходимо оформить ВНЖ. Только после этого появляется право на получение гражданства. При этом лицо должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к:

  • знанию русского языка;
  • возрасту;
  • финансовому положению.

Если лицо имеет право использовать упрощенную схему, можно миновать стадию оформления РВП. Заявитель получает право сразу обратиться за ВНЖ. Схема применяется, если человек появился на территории СССР. Но права присутствуют и в следующих случаях:

  • у близких родственников имеется российское гражданство;
  • претендент является носителем русского языка;
  • были выполнены крупные капиталовложения в экономику РФ.

Сегодня сохраняется необходимость в обязательном порядке отказа от действующего гражданства. Предусмотрены лишь редкие исключения. При этом человек обязан знать русский язык. Демонстрация владения им проводится при помощи тестирования. Альтернативой выступает предоставление документации об образовании. Она должна быть получена в России или на территории СССР.

Если новые законы примут, для лица, которое претендует на российское гражданство по праву почвы, процедура оформления также упроститься. Заявитель должен будет доказать, что он или его прямые предки появились на территории Российской империи или в СССР. Потребность в сдаче экзамена на владение русским языком также сохраняется. При этом от существующего гражданства отказываться не придётся.

Присутствуют и альтернативные способы получения соответствующего статуса. Большинство лиц приобретает его по праву рождения. Но подобная ситуация возникает, если у одного или обоих родителей имеется соответствующий статус. Если гражданство не будет получено, ребёнок станет апатридом. Все остальные лица имеют право воспользоваться следующими способами:

  • подать заявление в общем порядке;
  • обратиться к представителям уполномоченного органа по упрощённой схеме;
  • выполнить восстановление гражданства.

Если у лица отсутствуют льготы, позволяющие принять участие в упрощенной процедуре, статус будет присвоен минимум через 8 лет. В течение этого периода потребуется получить сначала РВП, а затем внж. Если присутствует возможность выполнить оформление по упрощенной схеме, процедура займёт значительно меньше времени.

Читайте также:  Что нужно для въезда в Египет в 2023

Необходимые документы

Процедура требует подготовки пакета документации.

Документация Пояснение
Заявление. Должно быть оформлено минимум в двух экземплярах. Допустимо заполнение бумаг от руки или на компьютере. В документе указываются сведения об образовании, месте осуществления трудовой деятельности и семье.
Документ, подтверждающий наличие источника средств к существованию. Обычно это справка о доходах. Ее можно получить, обратившись к работодателю. Однако иногда в качестве подтверждения наличия финансов может быть рассмотрен документ о вкладе.
Подтверждение факта отказа от гражданства. Для этого потребуется обратиться в консульство государства, подданным которого лицо ранее являлась. Потребуется подавать заявку в организацию, располагающуюся на территории РФ.
Документация, подтверждающая факт владения русским языком. Для этого нужно пройти соответствующее тестирование. По его результату предоставляется документация.
Паспорт или свидетельство о рождении. Если гражданство оформляется по праву почвы, потребуется документ советского образца или паспорт, предоставленный не позднее 1974 года.

Заявление в обязательном порядке нужно оформить на русском языке. Допустим нотариально заверенный перевод. Список документации может отличаться. Он зависит от страны, гражданином которой являлось лицо. С некоторыми государствами заключён договор о возможности сохранения гражданства.

Общая характеристика принципов земельного права

Отдельно стоит отметить, что данный список не является исчерпывающим. В статье 1 ЗК РФ установлено, что при необходимости федеральными законами может быть создан перечень дополнительных принципов, не противоречащих основным.

Реализация принципов земельного права определяет развитие правовой системы, исходящей из ценности земли для осуществления жизнедеятельности человека, а также как одного из самых важных компонентов окружающей среды.

Большинство принципов, отраженных в статье 1 Земельного кодекса РФ, основываются на общеправовых принципах, закрепленных в Конституции. К ним относятся в том числе такие конституционные принципы:

  • Охрана жизни и здоровья каждого отдельно взятого человека.
  • Принцип демократизма подразумевает возможность общества принимать активное участие в рассмотрении важных решений.
  • Принцип возможности сочетания интересов общества и прав отдельных граждан, установленных на законодательном уровне.

Межотраслевые принципы земельного права переплетаются с другими отраслями права, в частности с природоресурсным и гражданским законодательством. Подобное сочетание можно заметить при подробном рассмотрении следующих принципов земельного права:

  • Единство судьбы участков и непосредственно связанных с ними объектов. Здесь речь идет о различных постройках, лесах и водоемах, неизменно следующих судьбе участка, на котором они расположены.
  • Подп. 7 п. 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлена платность землепользования, но принцип платности распостраняется также и на природопользование

Получение подданства на основе того или иного критерия при рождении называют красивым латинским словом «филиация» (от filialis – «сыновий). В международной терминологии также используется сочетание jus soli в буквальном переводе с немецкого означающее «право земли». Альтернативой филиации является натурализация, когда статус присваивается в результате решения властей.

Понятие «право крови» и «право почвы» определяет два вида филиации:

  • в первом случае, независимо от места появления малыша на свет, он становится гражданином той же страны, которой принадлежат его мать и/или отец;
  • во втором – гражданство определяется по месту рождения.

Двойное гражданство и лица без гражданства

В современном мире достаточно распространена ситуация, когда одно и то же лицо обладает статусом гражданина в двух и более странах. Такие лица именуются бипатридами (имеющими два гражданства) либо полипатридами (имеющими множественное гражданство).

Российская Федерация, по общему правилу, не признает двойного гражданства. Это означает, что лицо, имеющее гражданство Российской Федерации и иностранного государства, не вправе ссылаться на наличие иного гражданства при исполнении обязанностей гражданина Российской Федерации. Между тем существует специальный термин — второе гражданство (либо «иное гражданство»), который описывает такую ситуацию. Второе гражданство и двойное гражданство — разные по юридическому смыслу понятия. Если двойное гражданство предполагает юридическое признание со стороны государства специального статуса, то второе гражданство — лишь констатация факта наличия гражданства иного государства. Потому гражданин России не вправе ссылаться на гражданство другого государства в вопросах исполнения налоговой и воинской обязанности.

Двойное гражданство в Российской Федерации допускается только при наличии международного договора с иным государством, которым предусмотрена такая возможность. Такие международные договоры были заключены Российской Федерацией с Республикой Таджикистан (1995 г.) и Туркменистаном (1993 г.). Действие последнего было прекращено в 2003 г.

Граждане Российской Федерации, обладающие иностранным гражданством, не вправе занимать ряд государственных должностей и должностей государственной службы в Российской Федерации, что стало предметом разбирательства в Конституционном суде России. Суд счел такие ограничения

допустимыми, хотя и не единогласно.

Гражданин России в течение двух месяцев со дня приобретения иностранного гражданства либо права на постоянное проживание в иностранном государстве обязан письменно уведомить об этом Федеральную миграционную службу. За неисполнение этой обязанности предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа либо обязательных работ; за несвоевременное либо некорректное сообщение — административная ответственность в виде штрафа.

Законодательство Великобритании и США признает возможность наличия двойного гражданства. Принятие иного гражданства, голосование на выборах в другом государстве не влекут прекращения британского или американского гражданства. Однако по законам США лица с двойным гражданством обязаны при въезде и выезде с территории США предъявлять исключительно паспорт гражданина США.

Помимо двойного (множественного) и второго гражданства, существует еще несколько нетипичных состояний взаимосвязи лица и государства. Так, в античной Греции существовал институт «изополитейя», когда два государства придавали своим гражданам такие права, так что всякий гражданин одного государства был в то же время гражданином другого. Аналогом данного института является «национальный режим», существующий, в частности, в странах Британского Содружества, в соответствии с которым граждане (подданные) государств — членов данного образования при нахождении на территории других таких стран пользуются равными правами с их гражданами (поддаными).

R международном праве существует понятие «отсутствие гражданства» (statelessness), означающее отсутствие какой-либо признаваемой юридически связи лица с государством. Такой статус может существовать де-юре, когда лицо не рассматривается как гражданин каким-либо государством; и де- факто, когда лицо проживает за пределами государства, гражданином которого являлось ранее, и при этом не желает далее находиться под защитой этого государства. Значительное число «лиц без гражданства де-юре» также являются беженцами, однако не все беженцы являются лицами без гражданства.

В 1961 г. ООН была принята Конвенция о сокращении безгражданства, вступившая в силу с 1975 г.) Данной Конвенцией были установлены стандарты получения и выхода из гражданства, направленные на уменьшение числа лиц без гражданства. Однако число стран, ратифицировавших данную Конвенцию, достаточно невелико (58 государств). В настоящее время число лиц без гражданства остается значительным в таких странах, как Алжир, Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Демократическая республика Конго, Эстония, Ирак, Индия, Кения, Кувейт, Латвия, Ливан, Малайзия, Мавритания, Мьянма, Непал, Саудовская Аравия, Сирия и Таиланд. Самая большая группа лиц без гражданства в настоящее время — жители Палестины.

В прибалтийских странах, ранее входивших в состав СССР, существует специфический статус неграждан, число которых в Латвии и Эстонии довольно велико. К ним относятся в основном жители Латвии и Эстонии, не имеющие с 1991 г. гражданства ни одной страны, но имеющие специфический статус. С юридической точки зрения их статус специально закреплен в законе, и такие неграждане отличаются от апатридов, например, тем, что имеют паспорта. По-английски в них неграждане обозначаются как иностранцы (англ, alien), подлежат дипломатической защите Латвии за рубежом, обладают правом жить в Латвии, не запрашивая вида на жительство. Такое различие статусов позволяет этим государствам обосновывать мнение, что наличие категории неграждан не является нарушением Конвенции ООН о сокращении числа лиц без гражданства 1961 г. Между тем такой «особый правовой статус» неграждан сомнителен с точки зрения международного права.

Основания для получения гражданства

На сегодняшний день приобретение российского гражданского статуса – многоступенчатая процедура, растянутая во времени. Претендовать на него можно на общих основаниях или на упрощенных. Большинство претендентов проходит путь первоначального получения РВП, затем ВНЖ и потом и российского гражданства. И то только при условии соблюдения определенных требований к возрасту, знанию русского языка, при материальном достатке и пр.

При упрощенной схеме возможно претендовать на приобретение гражданства, минуя стадию РВП, при уменьшенном сроке, отпущенном на ВНЖ. Основанием для такой схемы служит рождение на территории РСФСР, российское гражданство близких родственников, крупные капиталовложения в экономику РФ или признание претендента носителем русского языка.

Общим для всех лиц претендующих на гражданство России, является необходимость отказаться от действующего гражданства (за очень редким исключением) и обязанность доказать свои достаточные знания русского языка (либо пройдя тестирование, либо предоставив документы об образовании, полученные в СССР или в России). В сложившейся ситуации для многих иностранных граждан и апатридов актуальным становится вопрос, если все же новый закон примут, то, как получить российское гражданство по праву почвы?

Для этого претенденту необходимо будет доказать, что он сам или его прямые предки появились на свет в границах СССР или Российской Империи. Также нужно будет сдать экзамен на владение русским языком. Еще одним нововведением будет отсутствие необходимости отказываться от существующего гражданства.

Принципы и способы приобретения и утраты гражданства

Как известно, российское законодательство различает несколько вариантов приобретения гражданства. Основные способы получения гражданства детьми и взрослыми изложены в статье 11 закона № 62-ФЗ.

Таким образом, приобретение статуса гражданина РФ возможно:

  • по рождению;
  • в результате приобретения – посредством натурализации в России;
  • в результате восстановления ранее утраченного гражданства;
  • в результате оптации – при выборе гражданства после изменения госграниц (как, например, было в Крыму).

Что же это за условия, определяющие гражданство детей в России, попробуем в этом разобраться.

В первом случае условий всего два – это место рождения ребенка и гражданство лиц, от которых он произошел, то есть «право почвы» и «право крови». При этом возможны вариации, например, когда родители имеют паспорта разных государств или один из них является апатридом.

Во втором случае, если ребенок становится гражданином по натурализации, то условия, определяющие гражданство детей в РФ, вообще касаются лишь гражданского статуса их родителей: согласно статье 24 закона, ребенок меняет его вслед за ними, правда, с 14 лет потребуется его согласие.

На сегодняшний день приобретение российского гражданского статуса – многоступенчатая процедура, растянутая во времени. Претендовать на него можно на общих основаниях или на упрощенных. Большинство претендентов проходит путь первоначального получения РВП, затем ВНЖ и потом и российского гражданства. И то только при условии соблюдения определенных требований к возрасту, знанию русского языка, при материальном достатке и пр.

При упрощенной схеме возможно претендовать на приобретение гражданства, минуя стадию РВП, при уменьшенном сроке, отпущенном на ВНЖ. Основанием для такой схемы служит рождение на территории РСФСР, российское гражданство близких родственников, крупные капиталовложения в экономику РФ или признание претендента носителем русского языка.

Общим для всех лиц претендующих на гражданство России, является необходимость отказаться от действующего гражданства (за очень редким исключением) и обязанность доказать свои достаточные знания русского языка (либо пройдя тестирование, либо предоставив документы об образовании, полученные в СССР или в России). В сложившейся ситуации для многих иностранных граждан и апатридов актуальным становится вопрос, если все же новый закон примут, то, как получить российское гражданство по праву почвы?

Для этого претенденту необходимо будет доказать, что он сам или его прямые предки появились на свет в границах СССР или Российской Империи. Также нужно будет сдать экзамен на владение русским языком. Еще одним нововведением будет отсутствие необходимости отказываться от существующего гражданства.

Наверное, далеко не каждому юристу и уж тем более рядовому гражданину знакомо такое понятие, как филиация; что это такое и в каких случаях применяется, мы рассмотрим далее. Само слово «филиация» происходит от латинского filialis, что в переводе означает «сыновний». Какое отношение это имеет к возникновению гражданской принадлежности к конкретному государству? Дело в том, что одним из оснований приобретения российского гражданства, является факт рождения от россиян или на российской территории, а приобретение российского гражданства по рождению обозначается термином «филиация».

Читайте также:  Как забрать ребенка у жены при разводе?

Обратим внимание, что механизм филиации заложен в общепринятые нормы международного права, в частности, статья 15 Всеобщей декларации прав человека, провозглашает, что любой человек с момента своего рождения имеет право на гражданство.

В соответствии со статьями 1 и 4 Конвенции ООН о сокращении безгражданства, каждое государство обязано признавать своим гражданином лицо, рожденное на его территории или от лиц, являющихся его гражданами. То есть предполагается, что ребенок, имеющий устойчивую, «сыновью» (filialis) связь с государством, должен быть именно его гражданином. Поэтому процесс приобретения гражданства по факту рождения называется филиацией.

Филиацию как способ возникновения гражданской принадлежности определяет ряд признаков, характеризующих ее в качестве:

  • изначально главного и самого распространенного способа приобретения гражданства, ведь подавляющее большинство граждан любой страны приобрели его по рождению;
  • природного, физиологически предопределенного способа возникновения правовой связи с государством.

Таким образом, филиация представляет собой способ автоматического возникновения связи человека с государством, урегулированной законодательством и не требующей согласия самого человека.

Формируя вышеуказанные признаки, классики российского государствоведения рассматривали факт рождения как юридический факт, порождающий не право, а обязанность государства предоставлять и фиксировать гражданство за лицами, рожденными на их территории или же от их граждан.

Получение гражданства по крови (Jus sanguinis) имеет древнеримские корни. В Древнем Риме его именовали как личный принцип, и он означал передачу индигената – гражданского статуса, последний термин также имеет в своей основе латинский корень «рождать». В те времена статус гражданина Римской империи был некой привилегией, а само общество было поделено на классы с соответствующим делением по полноте предоставленных прав. Так вот римляне в данной системе обладали рядом преимуществ, а римское гражданство можно было передать от отца к сыну, то есть по праву крови.

Возможность получения гражданства по праву почвы

В нашей стране подданство появившегося на свет маленького ребенка определяется по национальности его родителей. Но при вступлении в силу «права почвы» младенец автоматически приобретает подданство в следующих случаях:

  • родители имеют разное гражданство, причем один из них – российское, но у них не получилось в точности договориться, какую именно запись о гражданстве придется сделать в свидетельстве о рождении ребенка;
  • страна, законными гражданами которой стали законные родители, не предоставляет подданства их маленьким детям, если даже малыши были рождены на территории России;
  • родители являются неизвестными и за полгода их местонахождение не определено, а ребенок обнаружен в любом месте на территории России;
  • родители не имеют гражданства, а маленькие дети появились на свет в РФ.

Важно! В соответствии со ст. 21 ГК РФ после автоматического присвоения гражданства лишь с 18 лет ребенок может принять решение о его оставлении или отказе от него.

Право почвы в нашей стране присутствует в ФЗ No62, в котором говорится о том факте, что по месту рождения статус присваивается тому, кто был рожден в стране после наступления 1922 года или тем людям, родители которых имели полученный советский паспорт и проживали в СССР до родов

В ст.14 этого закона есть информация об упрощенном варианте получения необходимого статуса подданного, если человек с 2016 года проживает в РФ, но при этом рожден в одной из республик СССР.

Право почвы в нашей стране присутствует в ФЗ No62, в котором говорится о том факте, что по месту рождения статус присваивается тому, кто был рожден в стране после наступления 1922 года или тем людям, родители которых имели полученный советский паспорт и проживали в СССР до родов. В ст.14 этого закона есть информация об упрощенном варианте получения необходимого статуса подданного, если человек с 2016 года проживает в РФ, но при этом рожден в одной из республик СССР.

С 2018 года начала действовать упрощенная схема изменения гражданства для семей из Украины. Теперь им достаточно совершить отказ от прежнего статуса для получения необходимого российского паспорта для самих себя и маленьких детей, причем нет необходимости ждать решения украинского президента.

Главным и максимально возможным способом приобретения гражданства является филиация, другими словами, получение гражданства при рождении.

Индигенат по рождению вычисляется двумя способами:

  • «по праву крови»;
  • «по праву земли».

Изначально был использован метод «по праву крови» в конце VI века, и только к концу XVII века второй способ получил широкое применение. Однако, принцип «по праву крови» вновь получил широкую популярность после его внесение в ГК в 1804 г.

Способ «по праву крови» считает гражданином любого человека, предки которого являются гражданами данного государства. В данном варианте не важно, в какой стране появился на свет этот субъект. Что же касается метода «по праву земли», индигенат в этой стране присуждается любому человеку, родившемуся на ее территории, при этом никак не влияет гражданство предков.

Пример 1

Например, в ч. 1 ст. 8 Конституции Эстонии сказано, что каждый ребенок, один из родителей которого является гражданином Эстонии, имеет право на гражданство Эстонии с рождения.

Таким образом, в этом случае работает принцип «по праву крови», что характерно также для Италии, Франции, ФРГ и большинства других государств Европы. А вот, в законодательной базе Аргентины и Боливии предпочтение отдается методу «по праву земли».

Нынешнее законодательство о гражданстве многих государств организовано на слиянии этих двух методов. «Право земли» обеспечивает главенствующую или равнозначную «праву крови» роль в латиноамериканских государствах, а также в странах, права которых появились от английской юридической структуры. Например, на основании части «А» ст. 30 Конституции Мексики, мексиканцами со дня появления на свет считаются дети:

  • родившиеся в республике, какой бы нации ни были их предки;
  • появившиеся на свет за границей, но от родителей-мексиканцев или одного из предков;
  • родившиеся на мексиканском плавательном или воздушном судне.

Законодательная база об индигенате различных стран тоже имеет свои особенности.

Пример 2

Например, в Соединенных Штатах Америки в соответствии 14-й поправке к Конституции, филиация осуществляется по способу « права земли». Спустя некоторое время после подписания Закона о гражданстве в 1855 г. появилась возможность получения индигената по принципу уже «права крови».

Следующим немаловажным способом приобретения гражданства считается получение гражданства способом натурализации, т.е. создания органами власти определенного государства индигената человеку по иску. Она образуется в основном на почве свободного желания увлеченной личности и несет за собой утрату гражданства, приобретенного при рождении. Лица, которые получают гражданство данным методом, как правило, используют те же права и выполняют те же обязательства, что и иные люди. Но в определенных государствах строго определяются их юридические права.

Натурализация имеет 2 важные формы:

  • индивидуальная натурализация;
  • натурализация из-за преемственности стран.

Последняя очень распространена для стран в прошлом республиках СССР. В основном для натурализации необходимо:

  • достижение совершеннолетия;
  • заявление в письменной форме, владение языком, присущим данному государству;
  • минимальное время нахождения в стране;
  • не наличие некоторых недугов (психических и СПИДа), имение достаточных финансов к существованию;
  • уважение законодательной базы;
  • «юридическая благонадежность».
Пример 3

Например, в США, нет натурализации для граждан, которые поддерживают иные взгляды, а также для атеистов. А вот законодательство Латвии кроме точного знания родного языка обязывает к знанию истории Латвии XX в., наличия предшественников, которые жили в Латвии в тот же временной промежуток, подтверждения крепкого здоровья и отсутствия недугов нервной системы, а также СПИДа. Помимо этого, человек не должен состоять на учете в Интерполе или в какой-либо партии, борющейся за уничтожение законного строя.

Существуют и иные причины, которые заключают в рамки натурализацию:

  • существование специальной подготовки;
  • нежелание принимать зарубежное гражданства(ФРГ);
  • придерживание порядочного образа существования;
  • состояние в одной из групп, находящейся на территории страны.

Одновременно с этим для некоторых категорий людей прописывают привилегированные положения натурализации.

Пример 4

Например, эмигрант, проживший в США 20–30 лет, имеет право на натурализацию в случае провала экзамена на знание языка. В Болгарии, Греции, Израиле, ФРГ и других государствах прописан ослабленный процесс натурализации для коренных жителей.

В каждом государстве процесс натурализации производят разнообразные правительственные структуры. В основном это преимущественное право имеет МВД, но иногда этот процесс находится в полномочиях судебных органов.

Пример 5

В Бельгии, например, натурализация подписывается парламентом, а вот в США это находится во власти судебных органов.

В определенных случаях судьбу гражданина, желающего быть натурализованным, определяют должностные лица выездных служб.

Натурализация из-за преемства стран случается автоматически по итогу образования новых независимых государств, а не в результате подписания данным государством определенного правового документа.

С образованием сообществ и слияния государств образовалась проблема взаимосвязи гражданства конкретных государств и целого гражданского союза. Как известно, правовое утверждение параметров общеевропейского гражданства подписали в ч. 2 Маастрихтского соглашения об образовании Европейского Союза в 1992 г.

Данная правовая категория предоставляет право легко перемещаться и обитать на территории многих государств – отделений Союза, производить селективные права на магистратских выборах того государства, где обитает человек, на выборах в Европарламент, право на написание претензии Европарламенту. Как становится понятно, показатели общеевропейского индигената не во всем похожи с общепринятым положением гражданства как юридической связи субъекта с определенной страной.

Основным и главенствующим методом приобретения индигената в зарубежных странах, конечно, считаются филиация и натурализация. Но есть и иные методы. Один из которых получения гражданства называется «оптация», другими словами выбор индигената в тех вариантах, когда модифицируется общегосударственная спецификация местности, на которой обитает определенное лицо.

Пример 6

Например, после общественного голосования, произошедшего в 1957 г. в области Саар, которая относилась к территории Франции, эта часть перешла к Германии, и люди, проживающие там имели право оптации, т.е. получать немецкое гражданство, или оставлять французское.

В принципе такой способ опробовала также власть Литвы, когда обрела суверенность в 1991 году. Правительство определило это как «нулевой вариант», так как все люди, проживающие в Литве до получения ее свободы и не желающие менять литовское гражданства, получили его механически. Что касается тех, кто не желал оставаться гражданином Литвы, то он писал заявление с просьбой принять гражданство другой страны. Хотя это была тоже оптация, потому что гражданам была дана возможность самостоятельно определиться с гражданством.

Следующий метод, дарованное гражданство, присваивается за важные отличительные действия. Данных ситуаций мало из-за того, что индигенат присваивается только за важные и отличительные заслуги, а также весьма знаменитым лицам.

Пример 8

Например, Парламент США после ссылки А. Солженицына из СССР и после того, как он захотел проживать в США, особой резолюцией даровали ему право гражданства США.

Из вспомогательных методов получения индигената является бракосочетание. Существуют такие государства, где законодательная база прописывает, что человек, заключивший брак с человеком из другого государства получает гражданство супруга или супруги. Чаще всего это получается в арабских странах. И самый последний способ получение гражданства через усыновления или удочерения. В некоторых государствах законодательная база рассматривает, что дети, попавшие в другую семью путем их усыновления, получают гражданство родителей.

Выход из гражданства происходит в добровольном порядке. В Законе Новой Зеландии 1977 г. об индигенате прописано, что гражданин Новой Зеландии, по исполнению ему 18 лет и если он является гражданство иной страны, может работать в Великобритании, США и некоторых других странах.

Иногда существует ограничение от такой возможности, например, судьи или государственные уполномоченные лица не имеют такого права.

Читайте также:  Как пройти диспансеризацию в 2023 году. Инфографика
Замечание 1

В некоторых законодательных базах существует потеря индигената, другими словами самопроизвольное лишение гражданства при конкретных ситуациях.

Чаще основанием для такого лишения принята натурализация в иной стране. В государствах, которые принимают эту схему выхода из гражданства, лишение гражданства считается обычным процессом.

Лишение индигената, полученного в результате филиации, называется денатурализацией.

В Польше, допустим, человек лишается гражданства в случаях:

  • несоблюдение обязанностей по верности государству;
  • поступков во вред позициям граждан;
  • незаконное покидание страны;
  • отказа возвращаться по требованию соответствующих органов;
  • невыполнение военных обязательств;
  • наказание за границей за криминальное деяние.

Люди, которых лишили гражданства, в обязательном порядке покидают страну.

Приобретение гражданства по рождению называется гражданством по принципу крови, являющимся наиболее часто используемым способом легализации конституционных прав человека во всем мире. Это один из способов получения ребенком статуса, аналогичного родительскому, что также касается людей, имеющих общие лингвистические, расовые характеристики. Характерный пример – Израиль. Согласно ему, для новорожденного используется право иметь гражданство аналогичное родительскому.

Для выполнения действия требуется юридически сильный документ, подтверждающий подданство. Можно предоставить паспорт или другие документы с отличительными отметками, печатями, подтверждающими статус. Если же папа (мама) иностранец, тогда нужно подтверждение отсутствие у малыша гражданства другого государства.

Филиация по праву почвы возникла в средневековой Европе — она заменила собой принцип jus sanguinis, использовавшийся еще со времен Древнего Рима. Феодалам было выгодно увеличивать количество вассалов, поэтому они провозглашали своими подданными всех, кто родился на их землях. Право почвы широко распространилось везде, где наблюдалось смешение различных этнических групп (романских, кельтских, германских и т. п.) Возврат европейских стран к праву крови начался с Франции в 1804 году, когда оно было закреплено в Гражданском кодексе Наполеона.

Сегодня получение гражданства по праву крови в основном практикуется в странах Северной и Южной Америки, а также на островах Карибского бассейна. В Европе есть ряд государств, где действуют оба принципа — jus sanguinis и jus soli. Последней европейской страной, переставшей давать свое гражданство ребенку исключительно на основании факта рождения на ее территории, стала Ирландия в 2005 году.

В Соединенных Штатах Америки предоставление гражданства по праву почвы гарантируется 14-й поправкой к Конституции, принятой в 1868 году с целью интеграции освобожденных темнокожих рабов в американское общество. Это необходимо было сделать, поскольку ранее гражданами страны могли быть только люди с белой кожей. Конституционность поправки была подтверждена в 1898 году нашумевшим прецедентом — решением Верховного суда в деле США против Вонг Ким Арка, впервые признавшего человека гражданином государства на том основании, что он в нем родился.

Приговор суда стал эпохальным событием, определившим практику применения 14-й поправки. С тех пор каждый, кто родился на территории Соединенных Штатов и подпадает под их юрисдикцию, автоматически признается гражданином страны. Принцип Jus soli не применим к детям иностранных дипломатов и военных, осуществляющих оккупационные действия на территории США.

Принципы и способы приобретения и утраты гражданства

Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая — в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.

Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы:

а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация (частный случай — так называемый трансферт);

б) оптация, или выбор гражданства;

в) реинтеграция, или восстановление в гражданстве.

Приобретение гражданства в результате рождения — самый обычный способ его приобретения. Законодательство государств по этому вопросу основывается на одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli). Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы — по рождению.

Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; право почвы — что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира придерживается права крови. Российское законодательство также основано преимущественно на праве крови. Как правило, государства, которые в принципе следуют праву крови, в некоторых случах исходят и из права почвы.

Это — наличие у лица гражданства двух или более государств. Таким образом, этот термин охватывает и множественное гражданство (тройное и т. д.). Двойное гражданство порождается коллизиями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови).

В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.

Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по политическим соображениям). В свое время известность в этом смысле приобрела ст. 25 имперского закона о гражданстве Германии 1913 года, которая подвергалась критике в правовой литературе. Согласно закону от 28 ноября 1991 г., гражданину России может быть разрешено иметь гражданство другого государства, с которым Россией заключен соответствующий договор. Однако граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства России.

Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следует отметить:

а) последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством;

б) последствия, связанные с военной службой лиц с двойным гражданством.

В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств, гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его гражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практически отпадает. Точнее, попытка ее оказать допустима, но такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданство государства, против которого оказывается защита.

Вторая ситуация: лицо с двойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно проживает или на языке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны.

Получается, что гражданство какого-либо из заинтересованных государств предпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация неразрешима. Есть только один выход — заключение международного соглашения, двустороннего или многостороннего. Решения по таким вопросам международных судебных органов или арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, были распространены в практике западных государств, однако не породили общего правила. Они касаются отдельных случаев и могут приниматься в результате обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств.

Что касается второго случая, то здесь проблема связана с тем, что лица мужского пола, имеющие двойное гражданство, как правило, должны пройти обязательную военную службу в каждом государстве своего гражданства. Практически это невозможно. Таким образом, лицо с двойным гражданством, прошедшее обязательную военную службу в одном из государств своего гражданства, оказавшись на территории другого, почти неизбежно будет привлечено к ответственности либо за уклонение от выполнения воинской обязанности, либо за службу в иностранной армии без разрешения, либо за то и другое одновременно. Решить указанную проблему также можно только одним путем — заключить международное соглашение.

Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.

Первый — договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной службой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. Среди них — многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосторонней Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряд двусторонних договоров. Значительная часть западноевропейских государств охвачена сетью подобных двусторонних договоров. Из них многие посвящены только одному вопросу — военной службе лиц с двойным гражданством.

Все указанные договоры носят характер полумер, то есть ликвидируют не причину, а лишь следствие столкновений интересов государств в области гражданства. Например, 10 июля 1967 г. путем обмена нотами было заключено соглашение СССР с Канадой, в котором, в частности, предусматривалось обязательство канадской стороны не препятствовать выезду советских граждан, посещающих Канаду, если они, обладая также канадским гражданством, прибыли в Канаду с советским паспортом и канадской визой. Аналогичное обязательство было взято на себя и СССР в отношении лиц, имеющих одновременно канадское и советское гражданство.

Второй вид договоров о двойном гражданстве — договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового.

Беженцы — это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В международное право понятие «беженцы» проникает после первой мировой войны. Проблема беженцев нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках ООН для содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ). Устав Управления принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 428 (V) от 14 декабря 1950 г. А 28 июля 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла к сведению Протокол, касающийся статуса беженцев, который предусматривал некоторые изменения конвенции. Он вступил в силу 4 ноября 1967 г.

Имеются также международные органы, занимающиеся проблемой беженцев на региональном уровне. Они могут создаваться на постоянной и временной основе.

Кто становится гражданином по рождению

Далее предлагаем разобраться, можно ли получить гражданство РФ, если ребенок родился в России или от россиян. Так, согласно пп. а, б п. 1 ст. 12 закона, российским гражданином становится любой ребенок независимо от места его рождения, если родители, от которых он произошел, или один из них (при условии, что второй – апатрид или пропал без вести) на момент его рождения являются россиянами. Данное правило является прямым отражением принципа крови – привязки статуса к статусу родителей.

Если у родителей разное гражданство, какое получит ребенок в такой ситуации, зависит уже от территориальной составляющей. Так, согласно пп. в п. 1 ст. 12 закона, если один родитель россиянин, а второй – иностранец, гражданином РФ новорожденный автоматически становится только при рождении на территории России или же, если иначе, он станет апатридом. То есть предоставление российского гражданства для детей, рожденных от интернациональных пар (включающих одного россиянина) за пределами РФ, зависит от того, предоставит ли ему гражданство страна, на территории которой он был рожден.

Гражданство ребенка, рожденного в России, если родители не граждане РФ, тоже поставлено в зависимость от особенностей законодательства страны, чьими гражданами являются родители малыша. Так, согласно пп. г п. 1 ст. 12 закона, ребенок, рожденный от иностранцев в РФ, может стать гражданином РФ только в том случае, если страна происхождения его родителей откажется делать новорожденного своим гражданином или же вообще не предусматривает такой возможности. Безальтернативное гражданство по месту рождения в России получают, согласно п. 2 ст. 12 закона, лишь дети, чьи родители неизвестны и не объявятся в течение полугода после рождения.

Таким образом, мы можем наблюдать смешанную филиацию и в российском законодательстве, при этом основным тут считается право крови, а реализация права почвы поставлена под определенные условия.


Похожие записи:

Добавить комментарий