Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за оскорбление чувств верующих. Зарубежный опыт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ст. 148 УК РФ говорит об ответственности за оскорбление чувств верующих. К сожалению, определить, что такое религиозные чувства, крайне сложно. На практике под ними можно понимать, например, глубокую эмоциональную привязанность к объекту поклонения в соответствующей религии, однако такое определение в законе не зафиксировано. Тем не менее можно попытаться выделить некоторые конкретные действия, за совершение которых ответственность по описываемой статье будет наступать в любом случае.
Что является преступлением?
УК РФ, говоря о наказании за оскорбление чувств верующих, предусматривает следующие признаки этого преступления:
- Оно должно быть совершено публично. Наедине с самим собой или в кругу единомышленников можно делать, говорить и писать все что угодно.
- Оно должно выражать явное и недвусмысленное неуважение к обществу в целом. В этом такое преступление очень похоже по признакам на хулиганство.
- Наконец, целью действий виновного должно быть именно оскорбление.
На последнем пункте стоит остановиться особо. Такой квалифицирующий признак, как цель, подразумевает, что действия, хотя и являющиеся сами по себе оскорбительными для религиозных людей, совершаются именно с целью их оскорбить. Таким образом, для применения статьи об оскорблении чувств верующих необходимо каждый раз доказывать, что преступление совершалось с прямым умыслом (т. е. виновный знал о том, что совершает оскорбление и при этом хотел именно такого результата), а не с косвенным (когда виновный о том, что творит, вообще не думал, хотя мог и обязан был понимать последствия).
Что же до самого оскорбления, то по закону под ним понимается ущерб, причиняемый чести и достоинству, выраженный в неприличных формулировках. Сам УК РФ, разумеется, не содержит определений этих терминов, но по общему смыслу норм права можно сделать вывод, о том, что:
- под честью и достоинством надо понимать оценку человека с точки зрения морали как самим собой, так и окружающими (уважение и самоуважение) — более четко разница между понятиями «честь» и «достоинство» в праве не обозначена;
- форма, в которой было сделано высказывание, должна быть именно неприличной, то есть не соответствующей нормам морали, существующим в данный момент в обществе.
Все ли религии равны перед законом?
Конституция РФ предусматривает, что Россия — светское государство. Никакая религия не может быть обязательной, а все объединения отделены от государства и равны. Это легко понять: наша страна самая многонациональная в мире, и в ней есть приверженцы практически всех существующих религий и конфессий. Выделение любой из них неизбежно приведет к нарушению прав всех других верующих. Более того, Конституция прямо предусматривает право каждого человека (не только гражданина!) выбирать себе любую веру или быть атеистом.
Тем не менее ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в своей преамбуле прямо говорит о том, что православие имеет особую роль и уважаются религии, которые неотъемлемо входят в историческое наследие народа. Значит ли это, что вероисповедания в нашей стране нужно делить на сорта, одни из которых имеют особый статус, а другие ютятся где-то на задворках правовой области?
Разумеется нет. Действительно, большую часть населения страны составляют русские, и среди них самая распространенная религия — это православное христианство. Но в России существует достаточно мощная исламская община, силен буддизм и уже много веков существуют иудаистские общины. Больше того, некоторые российские народы до сих пор исповедуют язычество. Следовательно, хотя об оскорблении чувств верующих чаще всего говорят применительно к православию, правоохранительные органы должны защищать и законные интересы верующих, принадлежащих к другим религиям.
Интернет – публичное место
А поскольку интернет – место публичное, то все, что публикуется во всемирной сети, может считаться публичными выступлениями. Соответственно, попадает под действие закона.
Если вы просто написали в своей группе, которую делите с друзьями, небольшой пост, — это публичное выступление. Ведь ваше сообщение могут видеть другие люди.
Даже если существует вероятность, что его увидит всего один человек – вы рискуете. Согласно закону, возбуждение ненависти и экстремизма может рассматриваться даже в отношении одной личности. И этой личностью может стать, например, следователь.
Причем закону все равно, кто является автором поста – вы сами или кто-то другой. С точки зрения законодательства, репост записи, видео, картинки – тоже распространение материалов, пропагандирующих экстремизм или оскорбление чувств верующих.
Кто решает, относятся ли сообщение, видео или картинка к экстремистским?
Для этого проводится экспертиза, приглашаются компетентные специалисты. Они используют специальные методики, которые были утверждены Министерством юстиции. Но поскольку точного списка критериев, по которым оценивается информация, не существует, в процесс вмешивается субъективный фактор – и результат экспертизы предугадать невозможно. Например, экспертиза по делу Марии Мотузной, которую обвинили в оскорблении религиозных чувств, установила, что из 13 картинок только три оскорбляют чувства верующих.
Чтобы понять, какие именно картинки, видео и сообщения во всемирной сети российские правоохранительные органы могут расценить как экстремистские, стоит познакомиться с официальным перечнем экстремистских материалов, которые публикуются на сайте Минюста. Сейчас в нем несколько тысяч позиций. Можно посмотреть листовки, фильмы, песни, картинки, комментарии, книги и брошюры. Некоторые примеры кажутся безобидными, например, «гнать их таких-сяких, потому что они во всем виноваты». При этом автор ссылается на местную власть. Такое высказывание было расценено как экстремистское.
Какое наказание может последовать за экстремизм и оскорбление чувств верующих в интернете?
Согласно закону, за экстремизм в России предусмотрено три типа ответственности.
- Административная, то есть штраф. Например, пропаганда нацистских символов или их публикация может привести к штрафу в сумме 2 тысячи рублей или к аресту на 15 суток. Если экстремистские материалы, которые внесены в перечень Министерства юстиции, распространялись в массовом масштабе, штрафуют на 3 тысячи рублей или сажают под административный арест. Это означает, что и за репост подобных материалов можно получить штраф.
- Уголовная ответственность за экстремизм предусмотрена, в основном, статьями 282 УК (прим.2), а также статьей 63 УК (пунктом «е» части 1). Есть и другие статьи, по которым сажают за репост: 205.2 (о публичной пропаганде или оправдании террористических действий), 280 УК (о публичных призывах совершать экстремистские действия, где содержатся слова «делай», «давно пора делать» и подобные высказывания); 280.1 УК (о призывах выйти из состава России – публичных). Уголовный срок, который можно получить по этим статьям – до семи лет лишения свободы. Уголовная ответственность предусмотрена и за оскорбление чувств верующих: статья 148 УК была введена в 2013 году после истории в одном из храмов Москвы. Теперь привлечение к ответственности возможно даже без разжигания вражды и без публичных призывов к неправомерным действиям, и без унижения достоинства какой-либо социальной группы.
- Гражданско-правовая, когда возмещается моральный или материальный ущерб. Например, кто-то сделал репост картинки, которая вызвала моральные страдания другого лица: это повод для обращения в суд. Подать за оскорбление в суд можно и за комментарий о работе какого-то специалиста, где он обвиняется в чем-то необоснованно.
Интернет – публичное место
А поскольку интернет – место публичное, то все, что публикуется во всемирной сети, может считаться публичными выступлениями. Соответственно, попадает под действие закона.
Если вы просто написали в своей группе, которую делите с друзьями, небольшой пост, — это публичное выступление. Ведь ваше сообщение могут видеть другие люди.
Даже если существует вероятность, что его увидит всего один человек – вы рискуете. Согласно закону, возбуждение ненависти и экстремизма может рассматриваться даже в отношении одной личности. И этой личностью может стать, например, следователь.
Причем закону все равно, кто является автором поста – вы сами или кто-то другой. С точки зрения законодательства, репост записи, видео, картинки – тоже распространение материалов, пропагандирующих экстремизм или оскорбление чувств верующих.
Часть 3 ст. 148 УК РФ
Частью 3 ст. 148 УК РФ установлена ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
Объективная сторона преступления характеризуется активными действиями — незаконным воспрепятствованием деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов. Подобные действия уголовно наказуемы только при условии, если они препятствуют такой деятельности религиозных организаций, которая осуществляется в рамках соответствующего закона, и лишь такому совершению религиозных обрядов, которые не нарушают общественный порядок и не сопровождаются посягательствами на права и свободы граждан. Объективная сторона преступления может выражаться в незаконном запрете проведения религиозного обряда, закрытии церкви, мечети, синагоги, молельного дома, деятельности религиозной организации, секты, общества и т.д. Иные случаи воспрепятствования реализации права на свободу совести и вероисповедания влекут применение мер административного воздействия в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (ст. 19.3 КоАП РФ).
Способ воспрепятствования в законе не конкретизирован. Он может зависеть от того, кому — организации или лицам оказывается воспрепятствование. Это может быть ограничение свободы, повреждение (уничтожение) вещей и др. с целью заставить человека отказаться от совершения религиозного обряда либо участвовать в работе религиозной организации, отказ в регистрации религиозной организации, умышленное уничтожение или повреждение ее имущества и т.п.
Таким образом, под воспрепятствованием деятельности религиозных организаций следует понимать ограничение деятельности религиозных организаций в какой бы то ни было форме.
Под воспрепятствованием проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний следует понимать лишение граждан возможности отправлять диктуемые их верой ритуалы, обряды и т.п. в какой бы то ни было форме.
Уничтожение или повреждение имущества и т.п. преступные действия в ходе совершения рассматриваемого преступления квалифицируются по совокупности со ст. 148 УК РФ. Однако применение насилия либо угроза его применения квалифицируются только по п. «б» ч. 4 ст. 148 УК РФ, образуя совокупность преступлений лишь в случае причинения средней тяжести вреда здоровью или тяжкого вреда.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из этого не образует рассматриваемого состава преступления воспрепятствование деятельности официально не зарегистрированных религиозных организаций, тоталитарных сект, совершению псевдорелигиозных обрядов, посягающих на личность и права граждан.
Понуждение лица к участию в религиозном обряде, деятельности религиозной организации также не может быть квалифицировано по ст. 148 УК РФ. Такое деяние образует состав преступления в зависимости от способа преступного поведения и (или) наступивших общественно опасных последствий.
К религиозным обрядам относятся, например: богослужения, крещение, венчание, причастие, исповедание, участие в молитве, отпевание, религиозные шествия, паломничества и т.п. Богослужения и другие религиозные обряды и церемонии могут совершаться в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
Состав рассматриваемого преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения самого деяния независимо от того, удалось ли воспрепятствовать деятельности религиозной организации или совершению богослужения, других религиозных обрядов и церемоний.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
Субъект преступления — общий, физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Ответственность по ст.148 УК РФ
Другие страныНаказание за оскорбление религиозных чувств в других странах можно условно разделить на 3 группы:
- Отсутствие наказания – в светских государствах, где власть полностью отделена от церкви, а во главе стоит свобода слова (США, Великобритания);
- Штраф или небольшой срок – большинство стран. В зависимости от законов страны различаются суммы штрафов и сроки заключения;
- Казнь – исключительно некоторые мусульманские страны, где законы основаны на религиозных убеждениях.
- Согласно данной правовой норме оскорбление религиозных чувств наказывается денежным штрафом до 300 тысяч, исправительными работами или лишением свободы. Срок такого наказания — до одного года.
- Если подобные действия совершались в помещении для религиозных обрядов, то размер штрафа возрастает до 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы или исправительных работ – до трех лет.
- Так же статья предусматривает наказание за незаконное ограничение деятельности религиозных организаций, проведения обрядов в виде штрафа, исправительных работ или ареста. При совершении этих действий с использованием служебного положения либо с применением силы виновный подлежит такому же наказанию, и кроме того, на срок до двух лет лишается права занимать некоторые должности.
Законодательство не предусматривает преимущество какой-либо религии перед другими. В России есть последователи практически всех мировых религий, и хотя в законе 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается особенная роль православной веры, там же говорится об уважении ко всем остальным религиям со стороны государства и общества. Поэтому независимо от того, к какой конфессии принадлежит верующий, он вправе защищать свои религиозные взгляды и убеждения.
Вместе с тем в силу ч. 2 ст. 3 Закона 125-ФЗ обратиться с иском об оскорблении религиозных чувств могут только те лица, чьи религиозные взгляды не противоречат российскому законодательству. Это означает, что религиозное объединение, к которому принадлежит верующий, должно быть официально зарегистрированным. Если религиозное течение было признано экстремистским на основании судебного решения, то его сторонники не могут рассчитывать на защиту своих прав.
Сажают ли за экстремизм?
— Какие санкции грозят по ч. 1 ст. 282 УК РФ и какое наказание в реальности может получить человек, если у него прежде не было судимостей?
— Предусмотрено от двух до пяти лет лишения свободы, но в реальности обычно всё ограничивается условным сроком. Но осужденного вносят в список экстремистов, а это влечет серьезные ограничения. Например, запрещается пользоваться банковским счетом (на данный момент в Перечне лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму Росфинмониторинга, – 8546 человек, причем среди них не только осужденные, но и те, в отношении которых приговор еще не вынесен – та же Мария Мотузная, – прим. ЕАН).— А за оскорбление чувств верующих?— Здесь предусмотрено до года лишения свободы, но можно и штраф на 50 тыс. рублей получить. Есть один нюанс. Если человек впервые идет по ст. 148 УК РФ, то, согласно ст. 76 УК РФ, он может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, если загладит причиненный ему вред. В таком случаеможно вообще избежать судимости.
Недавно даже в РПЦ призвали примирять стороны и прекращать такие дела.
Но это звучит как лукавство, поскольку практически ни по одному из этих дел не было потерпевших. Верующие, как правило, всегда выступали по этим делам как свидетели обвинения. Потерпевшие там и не нужны, поскольку состав формальный. К примеру, если пользователь соцсетей разместит пост, который никто из верующих не увидит, но заметят сотрудники силовых ведомств, этого будет достаточно. Последствия могут и не наступить, а ты оказался фигурантом уголовного дела. По ст. 282 УК РФ такая же картина.
Чем оно отличается от простого оскорбления
Для начала напомним, что является обычным оскорблением с точки зрения закона. Оскорбление личности – грубое унижение чести и достоинства гражданина другим лицом. При этом оскорбление может быть как личным, так и публичным, что значительно влияет на тяжесть преступления.
Оскорбление чувств верующих в этом плане значительно отличается от обычного оскорбления. Оно должно обладать следующими признаками:
- Оскорбление чувств верующих должно иметь публичный характер, то есть содержаться в публичном выступлении или обращении, показываться в СМИ или содержаться в произведениях культуры;
- Само обращение должно четко и не двусмысленно унижать религиозное сообщество в целом, а не одного его представителя в частности. Таким образом должно оскорбляться не честь и достоинство, а принципы и идеалы религиозной группы;
- Оскорбление должно быть именно религиозным, его целью должно быть именно целенаправленное унижение веры группы людей.
Пункт «б» ч. 4 ст. 148 УК РФ
Квалифицированным видом состава являются незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, совершенные с применением насилия, или с угрозой его применения.
Применение насилия связано с физическим воздействием на потерпевшего: связывание, приковывание наручниками, нанесение ударов и др.
В данном случае насилие (физическое и психическое) выступает способом противодействия реализации конституционного права граждан на свободу совести и вероисповедания, способом понуждения их к совершению каких-либо действий или воздержанию от совершения каких-либо действий, идущих вразрез с их истинными намерениями. Такое воздействие, по смыслу закона, может оказываться как непосредственно на самих верующих, так и на лиц, которых можно отнести к категории близких верующим, при условии, что такое насилие призвано изменить их поведение.
Легкий вред здоровью. Причинение легкого вреда полностью охватывается ч. 4 ст. 148 УК РФ, за исключением тех случаев, когда такой вред причиняется по мотивам религиозной ненависти или вражды, или из хулиганских побуждений, или с применением оружия. При наличии данных признаков содеянное должно квалифицироваться по правилам совокупности преступлений.
Побои. Если воспрепятствование сопровождается нанесением побоев при отсутствии признаков, указанных в ст. 116 УК РФ (т.е. в отсутствие мотивов «национальной или религиозной ненависти или вражды»), содеянное будет полностью охватываться ч. 4 ст. 148 УК РФ. Однако, когда побои вызваны религиозной враждой или ненавистью, ч. 4 ст. 148 и ст. 116 УК РФ должны применяться в совокупности.
Угроза применением насилия традиционно рассматривается как проявление психического насилия. Угроза может выражаться не только в прямых высказываниях, в которых выражалось намерение немедленного применения физического насилия к потерпевшему лицу или к другим лицам, но и такие угрожающие действия виновного, как, напр., демонстрация оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож, бритва, топор и т.п.).
В качестве элементов составного преступления, не требующих дополнительной оценки, необходимо рассматривать угрозу применения такого физического насилия как побои, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью. Угроза причинением тяжкого вреда здоровью или угроза убийством будут требовать дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ.
Как определить, являются ли конкретные высказывания оскорблением
Цель деструктивного унижающего воздействия на систему ценностей верующих введена законодателем в конструкцию нормы как обязательный элемент состава. Без неё привлечь к ответственности невозможно.
Чтобы понять — что есть суть оскорбления, стоит обратиться к административному законодательству, так как в 2011 году это деяние было декриминализовано и введено в состав КоАП РФ (ст. 5.61).
Оскорбление понимается как унижающие другое лицо поступки или высказывания, выраженные в неприличной форме.
Это правонарушение следует отличать от клеветы – распространения заведомо недостоверной информации, причиняющей ущерб репутации потерпевшего.
Как видно из приведённых дефиниций, оскорблением может считаться и доведение до посторонних правдивых сведений, но в такой форме, которая не является общепринятой и вызывает у людей отторжение.
Жалоба на неуважение к религии должна быть составлена в виде заявления в полицию по общим правилам, закрепленным в ст.141 УПК РФ. Заявление строится по следующей структуре:
- В шапке указываются реквизиты органа, куда обращается заявитель (ФИО руководителя, должность, наименование отделения полиции), а также сведения о заявителе (ФИО, адрес проживания, телефон).
- Описательная часть содержит рассказ о преступлении в хронологическом порядке, какие действия были совершены и кем. Данные преступника, если они известны, также необходимо указать. Следует придерживаться сдержанного стиля, без эмоциональных описаний и субъективных характеристик. Необходимо также указать в данной части лиц, которые были свидетелями преступления и их контактные данные.
Важно: необходимо в описании указать время и место совершения преступных действий.
- Резолютивная часть содержит требования заявителя, например: привлечь ФИО к ответственности по ст. 148 за оскорбление моих религиозных чувств и нанесение морального вреда.
- В конце следует абзац, что заявитель осведомлен об ответственности за ложный донос, указывается дата подачи жалобы и ставится подпись. Если прилагаются доказательства в виде фото- и видеодокументов, необходимо составить их опись.
Ученые обсудили противоречия законодательства о защите чувств верующих
Как уже сообщалось, 25–26 января в МГЮА имени О.Е. Кутафина проходила юбилейная научно-практическая конференция «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке».
В качестве эксперта на мероприятии присутствовал доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Северо-Кавказского федерального университета Алексей Кибальник, который представил участникам конференции свой доклад «Защита чувств верующих, или как Уголовный кодекс нарушает Конституцию России».
«Тема защиты религиозных чувств верующих имеет много болезненных точек восприятия как на уровне теории, так и в правоприменении. Когда изменили ст. 148 УК РФ, большинство коллег из уголовно-правовой профессуры отозвались не очень благосклонно к новой редакции (многие посчитали это реакцией на дело Pussy Riot).
Тем не менее и у нас нашлись люди, которые поддержали эту статью, выдвигая следующие аргументы: “борьба с оскорблением чувств верующих связана с поисками коллективной идентичности, попытками преодоления мировоззренческого кризиса и идеологическим противостоянием западным ценностям”», – начал свое выступление профессор Алексей Кибальник.
Докладчик напомнил о практике применения ст. 148 УК РФ. «Практика – мерило любой теории. Практика по этой статье была положена в Ставропольской уголовной юстиции и продолжена судами других субъектов. В качестве деяний, образующих оскорбление чувств верующих, были выдвинуты следующие формулировки.
Во-первых, отрицание существования бога, которое сделано в открытой для общего доступа социальной сети (при этом суды назвали это отрицание существования бога “научно необоснованным”). Во-вторых, публикации в сети “Интернет” на религиозную тему, которые не носят научного характера.
В-третьих, это нецензурная брань на фоне религиозных символов, а также их публичное оскорбление.
Кроме того, оскорблением чувств верующих была названа оценка патриарха Кирилла не только как физического лица, но и как представителя Русской православной церкви», – пересказал профессор формулировки, применяемые судами при вынесении приговоров.
Спикер заметил, что в России пока не отменили основной документ – Конституцию РФ и ее ст.
28, согласно которой каждому человеку гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. «Можно так же бесконечно ссылаться на международные нормы права, но ведь очевидно, что это положение Конституции нарушается», – констатировал Алексей Кибальник.
Он рассказал о том, что с помощью социальной сети провел опрос, благодаря которому ему удалось собрать официальные мнения экспертов в этой области. Некоторыми ответами он поделился с аудиторией. В частности, он назвал наиболее шокировавшее его мнение. «Оскорбление в адрес религиозных святынь наносит верующим глубокие духовные раны.
И атеистам этого не понять, потому что у них вообще нет никаких святынь, а еще потому что верующие – особая категория», – процитировал профессор. «Когда мы начинаем искажать ст. 28 Конституции РФ таким образом, то мы так начинаем делить людей на более и менее защищенных.
К чему только это может привести, я думаю, объяснять специально не надо», – добавил он.
В своем выступлении Алексей Кибальник упомянул пару юридических моментов, отметив, что для применения ст. 148 УК РФ в том виде, в каком она есть, необходимо определиться, чьи религиозные чувства она защищает? «Конечно, в России есть институт традиционных религий, к ним относят христианство в форме православия, ислам и буддизм.
Также есть религиозные организации, которые запрещены. И если следовать принципу “все, что не запрещено, то разрешено”, то мы должны сказать, что оскорбить можно чувства верующих любой прямо не запрещенной религии (организации).
Возникает вопрос, что делать в ситуации, когда оскорбляются чувства, например, Церкви сатанистов (а она у нас не запрещена), в культе которой установлено попрание христианских святынь.
А что делать с незапрещенными язычниками? Ведь, по словам предстоятеля РПЦ, “неоязычество стало одной из главных угроз XXI века и стоит в одном ряду с терроризмом и другими губительными явлениями современности”. Но их никто не запрещал, они такие же верующие», – подытожил ученый.
Алексей Кибальник акцентировал внимание на том, что даже в традиционных религиях имеется масса разночтений. «Таким образом, стоит решить, действительно ли признание существования бога признаком объективной стороны? Любой нормальный Юрист должен дать только один единственно возможный ответ», – считает Эксперт.
Завершая свое выступление, он подчеркнул, что никакой верующий не имеет права чувствовать себя более юридически защищенным, чем неверующий: «В противном случае мы можем забыть ст. 28 Конституции, и тогда, действительно, ст. 148 УК РФ станет во главе правового поля, чего бы очень и очень не хотелось».
После доклада последовали вопросы.
В частности, у докладчика уточнили, почему есть «защита чувств верующих», но нет «защиты чувств неверующих»? Профессор назвал этот вопрос риторическим и пояснил, что оскорбление всегда носит личностный характер: «нельзя оскорбить толпу, как нельзя оскорбить бога или богов». Он заключил, что ст. 148 УК РФ искусственно делит людей на две категории: более защищенных и менее защищенных, которые таким образом находятся в дискриминируемом поле.
Также у Алексея Кибальника уточнили, кто такие «верующие как потерпевшие» согласно обсуждаемой статье. «И я тоже задавался этим вопросом, чтобы сформулировать юридически приемлемую дефиницию для “верующих”, однако при любых попытках разобраться этот вопрос так и остается без четкого ответа», – сказал докладчик.
Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий
То есть для присуждения ответственности по данной статье УК РФ необходимо предоставить прямые доказательства, что преступление выполнялось заблаговременно с прямым умыслом оскорбления, а не переросло в такое оскорбление. Это означает, что виновный знал о том, что оскорбляет чувства прихожан и при этом желал добиться именно этого результата. Под самим оскорблением следует понимать вред, нанесенный чести и достоинству, который выражается в непристойных фразах и формулировках.
В кодексе не прописаны конкретные фразы, однако следует понимать:
-
честь и достоинство предполагают оценку гражданина с точки зрения морали;
-
выражение должно быть высказано именно в неприличной форме, то есть несоответствующей правилам морали в данном обществе.
Какие поступки наказуемы по закону Ст.