Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как мусульмане разводятся с женой по исламу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Условия для развода и расторжения никаха
Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.
Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.
В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.
После развода в исламе
После того, как супруги расстались и оформили развод, наступает время для периода идда, когда женщина лишается права выходить замуж, если муж вступил с ней в половую связь уже после расставания.
Если в муж разводится или умирает после вступления в половые связи с супругой, женщина освобождается от обязанности соблюдения идды.
Период времени, когда бывшая жена не сможет снова вступить в брачный союз, определяется следующим образом:
- если у женщины идут менструации, должно пройти 3 цикла;
- когда менструации еще не начались в силу молодости жены, либо уже закончились, отсчитывают 3 месяца после развода;
- в течение всей беременности, если мужчина расстался с беременной супругой.
Возврат махра супругой в случае развода с ее стороны
О разводе, инициатором которого выступает супруга, в священном Коране говорится в двух местах. Например, в суре Аль-Бакара в 229 аяте. А это Всевышний Аллах говорит о том, что «…развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод (то есть вернет мужу полностью или частично свадебный подарок махр). Таковы ограничения Аллаха! Не приступайте же их! А те, которые приступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками«.
В 19-том аяте суры Ан-Ниса Всевышний Аллах говорит, что означает «Те, которые уверовали, вам не дозволено наследовать женщин против их воли». То есть мужьям нельзя затруднять женам бракоразводный процесс и подвергать их насилию. Не чинить им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали. Если только они не совершили явные мерзости. Живите с ними достойно и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра.
Всевышний Аллах призывает супругов жить в соответствии с общепринятыми нормами морали, чтобы они не притесняли и не ограничивали права друг друга. Если жена просит развод, имея на то веские обоснования, то муж не в праве ущемлять ее интересы и ограничивать свободу, не давая развода или затягивая расторжение брака, вынуждая ее вернуть махр обратно.
Серьезность и ответственность в семейных делах мусульман
Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
ثَلَاثٌ جَدُّهُنَّ جَدٌّ، وَهَزْلُهُنَّ جَدٌّ: النِّكَاحُ، وَالطَّلَاقُ، وَالرَّجْعَةُ
«Три вещи действительны вне зависимости от того, всерьёз они совершаются или нет. Это заключение брака, развод и возвращение жены после развода» (Абу Дауд 2194).
Тоже самое относится и к гневу. Давать талак или возвращать жену нужно хорошо всё обдумав, с холодной головой.
Как мусульманская религия подходит к вопросу развода
Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.
Как мусульманская религия подходит к вопросу развода
Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.
Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.
В Коране сказано:
«Если между супругами произойдет ссора и вы боитесь разрыва, то призовите судью из своих родственников и судью из ее родственников, которые желают примирить их, и тогда Аллах поможет достичь им доброго решения для супружеской пары: для продолжения мирной супружеской жизни или мирного, доброго разрыва» (Сура Ан-Ниса 4:35)
Брак и возможный развод привлекают больше людей, чем двое супругов. Это затрагивает детей, родителей и целые семьи. Прежде чем принять решение о разводе, справедливо будет привлекать семейных старейшин к попытке примирения. Члены семьи знают каждую из сторон лично, в том числе их сильные и слабые стороны. Если они подходят к задаче искренне и ответственно, то могут помочь парам решить свои проблемы.
Некоторые пары не хотят привлекать членов семьи к своим трудностям. Однако должен учитываться тот факт, что развод будет сказываться как на их взаимоотношениях с внуками, племянницами, племянниками и т. д., так и на обязанностях остальных родственников, с которыми им придется столкнуться, помогая каждому супругу строить независимую жизнь. Таким образом, семья, так или иначе, будет участвовать в этом процессе.
Влияние налогового администрования на инвестиционный климат в РФ
Проблема повышения качества и эффективности налогового администрирования в РФ является одной из наиболее важных задач на всех уровнях государственной власти. Выделение налогового администрирования как одной из важных составляющих экономической политики государства, позволяет обеспечить экономический рост и, в частности, повышение инвестиционной активности в стране, с помощью использования форм, методов и других инструментов воздействия на инвестиционные процессы. Вопросы налогового стимулирования инвестиций и улучшения инвестиционного климата, как сфера повышения качества и эффективности налогового администрирования касается следующих важных общегосударственных экономических задач:
- — расширения роли налогового администрирования в формировании инвестиционного климата в РФ;
- — проведения качественного анализа состояния налогового администрирования в Российской Федерации и его влияние на инвестиционный климат;
- — возможности совершенствования налогового администрирования для улучшения инвестиционного климата в РФ.
С точки зрения религии:
К сожалению, практика показывает, что мужчина, поднявший руку на свою жену один раз, как правило, сделает это снова, и Ваша ситуация тому ещё одно подтверждение. Зачастую рукоприкладство бывает необоснованным, хотя порой может быть и вполне оправданным.
Конечно же, информация о том, что послужило причиной ссоры немного помогла дать более подходящий и конкретный ответ, в том числе и дать оценку «побоям», но … Одно можно сказать точно: рукоприкладство не самый лучший, а порой и совсем не выход решения проблем.
Обеспечивать семью кровом, питанием и одеждой по Шариату обязан муж. Иначе говоря, Вы не обязаны расходовать ни на съем жилья, как делаете это сейчас, ни на продукты, ни на одежду, ни себе, ни мужу. Всё, что Вы делаете сейчас, с точки зрения Шариата это благодеяние, садака с Вашей стороны, за что, конечно же, получите большое воздаяние.
أبغض الحلال إلى الله الطلاق
Есть два вида талака: раджи и баин.
Талак раджи — это такой талак, после которого можно вернуть жену без совершения повторного акта нике в течение периода идды. А если время идды выйдет, то можно возобновить брак путем совершения нике. В терминологии исламского семейного права это называется «руджу».
Идда — это период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину. Период идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Срок идда составляет 4 месяца и 10 дней, а в случае беременности — до родов. Женщину, которая находится в периоде идды, называют ихдад. В течение идды бывший муж обязан обеспечивать ее всем необходимым.
Талак баин (безотзывный развод) — это такой талак, после которого вернуть жену без совершения нового акта никаха невозможно.
Это все — в том случае, если муж дал жене один или два развода. А если муж выдал троекратный талак (то есть дал три развода), то теперь муж и жена не смогут воссоединиться. Такой талак называется «талак муголляза». Это развод, исключающий возможность возобновления брака.
Развод в исламе по инициативе жены
Статья акутальна на: Декабрь 2019 г.
Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов.
Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна.
Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.
Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы. Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.
Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей.
Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения. Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины.
Каковы же развод в исламе по инициативе жены? Расскажем в этой статье.
Развод в руках мужа — почему?
Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.
Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.
Чего должна избегать женщина,разведенная с возвратом или разведенная окончательно ?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Вопрос: Я только что развелась со своим мужем и хотела бы знать свои права на время трех месяцев идды. Значит ли это, что мне нельзя разговаривать с мужчинами даже по интернету и можно ли, чтобы за мной приехали друзья моих родителей и забрали меня домой?
Ответ: Хвала Аллаху
Во-первых: женщина не имеет права давать развод своему мужу. Только муж может давать развод. Слова из Корана, повествующие о вопросах и положениях развода, адресованы мужьям, а не женам. Всевышний Аллах говорит:«Если в ы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях»(Корова 2:231)
«На вас не бу греха, детесли вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (Корова 2:236)
«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» (Сонмы 33:49)
«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (Развод 65:1)
Передается, что Ибн Аббас (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, развод принадлежит тому, кто взял за ногу (т.е. мужу, который имеет право вступать в интимную близость с женой). Ибн Маджа, 2081; шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Ирва аль- Галиль», 7/108.
Когда муж оставляет жену, а она взамен дает ему деньги, то это называется хула. Подразумевается, что жена освобождается от мужа, возвращая ему махр или то, что он попросит, а затем он оставляет ее, если хочет. Это аннулирование брака, но не развод (таляк). В этом случае идда женщины составляет один менструальный цикл.
Об этом подробно рассказано в ответе на вопрос №14569
Если супруги расстались посредством хулы, то они незамедлительно становятся немахрамами друг для друга. Им запрещено оставаться наедине и возвращение жены возможно только посредством нового брачного контракта и махра.
Когда проходит один менструальный цикл или женщина рожает ребенка, если она была беременна во время развода, то идда заканчивается и ей снова дозволено выходить замуж, соблюдая шариатские условия, а именно: наличие опекуна и двух свидетелей.
Но если муж развел жену первым или вторым разводом, то ей не разрешено покидать свой дом во время идды, а мужу запрещено выгонять жену из дома, пока не закончится ее срок выжидания и они станут немахрамами друг для друга. Мудрость в том, что совместное проживание может побудить мужа вернуть жену, что всячески поощряется Исламом. Всевышний говорит:«Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе» (Развод 65:1)
Во время идды жене не нужно покрываться перед мужем, она может украшаться для него, разговаривать и оставаться с ним наедине. Но муж не имеет права на интимную близость с женой пока он не вернет ее или не совершит интимную близость с намерением вернуть ее обратно.
Если муж развел жену в последний третий раз, или он развел ее в первый или второй раз и ее идда закончилась, то они становятся немахрамами друг другу и ему запрещено оставаться с ней наедине, прикасаться к ней и смотреть на нее.
См. подробнее ответ на вопрос №36548
Следует отметить, что идда женщины после развода мужем составляет три менструальных цикла, а не три месяца. Для женщин, у которых нет менструации, идда длится три месяца.
В-третьих: женщине непозволительно проводить время и разговаривать с мужчинами немахрам. Доказательства и фетвы ученых на этот счет приведены в ответе на вопрос №34841
Основываясь на вышесказанном, женщине не запрещено использовать украшения, парфюмерию, драгоценности и т.п., которые запрещены женщине во время идды после смерти мужа. Если женщина разведена с возвратом, то ей запрещено уезжать из дома мужа. Времяпрепровождение и разговоры с чужими мужчинами запрещены всегда.
И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!