Как перейти на семейное обучение и зачем это нужно?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перейти на семейное обучение и зачем это нужно?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребенку.

Образовательные программы

Для каждого предмета разработана рабочая программа. Она включает перечень тем, которые необходимо освоить за год, рекомендованную форму работы, список дидактического материала, понятий и терминов, изучаемых в рамках этой темы. Также дается количество часов на освоение и закрепление материала. При семейном обучении допускается более интенсивное изучение материала, чем при традиционном образовании, но объем знаний у учащегося при аттестации не должен быть меньше, чем в программе.

Основным принципом успешного образования является непрерывность и преемственность. Это значит, что осваивать премудрости предмета следует постепенно, соблюдая принцип усложнения. Например, не зная, чем отличается море от океана, учащийся вряд ли правильно ответит на вопрос, сколько океанов на планете. Можно менять темы местами, если они не нарушают общую логику обучения.

Родители имеют право заявить, что ребенок изучил за год материал 2 лет обучения, тогда при промежуточной или годовой аттестации учащийся должен это подтвердить, выполнив задания соответствующего уровня.

Переход на семейное образование

Для детей постарше, уже обучавшихся определенное время в школе, процедура перевода оформляется немного иначе. Для этого нужно выполнить следующее.

  • Подать директору школы заявление на отчисление ученика, мотивированное решением учиться дома. Школы не всегда позитивно реагируют на подобные переводы. Впоследствии директору придется объясняться перед департаментом, почему конкретную семью не устроило обучение в его учебном заведении. Поэтому иногда следуют уговоры и даже запугивания отделом опеки или комиссией по делам несовершеннолетних. Родителей это волновать не должно – закон полностью на их стороне, они изъявляют желание воспользоваться своим правом. Если вам отказывают в приеме заявления, отправьте его по почте заказным письмом. У вас на руках будет подтверждение отправки.
  • Отправить в департамент оповещение о переводе сына или дочери на домашнее обучение. Его можно отнести самостоятельно или передать через администрацию школы. Пишется в двух экземплярах. Первый остается в отделе образования, второй с подписью начальника хранится у вас.
  • Выбрать новую школу либо остаться в той, которую ребенок посещал до сих пор, если ее Устав позволяет такой вид работы.
  • Написать на имя директора выбранной школы заявление с просьбой прикрепить к ней учащегося для сдачи экзаменов.
  • Заключить со школой договор, регламентирующий нюансы экзаменации: периодичность, сроки консультаций, участие в общешкольных, районных, муниципальных этапах предметных олимпиад, конкурсов.

Сложности с оформлением

Перед тем, как общаться с представителями органов местного самоуправления и директором школы по поводу перевода ребенка на семейное обучение, полезно почитать Федеральный закон «Об образовании», чтобы иметь возможность убедительно оперировать статьями при разговоре. Потому что на практике переход на семейное образование порой осложняется препонами со стороны школьной администрации и чиновников.

Далеко не во всех школах администрация знает в точности права родителей и свои обязанности. Поэтому, если быть неподготовленным, то можно наткнуться на весьма вольные трактовки существующих законов. Увы, не в пользу родителей. Но в этом случае важно уверенно добиваться своих целей и быть готовым доходчиво разъяснить смысл законодательных нормам.

В крайнем случае, можно вообще не общаться с чиновниками и администрацией школы, отправив все документы через почту.

Личное общение может понадобиться только для решения организационных вопросов по поводу промежуточной аттестации ребенка в школе. К слову, если директор при этом отказывается проводить аттестацию по вашему графику, требуйте у него письменный ответ с обоснованием и ссылками на соответствующие законы. Зачастую это срабатывает, и родители добиваются своего.

Как проходить аттестацию

Какую бы форму образования вы ни выбрали, государственные итоговые экзамены (ОГЭ и ЕГЭ) можно сдать только очно. Для обычной ежегодной аттестации есть варианты:

  • государственная школа
  • Вы можете обратиться в вашу районную школу и уточнить, готовы ли они принять аттестацию у ребенка на семейном обучении. Лучше это делать в начале учебного года, чтобы заранее согласовать даты аттестации, формат и вопросы для подготовки. Все это можно прописать в договоре со школой. Для вас такая аттестация будет бесплатной, так как каждый ребенок имеет право на прохождение ежегодной аттестации вне зависимости от формы обучения. Районные школы редко позволяют проходить аттестацию онлайн — обычно составляют график сдачи очных экзаменов.

  • частная школа
  • Есть частные школы, которые оказывают платную услугу сопровождения семейного образования. В зависимости от школы сопровождение включает перечень тем и список рекомендованных учебников, пробные тесты и контрольные, доступ к платформе с видеоуроками и материалами для подготовки. В таких школах можно сдать промежуточную аттестацию: очно или онлайн. С частными школами часто работают семейные классы, о которых расскажем ниже.

  • онлайн-платформы
  • За последние 5 лет появилось более десятка онлайн-платформ, которые позволяют пройти аттестацию из любой точки мира. Чаще всего такая онлайн-платформа не имеет собственной государственной аккредитации и является посредником между школой и семьей. Это удобно: можно выбрать формат сдачи аттестации от тестов до отчетов в свободной форме. При этом все бюрократические вопросы на себя берет платформа. Но есть риск: договор вы заключаете не со школой. Читайте внимательно, какие именно услуги прописаны в договоре с платформой и что именно вы оплачиваете.

Читайте также:  Как получить статус малоимущей семьи в 2023 году

Если ребёнок собирается идти в первый класс

Если ребёнок только собирается идти в первый класс, то вам не нужно самостоятельно записываться в школу и писать заявления на имя директора. Вам нужно сразу идти в департамент образования и там писать документ под названием «Уведомление о переходе на семейную форму обучения». Специалист с вами поговорит, задаст вопросы и если увидит, что решение ваше не спонтанное, а продуманное, направит в конкретную школу, которая будет удобна и вам. Вы будете прикрепляться к этой школе в качестве экстерна для сдачи промежуточных аттестаций.

Имейте в виду — каждая школа имеет Устав. В нём чётко написано о порядке аттестаций, в том числе и для экстернов. В одной школе дети сдают аттестации каждую четверть, в другой — по триместрам, в третьей — по полугодиям, а в четвёртой — сразу за год. Какие-то школы разрешают сдавать предметы по блочной системе. Другие настаивают на посещении всех контрольных работ. Всё это нужно узнать заранее, желательно ещё до того, как вы пойдёте в Департамент.

Таким образом, шаги родителей будущих первоклассников, которые пойдут не в школу, а на семейное обучение, следующие:

  1. изучить Уставы окрестных или подходящих школ (можно выписать себе в записную книжку);
  2. записаться на приём в Департамент образования и заполнить там Уведомление о переходе на семейное обучение;
  3. выслушать рекомендации Департамента о том, к какой школе лучше прикрепиться, свериться со своим списком;
  4. получить направление в школу для прикрепления на экстернат;
  5. подойти к директору школы для решения организационных вопросов, согласования дат и кратности аттестаций, прикрепления к ответственному учителю.

Что делать, если вы решили организовать семейную школу на дому

Если родители решили перевести ребенка в семейный класс, у них есть два варианта: присоединиться к уже существующей семейной школе или создать свою. У первого варианта есть существенные трудности: во-первых, их могут просто отказаться принять; во-вторых, даже если родители согласятся обучать подростка вместе со своими детьми, семье придется подстраиваться под уже выбранную программу обучения. Поэтому некоторые родители предпочитают организовать собственную семейную школу. Разбираемся, что для этого нужно.

  • Отчислиться из общеобразовательной школы и перевести ребенка на домашнее обучение. Для этого необходимо написать заявление и соблюсти соответствующую процедуру.
  • Найти семьи, готовые присоединиться к обучению. Возможно, такие найдутся среди одноклассников ребенка. Если в классе желающих нет, можно разместить объявление в социальных сетях и найти единомышленников.
  • Определить бюджет: для создания семейной школы необходимы, во-первых, педагоги, во-вторых, помещение. Кроме того, расходов потребует закупка тетрадей, учебников, канцелярии и различного оборудования. Родителям необходимо договориться между собой, как они будут распределять траты.
  • Определиться с форматом занятий — очные или онлайн. Поскольку ребенок уже не зависит от школы, можно отдать предпочтение любой форме обучения.
  • Выбрать учебную программу. Родители могут сделать это по своему усмотрению или обратиться к методисту. Важно помнить: семьям придется договариваться, чтобы программа устраивала всех.
  • Составить режим: сколько дней в неделю дети будут учиться, в какое время, будут ли задаваться домашние задания и ставиться оценки.
  • Найти педагогов. Не обязательно обращаться именно к учителям общеобразовательной школы. Родители могут нанять репетиторов, тьюторов, психологов и т.д.
  • Выбрать школу, в которой дети будут проходить аттестацию в конце года и прикрепиться к ней. Ученикам семейных классов все равно необходимо подтверждать успешное прохождение программы, поэтому этот шаг крайне важен.

Единственный выход — честность

Аттестация становится серьезной проблемой не только из-за того, что ее сложно получить, но из-за принципиального несовпадения требований государства со взглядами прогрессивных «семейников». Времена меняются, меняются и представления родителей о том, чему именно стоит учиться их детям, и часто они никак не коррелируют с программой общеобразовательных школ. При этом аттестация обязательна. Как тут быть?

Выход один: обучать по индивидуальной программе и параллельно подстраиваться под государственные требования. Дети сами отлично видят разницу между увлекательным процессом получения знаний на СО и методичным натаскиванием на прохождение формальных тестов. Поэтому, убеждена Светлана Марзеева, идею о разграничении понятий образования и аттестации нужно доносить до них со всей честностью.

Младшеклассникам это объяснить сложнее. Ребята постарше сами понимают необходимость адаптации к системе. Но есть кейсы, когда учащиеся сознательно отказываются от промежуточной аттестации и окончания 11 классов: сдают экстерном девять классов, и на этом останавливаются. Это правомерный вариант, а в случае изменения решения закон предусматривает право вновь прикрепиться к школе и сдать ЕГЭ.

«Все это возможно, и родителям не нужно изменять своим идеалам и интересам», — заключает Светлана Марзеева.

Чтобы глубже погрузиться в тему семейного образования, почитать мнения экспертов, истории успеха, поразмыслить о возникающих проблемах и пообщаться с «семейниками», мы сделали подборку тематических ресурсов. Все они содержат полезную практическую информацию, а их «отцы-основатели» открыты для общения.

Как перейти на семейное обучение

Чтобы ребенок получил качественное образование и при этом не был нарушен закон, родители должны следовать определенным правилам.

Когда мы сообщили родственникам о переходе на семейное образование, все приняли новость довольно спокойно. Сейчас периодически возникают вопросы: «А что дальше? Когда-то ведь нужно возвращаться в школу».

Если честно, я стараюсь не загадывать. До пятого класса мы точно собираемся оставить семейное образование.

Если Лев захочет вернуться в школу — он вернется, я не буду препятствовать. Другое дело — что он уже вкусил всю прелесть свободной жизни и обгоняет своих одноклассников по программе. Будет ли ему интересно в школе при таком раскладе — вопрос спорный.

Думаю, логичным продолжением в средней школе было бы заочное обучение: все-таки иностранный язык — это то, что нужно практиковать общаясь с другими людьми, а естественные науки немыслимы без опытов и практических работ, с этим школа справится лучше меня.

Не исключено, что у нас появятся репетиторы, если в этом будет необходимость. В общем поживём — увидим.

А пока мы ходим в школу на аттестации раз в четверть. Одни предметы (окружающий мир и чтение, к примеру) он сдает учителю устно тет-а-тет, по другим (математика, русский и французский языки) Лев пишет итоговые контрольные работы вместе с одноклассниками. Есть и другая форма аттестации: например, по физкультуре мы сдаем доклады, а по информатике — рабочую тетрадь на печатной основе с выполненными за отчетный период заданиями. По итогам третьей четверти у Лёвы вышло четыре пятерки и пять четверок, то есть, вопреки мнению завуча, ребенок не стал учиться хуже.

Читайте также:  Статья 412.2 УПК РФ. Порядок подачи надзорных жалобы, представления

А впереди нас ждет итоговая аттестация за второй класс. К ней мы готовы, и страха или волнения ни у меня, ни у сына нет.

Кому подходит семейное образование?

Семейная форма обучения часто становится выходом из ситуации для родителей, чьи дети профессионально занимаются спортом и больше времени проводят на тренировках, чем в школе. Для семей, которые живут далеко от школы и не могут ходить в нее каждый день. Образование в семьях востребовано и теми, кто живет и работает вдали от Родины. Многие русскоязычные семьи не хотят терять связь с культурой и языком родной страны и предпочитают отечественное образование — зарубежному. А еще особенные дети, которые не имеют диагноза, но и не «тянут» традиционную школу. Также хоумскулинг является разумным решением для одаренных детей, что позволяет им получить знания в том объеме и качестве, которое требуется “вундеркинду”.

Шаг 5. Сдаем аттестации

Недостаточная четкость некоторых формулировок в законе «Об образовании» дает нам возможность считать сдачу промежуточных аттестаций правом, а не обязанностью. Теоретически, по закону ребенок обязан сдать лишь государственные итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). Чтобы получить допуск к ОГЭ, нужно быть аттестованным за 9 класс. Да и без аттестаций за 10 и 11 класс к сдаче ЕГЭ не допустят.

Так что же, можно уведомить соответствующий орган о выборе СО, а затем «пропасть с радаров» на ближайшие 8 лет и явиться в 9 классе, чтобы сдать аттестацию и получить допуск к ОГЭ? Теоретически да. Но подобных прецедентов пока не было. Зато есть огромная доля вероятности, что аттестация за 9 класс в итоге превратится в аттестацию за все девять классов либо будет проходить с особым пристрастием. И неизвестно, чем все в итоге закончится.

Однако, если нет желания сдавать аттес­тации ежегодно, можно оформить индивидуальный учебный план (ИУП), в котором прописать сроки сдачи аттестаций по каждому предмету. В частности, вы можете договориться со школой (и задокументировать это), что ребенок придет сдавать аттестации сразу за курс начальной школы. А затем — за курс средней школы. Все это время ребенок будет прикреплен к школе для сдачи аттестаций, просто сдавать он их будет не ежегодно.

Таким же образом можно оформить ускоренное обучение и аттестоваться за несколько классов в течение одного учебного года.

Закон разрешает сдавать промежуточные аттестации дистанционно, однако не обязывает школы предоставлять экстернам такую возможность.

А вот государственная итоговая аттестация (в 9 классе ОГЭ, а в 11 классе — ЕГЭ) сдается исключительно очно, вне зависимости от формы образования и обучения.

Учимся с ребенком: в чем заключается семейное образование?

Семейное образование – форма обучения, при которой вся ответственность за уровень образования ребенка возлагается на его родителей.

До недавнего времени об этой форме обучения, которая, кстати, доступна каждому, было известно немногим. Сегодня же многие родители отдают предпочтение именно самостоятельному образованию детей. Чаще всего это связано с нежеланием родителей подвергать ребенка негативным эмоциям, которые нередко случаются в перерывах между уроками, или невозможностью посещать занятия, например, из-за специфики работы родителей (к примеру, дети артистов или спортсменов, которые за месяц могут несколько раз переехать из одного города в другой).

Для начала обучения родители заключают договор с определенной школой, берут учебники из школьной библиотеки или покупают самостоятельно и сами учат детей. В этом случае у них должно быть достаточно свободного времени, чтобы самим учить ребенка, или же возможность выделить средства для занятий с репетитором. При такой форме обучения школа не проявляет интереса к учебному процессу, но раз в год ребенок должен сдавать аттестацию по всем предметам. Здесь стоит заметить, что в отличие от домашнего обучения, ежегодные контрольные работы и проверка знаний проводится абсолютно по всем школьным дисциплинам, а не только по основным предметам.

Несмотря на то, что школьные учителя не имеют близкого контакта с ребенком, а некоторые и вовсе знакомятся с ним только во время контрольных аттестаций, родители могут обращаться к педагогам за консультацией, просить у них примеры работ и интересоваться темами и вопросами, которые нужно изучить. Если они решают покупать учебную литературу самостоятельно, обязательно следует поинтересоваться, по каким учебникам занимаются на уроках в школе, уточнить авторов и названия книг.

Хорошим помощником для организации занятий становятся различные интернет ресурсы. Поскольку это направление начало получать широкое распространение, увеличилось количество сайтов, на которых можно посмотреть программу обучения, выбрать соответствующие теме задания, просмотреть с ребенком видеоролик, в котором учителя рассказывают новую тему. Также сейчас повсеместно открываются различные центры семейного образования, куда родители могут приводить ребенка несколько раз в неделю, и в маленьких группах до 10 человек ему будут объяснять учебную программу.

Таким образом, дети на семейном образовании могут проходить весь курс, заложенный школьным учебным планом, в удобное для них время, а не по установленному графику. Они могут заниматься одним предметом в течение месяца и выучить всю программу за год, а потом перейти к изучению другого предмета. Есть возможность больше углубиться в изучение дисциплины, к которой ребенок проявляет наибольший интерес, или остановиться на сложных темах. Многие родители также практикуют наглядное изучение материала, а не только по учебникам. Например, если есть возможность, можно сводить ребенка в музей, планетарий, ботанический сад, сходить на природу и изучать там насекомых и растения и т.д.

Семейная форма образования предполагает, что родители четко понимают, насколько важно правильно организовать учебный процесс и донести информацию, с учетом сильных и слабых сторон не только ребенка, но и своих.

Так в чем же разница?

Основная разница между домашним обучением и семейным образованием в большей степени проявляется в уровне ответственности. То есть в том, кто должен отвечать за успехи и неудачи ребенка в освоении новых знаний. У них также имеются отличия в расписании занятий и невозможности применения домашнего обучения ко всем детям.

Читайте также:  Защита должника в исполнительном производстве

Что касается качества подготовки, то говорить о том, что домашнее обучение или семейное образование лучше/хуже обучения в школе невозможно. Случается, что занимающиеся самостоятельно нисколько не отстают от очной формы или даже больше преуспевают, а бывает, что родители не имеют достаточных знаний для обучения детей, и они не могут полноценно изучить программу. Та же ситуация и домашним обучением: не все учителя проявляют интерес к обучению ребенка, а некоторые, наоборот, успевают пройти с ним больше материала, чем на обычном уроке. Поэтому выбор формы обучения полностью зависит от возникающих условий и потребностей.

Необходимо помнить, что эти две формы обучения лишают детей общения со сверстниками, поэтому для полноценной социализации необходимо организовывать их досуг так, чтобы они как можно больше времени проводили с детьми своего возраста и общались с ними.

Также индивидуальное обучение снижает подготовленность детей к взрослой жизни и возникающим препятствиям. Например, сдача выпускных экзаменов в обоих случаях проводится под наблюдением комиссии и вместе с остальным классом, а такая нагрузка может оказаться большим стрессом для школьника. Да и вузовское образование не обеспечивает студента такими альтернативными формами обучения, поэтому нужно заранее подготовить ребенка к взаимодействию с одногруппниками.

КАК ВЫБРАТЬ ШКОЛУ ДЛЯ СДАЧИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Следующим этапом является выбор школы для сдачи промежуточной аттестации. Сдавать их или нет, решают родители сами, но такое право у вас есть. Вы можете выбрать ту же школу, в которой обучался ребёнок раньше или любую другую. Если школа, в которой обучался ребёнок, не признаёт семейное образование и отказывает вам в прикреплении для сдачи аттестаций, необходимо получить от неё письменный отказ. Но чтобы не тратить время и нервы, проще сразу искать ту школу, которая принимает аттестации от обучающихся на СО. Сейчас выбор таких учебных заведений достаточно широк. Вы можете прикрепиться к школе самостоятельно, а можете через специальные центры, сотрудничающие со своими школами — партнёрами. Некоторые из них являются образовательными платформами, на которых можно учиться ребенку. Некоторые просто занимаются оформлением всех необходимых документов и предоставляют онлайн-сервис для прохождения аттестаций. Нам было удобно все делать удаленно, и мы для прикрепления к школе и прохождения промежуточных аттестаций в 2019 году выбрали один из таких центров — ЦПСО (Центр поддержки семейного образования). Если Вы также решите воспользоваться их услугами, то промокод OLESYANIA даст вам скидку 5%.

Важно! При прикреплении к школе обязательно уточняйте график промежуточных аттестаций и поинтересуйтесь, по какой утвержденной программе они составлены. С учётом этого, вам будет проще составить собственный учебный план занятий. Ну а если у вашего ребенка вдруг не получилось сдать промежуточную аттестацию с первого раза, то в течение года у вас есть возможность сдать повторно.

Сдвинулось с мертвой точки наше чтение. Вернее даже так: Глеб сносно читает по- английски! Понимание давно было хорошим. Летом будем дальше заниматься в группе или по скайпу над свободной речью. Летом Глеб занимался по скайпу с преподавателем, а с этого года надеюсь получится посещать очную группу в ближайшем к нам г.Раменское.

В течение года Глеб продолжал заниматься хоккеем, рисованием, посещал театральную студию и бассейн. Все это думаю будет присутствовать и в этом году.

То, что касается не академических умений, которые как мне кажется еще более важны в жизни, чем умение читать и писать:

  • С папой сделали миниатюрную модель железнодорожных путей. Глеб сам вырезал рельеф, сам сажал траву и вообще планомерно день за днем сам находил время и занимался этой работой.
  • Научился аккуратно готовиться к началу какого-то дела и потом все аккуратно убирать
  • Стал спокойнее реагировать на проигрыши
  • Очень хорошо умеет помогать в бытовых вопросах: повесить вещи, загрузить посудомоечную машину, развлечь 5-10 минут Алису (младшую сестру) — в этом он вообще мастер =)

Плюсы семейного обучения

Огромным плюсом нашей формы обучения является более глубокое общение с дочерью. Да, у нас возникает сейчас гораздо больше напряжений, чем раньше, но это более качественные отношения, более плодотворные и созидающие.

Часто перед родителями и перед самими детьми стоит дилемма, какую профессию приобретать после школы. Много времени тратится детьми на то, что им не интересно, и что не пригодится в жизни. На семейном образовании у нашей дочери раскрылись стремления ее души, мы увидели, чем ей по-настоящему нравится заниматься, к чему ее тянет, за чем она готова проводить часы и дни напролет. Школа не оставляла нашему ребенку времени на это.

Наконец наша дочь начала вникать в те предметы, которые ей сложно давались в школе, и лучше понимать их. В спокойной обстановке, когда никто не отвлекает, ей легче сосредоточиться. К тому же мы выбираем свой ритм изучения предметов, так, легкие темы мы проходим быстро, а на сложных задерживаемся. Вполне возможно, что оценки у нашей дочери на аттестации будут ниже, чем в школе, но знаний окажется больше.

Таков наш пока еще небольшой опыт семейного образования. У каждого, выбравшего эту форму обучения, будет своя картинка и свое мнение на счет того, стоит ли продолжать учиться дома, или вернуться в школу. На сегодняшний день я могу смело сказать, что семейное образование – это нелегко, но все вложения сил, эмоций, времени и финансов обязательно принесут хорошие плоды всем, рискнувшим обучать своих детей самостоятельно.


Похожие записи:

Добавить комментарий