Особенности составления учетной политики компании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности составления учетной политики компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.

Форма учетной политики

Существует три формы ведения учетной политики:

  • Журнально-ордерная
  • Мемориально-ордерная
  • Автоматизированная

Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.

Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:

  • Часть документов должна храниться в печатном виде
  • Часть документов должна храниться в электронном виде
  • Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме

Современные условия осуществления финансово — хозяйственной деятельности предъявляют повышенные требования к качеству бухгалтерской информации, а, следовательно к уровню профессиональных знаний учетных работников. В ОАО «Евростройресурсы» место главного бухгалтера занимает профессиональный, опытный работник. Однако в связи с постоянным совершенствованием учета и усложнением организации бухгалтерского учета, с повышением требований внешних пользователей главному бухгалтеру все сложнее качественно вести бухгалтерский, налоговый и статистический учет, справляться с управленческим учетом и анализом.

На наш взгляд, хотя ОАО «Евростройресурсы» строй» является субъектом предпринимательства, необходимо ввести в штатное расписание должность заместителя бухгалтера и возложить на него функции оформления налоговых регистров и прочих необходимых документов налогового учета.

При такой форме организации бухгалтерской работы главный бухгалтер малого предприятия получит возможность больше уделять внимания изучению нормативных документов, что будет способствовать повышению уровня его профессиональной подготовки, контролю качества работы помощника бухгалтерии и формированию достоверной отчетности. Ввиду отсутствия некоторых организационных документов были разработаны:

-график документооборота.

-должностная инструкция главного бухгалтера.

Главным результатом выполненной работы является разработка приказа учетной политики для ОАО «Евростройресурсы» в целях налогообложения на 2019 год .

В данном проекте приказа учетной политики для целей налогообложения отражены практически все необходимые аспекты учетной политики. Он содержит в себе ответ почти на любой вопрос, связанный с деятельностью организации и законодательно подтверждает выбранные способы и методы ведения.

Применение предложенного выше приказа об учетной политике для налогообложения позволит, в конечном счете, увеличить эффект управления себестоимостью. Выбранные методы учета, на мой взгляд, наиболее подходят для анализируемой фирмы в связи со спецификой деятельности. В приказе можно проследить почти все статьи затрат, падающие на себестоимость, а, следовательно, эффективно ими управлять.

Кроме того, разработанный приказ об учетной политике для целей налогообложения раскрывает практически все вопросы учета в организации, а следовательно, являются официальной нормативной базой четвертого уровня системы нормативного регулирования учета для Налоговых органов. Разработанные приложения к учетной политике должны, главным образом, содействовать выполнению требования своевременности и достоверности отражаемой информации. Официально закрепленная ответственность дает возможность спроса за выполненные действия.

Вывод глава 2

Деятельность предприятия направлена на увеличение объёмов выручки, получаемой от реализации продукции, и увеличение прибыли предприятия. Одна из самых важных задач предприятия — рост объёма продаж за счёт расширения существующих и завоевания новых рынков сбыта.

Сегодня также происходит изменение профиля покупателя, что особенно актуально для рынка. Раньше покупатель предпочитал приобретать товар у того дилера, которого он знает давно, и при отсутствии с него требуемого товара, он был готов ждать несколько дней, пока требуемый товар не будет доставлен.

Современное же поколение предъявляет совершенно другие требования к товару. Они отлично осведомлены о технических характеристиках всех продуктов, представленных на рынке, ценах и акциях других продавцов, они заранее проверяют наличие требуемого продукта в разных пунктах продаж и всегда хотят получить свой товар прямо сейчас .

Движение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета регламентируется установленным графиком документооборота.

Документооборот Общества осуществляется по графику к учетной политике.

Документы (первичные и регистры бухгалтерского и налогового учета) заполняются в соответствии с законодательством и требованиями главного бухгалтера Общества либо лиц им на то уполномоченным[41].

Должностные лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, а также составившие регистры бухгалтерского учета, обеспечивают передачу их для отражения в бухгалтерском учете не позднее сроков, установленных графиком документооборота и несут персональную ответственность за своевременное и правильное оформление этих документов, а также достоверность содержащихся в них данных[42].

Достоверность составления и своевременность представления в установленные сроки и адреса государственной статистической отчетности Обществом обеспечивают структурные подразделения и должностные лица в соответствии с приказом генерального директора о своевременной и качественной подготовке и представлении государственной статистической отчетности на очередной финансовый год.

Ответственность за нарушение сроков представления государственной статистической отчетности, а также за ее недостоверность несут руководители и другие должностные лица данных подразделений в соответствии с приказом генерального директора и их должностными инструкциями.

Государственная статистическая отчетность может предоставляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи[43].

Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности открытого акционерного общества являются:

— формирование полной и достоверной, необходимой для оперативного руководства и управления информации о деятельности Общества, его финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;

— обеспечение при совершении Обществом хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности Общества и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Ведение бухгалтерского учета в Обществе осуществляется согласно Учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством путем выбора экономически обоснованных способов, методов и приемов группировки и обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной предпринимательской) деятельности, оценки их в стоимостном выражении.

Учетная политика Общества утверждается приказом генерального директора.

Изменение учетной политики организации – замена одного способа ведения бухгалтерского учета на другой[44].

Изменения в учетную политику могут быть внесены в случае:

— изменения законодательства РФ;

— изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации (изменения в учетную политику в данном случае вносятся с начала отчетного года);

— принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.

Изменения в учетную политику организации вносятся в порядке, установленном законодательством РФ о бухгалтерском учете и отчетности.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером организации и руководителем организации.

Изменения учетной политики, оказавшие влияние на финансовые результаты деятельности Общества, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Изменения учетной политики отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности Общества.

Обособленному раскрытию подлежат изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным, а также причины этих изменений и оценка их последствий в стоимостном выражении[45].

Для принятия решения о необходимости отражения результата изменения учетной политики в бухгалтерском учете и отчетности существенным признается влияние, изменяющее значение соответствующей строки бухгалтерской отчетности на 5% или более.

Читайте также:  Весовые нагрузки на ось в России в 2023 году

Корректировки в учетную политику в части организационных вопросов вносятся по мере необходимости.

Организация бухгалтерского учета должна обеспечивать возможность раскрытия информации о доходах и расходах в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности Общества.

В качестве материально — производственных запасов (далее – МПЗ) в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету „Учет материально-производственных запасов“ ПБУ 5/01, признаются активы:

— используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

— предназначенные для продажи;

— используемые для управленческих нужд.

Готовая продукция является частью МПЗ, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Предметы, срок службы которых менее одного года, необходимо учитывать в качестве материалов и списывать на затраты производства или расходы на продажу после передачи в производство (эксплуатацию).

К материалам можно отнести канцелярские принадлежности (ручки, блокноты и т.п.), расходные материалы (бумагу для факсов, картриджи для принтеров и т.п.), а также объекты основных средств стоимостью до 20 000 рублей за единицу.

Материалы можно учитывать по фактической себестоимости, либо по учетным ценам (с последующей корректировкой возникающих отклонений между учетными ценами и фактической себестоимостью).

Порядок учета материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Синтетический учет материалов, в зависимости от выбранного варианта производится на активных синтетических счетах 10 „Материалы“, 15 „Заготовление и приобретение материальных ценностей“, 16 „Отклонение в стоимости материальных ценностей“.

Материалы учитываются на счете 10 „Материалы“ по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.

При учете материалов по учетным ценам разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения ценностей отражается на счете 16 „Отклонение в стоимости материалов“.

В случае использования организацией счетов 15 „Заготовление и приобретение материальных ценностей“ и 16 „Отклонение в стоимости материальных ценностей“ на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 „Заготовление и приобретение материальных ценностей“ и кредиту счета 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 „Материалы“ и кредиту счета 15 „Заготовление и приобретение материальных ценностей“.

В случае если организацией не используются счета 15 „Заготовление и приобретение материальных ценностей“ и 16 „Отклонение в стоимости материальных ценностей“, оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 „Материалы“ и кредиту счета 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“.

Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, складывается из всех затрат по их покупке.

К таким затратам, в частности, относят:

— суммы, уплаченные в соответствии с договором продавцу;

— расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию (расходы по доработке и обработке материалов, не связанные с производственным процессом);

— транспортно-заготовительные расходы.

Транспортно-заготовительные расходы можно учитывать одним из трех способов:

1) включать в фактическую себестоимость материалов (то есть учитывать эти расходы на том же субсчете счета 10, что и сами материалы);

2) отражать на отдельном субсчете счета 10;

3) учитывать на счете 15 „Заготовление и приобретение материальных ценностей“.

Организация может выбрать любой из этих способов учета транспортно-заготовительных расходов. Этот выбор нужно отразить в учетной политике.

В соответствии с принятой учетной политикой в ОАО „Воронежэнергоремонт“ материалы учитываются на счете 10 „Материалы“ рабочего плана счетов по учетным ценам. Поступление материалов отражается с использованием счетов 15 „Заготовление и приобретение материальных ценностей“ и 16 „Отклонение в стоимости материальных ценностей“ рабочего плана счетов.

Синтетический учет производственных запасов ведут на синтетическом счете 10 „Материалы“. Каждая группа материалов учитывается на соответствующем субсчете. В Плане счетов бухгалтерского учета с этой целью предусмотрены счета и субсчета, приведенные в таблице 3.1.

Таблица 3.1 — Открытие субсчетов к счету 10 „Материалы“

Синтетические счета

Субсчета

Наименование

Наименование

10 Материалы

1

Сырье и материалы

2

Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

3

Топливо

4

Тара и тарные материалы

5

Запасные части

6

Прочие материалы

7

Материалы, переданные в переработку на сторону

8

Строительные материалы

9

Инвентарь и хозяйственные принадлежности

10

Спецодежда на складе

11

Спецодежда в эксплуатации

Балансовый счет материалов 10 — активный, характеризует состояние хозяйственных средств организации.

Согласно учетной политике ОАО „Воронежэнергоремонт“ материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

Для учета материалов используется только счет 10 „Материалы“, именно на нем формируется фактическая себестоимость приобретенных материалов.

Сотрудничество с : ваши преимущества и бонусы

Если вы желаете сформировать эффективную учетную политику организации, обращайтесь в . У нас вы сможете сотрудничать со специалистами, которые:

  • Обладают большим опытом работы. Опыт работы — серьезный бонус. Наша компания основана в 2000 году. Мы 21 год работаем в бухгалтерской и юридической сферах. Для того чтобы разработать эффективную учетную политику организации, важно, чтобы бухгалтер имел возможность получить практический опыт в разных фирмах. От этого зависит «профессиональный кругозор» специалиста. Только бухгалтер, который консультировал сотрудников разных компаний, сможет четко и безошибочно найти вариант формирования учетной политики организации для вас. Индивидуальный подход — это точный выбор из большого количества существующих вариантов.
  • Компетентны в своей работе. Знания — основа грамотной консультации. Опыт — основа эффективной помощи. У специалистов есть и знания, и опыт. Учетная политика организации — это система, которая сделает вашу компанию успешной. Наши специалисты передадут вашим штатным сотрудникам опыт. Или выполнят необходимые для оптимизации действия самостоятельно.
  • Универсальны. У нас есть большой опыт формирования и разработки учетной политики для разных организаций. Именно этот опыт помогает нам выбирать оптимальный вариант, который подойдет именно вашей компании. Мы анализируем ее структуру, особенности, специфику работы, количество рабочих мест и общий размер копании. Разработка учетной политики организации — услуга, которую мы предоставляем на основе большого опыта.

Основы формирования учетной политики

Экономические условия, сложившиеся на современном этапе развития, требуют от предприятий учета и отчетности с соблюдением определенных правил, которые должны применяться каждый год. Существуют нормативные акты компаний, благодаря которым бухгалтерский учет осуществляется, но предоставляется свобода выбора. Компании могут выбирать из множества методов бухгалтерского учета наиболее подходящие для отображения хозопераций в бухучете. Лимиты на использование любого метода ограничены действующим законодательством и профессионализмом руководителя, главного бухгалтера.

Если организация только создалась и зарегистрировалась, то утверждение учетной политики составляет 90 дней со дня регистрации.

Основной целью формирования УП является документирование методов бухгалтерского учета, приемлемых для работы. Учитывая постоянные изменения, которые происходят в экономике, представляется целесообразным изучить определение сущности понятия «учетная политика» в нормативно-правовой базе, которая в свою очередь лежит в основе внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

С основы формирования политики учета начинается любая организация бухучета. Чтобы в компании была максимально эффективная система бухгалтерского учета, руководитель и главный бухгалтер должны выбрать из имеющихся вариантов наиболее подходящий для отражения экономической жизни компании в отчетах (выбор уровня существенности, метод амортизации, метод оценки выбытия активов, метод определения резерва оценки сомнительной задолженности, методы расчета и т. д.).

Несомненно, эти варианты имеют различные последствия и приводят к различным результатам. Очевидно, что влияние одних элементов (например, амортизации) можно проследить в течение нескольких лет, влияние других можно обнаружить только в промежуточной финотчетности, а некоторые не оказывают влияния на финансовые результаты.

Удачным выбором таких методов, как амортизация, оценка выбытия товарно-материальных запасов, учет транспортных и закупочных расходов, определение сметного резерва по сомнительным долгам является залогом дальнейшего эффективного управления предприятием.

Ответственным лицом за формирование политики является главный бухгалтер, что соответствует пункту 4 статьи 6 ФЗ «О бухгалтерском учете».

Читайте также:  Кто должен оплачивать замену счетчика электроэнергии?

Формирование учетной политики — это непростой процесс, который является выбором и обоснованием одного из нескольких способов организации учета. Эти способы должны быть разрешены законом. Главный бухгалтер должен иметь при себе знание нормативной базы.

В случае отсутствия документа компании грозит штраф по ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей на саму фирму, и 300-500 рублей на руководителя.

Учетная политика при упрощенке

Учетная политика УСН «Доход – расходы»:

  • необходимо использовать один из методов определения размера материальных расходов: по стоимости единицы запаса, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретения, по стоимости последних по времени приобретения;
  • можно учитывать проценты за займы;
  • можно учитывать расходы в виде арендных платежей.

Для налогового учета особенности исследуемого понятия следующие:

  • в налоговой политике надо указать, что организация применяет УСН по соответствующему объекту;
  • указать, по какому методу организация оценивает стоимость реализованных товаров.

Льготы чернобыльцам в 2021 году по оплате больничного листа

Начисленный в бухгалтерии больничный лист оплачивается работнику в день выдачи заработной платы на предприятии. Таких дней должно быть 2 – аванс и зарплата. В ближайшую дату сотрудник получает сумму пособия (облагается НДФЛ). Если нарушаются сроки оплаты больничного листа работодателем, работник вправе обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд. При составлении жалобы необходимо кратко изложить суть дела и приложить доказательства неправомерности действий работодателя. Подтверждением того, что нарушены сроки оплаты больничного листа, могут быть следующие документы:

  1. Зона отчуждения. Это район г. Чернобыль расположен рядом с 4 чернобыльскими реакторами. На такой территории не живут и не работают;
  2. Зона отселения — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, с которого после возникновения чернобыльской катастрофы уехали многие люди. Граждан, которые проживают в этом месте, также обеспечивают различными льготами;
  3. Зона с правом на отселение. Это зараженный район, в котором регулярно берут радиационные различные замеры. Гражданам, которые захотели покинуть это место, предоставляют определенные преференции;
  4. Зона с допустимым радиационным уровнем. Лица, которые до сих пор живут в подобном месте, тоже получают господдержку.

Исчисления производятся исключительно на основании предоставленного документа из медицинского учреждения с указанным в нем фактом наступления временного периода нетрудоспособности сотрудника компании. На практике, чаще всего начисление «больничных» происходит вместе с основной суммой заработной платы или, аванса.

  • граждане, заболевшие лучевой болезнью в результате аварии;
  • лица, заболевшие от радиации после аварии;
  • граждане, которые получили инвалидность после радиационного облучения (военные, направленные на ликвидацию последствий катастрофы; военнообязанные, сотрудники правоохранительных органов; сотрудники МЧС; Врачи, медицинский персонал);
  • граждане, которых в обязательном порядке вывозили в 1986 году. К этой категории относятся люди, которые в момент эвакуации находились в утробе матери; лица, которые стали донорами костного мозга для людей, пострадавших в Чернобыли. Доноры получают льготы, не зависимо от места проведения операции; население зоны с правом отселения; люди, которые постоянно проживали или работали в зоне с умеренным уровнем радиации.
  1. компенсация за излишне уплаченные средства на коммунальные платежи;
  2. предоставление скидки в 50%;
  3. сокращение выплат на налогообложение;
  4. бесплатный проезд на общественном транспорте при наличии оформленной социальной карты жителя Московской области.
  • Люди, ставшие жертвами лучевой болезни из-за взрыва на Чернобыльской АЭС. Сюда входят как простые граждане, так и ликвидаторы, непосредственно устранявшие последствия аварии.
  • Граждане, получившие инвалидность из-за последствий облучения. К этой категории также относятся гражданские лица, военнослужащие, военнообязанные, сотрудники ОВД и пожарных служб работавшие в зоне отчуждения. К ним приравниваются люди, ставшие донорами костного мозга для больных лучевой болезнью. Время трансплантации и время установления инвалидности во внимание не принимаются.
  • Предоставляются льготы чернобыльцам добровольно выехавшим из зоны отселения.
  • Граждане, занимавшие вывозом людей, материальных ценностей и скота непосредственно из зоны катастрофы. В эту категорию вместе с военнослужащими вошли и медики.
  • Те, кто выехал из зоны отчуждения из-за аварии. Дети эвакуированных, которые в тот момент были ещё эмбрионами, также являются льготниками.
  • На социальную помощь имеют право жители и работники территории с правом отселения.
  • Жители 4 области (имеющей льготный статус).
  • Люди, проживавшие и работавшие в зоне отселения.
  • Мигранты из области с правом отселения.

(такой отпуск у них длится 7 – 14 суток). Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.

Работники медицинских учреждений, которые при оказании помощи пострадавшим в результате взрыва получили дозу радиоактивного облучения, превышающую допустимую норму. Исключение в данной категории составляют только представители медицинского персонала, которым уже приходилось работать в местах повышенного радиационного излучения по долгу службы.

Помимо ЕДВ федеральным льготникам полагается набор социальных услуг (НСУ). Такая помощь предоставляется в натуральной форме или, по выбору гражданина, заменяется на денежную компенсацию. Стоимость НСУ входит в состав ежемесячной выплаты, поэтому:

  • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 678,58 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 169,64 руб.

    Льгота по оплате листка нетрудоспособности работнику-чернобыльцу

    В настоящее время на предприятиях, в учреждениях и организациях работает немало граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.

    В предложенном материале напомним работодателям о льготах и компенсационных выплатах, предоставляемых таким работникам по месту их работы.

    НК — Налоговый кодекс Украины от Для начала нужно определиться, какой круг лиц подпадает под определение пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Ответ на этот вопрос содержится в ст.

    Так, лицами, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы далее — чернобыльцы , являются:. Это лица, которые работали с момента аварии до 1 июля года не менее 14 календарных дней или не менее трех месяцев в течение — годов за пределами зоны отчуждения на работах с особо вредными условиями труда по радиационному фактору , связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, выполнявшихся по правительственным заданиям.

    Что такое учетная политика и зачем она нужна

    В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

    В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

    Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

    Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

    В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

    Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

    Выбор и применение учетной политики. Общие правила

    3.3. Учетная политика — это конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые организацией при подготовке и представлении финансовой отчетности. [МСФО (IAS) 8, параграф 5]. Подготовка финансовой отчетности опирается на определенные общие принципы: например, финансовая отчетность, как правило, готовится на основе принципа непрерывности деятельности, метода начислений и оценки на основе исторической стоимости (или на основе исторической стоимости, за исключением переоценки некоторых активов). Существуют общие правила, которые применяются при признании элементов финансовой отчетности, таких как доходы, расходы, активы, обязательства и собственный капитал.

    Читайте также:  Индекс паспортов: в какие страны граждане Армении могут путешествовать без визы

    3.4. В Концептуальных основах финансовой отчетности (Conceptual framework for financial reporting) Совета по МСФО (IASB) (далее — «Концептуальные основы», или «Концептуальные основы Совета по МСФО (IASB)») определяются цели финансовой отчетности и понятия, которые лежат в основе ее подготовки для внешних пользователей. В Концептуальных основах также подробно рассматриваются элементы финансовой отчетности и критерии их признания. Поэтому организациям не следует разрабатывать собственные общие принципы подготовки своей финансовой отчетности, так как они должны использовать общепринятый принцип непрерывности деятельности, признавать активы и обязательства, только если они соответствуют определениям, данным в соответствующих МСФО (IFRS), либо, если они не упомянуты в МСФО (IFRS), — определениям, данным в Концептуальных основах.

    3.5. Концептуальные основы устанавливают две основополагающие качественные характеристики финансовой отчетности, необходимые для того, чтобы финансовая информация была полезной для использования: уместность и правдивое (достоверное) представление. Существенность является составной частью принципа уместности. Достоверное представление предполагает, что информация должна быть полной, нейтральной и не содержать ошибок. Кроме того, полезность финансовой информации возрастает, если она сопоставима, проверяема, своевременна и понятна. [Концептуальные основы, параграфы QC4-QC32].

    3.6. Одной из задач Концептуальных основ является содействие Совету по МСФО (IASB) в разработке и пересмотре существующих МСФО (IFRS). Также Концептуальные основы предназначены для содействия Совету по МСФО (IASB) в дальнейшей гармонизации нормативных требований путем предоставления основы для сокращения вариантов альтернативных подходов к учету, допустимых в соответствии с МСФО (IFRS).

    3.7. Используя Концептуальные основы в качестве базы, Совет по МСФО (IASB) принял значительное количество МСФО (IFRS) и разъяснений (КРМФО (IFRIC) и ПКР (SIC)), устанавливающих единую учетную политику, которая должна применяться в соответствии с МСФО (IFRS), либо (в отдельных случаях) альтернативные учетные политики, которые разрешается использовать. Как следствие, выбор учетной политики организациями в большой степени предопределен существующими МСФО (IFRS).

    Вопросы учета в отношении групп организаций

    3.24. Может возникнуть вопрос о том, требует ли МСФО (IFRS) принятия последовательной учетной политики в консолидированной финансовой отчетности в сравнении с индивидуальной финансовой отчетностью материнской или дочерних организаций, готовящих финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IFRS).

    3.25. В отношении консолидированной финансовой отчетности МСФО (IFRS) 10 требует применения единой учетной политики для аналогичных операций и иных событий, имевших место при сходных обстоятельствах. Если любой член группы принял отличную учетную политику в своей индивидуальной финансовой отчетности, для достижения единообразия необходимо внести соответствующие кон-солидационные корректировки. [МСФО (IFRS) 10, параграф 19; МСФО (IFRS) 10, Приложение В, параграф B87]. Аналогичное требование об использовании единой учетной политики применяется к инвестициям, учтенным с применением метода долевого участия. [МСФО (IAS) 28 (пересмотренная версия), параграф 35].

    3.26. Тем не менее МСФО (IFRS) не требует, чтобы учетные политики, применяемые для индивидуальной финансовой отчетности материнской и дочерних организаций, были такими же, как и учетная политика, использованная при подготовке консолидированной финансовой отчетности группы. В отношении каждой организации, предоставляющей индивидуальную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IFRS), МСФО (IAS) 8 требует, чтобы руководство осуществило тот же процесс выбора учетной политики, что и в отношении консолидированной финансовой отчетности, и каждая организация должна выбрать учетную политику, которая обеспечит достоверное представление информации в ее финансовой отчетности. Факторы, которые руководство организации принимает во внимание при выборе учетной политики для консолидированной финансовой отчетности группы, как правило, применимы к финансовой отчетности отдельно взятых организаций. Соответственно, в большинстве случаев можно было бы обоснованно ожидать, что для группы, материнской и дочерних организаций, готовящих финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IFRS), будут выбраны одинаковые учетные политики.

    3.27. Возможны особые причины выбора разных учетных политик для организаций в составе группы. Конкретные обстоятельства и анализ соотношения затрат и выгод могут существенно меняться для разных отчитывающихся организаций и пользователей их финансовой отчетности. Например, сопоставимость учетных политик внутри группы организаций может быть крайне желательна и полезна для акционеров и потенциальных инвесторов организации, ценные бумаги которой обращаются на бирже. Кроме того, если группа также отчитывается в соответствии с ОПБУ США (US GAAP), руководство может стремиться сократить различия между данными консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IFRS) и в соответствии с ОПБУ США (US GAAP). В свою очередь, сопоставимость может быть не столь важна для пользователей индивидуальной финансовой отчетности организации, тогда как иные факторы, такие как влияние различных учетных политик на распределяемую прибыль дочерних организаций, размер неконтролирующей доли участия или особенности регулирования, могут сыграть большую роль при выборе их учетных политик.

    3.28. Решение использовать единую учетную политику или различные учетные политики при подготовке индивидуальной финансовой отчетности материнской или дочерних организаций может потребовать применения профессиональных суждений со стороны соответствующих советов директоров. При выборе иной учетной политики организация должна быть в состоянии обосновать свой выбор весомыми бизнес- или коммерческими причинами.

    Изменения в учетной политике

    3.29. Изменение должно вноситься в учетную политику, только если такое изменение:

    • требуется МСФО (IFRS) или разъяснением; или
    • приведет к тому, что финансовая отчетность будет предоставлять надежную и более уместную информацию о влиянии операций, иных событий или условий на финансовое положение, финансовые результаты или движение денежных средств организации. [МСФО (IAS) 8, параграф 14].

    3.29.1. Добровольное изменение учетной политики не предполагает свободного выбора со стороны руководства. Новая учетная политика должна быть обоснована в соответствии со вторым пунктом списка, указанного выше. Кроме того, некоторые регулирующие органы могут потребовать независимого подтверждения того, что новая учетная политика предпочтительнее прежней, если изменение не связано с введением нового МСФО (IFRS) или внесением поправок в действующий МСФО (IFRS).

    3.30. В соответствии с принципом последовательности (см. параграф 3.22), организации следует применять одну и ту же учетную политику из периода в период, если только изменение в учетной политике не отвечает одному из указанных выше условий. Это связано с тем, что пользователи финансовой отчетности должны иметь возможность сравнивать финансовую отчетность организации за разные периоды с тем, чтобы оценить тенденции изменений ее финансового положения, финансовых результатов и движения денежных средств. [МСФО (IAS) 8, параграф 15].

    3.31. Изменения в учетной политике могут быть классифицированы на основании трех основных процессов, применяемых при подготовке финансовой отчетности, а именно: (i) признание, (ii) основа оценки и (iii) представление.

    3.32. Изменения в политике признания, например, включают в себя:

    • изменения в порядке признания выручки от продажи товаров и оказания услуг;
    • изменения в отношении того, включаются ли затраты по заимствованиям (затраты по займам) в состав первоначальной стоимости актива, который в дальнейшем будет оцениваться по справедливой стоимости.

    Формирование учетной политики в целях бухгалтерского учета

    Понятие учетной политики для целей бухгалтерского учета закреплено в пункте 2 ПБУ 1/98. Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. (7)

    При этом к способам ведения бухгалтерского учета относятся:

    • — способы погашения стоимости активов;
    • — порядок организации документооборота;
    • — порядок проведения инвентаризации;
    • — способы применения счетов бухгалтерского учета;
    • — системы регистров бухгалтерского учета;
    • — способы обработки информации;
    • — иные соответствующие способы и приемы.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий