Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).
Католики о православии и католицизме
Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:
Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.
Совещание иерархов православных Церквей начнется в Швейцарии 22 января в швейцарском городе Шамбези на территории центра Константинопольского Патриархата откроется совещание иерархов православных церквей по…
Заметили опечатку на сайте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Как отличить католическую церковь от православной?
Даже неискушенному человеку легко отличить католическую церковь от православной всего по трем признакам:
- Географическое расположение. Католицизм преобладает в Италии, Франции, Испании, Польше, Литве, Чехии, Венгрии, Ирландии, Бельгии, Австрии, Португалии, Словакии, Мальте, Словении. Православная церковь распространена в России, Греции, Сербии, Болгарии, Черногории, Румынии, Северной Македонии, Белоруссии, Молдавии, Украине, Кипре.
- Празднование Рождества. Православные верующие отмечают праздник 7 января, а католики – 25 декабря. Разница есть и в традициях празднования.
- Внутри православной церкви сразу бросается в глаза большой иконостас в передней части зала. Иконы используются в большом количестве. В католической церкви малое количество икон, есть статуи и скамейки с полочками для коленопреклонений.
Главная разница между Католической и Православной Церковью заключается в обрядах.
Чем отличаются католичество и православие?
Вот основные моменты, взаимно признаваемые обеими сторонами, разделяющие церкви сегодня:
Первое важное отличие — разное понимание церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская церковь, явлена в конкретных независимых, но взаимопризнающих друг друга поместных церквях. Человек может принадлежать к любой из существующих православных церквей, принадлежа тем самым к православию вообще. Достаточно разделять одну веру и таинства с другими церквями. Католики признают одну и единственную церковь как организационное устройство — католическую, подчинённую Папе Римскому. Для принадлежности к католичеству необходимо принадлежать к одной и единственной Католической церкви, иметь её веру и участвовать в её таинствах и обязательно признавать главенство папы.
Культурные предпосылки
Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций – эллинской и римской. «Эллинский мир» воспринял христианское учение как определенную философию, открывающую путь единения человека с Богом.
Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.
Мир же римского христианства, по выражению историка Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». «Римский мир» воспринял христианство в более «юридически-правовом» ключе, методично созидая Церковь как своеобразный общественно-правовой институт. Профессор Болотов пишет, что римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства».
Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе – в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов.
Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий – также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.
Что касается обрядов, то в католицизме признается как богослужение латинского обряда (месса), так и византийского (у грекокатоликов).
Литургия в Православной церкви служится на просфорах (квасном хлебе), католическое богослужение – на пресном хлебе (опресноках).
У католиков практикуется Причащение под двумя видами: только Телом Христовым (для мирян), и Телом и Кровью (для священнослужителей).
Крестное знамение католики полагают слева направо, православные – наоборот.
Постов в католицизме меньше, и они мягче, чем в православии.
В католическом богослужении используется орган.
Несмотря на эти и другие расхождения, которые накапливались веками, у православных и католиков очень много общего. Более того – что-то было заимствовано католиками с Востока (например, учение о вознесении Богородицы).
Почти все поместные православные церкви (кроме Русской) живут, как и католики, по григорианскому календарю. Обе конфессии признают Таинства друг друга.
Разделение Церкви – историческая и непреодоленная трагедия христианства. Ведь Христос молился о единении Своих учеников, коими являются все, кто стремится исполнять Его заповеди и исповедует Его Сыном Божиим: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино — да уверует мир, что Ты послал Меня».
Что касается обрядов, то в католицизме признается как богослужение латинского обряда (месса), так и византийского (у грекокатоликов).
Литургия в Православной церкви служится на просфорах (квасном хлебе), католическое богослужение – на пресном хлебе (опресноках).
У католиков практикуется Причащение под двумя видами: только Телом Христовым (для мирян), и Телом и Кровью (для священнослужителей).
Крестное знамение католики полагают слева направо, православные – наоборот.
Постов в католицизме меньше, и они мягче, чем в православии.
В католическом богослужении используется орган.
Несмотря на эти и другие расхождения, которые накапливались веками, у православных и католиков очень много общего. Более того – что-то было заимствовано католиками с Востока (например, учение о вознесении Богородицы).
Почти все поместные православные церкви (кроме Русской) живут, как и католики, по григорианскому календарю. Обе конфессии признают Таинства друг друга.
Разделение Церкви – историческая и непреодоленная трагедия христианства. Ведь Христос молился о единении Своих учеников, коими являются все, кто стремится исполнять Его заповеди и исповедует Его Сыном Божиим: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино — да уверует мир, что Ты послал Меня».
Общие черты католицизма и православия
Последователи обеих церквей веруют во Христа, считают Его примером для подражания, стараются следовать Его заповедям. Священное писание для их – Библия.
У основания традиций католицизма и православия находятся апостолы-ученики Христа, основавшие христианские центры в больших глобальных городках (на эти общины и опирался христианский мир). Благодаря им оба направления владеют таинствами, похожим вероучением, возносят одних и тех же святых, имеют однообразный Знак веры.
Последователи обеих церквей верят в силу Святой Троицы.
Взор на формирование семьи в обоих направлениях сходится. Заключение брака между мужиком и дамой происходит с благословения церкви, считаясь таинством. Однополые браки не признаются. Вступление в интимные дела до бракосочетания недостойно христианина и считается грехом, а однополые – тяжким грехопадением.
Последователи обоих направлений соглашаются с тем, что и католическое, и православное направления церкви представляют христианство, пусть и по-разному. Различие для их значимо значительно и непримиримо, что наиболее тыщи лет нет единства в методе богослужения и причащения Тела и Крови Христа, потому вкупе они причащения не совершают.
История раскола христианской церкви
В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:
- православие;
- католицизм;
- протестантизм, возникший, как ответвление католической веры.
Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.
В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.
Все эти религии объединяет один корень — Христос и вера в Святую Троицу.
Читайте о других вероисповеданиях:
Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.
Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:
- Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
- Александрийская;
- Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
- Антиохская.
Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными, независимыми от православного движения.
Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.
После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.
Высказывания святых о разделении и единстве
Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет — Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.
Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.
Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками, если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.
Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.
Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.
Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)
Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.
Покаяние или исповедь
Во время этого таинства верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через него прощение от Иисуса Христа. Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее осознание своих грехов и истинное их исповедание. Исповедь у католиков и у православных проводится в разной форме. В православном храме для совершения этого таинства отведено особое место. Во время исповеди верующий в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием исповедует свои грехи Богу, после чего священник совершает над склоненной головой кающегося особую, разрешительную молитву. В католическом храме священники уединяются с кающимися в специальные кабины с решетчатыми перегородками — исповедальни или конфессионалы, которые размещены в удаленной части церкви.
Отличается также и необходимость совершения этого таинства. У православных исповедоваться необходимо перед литургией и причастием. «Перед литургией обязательно нужно исповедаться. По крайней мере, человек это должен сделать незадолго до причастия. У католиков исповедь и причастие не разделены, и поэтому такого обязательного требования, как исповедоваться перед причастием, у них нет», — говорит священник.
Первое известное использование термина «христиане» можно найти в Новом Завете Библии. Таким образом, этот термин впервые был использован для обозначения тех, кто известен или воспринимается как ученик Иисуса. Точно так же в двух других Новых Заветах это относится к публичной идентичности тех, кто следует за Иисусом.
История раннего христианства, включая католицизм, рассказана в Деяниях в Новом Завете. Первые дни христианства были свидетелями пустынных отцов в Египте, сект отшельников и гностических аскетов. Христианство началось в 1 веке н.э. Иерусалим как еврейская секта, но распространилось по всей Римской империи и за ее пределами в такие страны, как Эфиопия, Армения, Грузия, Ассирия, Иран, Индия и Китай.
Римский католицизм ведет свою историю от апостолов, особенно от апостола Петра. Святой Петр считается первым папой, и каждый папа считается его духовным преемником. Только после первой тысячи лет христианства возникла эта новая деноминация католицизма. Это было для тех людей, которые хотели следовать за Богом через Церковь. Они дают руководителю церкви духовную власть, чтобы обеспечить средства для разрешения споров, которые могут разделить церковь. Римский католицизм не был инициирован до Первого Вселенского Собора в 325 году н.э. В этот момент коррумпированные церковные лидеры пытались захватить власть в Византийской Римской Империи. Первая объединенная римско-католическая церковь была создана в 606 году нашей эры с мировым лидерством. Отследить происхождение папства практически невозможно, так как первые христиане вели свои записи в катакомбах в Риме. Римская церковь взяла под контроль катакомбы и пересмотрела документы, чтобы включить титул Папа для любого раннего лидера церкви, который был признан достойным. Римско-католическая традиция и катехизис католической церкви преобладают над священным писанием в любом контексте. Писание используется в качестве ссылки. Во время своего прихода к политической власти в 300-500 гг. Н.э. Церковь или Рим признали языческое и римское общество священным и приемлемым для умиротворения населения. В течение этого времени Римская Церковь (пока не универсальная) объявила любого, кто не согласен с их учением, еретиком. Еретики были убиты Римской Церковью за любую веру вне христианства, а их письменные произведения были уничтожены. Во время эпидемий около 500 г. н.э. многие люди покинули города и больных. После этого темного периода полная католическая церковь вошла в общество.
Догматы католической церкви
Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.
Filioque — это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
Целибат — это догмат о безбрачии духовенства.
Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
Чистилище — догмат о промежуточной «станции» между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.
Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.
Обрядовые и канонические различия
Религии расположены в разных странах, частях света, поэтому отличаются по типу богослужения, обрядам:
- православный священник в молитве, говорит о себе, как о «свидетеле Божием», в то время как в католицизме, наделен властью «крестить людей», «совершать Таинство»;
- в храмах у католиков алтарь без иконостаса;
- в католицизме распространена портретная иконопись (Иисус Христос, Святая Мария), у христиан – Святые изображаются на небесах, у Бога, поэтому в иконах преобладает голубой, синий тона, изображающие небо;
- различные структуры. Католицизм – единая власть Папы Римского, православие – сохраняющие таинство догматов, законов;
- папа Римский – непогрешим. Он не может совершать неправедные деяния, так как является наместником Бога;
- в православии непогрешимость присуща решениям Вселенского Собора – общего собрания представителей патриархатов, независимых церквей.
Имеется отличие православия от католицизма и в отношении правил проведения разного рода обрядов. В обеих этих Церквях принято 7 таинств. Различие имеется прежде всего в значении, придаваемом главным христианским обрядам. Католики считают, что таинства имеют силу независимо от того, настроен ли человек на них или нет. По мнению Православной Церкви, крещение, миропомазание и т. д. будут действенными исключительно для верующих, полностью к ним расположенных. Ортодоксальные священники даже часто сравнивают католические обряды с неким языческим магическим ритуалом, действующим вне зависимости от того, верит ли человек в Бога или нет.
Протестантская церковь практикует только два таинства: крещение и причащение. Все остальное представители этого направления считают наносным и отвергают.