ПЯТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ОБ ОЦЕНКЕ ПРОФРИСКОВ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ ШТРАФУЮТ КОМПАНИИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПЯТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ОБ ОЦЕНКЕ ПРОФРИСКОВ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ ШТРАФУЮТ КОМПАНИИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Чем отличается оценка профессиональных рисков от спецоценки условий труда

В двух похожих понятиях – СОУТ и оценка профессиональных рисков — можно легко запутаться. Некоторые работодатели считают, что организовав спецоценку, их обязанность перед трудовым законодательством в плане охраны труда заканчивается. Но это далеко не так. Давайте разберемся подробнее.

Оценка профессиональных рисков подразумевает анализ рисков травматизма, уровень защищенности работников средствами индивидуальной защиты. Также проводится мониторинг личного профессионального риска на каждом рабочем месте в отдельности. Можно сказать, что главным отличием СОУТ от оценки профрисков является масштаб проведения такого мониторинга.

Цель СОУТ – проверить рабочие места сотрудников, а цель оценки профрисков – проверить всю работу сотрудника организации в комплексе – с точки зрения опасности и вероятности причинения вреда не только на конкретном рабочем месте, но также на территории компании или даже в командировке.

Заблуждение 3. «У нас нет производства, с такой спецификой оценка профрисков не нужна»

Аргументы работодателей

В Типовом положении о СУОТ указано, что работодатель разрабатывает положение и включает в него разделы с учетом специфики своей деятельности (п. 8 Типового положения о СУОТ). У нашей организации только офисные помещения, работники не трудятся на станках и технологически сложном оборудовании. Угрозы для жизни сотрудников нет, поэтому с учетом специфики нашей деятельности оценку профрисков мы проводить не обязаны.

Мнение ГИТ и судов

Управление профрисками – базовая процедура в СУОТ, поэтому она обязательна для каждой организации вне зависимости от специфики ее деятельности (п. 9.4 Методических рекомендаций, утв. приказом Роструда от 21.03.2019 № 77, далее – Приказ № 77). Поэтому предприятия любой формы собственности, размера и вида экономической деятельности должны организовать процедуру, чтобы обеспечить функционирование СУОТ. При этом они вправе использовать любые методы по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей деятельности и сложности производственных процессов (решение Тюменского районного суда Тюменской области от 28.02.2020 № 12-42/2020(12-416/2019; решение Советского районного суда города Тамбова от 29.10.2019 по делу № 12-155/2019).

Как избежать проблем?

Идентифицируйте опасности и оценивайте уровни профрисков на всех рабочих местах, в том числе и офисных. Например, в офисе на шкафах часто хранят тяжелые коробки, которые могут упасть на сотрудников. Либо работники могут споткнуться о неубранные провода на полу, упасть и сломать что-либо. В каждом офисном помещении моют полы, а на мокрой поверхности персонал может поскользнуться и травмироваться при падении. Проанализируйте обстановку на рабочих местах, продумайте, какие опасные события могут произойти, затем разработайте корректирующие мероприятия, которые помогут избежать травм совсем или снизить их вероятность.

Мнение Департамента социального развития Правительства

Обязан ли работодатель организовать управление профрисками

Вопрос: Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков и предусмотрена ли ответственность за ее непроведение? В какие сроки проводится данная оценка?

Ответ: Да, по нашему мнению, организации следует проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в рамках управления охраной труда.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков, включая сроки проведения такой оценки, определяется работодателем самостоятельно. Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, что подтверждается судебной практикой.

Обоснование. В соответствии со статьями 209, 212 ТК работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей). Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом
Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда.
Согласно пункту 33 Типового положения, работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков.
Пунктами 34–38 Типового положения установлены типовые решения для организации указанных процессов по управлению профессиональными рисками.

При этом согласно части 14 статьи 209 ТК, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен. Существует стандарт, направленный на реализацию нормы раздела X «Охрана труда» ТК. Так, при создании системы управления охраной труда рабочая группа определяет опасности и проводит оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда (п. 6.1.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009. «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст; далее – ГОСТ Р 12.0.007-2009). Определять опасности и оценивать риски следует постоянно (пп. 8.5.1.1, 9.4.1–9.4.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009).
Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяются набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП, что подтверждается судебной практикой (например, решением Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019, где должностное лицо ГИТ пояснило, что несмотря на отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от этой обязанности положениями ТК). Также организации не нужно самостоятельно производить расчет рисков, она может обратиться в специальную организацию.

Ответственность на любой вкус!

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Что касается административной ответственности, то особое внимание следует обратить на ч. 3 ст. 5.27 КоАП. Этим документом руководствуется ГИТ, если в организации ненадлежащим образом оформлен трудовой договор.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

В случае повторного нарушения применяется и ч. 5 ст. 5.27 КоАП: для граждан предполагается штраф в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц — дисквалификация на срок от года до трех, для юридических лиц — штраф 100-200 тысяч рублей.

Начала действовать новая статья КоАП — 5.27.1. В ней речь идет о нарушении нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных актах. Например, по закону работника обязаны ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней. В этот период не включается время нахождения на больничном, в отпуске, в командировке. За нарушение накладывается штраф от 5 до 10 тысяч на руководителя, инженера по охране труда или кадрового работника, если будет установлена его вина. Штрафы за непроведение у работников медосмотра составляют от 15 до 25 тысяч. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты карается штрафом от 20 до 30 тысяч рублей. И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

Мнение Департамента социального развития Правительства

Обязан ли работодатель организовать управление профрисками

Вопрос: Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков и предусмотрена ли ответственность за ее непроведение? В какие сроки проводится данная оценка?

Ответ: Да, по нашему мнению, организации следует проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в рамках управления охраной труда.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков, включая сроки проведения такой оценки, определяется работодателем самостоятельно. Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, что подтверждается судебной практикой.

Обоснование. В соответствии со статьями 209, 212 ТК работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей). Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом
Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда.
Согласно пункту 33 Типового положения, работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков.
Пунктами 34–38 Типового положения установлены типовые решения для организации указанных процессов по управлению профессиональными рисками.

Читайте также:  Гарантийный срок и условия наступления гарантийного случая

При этом согласно части 14 статьи 209 ТК, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен. Существует стандарт, направленный на реализацию нормы раздела X «Охрана труда» ТК. Так, при создании системы управления охраной труда рабочая группа определяет опасности и проводит оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда (п. 6.1.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009. «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст; далее – ГОСТ Р 12.0.007-2009). Определять опасности и оценивать риски следует постоянно (пп. 8.5.1.1, 9.4.1–9.4.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009).
Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяются набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП, что подтверждается судебной практикой (например, решением Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019, где должностное лицо ГИТ пояснило, что несмотря на отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от этой обязанности положениями ТК). Также организации не нужно самостоятельно производить расчет рисков, она может обратиться в специальную организацию.

Подробнее о штрафах и ответственности за отказ от проведения СОУТ

Инициация спецоценки – обязанность всех нанимателей. Есть исключения: субъекты предпринимательской деятельности с удаленно трудящимися наемными рабочими, с надомниками. Также обязанность проведения СОУТ не предусмотрена законодателем в отношении религиозных объединений, прошедших регистрацию в регламентированном отраслевыми НПА порядке и получивших статус организаций.

В прочих случаях проведение специальной оценки условий труда является обязательным.

Читать подробнее о сроках и периодичности проведения специальной оценки (СОУТ).

Отказ от соблюдения требований к процедуре и регламента, установленного законодателем в отношении оценки условий труда, в случае выявления нарушений может стать причиной привлечения должностных лиц, предпринимателей и компаний к ответственности в виде обязанности уплаты штрафов.

Штраф – одна из распространенных в данном контексте мер. В ряду ситуаций может быть назначена мера ответственности в виде дисквалификации (для должностных лиц), приостановки деятельности (для юридических) и т. п.

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2022 году

Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) по ныне действующим правилам проводится с 2014 года. Никаких изменений правил в текущем году, по сравнению с прошлыми периодами, нет, но до 01-01-19 г. все фирмы обязаны провести оценку рабочих мест по новым правилам.

Спецоценка условий труда – это обследование рабочих мест с целью выявления вредных факторов, влияющих на человеческий организм, и присвоения каждому рабочему месту класса риска. Оптимальные (класс 1.0) и допустимые (2.0) условия труда не предполагают каких-либо особенных действий со стороны работодателя. Однако если СОУТ выявила наличие вредных, опасных условий (3.0 и 4.0 классы), сотрудники, занимающие такие рабочие места, имеют право на повышенную оплату труда (4% и более от оклада, т. ставки) и сокращенную рабочую неделю (максимальная продолжительность — 36 часов).

Теоретические данные о штрафах в таких случаях

С января 2019 года вступили в силу изменения в части условий труда, увеличилась зона ответственности работодателей за невыполнение требований охраны труда. Возросли в размерах штрафы за несоблюдение требований в части охраны труда, техносферной безопасности. В интересах юридических лиц необходимо последовательное следование законодательству во избежание наказания. Инициативность руководства должна проявляться в планировании мероприятий, направленных на улучшение условий труда, главным инструментом которого служат карты СОУТ.

Важно! Ориентируясь на устанавливающий административную ответственность закон, в части СОУТ штрафы за непроведение накладывают в размере от 2-5 тысяч рублей на лицо, являющееся должностным. Непроведение специальной оценки условий труда юридическим лицом влечет за собой штраф до 80 000 рублей.*

Преамбула в законе к нарушениям относит ситуации как при отсутствии СОУТ, так и при не ознакомлении сотрудником с картой спецоценки. П.2 ст.5.27.1 Кодекса вменяет административную ответственность. Протокол составляется при проверке государственным надзорным органом по труду и занятости. В протоколе указываются виновные лица, их полномочия и объяснения действий, приведших к правонарушению.

В присутствии представителя юридического лица подписывается документ о факте нарушения. Далее за этим следует вынесение уполномоченным на то органом постановление о наложении санкций и выдается представление на устранение причин нарушения.

Штраф за отсутствие СОУТ или нарушение правил ее проведения

Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.

Читайте также:  Заказчик не платит: как получить свои деньги?
Виновник нарушения Штраф за первичное нарушение Санкции за вторичное нарушение
Сотрудник компании, ответственный за организацию СОУТ 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или дисквалификация продолжительностью 1-3 года
Индивидуальный предприниматель 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней
Юрлицо 60-80 тысяч руб. Штраф 100-200 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней

Этапы проведения специальной оценки условий труда

Во исполнение 212 статьи ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда у себя на предприятии. СОУТ проводится в соответствии с требованиями 426-ФЗ и Приказа от 24.01.2014 № 33н по следующим этапам:

  1. Подготовительный этап:
    • Создание комиссии по СОУТ и графика ее проведения
    • Составление перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке

  2. Выбор экспертной организации и заключение с ней договора (контракта);
  3. Предоставление экспертной организации сведений, необходимых для проведения СОУТ;
  4. Этап идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  5. Этап исследований (испытаний) и измерений;
  6. Утверждение отчета по СОУТ;
  7. Заключительный этап:
  • Ознакомление работников с условиями труда на их рабочих местах
  • Уведомление экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ
  • Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — ГНТОТ)
  • Размещение информации об условиях труда по результатам проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии)

За что возможно наложение штрафа на Работодателя?

  • Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой
  • Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)
  • Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)
  • Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)
  • Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)
  • Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)
  • Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)
  • Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)
  • Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)
  • Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)
  • Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)
  • Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки

Иные виды ответственности

Ответственность за уклонение от проведения спецоценки или нарушения, допущенные в ходе выполнения СОУТ, лежит на работодателе.

Законодательством также предусмотрен порядок временного приостановления деятельности хозяйствующего субъекта на 90 суток. Если нарушения в работе предприятия повлекли за собой тяжкий вред здоровью человека, то работодатель привлекается к уголовной ответственности. Результатом рассмотрения дела может стать лишение свободы на срок от 2 и более лет.

Во избежание подобных инцидентов обращайтесь в аттестационный центр «СОУТ». Наши эксперты числятся в реестре по СОУТ Минтруда РФ и проходят курсы повышения квалификации по 72-часовой программе. Это гарантирует проведение спецоценки на высочайшем уровне.

Штрафы за СОУТ после 1 января 2022 года

  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.
  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) с 1 января 2022 года

С 1 января 2022 года организации, не успевшие провести СОУТ, попадают под действие статьи 5.27.1 КоАП РФ, что грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 рублей. Большинство малых и средних предприятий не провело специальную оценку условий труда до 31 декабря 2022. Каковы последствия? Всех оштрафуют или можно избежать наказания? Отвечаем на актуальные вопросы.

С 2022 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы, пенсионного фонда и ФГИС. Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только организации, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки.


Похожие записи:

Добавить комментарий