Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишние сотки земли: Как и сколько лишних соток можно оформить в собственность?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков (ЗУ) – нормы площади, установленные правилами землепользования и застройки для разрешённых видов использования наделов (статья 38 ГрК РФ).
Предельные значения в максимальном измерении относительно вопросов предоставления земли под огородные и садовые цели определяются федеральными законами и региональными нормативами, включая:
- для территорий в фед. собственности – посредством федерального законодательства;
- для площадей во владении субъектов РФ – законами соответствующих субъектов;
- для земель, которыми владеют различные мун. образования – нормативами, изданными этими службами.
В отношении регионов, относящихся к Дальневосточному фед. округу, согласно ФЗ № 119 от 1 мая 2016 года, действуют измененные положения по вопросам предоставления в безвозмездное пользование земельных участков.
Таблица максимальных значений площадей для регионов и территорий РФ
Субъект или территория | Садоводческое применение | Огородническое применение | Дачное строительство | Ед. измерения |
Московская область | 0,15 | 0,10 | 0,25 | га |
Санкт-Петербург | 1000 | 1000 | 1200 | м2 |
Ленинградская область | 0,12 | 0,10 | 0,20 | га |
Новосибирская область | 0,12 | 0,12 | 0,12 | га |
Свердловская область | 0,25 | 2 | 1 | га |
Нижегородская область | 0,15 | 0,15 | 0,25 | га |
Краснодарский край | 1000 | 1500 | 1000 | м2 |
Каменский район Тульской области | 0,25 | 1 | 0,25 | га |
Когда используются нормы
Принятие нормативов по предельным максимальным и минимальным размерам регулируется Градостроительным Кодексом РФ. В каждой территориальной зоне вводятся еще и свои градостроительные регламенты, определяющие выделение муниципальных земель.
Такие нормы по предельным размерам соблюдаются при выделении всех участков:
- Они обязательно учитываются при образовании новых наделов из земель государственных или муниципальных.
- При выделении по заявке физическому или юридическому лицу земли под индивидуальное жилое строительство, под строительство дачи или садоводство, огородничество, под фермерскую деятельность.
- Также могут использоваться нормы размеров и при разделе участка на несколько, при решении вопроса с прирезками.
- Учитываются нормы размера и при образовании участка из невостребованной земельной доли.
Комментарии к статье 14 закона N 66-ФЗ, судебная практика применения:
Предоставление СНТ земельного участка на срок 5 лет
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на праве безвозмездного пользования или срочного пользования, считаются предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков указанным объединениям граждан независимо от срока, установленного таким решением, за исключением случаев, если таким решением установлен более длительный срок. При этом принятие нового решения о предоставлении земельного участка не требуется (п. 19 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 года содержатся следующие разъяснения:
Предоставление гражданину земельного участка для садоводства из земель сельхозназначения
«Вопрос 4. Допустимо ли предоставление гражданину в индивидуальном порядке земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства?
Ответ. В силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ).
Аналогичные положения содержатся в пп. 6, 7 ст. 27 ЗК РФ.
Пункт 1 ст. 78 этого же кодекса определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен ст. 14 названного закона.
В частности, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.
После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.
Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено».
Нормы строительства на участках ИЖС и ЛПХ
Земельные участки для ИЖС (для индивидуального жилищного строительства) – это земли, предназначенные и используемые для застройки и отделенные от земель других категорий границами городских и сельских населенных пунктов.
ИЖС – это вид разрешённого использования земельного участка, его целевое назначение. Ещё раз подчеркнём, что категория земель таких участков называется “земли населённых пунктов”.
На участках ИЖС, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, возможно строительство малоэтажного дома, хозяйственных построек (гараж, баня, сараи, теплицы, иное) и разведение возле дома сада и огорода.
ЛПХ (личное подсобное хозяство) – это тоже вид разрешённого использования земельных участков, одни из них находятся в черте населённого пункта и на них можно вести строительство дома, другие же относятся к землям сельскохозяйственного назначения, считаются полевыми и на них можно заниматься только выращиванием сельскохозяственных культур (см. подробнее ФЗ “О личном подсобном хозяйстве”). Последние, как становится понятным, имеют категорию земель”для сельскогохозяйственного назначения”, и речь сейчас идёт не о них.
Земельный участок ЛПХ можно точно так же использовать для строительства собственного дома. На нём не обязательно выращивать кур, коз и свиней или расставлять ульи, но иметь ещё и такую возможность весьма выгодно. В построенном доме можно зарегистрироваться , и, при желании, продать его с участком без проблем.
Ранее существовавшие различия в возможностях строительства между участками под ИЖС и ЛПХ, садовыми и дачными участками на территории населённых пунктов стали не существенными в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 14 апреля 2008 года N 7-П. Дома, простроенные на этих участках и пригодные для постоянного проживания, признаются жилыми, в них можно получить постоянную регистрацию. На рынке загородной недвижимости и у горожан, планирующих проживание за городом, и у самих жителей посёлков и деревень участки ИЖС и ЛПХ пользуются большим спросом, ведь для них не требуется проводить так называемые “переводы земель”, позволяющие вести строительство жилого дома капитальной постройки и решать пока не простые вопросы по регистрации (прописке) в этом доме.
К тому же, на землях, отведенных под ИЖС согласно законодательству, местные муниципалитеты должны организовать действенную инженерную и социальную инфраструктуру. Приобретая земельный участок ИЖС, можно рассчитывать не только на обеспеченность территорий для ИЖС необходимыми инжереными коммуникациями, но и на наличие качественных дорог, систематического транспортного сообщения, учреждений здравоохранения, образования, магазинов и других социально значимых объектов. В зимний период дороги должны расчищаться от снега и наледи. Выполнение этих мероприятий входит в компетенцию муниципалитета, и владельцы участков ИЖС, по закону, также могут на это рассчитывать.
Что нужно учесть при выборе участков
При выборе участков для строительства жилого дома (ИЖС) рекомендуется учесть следующие факторы:
- Если участок выбирается с целью возведения капитального дома для постоянного проживания или длительного пребывания в нём, то лучше остановить свой выбор на тех вариантах, где подведение необходимых инженерных коммуникаций (водопровода и канализации, газа, электричества) не будет представлять серьёзных проблем, да и близость магазинов, больницы, детских образовательных учреждений станет весьма существенной необходимостью.
- Немаловажным обстоятельством для людей, ежедневно уезжающих в город на работу на собственном автомобиле, станут близость участка к трассе, удобный подъезд к дому, хорошие дороги.
- Участки ИЖС и ЛПХ находятся в самих посёлках и деревнях, или в коттеджных посёлках, где многие вопросы по подводу инженерных коммуникаций, как правило, решены при их создании.
- Стоимость участков ИЖС и ЛПХ заметно выше, например, в сравнении с участками в садоводствах, и может включать в себя не только цену земли, но и стоимость подведённых коммуникаций, или оплату, произведённую собственниками за получение технических условий (ТУ) по подводу этих коммуникаций.
- Перед покупкой земельного участка нужно выяснить, в какую сумму может обойтись подведение к дому водопровода, электричества, газа, канализации, если на участке их нет, чтобы рассчитать общий объем предстоящих денежных затрат в строительство и обустройство дома.
- Если же земельный участок выбирается для строительства загородного дома только для отдыха, то есть смысл поискать участок земли рядом с водоемом, недалеко от леса, подальше от шумящих автомобильных трасс.
Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ
1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст. 20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.
Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.
С принятием ГрК РФ процедура определения максимальных и минимальных параметров и размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Не смотря на это, земельное нормирование как таковое, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, земельно-правовое нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов местного самоуправления будет скорректирована следующим образом. Если, например, градостроительным регламентом для соответствующей зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га, то орган местного самоуправления в порядке ст.33 ЗК РФ может установить, например, что из муниципальной собственности в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки за плату в размере 10 соток, а бесплатно – от 6 до 8 соток.
Как следует из ч.8 ст.36 ГрК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
2. Наряду с предельными размерами земельных участков, комментируемая статья определяет и предельные параметры и виды размещения объектов недвижимости. Это означает, что в каждой территориальной зоне (или даже подзоне) определяются минимальные отступы от границ земельного участка (например, не менее 2 метров для малоэтажного жилого дома), предельное количество этажей или высота объекта (не выше 6 метров или максимум три этажа) и максимальный процент застройки площади земельного участка (например, должно быть застроено не более 75 % или ¾ от общей площади земельного участка).
Прогрессивность данного подхода к определению параметров и видов застройки земельного участка очевидна. Теперь гражданину либо юридическому лицу нет необходимости согласовывать с органом публичной власти все параметры застройки, поскольку он получает возможность выбрать их самостоятельно. Например, в вышеприведенном случае, гражданин сам вправе определить, что его индивидуальный жилой дом в зоне застройки малоэтажными жилыми домами будет включать два этажа, отступ от границы земельного участка будет составлять 4 метра, а максимальный процент застройки земельного участка составит 57 %. Такой выбор является правомерным и не будет зависеть от чьего-то «усмотрения».
3. Поскольку с крупных муниципальных образованиях (городских округах) могут существовать одинаковые территориальные зоны (например, в городе может быть не одна, а несколько зон застройки среднеэтажными домами или зон застройки индивидуальными жилыми домами), то предельные размеры земельных участков либо параметры разрешенного строительства (реконструкции) в каждой такой зоне могут различаться в силу исторических, архитектурных и иных традиций застройки отдельно взятого населенного пункта, в связи с чем все вышеуказанные показатели будут естественным образом варьироваться.
Поэтому совершенно оправдано ч.3 комментируемой статьи определяет, что в пределах любой территориальной зоны могут быть установлены подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (то есть для них будет установлен одинаковый правовой режим). Однако для каждой такой подзоны будут различаться предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства (реконструкции). Следовательно, если в пределах городского округа установлено три подзоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с определенными видами разрешенного использования, то допустимо закрепление для каждой из них различных параметров минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка.
Порядок оформления надела
Для того, чтобы приобрести надел в собственность, нужно, чтобы участок был поставлен на кадастровый учет. Согласно Федеральным законам о кадастровой деятельности, без этого невозможна регистрация.
Процедура постановки на учет включает:
- обращение к кадастровому инженеру;
- проведение процедуры межевания и уточнение границ земельного участка;
- составление кадастровым инженером плана и других документов;
- передача документов в Росреестр.
После этого ваш участок будет отображаться на публичной кадастровой карте и на сайте Росреестра. Владельцу участка выдается кадастровый паспорт, а все сведения об участке сохраняются в базе данных.
Образец кадастрового паспорта на земельный участок здесь.
Следующими шагами для оформления участка в собственность будут:
- сбор пакета документов;
- подача документов и заявления в местный муниципалитет;
- если не было межевания — то нужно его провести.
Комиссия при местной администрации рассматривает заявление около 2-х месяцев. В случае положительного решения нужно подавать документы для регистрации в Росреестр.
Нормы предоставления участков земли
- Предельные размеры земельного участка предоставляются физическим лицам в свое личное пользование из государственной собственности для осуществления разного рода деятельности.
- Предельные наделы земли предоставляются лицам бесплатно в случаях, которые установлены законами отдельной федерации и законами РФ.
- Также земля может перейти из государственной собственности в личную, в случаях, установленных нормами для отвода участков для реализации конкретного рода деятельности.
Максимальные размеры земельных участков, которые предоставляются физическому лицу в собственность:
- Для ведения садоводства предоставляется земля в размере 0,25 га;
- Для огородничества выделяется – 0,5 га земли;
- Для строительства дачи – 0,25 га;
- Для разведения скота – 5 га.
При этом для ведения фермерской деятельности, законом предусмотрено наделить землей физическое лицо в размере не больше 10 % от общей площади земельных площадей выделенных под сельскохозяйственные нужды, находящиеся в границах территориальной единицы области.
Земля предоставляется некоторым гражданам бесплатно для их собственных целей. П1 ст.33 ЗК РФ о предоставлении земли. Максимальные размеры земельных участков устанавливаются:
- Законами федерации. Эти законы дают право передавать земли, находящиеся в собственности федерации в собственность физическому лицу.
- Закона РФ. Земли, которые находятся под юрисдикцией субъектов государства, могут быть переданы в частную собственность.
- Нормативно-правовыми актами органом самоуправления местного уровня. В частную собственность можно передать участки земли, находящиеся в муниципальной собственности.
Гражданину может быть выделена земля для ведения деятельности разного рода. Максимальные размеры наделов составляют:
- Для ведения садоводства предоставляется земельный надел размером 0,1 га;
- Для огородничества на человека выделяется 0,1 га.
- Для строительства дачи максимальный размер земли составляет 0,1га;
- Для разведения скота- 1 га.
- Под фермерское хозяйство отводится 5 га;
- Под свое личное подсобное дело можно получить — 0,5 га земли.
- Для строительства собственного дома выделяется 0,1 га.
Если семья имеет больше 3 детей, то в этом случае земельный надел составляет 0,1 га.
Все граждане, получившие земельные наделы имеют полное право распоряжаться своим имуществом, исходя из своих личных побуждений — только после прохождения полной регистрации земельного участка.
Минимальная Площадь Участка В Снт В 2021
Предельные значения в максимальном измерении относительно вопросов предоставления земли под огородные и садовые цели определяются федеральными законами и региональными нормативами, включая:
Условия предоставления земель, подпадающих под градостроительные регламенты, регулируются данными регламентами. Условия предоставления земель, которые не относятся к компетенции градостроительных нормативов, регулируются ЗК и иными законами РФ.
Оба документа содержат план расположения объектов на земле. И от того, соблюдены ли СНиП для дачных и садовых товариществ 2021, зависит исход процедуры. При наличии нарушений разрешение на строительство не выдадут до исправления всех ошибок.
Если они выступают менее чем на полметра, можно их во внимание не принимать. Если же этот показатель больше, тогда их края и становятся точками отсчета. Дотянуться до них не всегда просто. Поэтому можно определить проекцию элемента на землю и ориентироваться на нее при измерениях.
Еще одно важное нововведение закона: из перечня построек, на возведение которых не требуется получать разрешение на строительство, исключаются строения на землях сельскохозяйственного назначения – остаются только садовые дома и хозяйственные постройки, расположенные на садовых земельных участках.
— индивидуальное жилищное строительство,
— личное подсобное хозяйство,
— земли сельскохозяйственного назначения с правом на дачное строительство.
На землях последней категории (сельскохозяйственного назначения) можно возводить садовые дома и хозяйственные постройки без получения разрешения на строительство: оформить собственность можно на основании технического плана, в рамках дачной амнистии.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
В такой ситуации, если увеличение территории осуществляется за счет межевания, то возможность возникнет тогда, когда владелец сможет доказать, что площадь его собственности в конкретном случае составляет меньше квадратных метров, установленных российским законодательством.
Предельные размеры земельных участков
Существует несколько законных способов:
- Изменение категории земли через акт местной администрации – чаще всего используется владельцами участков, кто хочет перевести свои земли из статуса сельскохозяйственных в категорию «населенных пунктов». Процедура проводится органами власти, в процессе расширения поселения и роста числа жителей, с целью привлечения новых жильцов и развития экономики. Как уже было сказано ранее, эта процедура возможна, но довольно трудо-, денежно затратна;
- Выделение из искусственно аэрируемых ранее не востребованных территорий. Перераспределение и преобразование земель в статус ИЖС возможны в результате решения властей;
- Раздел имеющихся участков под ИЖС – по субъективным и объективным причинам (выделение доли наследства, раздел материальных ценностей при разводе и т. д.).
Если первые 2 варианта определяются законодательно, то для того, чтобы разделить землю необходимо озаботиться следующими вопросами:
- Разделение земельной собственности на несколько отдельных наделов со статусом ИЖС. Это возможно только, когда вновь созданные территории будут не меньше минимальных норм по площади. Земельные наделы, не соответствующие установленным параметрам ИЖС, не подлежат узакониванию и не могут быть застроены. Перед началом процесса разделения, получите выписку из регистрационных актов, а также закажите справку в муниципалитете о правилах застройки в вашем регионе;
- Не забудьте проконтролировать правильность расположения границ участка и реальных параметров на бумаге. Для этого лучше всего привлечь геологические / геодезические службы. После проведения всех работ, уже можно принимать решение о разделе. И проводить процедуры узаконивания новых территорий со статусом ИЖС.
- Регистрация прав собственности, получение кадастровых номеров, и оформление всех документов, должны проходить в соответствии с законом, в установленные сроки.
Приобретая землю для ИЖС, вы становитесь ее собственниками только тогда, когда будет оформлено право собственности в местном отделении Росреестра. Покупая участок, вы можете не сомневаться, что участок был зарегистрирован по всем правилам, иначе его невозможно было бы продать.
Документом, который подтверждает этот факт служит Свидетельство или выписка из ЕГРН. В 2021 году эти два документа имеют равнозначную правовую ценность. Но в настоящее время Росреестр вместо Свидетельства выдает выписку.
Выписка из ЕГРН по своей форме близка к кадастровому паспорту, а по юридическому значению — заменяет Свидетельство о праве собственности.
Что такое предельный размер участка
Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.
Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:
- минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
- предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
- процент застройки относительно остальной площади участка;
- места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.
Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения Градостроительного кодекса РФ , правила землепользования и другие нормативные акты.
После вступления в 2015 году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.
Разберем особенности предоставления земельных участков.
Есть уже нормы, регулирующие процесс присоединения и установления максимального размера территории, которая может быть присоединена к участку. Такие правила перераспределения, как и ограничения, указаны в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ.
- Присоединить к участку с постройкой можно землю, если есть необходимость привести площадь участка в соответствие с границами межевания. Но нужно иметь при этом проект, рассматривающий развитие и благоустройство территории.
- Также можно сделать запрос на перераспределение земельной площади, если ваш участок нужно защитить от вклинивания, изломленности. При этом нельзя превышать допустимые максимальные размеры участка под тот или иной вид деятельности.
- Разрешается увеличение общей площади за счет присоединения куска земли, если на участке ведется садоводство, огородничество, развивается личное подсобное хозяйство. Уважительным поводом является и строительство дома для личного проживания, дачное хозяйство.
Разрешается Земельным Кодексом перераспределение с увеличением площади земли и тогда, когда на участке планируется капитальное строительство.
Перераспределение выполняется в таком случае с изъятием земли в пользу государства. При этом между двумя сторонами операции (собственником земли и государством) подписывается соглашение.
Согласно статье № 33 ЗК РФ и письма Минэкономразвития № Д23-1142 от 21.03.2011, минимальные значения доступных для выделения гражданам земель под садово-огородные цели и дачное строительство определяются нормативными документами субъектов РФ, на которые также могут опираться положения конкретных муниципальных образований.
Таблица минимальных значений площадей для регионов и территорий РФ
Субъект или территория | Садоводческое применение | Огородническое применение | Дачное строительство | Ед. измерения |
Московская область | 0,06 | 0,04 | 0,06 | га |
Санкт-Петербург | 200 | 200 | 600 | м2 |
Ленинградская область | 0,05 | 0,01 | 0,05 | га |
Новосибирская область | 0,04 | 0,04 | 0,04 | га |
Свердловская область | 0,11 | 0,31 | 0,26 | га |
Нижегородская область | 0,02 | 0,02 | 0,10 | га |
Краснодарский Край | 400 | 600 | 400 | м2 |
Каменский район Тульской области | 0,04 | 0,02 | 0,05 | га |
Предельные значения в максимальном измерении относительно вопросов предоставления земли под огородные и садовые цели определяются федеральными законами и региональными нормативами, включая:
В отношении регионов, относящихся к Дальневосточному фед. округу, согласно ФЗ № 119 от 1 мая 2016 года, действуют измененные положения по вопросам предоставления в безвозмездное пользование земельных участков.
Таблица максимальных значений площадей для регионов и территорий РФ
Субъект или территория | Садоводческое применение | Огородническое применение | Дачное строительство | Ед. измерения |
Московская область | 0,15 | 0,10 | 0,25 | га |
Санкт-Петербург | 1000 | 1000 | 1200 | м2 |
Ленинградская область | 0,12 | 0,10 | 0,20 | га |
Новосибирская область | 0,12 | 0,12 | 0,12 | га |
Свердловская область | 0,25 | 2 | 1 | га |
Нижегородская область | 0,15 | 0,15 | 0,25 | га |
Краснодарский край | 1000 | 1500 | 1000 | м2 |
Каменский район Тульской области | 0,25 | 1 | 0,25 | га |
Регулирование правил предоставления гражданам территорий под садово-огородные нужды как для некоммерческих объединений осуществляется градостроительным и земельным кодексом России, а также законами и нормативами, сформулированными субъектами РФ и отдельными муниципальными образованиями. Конкретные площади зависят от местных условий, решений администрации и статуса принадлежности территории.
Расстояния между постройками на земельном участке
Для того чтобы обеспечить пожарную безопасность и санитарные нормы 2021 года на участке необходимо при строительстве выдерживать не только достаточные расстояния от объектов до границы участка, указанные в разделе выше, но и следующие минимальные расстояния между объектами:
- 8 метров между баней и кирпичным домом;
- 12 метров между баней и деревянным домом;
- 8 метров между домом и туалетом;
- 8 метров между душевой и домом;
- 8 метров между туалетом и колодцем;
- 8 метров между компостной ямой и колодцем;
- 4 метра между постройками и беседкой;
- 12 метров между туалетом и погребом или сараем с домашним рогатым скотом или птицей.
Когда актуально использование предельных значений
Минимальный размер земельного участка и допустимый максимум применимы в следующих ситуациях:
-
выделение надела из государственных и муниципальных земель;
-
разрешение спорных моментов, связанных с разделом участков;
-
разрешение спорных моментов, связанных с перераспределением участков;
-
предоставление муниципальных или государственных органов власти юридическим или физическим лицам наделов в аренду или в полную собственность;
-
преобразование неиспользуемой земельной доли в отдельный участок;
-
выдел ЗУ из состава сельскохозяйственных угодий в качестве доли в праве совместной собственности с учетом возможности отдельного функционирования выделенной части.