Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учреждению отразить взаимозачет в бухгалтерском учете?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данный вид операций на практике встречается крайне редко. Причиной этого является обязанность учреждений детализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность в бухгалтерском учете по статьям КОСГУ. Кроме того, до 1 января 2011 г. все доходы учреждений признавались неналоговыми доходами бюджета и поэтому должны были формироваться именно в денежной форме .
Погашение взаимной задолженности с контрагентами путем зачета встречных требований
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в ст. 6 БК РФ, с 1 января 2011 г. бюджетные и автономные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, а средства от осуществления ими приносящей доход деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение, что обусловливает возможность их получения путем зачета встречных требований с контрагентами. Однако, несмотря на изложенное, учреждения «по привычке» продолжают игнорировать данные некассовые операции в своей финансово-хозяйственной (в основном приносящей доход) деятельности.
Вместе с тем, учитывая несомненные преимущества применения операций по зачету встречных требований в условиях недостатка свободных денежных средств на счетах учреждений, доля таких операций в финансово-хозяйственной деятельности последних постоянно увеличивается, что вызывает настоятельную необходимость уточнения порядка отражения таких операций в бухгалтерском учете и отчетности учреждений.
В правовом отношении согласно требованиям ст. 410 ГК РФ зачет встречных требований возможен при выполнении следующих условий:
- прекратить зачетом можно только однородные требования;
- зачет возможен, если срок исполнения обязательства наступил либо такой срок не указан или определен моментом востребования;
- обязательство можно зачесть как полностью, так и частично, поэтому зачет встречных требований возможен только в размере стоимости минимальной задолженности одной из сторон данной операции.
Разберемся в понятиях
Первый вопрос — кто такие поставщики, а кто — подрядчики? Определенная категория экономических субъектов, которые являются продавцами товаров, продукции, материалов или сырья либо осуществляют какие-либо услуги или выполняют определенные виды работ. Иными словами, поставщики — это юридические, физические лица, индивидуальные или частные предприниматели, продающие материальные ценности, услуги, сырье, работы. Причем организационно-правовая форма и вид деятельности экономического субъекта не играют никакой роли.
Охарактеризовать кратко учет расчетов с поставщиками и подрядчиками можно так. Это отражение в бухучете хозяйственных операций по приобретению у сторонних организаций материалов, основных средств, работ или услуг, необходимых учреждению для осуществления деятельности. Расчетами признается передача организацией денежных средств наличными или безналичным переводом в пользу фирмы-продавца на основании договора, соглашения или контракта. Помимо денежной оплаты, в условиях договора могут быть определены иные условия взаиморасчетов. Например, взаимозачет, вексель, валюта. Поставщик может выдавать ценности в рассрочку или поступать безвозмездно.
Пример № 1. Поставщики и подрядчики
ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» заключило договор с поставщиком ООО «Продавец» на сумму 100 000 рублей на приобретение спортивного оборудования за счет средств субсидии на выполнение госзадания. По условиям договора предусмотрен аванс в сумме 30 000,00 рублей. Бухгалтер составил проводки по расчету с поставщиками:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Перечислен аванс на расчетный счет поставщика ООО «Продавец» |
4 206 31 560 |
4 201 11 610 |
30 000,00 |
Учреждение получило оборудование |
4 106 31 310 |
4 302 31 730 |
100 000,00 |
Зачтен выплаченный аванс за поставку спортивного оборудования |
4 302 31 830 |
4 206 31 660 |
30 000,00 |
Поставщику перечислен остаток за спортоборудование |
4 302 31 830 |
4 201 11 610 |
70 000,00 |
Отображение долга документально
Перед началом составления двустороннего договора-зачета с контрагентом необходимо составить и подписать соответствующий акт сверки. Документ не является обязательным, однако благодаря ему можно легко доказать наличие долга, в том числе если ранее он был частично погашен, а также исключить будущие споры с партнером.
Все справки подобного типа составляются в произвольной форме и вступают в силу с момента постановки печати и подписи.
В документации перечисляются следующие данные:
- реквизиты документа-основания по наличию задолженности с номером и датой;
- указание точного размера долга в установленной форме для исчисления с фиксированным НДС;
- рекомендуемая сумма для уплаты с налогом на добавленную стоимость.
Если участников больше двух, то в перечне должны быть указаны все названия компаний, точные затраты для каждого, акты сверок, а затем документ подписывается всеми уполномоченными представителями, а именно: бухгалтерией и руководителями.
Погашение взаимной задолженности с контрагентами путем зачета встречных требований
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в ст. 6 БК РФ, с 1 января 2011 г. бюджетные и автономные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, а средства от осуществления ими приносящей доход деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение, что обусловливает возможность их получения путем зачета встречных требований с контрагентами. Однако, несмотря на изложенное, учреждения «по привычке» продолжают игнорировать данные некассовые операции в своей финансово-хозяйственной (в основном приносящей доход) деятельности.
Вместе с тем, учитывая несомненные преимущества применения операций по зачету встречных требований в условиях недостатка свободных денежных средств на счетах учреждений, доля таких операций в финансово-хозяйственной деятельности последних постоянно увеличивается, что вызывает настоятельную необходимость уточнения порядка отражения таких операций в бухгалтерском учете и отчетности учреждений.
В правовом отношении согласно требованиям ст. 410 ГК РФ зачет встречных требований возможен при выполнении следующих условий:
- прекратить зачетом можно только однородные требования;
- зачет возможен, если срок исполнения обязательства наступил либо такой срок не указан или определен моментом востребования;
- обязательство можно зачесть как полностью, так и частично, поэтому зачет встречных требований возможен только в размере стоимости минимальной задолженности одной из сторон данной операции.
Нормативное регулирование
В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных данным Законом).
Согласно пункту 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, в части операций с собственными средствами учреждения (организации) (КФО 2), средствами во временном распоряжении (КФО 3) и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания (КФО 4), учитываемых на лицевом счете учреждения (организации), применяется единый КФО — 8 (средства некоммерческих организаций на лицевых счетах).
Для учета операций, осуществляемых с данными средствами, в органах Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:
- 20 — лицевой счет бюджетного учреждения;
- 30 — лицевой счет автономного учреждения.
Проведение кассовых операций за счет средств бюджетных и автономных учреждений осуществляется органами Федерального казначейства, финансовыми органами от имени и по поручению учреждений в пределах остатка средств, поступивших учреждениям. Именно для большего маневра в использовании средства из разных источников учитываются на одном лицевом счете.
В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) в бухгалтерском учете операции по временному заимствованию средств из одного источника для проведения кассовых операций другого источника отражаются в корреспонденции со счетом 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (см. письмо Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 (Пример 4), письмо Минфина России № 02-02-04/67438, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014 (с изменениями от 03.02.2015)).
Для автономных учреждений Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» даже предусмотрено временное заимствование с отдельных счетов автономного учреждения (открываются для расходов по средствам целевых субсидий (КФО 5) и субсидий на капитальные вложения (КФО 6)): средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ (п. 3.7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Бухгалтерские записи по отражению временного заимствования средств из иного источника приведены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н:
Разберемся в понятияхПервый вопрос — кто такие поставщики, а кто — подрядчики? Определенная категория экономических субъектов, которые являются продавцами товаров, продукции, материалов или сырья либо осуществляют какие-либо услуги или выполняют определенные виды работ. Иными словами, поставщики — это юридические, физические лица, индивидуальные или частные предприниматели, продающие материальные ценности, услуги, сырье, работы. Причем организационно-правовая форма и вид деятельности экономического субъекта не играют никакой роли. Охарактеризовать кратко учет расчетов с поставщиками и подрядчиками можно так. Это отражение в бухучете хозяйственных операций по приобретению у сторонних организаций материалов, основных средств, работ или услуг, необходимых учреждению для осуществления деятельности. Расчетами признается передача организацией денежных средств наличными или безналичным переводом в пользу фирмы-продавца на основании договора, соглашения или контракта. Помимо денежной оплаты, в условиях договора могут быть определены иные условия взаиморасчетов. Например, взаимозачет, вексель, валюта. Поставщик может выдавать ценности в рассрочку или поступать безвозмездно. Взаимозачет в бюджетном учреждении проводкиЕсть ли судебная практика? Заказчиком выступает ГУП Уже ближе к истине. Для проведения взаимозачета составляется акт сверки взаимной задолженности (соглашение о зачете взаимных платежей в (городской, районный) бюджет и ассигнования из (городского, районного) бюджета -приложение 1) в 4-х экземплярах, если число участников зачета равно 2. Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 11 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 26 000 руб., НДС 3966 руб. В том случае если клиент не уведомлен, он имеет возможность в исковом порядке взыскать нужную сумму долга. Прецедент взаимозачета отображается в книге учета согласно акту. Все доходы они перечисляют в бюджет. А при взаимозачете доход в бюджет не поступит. Расходная часть бюджета также уменьшится на сумму задолженности контрагенту. На деле произойдет взаимозачет между доходной и расходной частями бюджета. Однако Бюджетный кодекс РФ такой порядок исполнения бюджета не предусматривает. Поэтому проводить взаимозачет получатели бюджетных средств не могут. Аналогичным образом оформляется взаимозачет с контрагентом-покупателем. Для этого нужно указать следующие реквизиты: вид операции – выбрать «Зачет задолженности», зачесть задолженность – выбрать «Покупателя», в счет задолженности – «Нашей организации перед покупателем». Срок исковой давности может прерываться. Вопрос №1. 17.08.17 ООО «Смарт» отгрузил АО «Корпус» партию товара (оплата в долларах США по курсу на дату отгрузки). 28.08.17 «Корпус» выполнил для «Смарта» подрядные работы (оплата в евро по курсу на дату составления акта выполненных работ). По состоянию на 01.09.17 ни одна из сторон не оплатила за полученные товары, оказанные услуги, в связи с чем стороны договорились о зачете взаимных требований. 04.09.17 стороны произвели взаимозачет суммы, которая была рассчитана в рублях по курсу на дату зачета. Остаток долга «Смарт» перечислил «Корпусу» в безналичной форме. Правомерны ли действия сторон, описанные в данной ситуации? Стороны не имели права производить взаимозачет, так как в данном случае нарушено правило однородности требования, а именно нельзя зачесть обязательства оплаты, выраженные в разных валютах. В общем порядке можно зачесть суммы, выраженные в одинаковой валюте (рубли, евро, доллары, фунты стерлинги, т.п.). Также взаимозачету подлежат обязательства в случае, если таковые выражены в условных единицах, при этом значение единицы у каждой стороны равно между собой. Вопрос №2. Согласно требованию, АО «Корт» обязуется возместить ущерб, нанесенный ООО «Комплекс» в сумме 12.330 руб. При этом «Комплекс» является дебитором «Корта» (сумма задолженности – 10.540 руб.). На основании договоренности о взаимозачете, «Корт» возместил ущерб в сумме 1.790 руб. (12.330 руб. – 10.540 руб.), остаток суммы признан сторонами зачтенным. Правомерны ли действия сторон, описанные в данной ситуации? Согласно действующему законодательству, не подлежат зачету суммы средств, оплачиваемые в качестве возмещения вреда и/или причиненного ущерба. Таким образом, договоренность о взаимозачете между АО «Корт» и ООО «Комплекс» признается недействительной. Оформление взаимозачета в муниципальном бюджетном учрежденииОсновным нормативным документом, который устанавливает порядок функционирования бюджетного учреждения, является Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства. Общие правила взаимозачета регулируются нормами статьи 410 Гражданского кодекса РФ. Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ не содержат запрета на осуществление зачета взаимных требований бюджетными учреждениями. Следовательно, бюджетное учреждение имеет право производить взаимозачет и оформлять его в бухгалтерском учете на общих основаниях . Разумеется, это не касается случаев, прямо прописанных в статье 411 ГК РФ. Если взаимозачет подпадает под определение крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность, он должен быть согласован с учредителем. Погашение взаимной задолженности между государственными (муниципальными) учреждениями и их контрагентами путем зачета встречных требований на практике осуществляется крайне редко. Объясняется это тем, что основным источником проблем в отражении некассовых операций в бухгалтерском учете и отчетности государственных (муниципальных) учреждений является установленная для этих учреждений необходимость детализации всех доходов и расходов по статьям КОСГУ, а также жесткая привязка в их бухгалтерской отчетности всех операций, связанных с движением имущества и затрат. Причем, учитывая сквозной характер показателей аудита бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений, предусматривающий строгую взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности различных учреждений с соответствующими показателями отчетности вышестоящих финансовых органов и органов кассового исполнения соответствующих бюджетов, отнесение операций на тот или иной код КОСГУ осуществляется в основном кассовым методом, т.е. Операция взаимозачета в государственных учрежденияхВ первый раз про взаимозачет в бюджетной организации пришлось задуматься в 2005 году, когда бухгалтер детского сада (обслуживаемой организации) задала вопрос: «Как отразить в бюджетном учете прием родительской платы папоротником и ягодами?» На все существующие аргументы в виде выдержек из нормативно-справочной информации и инструктивных документов, указывающие на безоговорочное «нельзя», в ответ была дана информация о том, что так делается много лет в связи со сложившимися экономико-историческими обстоятельствами. В 2006 году в очередном релизе программы «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений 7.7» в документе «Поступление материальных запасов» появилась новая хозяйственная операция «Поступление родительской платы материалами», которая полностью ответила на поставленный ранее вопрос. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» такой операции нет. Но вопрос о взаимозачетах встает так же остро, как и раньше. Рассмотрим операцию взаимозачета с точки зрения действующих инструктивных документов по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях. Взаимозачет — это операция, которую проводят при условии, если у двух фирм есть встречные обязательства по оплате товаров (работ или услуг). Согласно положениям статей 410 и 411 Гражданского кодекса зачет как основание прекращения обязательств допускается:
В Бюджетном кодексе РФ предусмотрено исполнение бюджета казенными учреждениями только в денежном выражении, как в части доходов, путем зачисления средств на единый счет бюджета (ст.218 БК РФ), так и в части расходов — путем санкционирования оплаты денежного обязательства, принятого получателем бюджетных средств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) (ст.219 БК РФ). То есть, участники бюджетного процесса должны обеспечить выполнение денежных обязательств. А в случаях неисполнения стороной договора (государственного (муниципального) контракта) обязанности по уплате средств — принять необходимые меры по поступлению денежных средств в доход бюджета вплоть до возбуждения процедуры их взыскания. Как же рассматривается взаимозачет относительно бюджетных и автономных учреждений? Приказы Министерства финансов РФ № 157н от 01.12.2012, а также № 174н от 16.12.2010 и №183н от 23.12.2010 не предусматривают такой операции, как взаимозачет. На смену бюджетной смете доходов и расходов для бюджетных и автономных учреждений пришло формирование и утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности, содержащего показатели по поступлениям и показатели по выплатам в разрезе выплат. Операции взаимозачета происходит без движения денежных средств, следовательно при анализе исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности в части поступлений и выплат операция взаимозачета не найдет своего отражения, что может привести к невыполнению плана финансово-хозяйственной деятельности по данным показателям. И это при том, что произойдет движение показателей по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения. Однако в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 №33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», во всех трех разделах «Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (ф.0503737) предусмотрена графа 8 «Исполнено некассовыми операциями», которая предполагает исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, именно, операциями, проведенными без движения денежных средств. Причем нигде не дано разъяснений, какая информация должна быть отражена в графе 8, кроме как то, что она должна формироваться на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета, отражающим некассовые операции по доходам (расходам, источникам финансирования дефицита) учреждения, в разрезе видов доходов (расходов, источников финансирования дефицита), предусмотренных плановыми назначениями на текущий (отчетный) финансовый год. Итак, какой вывод можно сделать из полученной информации? Учреждениям, являющимся участниками бюджетного процесса, проводить операцию взаимозачета не рекомендуется, так как сам смысл операции противоречит Бюджетному кодексу РФ в части исполнения бюджета. Учреждениям — получателям субсидий, проводить операцию взаимозачета прямо не запрещается, но отсутствует нормативно-справочная информация по таким операциям. Однозначного вывода о том, является ли зачет между государственным учреждением и его контрагентом, проведенный в рамках гражданско-правовых отношений, нарушением законодательства, сделать нельзя. Таким образом, если учреждением будет принято решение о проведение взаимозачета, ему необходимо:
Взаимозачет задолженности: проводки, документы и отражение в 1С:БГУ 8
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо о порядке отражения органом государственной власти операций по проведению зачета взаимных требований на основании постановления судебного пристава-исполнителя о проведении зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными листами Арбитражного суда края, и сообщает. В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения. Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить следующее. В соответствии с положениями статей 410, 411 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. При этом не допускается зачет требований в случаях, предусмотренных законом или договором. Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, в том числе правовое положение и полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс). В соответствии с положениями Бюджетного кодекса доходы штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд полученные органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в том числе неустойка, начисленная в рамках исполнения государственного контракта) являются доходами бюджета субъекта Российской Федерации и подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100 процентов (статья 46 Бюджетного кодекса). Исполнение денежных обязательств, в том числе в соответствии с исполнительным документом, осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (статья 162 Бюджетного кодекса). В соответствии с нормами, установленными статьей 215.1 Бюджетного кодекса, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Положениями статьи 38.2 Бюджетного кодекса устанавливается принцип единства кассы, согласно которому зачисление всех кассовых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации и осуществление всех кассовых выплат из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением операций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации за пределами субъекта Российской Федерации, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. Исполнение бюджетов по доходам и расходам регламентировано статьями 218, 219 Бюджетного кодекса, которыми не предусмотрено исполнение бюджета по доходам путем зачета встречного требования и исполнение бюджета по расходам путем прекращения обязательства зачетом. Учитывая вышеизложенное, применение положений статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, возможно с соблюдением ограничений, установленных Бюджетным кодексом. В целях исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о проведении зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными листами Арбитражного суда края, органом государственной власти субъекта Российской Федерации исполнение денежных обязательств, по мнению Департамента, необходимо произвести путем перечисления суммы возмещения судебных расходов с лицевого счета получателя бюджетных средств (код вида расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений») в доход бюджета края (оплата задолженности по неустойке, начисленной в рамках исполнения государственного контракта (код доходов бюджета 000 1 16 900020 02 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации»). Порядок отражения в бюджетном учете органа государственной власти операций по отражению расчетов по доходам и расчетов по принятым обязательствам установлен пунктами 78, 102 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российск��й Федерации от 06.12.2010 N 162н.
Проводим зачет с учетом последних разъяснений Пленума ВСОперация по взаимному зачету должна отображаться методом списания по дебету и кредиту. Для этого фиксируется дебиторская задолженность на сумму по взаимотребованиям по счету 62. В некоторых ситуациях допустимо использование статья 76, как это часто принято при заключении договоров аренды. При точном совпадении цены доплата не предусмотрена. При наличии большего долга одной из сторон разница доплачивается. НДС по использованным товарам или услугам относится к возмещению бюджетом на момент подписания соответствующего акта. В части №1 фиксируются эти сведения:
При заполнении раздела №1 можно пользоваться информацией с забалансовых счетов 17. Эти забалансовые счета прилагаются к этим счетам:
Для заполнения раздела используются также аналитические данные по тратам, зафиксированным на забалансовых счетах 18. Они сопровождают счет 020 134 000. В части №2 фиксируются эти направления:
Для заполнения раздела используются аналитические данные, зафиксированные на забалансовом счете 18. Он открывается к этим счетам:
Кроме того, нужно учесть счет 020 134 000 (Касса). В части №3 фиксируются эти сведения:
При заполнении этой части используются аналитические сведения по выплатам, зафиксированным на забалансовых счетах 17 и 18. ВАЖНО! Значение в строке 500 должно соответствовать значению из раздела №2 строке 450 с обратным знаком. Если эта рекомендация будет нарушена, появится внутренняя ошибка. В части №4 учитываются эти значения:
К СВЕДЕНИЮ! В рассматриваемой форме отчета нужно зафиксировать, что субъект выполнил План хозяйственной деятельности. Эта форма не используется для фиксации завершающих операций по закрытию счетов, проведенных 31 декабря. Рассмотрим виды НО и нормативные акты, которые регламентируют отражение этих операций:
Учет НО до сих пор не является совершенным. 1С старается улучшить конфигурации, касающиеся некассовых операций. Имеющиеся проблемы связаны с тем, что НО сложно определить. Следовательно, трудно автоматизировать создание отчетов по этим действиям. Рассмотрим проводки, нужные для фиксации НО:
При заполнении отчета по форме №0503737 используются данные учета. Это счета и ДТ, и КТ. Теперь давайте посмотрим, как сделать списание задолженности через тот же документ «Корректировка долга». Создаем новый документ и заполняем поля:
Верховный Суд РФ подтвердил обратную силу зачета. При проведении зачета обязательства прекращаются не с момента получения заявления о зачете, а с момента, когда обязательства стали способными к зачету (ст. 410 ГК РФ), то есть наступили все необходимые для проведения зачета условия (абз. 1 п. 15 Постановления Пленума ВС РФ N 6). Если срок исполнения встречных требований наступил до получения заявления о зачете, то обязательства считаются прекращенными зачетом с момента наступления более позднего срока исполнения обязательства, независимо от даты получения заявления о зачете. В момент прекращения обязательства зачетом перестают начисляться проценты по ст. 395 ГК, а также неустойка. Если они уже были начислены и уплачены за период после момента, когда зачет считается состоявшимся, то они подлежат возврату (абз. 2 п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6). Юридические особенности прекращения обязательства зачетомИнструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17. 18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов. О составлении плана счетов бюджетного учета читайте . Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал
На этих счетах бухгалтерского учета отражаются взаиморасчеты с поставщиками в разрезе организаций, индивидуальных предпринимателей или физических лиц. Рекомендуется осуществлять учет по каждому контрагенту в разрезе договоров и контрактов. Такой подход к организации бухгалтерского учета позволит сократить количество нарушений действующего законодательства в сфере закупок и при исчислении налоговых обязательств, например НДС. Похожие записи: |