Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как заполнить новую декларацию по налогу на имущество за 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанность по уплате налога на имущество несут организации, применяющие в учете общеустановленную систему налогообложения. Компании, использующие специальные режимы, освобождены от налогообложения по движимым объектам ОС. При совмещении общего и специального режимов рассчитывается доля имущества, приходящегося на каждый вид деятельности с налогообложением стоимости, относящейся к ОСН.
Определение объекта налогообложения
В 2015 году порядок налогообложения претерпел изменения:
- Движимые объекты имущества, приобретенные или полученные иным способом после 2013 года, не подвергаются обложению налогом.
- Движимые основные средства, полученные до 2013 года и поставленные на учет, продолжают включаться в налогооблагаемую базу до полного списания стоимости и снятия с учета.
- Начиная с отчетности за 2013 год движимые необлагаемые объекты включаются в состав основных средств, указанных в декларации в составе льготируемого.
Особого внимания при определении категории и возможности применения льготы требуют случаи, когда движимое имущество связано с недвижимостью в одном комплексе. Главной задачей для ведения дальнейшего учета служит определение неразрывности частей объекта.
Характеристика условий | Налоговые обязательства |
Движимое ОС является неотъемлемой частью имущественного комплекса недвижимости, что не позволяет переместить его без нарушения функциональности объекта | Подлежит налогообложению |
Движимое имущество учтено как отдельный объект ОС комплекса, но изъятие нарушает целостность и функциональность недвижимости | Объект подлежит налогообложению |
Движимое имущество, несмотря на связь с недвижимостью, можно выделить, переместить, не нарушив целостности объекта | Объект, принадлежащий к льготируемому имуществу, не облагается налогом |
При определении, принадлежит ли объект к самостоятельным конструкциям либо ОС, входящих в состав единого целого необходимо учитывать возможность переноса и отдельного функционирования частей комплекса. В состав неотъемлемых частей недвижимости входят инженерные сети, лифты, встроенные системы вентиляции и прочие коммуникации.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
С каких объектов платят налог на имущество
Однако нельзя исключить, что в будущем движимое имущество снова станет объектом обложения этим налогом. Такая идея рассматривается в рамках проработки Минфином направлений налоговой политики на ближайшие годы. Одновременно с этим в министерстве прорабатывают возможность снизить максимальную ставку.
Плательщиками налога являются:
- Российские юридические лица, имеющие собственные объекты недвижимости, которые были приобретены не для перепродажи, а для использования в деятельности. То есть организации, которые имеют на балансе основные средства в виде недвижимого имущества.
- Иностранные компании, владеющие облагаемой налогом недвижимостью, вне зависимости от того, имеют ли они на территории РФ постоянное представительство или нет.
Необходимость уплаты налога на имущество ЮЛ зависит от применяемого налогового режима. На ОСНО его платят все, исключая льготников. Организации на спецрежимах (УСН, ЕСХН) в общем случае плательщиками налога на недвижимость не являются. Но из этого правила есть весьма значимые исключения, которые приводят к том, что многие организации на спецрежимах этот налог все же платят (см. Таблицу 1).
Сроки уплаты земельного налога в 2022 году
Вид налога | Период уплаты | Срок уплаты |
---|---|---|
Земельный налог | За 2021 год | Не позднее 01.03.2022 |
За I квартал 2022 г. | Не позднее 04.05.2022 | |
За II квартал 2022 г. | Не позднее 01.08.2022 | |
За III квартал 2022 г. | Не позднее 31.10.2022 | |
За 2022 год | Не позднее 01.03.2023 |
Заполнение нулевой декларации
Алгоритм заполнения нулевой декларации по налогу на имущество следующий:
- если у компании есть льготируемое недвижимое имущество — заполнению подлежат титульный лист, разд. № 1, 2, 2.1 с приведением кода льготы;
- при наличии у организации объектов ОС, являющихся полностью самортизированными — оформляется титульный лист, разд. № 1, 2, 2.1;
- кто применяет налоговый вычет для СЗПК при расчете налога на имущество — оформляет разд. № 2.2;
- иностранные компании, имеющие объекты недвижимости, налог на которые начисляется по кадастровой стоимости на основании ст. 375 НК РФ — оформляют разд. № 3.
Налог на имущество организаций — основные изменения с 2021 года
ФНС России
Сообщается, в частности, что если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то с 2021 года налог на имущество организаций и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов. Это минимизирует риск возникновения выпадающих налоговых доходов.
Также внесены изменения в правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы. С 2021 года ее изменение в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством о кадастровой оценке и ст. 378.2 НК РФ. Например, к таким случаям относятся:
— внесение изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, которые ее уменьшают;
— корректировка кадастровой стоимости из-за установления рыночной стоимости объекта. Это влечет применение новой стоимости за период, с которого для целей налогообложения применялась изменяемая кадастровая стоимость.
При определении налоговой базы используется Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П. Оно признает не противоречащими Конституции РФ нормы ст. 378.
2 НК РФ, но при этом налоговая база не может определяться по кадастровой стоимости здания, строения или сооружения только в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В таком случае необходимо учитывать назначение и (или) фактическое использование такого здания, строения или сооружения.
В 2021 году предельные налоговые ставки для железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, остаются на уровне налогового периода 2020 года и не могут превышать 1,6%.
Также начиная с представления декларации за налоговый период 2020 года в нее включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. Эта норма направлена на оценку объема выпадающих бюджетных доходов в связи с выведением движимого имущества из-под налогообложения.
- Перейти в текст документа »
- Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
- Зарегистрируйся и получи пробный доступ
С каких объектов платят налог на имущество
Налогом на имущество ЮЛ облагается только недвижимость. Прочие активы, включая отнесенные к основным средствам, под налогообложение не попадают. Такое правило действует с 2019 года. Поэтому налог на имущество организаций правильнее было бы называть налогом на недвижимость.
Однако нельзя исключить, что в будущем движимое имущество снова станет объектом обложения этим налогом. Такая идея рассматривается в рамках проработки Минфином направлений налоговой политики на ближайшие годы. Одновременно с этим в министерстве прорабатывают возможность снизить максимальную ставку.
Плательщиками налога являются:
- Российские юридические лица, имеющие собственные объекты недвижимости, которые были приобретены не для перепродажи, а для использования в деятельности. То есть организации, которые имеют на балансе основные средства в виде недвижимого имущества.
- Иностранные компании, владеющие облагаемой налогом недвижимостью, вне зависимости от того, имеют ли они на территории РФ постоянное представительство или нет.
Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
ДИ с особыми требованиями
Некоторые движимые предметы имеют особые характеристики и назначение. Их владельцы должны оформлять права на них в соответствующих госорганах. Такие требования касаются транспортных средств, музейных экспонатов, оружия и ценных бумаг.
Транспортное средство (в т. ч. прицеп и мотоцикл) должно обязательно регистрироваться в ГИБДД. После оформления прав на ТС владельцу выдают свидетельство о его регистрации. Этот документ необходим для пользования автомобилем по правилам дорожного движения и для проведения различных сделок с ним.
Оружие подлежит регистрации в ОВД, чтобы можно было законно хранить и использовать его. Один раз в три года право на владение оружием нужно подтверждать.
При владении торговой точкой, павильоном, гаражом важно точно определить их статус (ДИ или НДИ), и в соответствии с этим оформлять свои права владения в нужном госоргане. Это нужно для понимания, как такой объект использовать и какие сделки с ним возможны. От этого будет зависеть и налогообложение данного объекта.
Новый порядок налогообложения имущества организаций
- Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
- Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
- Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)
В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.
С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
- Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
- Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
- Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
- В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
- Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
- Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).
2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
Показатели используемые в расчете
Исходя из вышеперечисленных факторов, влияющих на размер выплаты, следует отметить показатели, используемые в формулах (п. 8 ст. 408 НК РФ):
- КС (кадастровая стоимость) – стоимость объекта недвижимости, определяемая государством – кадастровой палатой. Фиксируется в документах Росреестра;
- ИС (инвентаризационная стоимость) – экспертная оценка недвижимости органами БТИ, исходя из квадратных метров жилья и израсходованных стройматериалов. Это своего рода субъективная оценка, значительно ниже рыночной стоимости;
- налоговые ставки от КС и ИС, определяемые на каждой отдельно взятой территории в соответствии с НК РФ, ст.406.
При расчете налога по КС применяются следующие значения показателя:
0,1% |
|
2% |
|
0,5% |
|
Отменена льгота по налогу на недвижимость в отношении одной квартиры, находящейся в собственности физического лица (пп. 4.4 п. 4 ст. 228 НК)
Учитывая, что до настоящего времени имел место неравный подход в части налогообложения недвижимости, расположенной в городе (квартиры) и сельских населенных пунктах (жилые дома), принято решение с 2022 года установить для всех граждан одинаковый подход в части налогообложения квартир и жилых домов.
Так, с 2022 года принадлежащие физическим лицам квартиры и жилые дома будут облагаться налогом на недвижимость одинаково.
С целью защиты социально-уязвимых слоев населения (пенсионеры по возрасту, дети до 18 лет, многодетные, инвалиды I и II группы и др.), принадлежащие им одна квартира и один жилой дом освобождаются от налога на недвижимость в полном размере независимо от регистрации в такой недвижимости трудоспособных граждан.
При этом, если у перечисленной категории граждан на праве собственности находятся две и более квартиры, или два и более жилых дома, то одна квартира или один жилой дом с наибольшей стоимостью будут полностью освобождаться от налога на недвижимость.
Для всех объектов недвижимости ставка налога составляет 0,1 % (пп. 1.2 п. 1 ст. 230 НК).
Налоги на недвижимость в 2021 году при продаже и при дарении
А теперь к изменениям в НК РФ по налогу на имущество 2020 года, которые не сильно обрадуют бухгалтеров.
Чиновники расширили перечень объектов недвижимости, которые облагают налогом по кадастровой стоимости. С 2020 года по всем объектам, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, нужно делать расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.
В НК появилось условие, что налоговой базой по налогу на имущество в 2020 году является кадастровая стоимость для иных объектов недвижимости, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 Налогового кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 — 3 пункта 1 статьи 378.2 НК.
Формулировка размытая, поэтому мы обратились в ФНС за комментарием. Оказывается, иные объекты недвижимости – это жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства и т.д.
Однако компании в 2020 году будут делать оплату налога на имущество по таким объектам по кадастровой стоимости, если регионы предусмотрели эти виды объектов в своих законах. Если же закон субъекта будет принят, но какого-либо из видов объектов не будет прописано в законе, то такие объекты облагаться налогом по кадастру не будут.
Если же какой-либо вид объектов из главы 32 будет указан в региональном законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налоговую базу по налогу на имущество организации по этим объектам будут считать по среднегодовой стоимости. Конечно при условии, что они являются объектами налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 НК РФ в новой редакции.
Помимо этого право собственности на недвижимость перестало быть условием для уплаты налога по кадастровой стоимости. То есть организации, которые распоряжаются недвижимостью по праву оперативного управления или получили недвижимость по концессионному соглашению, должны платить налог по кадастровой стоимости.
Что изменилось |
Как применять |
С какой даты действует, основание |
Расширили состав объектов недвижимости, которые облагают налогом по кадастровой стоимости |
По всем объектам, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, нужно платить налог на имущество организаций по кадастровой стоимости. |
С 1 января 2020 г. подп. «а» п. 70 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ |
Право собственности на недвижимость перестало быть условием для уплаты налога по кадастровой стоимости |
Организации, которые распоряжаются недвижимостью по праву оперативного управления или получили недвижимость по концессионному соглашению, должны платить налог по кадастровой стоимости. |
С 1 января 2020 г. подп. «а» п. 69 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ |
Составлять и сдавать расчеты авансовых платежей больше не требуется |
Организации не должны сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Последний раз расчеты сдают за девять месяцев или III квартал 2019 года. Начиная с отчетности за 2019 год организации должны сдавать только налоговые декларации. |
С 1 января 2020 г. п. 20 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ |
Декларацию за 2019 год нужно сдавать на новых бланках |
Организации, которые отчитываются по налогу на имущество после 1 января 2020 года, должны составлять декларации по новой форме. |
С 1 января 2020 г. Приказ ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405 |
Налоговую декларацию можно сдавать централизованно |
Узаконили централизованный порядок подачи налоговой отчетности. При определенных условиях организации вправе представлять единые декларации в ИФНС по своему выбору. |
С отчетности за 2019 год п. 20 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ |
Конкретная фиксированная налоговая ставка на имущество в 2021 году устанавливается региональными властями самостоятельно. При этом, есть максимальное значение – не более 2,2%. Для объектов, которые подпадают под кадастровое налогообложение, имущественная налоговая ставка должна быть не более 2%.
Также существует налоговая ставка в размере ноль процентов. Она применяется в отношении недвижимого имущества, которые перечислены в распоряжении Правительства от 22 ноября 2017 года №2595-р.
Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия, для которых выполняются условия, установленные пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ. При этом перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, утверждается Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р), – уточняется на сайте ФНС.
В том случае, когда налоговая ставка не определена регионами, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Сроки уплаты налога на имущество в 2021 году
Конкретных сроков уплаты имущественного налога в 2021 году нет. Региональным властям дано право самостоятельно определять даты оплаты налога на имущество. Этот вопрос регулируется ст. 383 Налогового Кодекса Российской Федерации. Обычно дедлайн по уплате авансового платежа приходится на тридцатое число месяца, следующего после отчетного периода.
Расчет за I квартал | 30 апреля 2021 года |
Расчет за шесть месяцев | 30 июля 2021 года |
Расчет за девять месяцев | 1 ноября 2021 года |
4 квартала года составляют налоговый период по имущественному налогу. Исходя из этого, предприниматели обязаны подать декларацию. В текущем году – не позже тридцатого марта.
В 2020 году отменили подачу налоговых расчетов по платежам в счет аванса. Компании, состоящие на учетах в разных налоговых органах по месту нахождения своего имущества в одном регионе РФ, имеют возможность отчитываться в одну инспекцию по своему выбору.
Что изменится в 2018 году
Помимо установленных законом случаев, региональные власти могут назначать «налоговые каникулы» по собственному усмотрению.
Однако с 2018 года это правило упразднили, так что если администрация региона успела принять закон об освобождении от уплаты налога на имущество ДО 2018 года, он продолжает действовать.
Уже в 2019 году планируется поднятие минимальной ставки до 2,2%, хотя официального распоряжения правительства еще не поступило.
Министерство экономического развития РФ выдвинуло предложение отменить налог на движимое имущество вовсе. С такой позицией явно не согласились другие ведомства, так что покамест все организации продолжают платить за имущество на балансе.
Правки в Закон №286-ФЗ от 30.09.2017 все же были внесены. К примеру, льготы на общем уровне были отменены в пользу льгот, устанавливаемых регионами. То есть, перечисленные выше условия каникул действительны лишь в том случае, если принят подходящий закон на местном уровне. Пока что большая часть регионов таких законов о льготировании не приняла, а значит, организациям приходится платить налог на общем уровне.