Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что означает прилегающая территория в ПДД, правила движения по ней». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как понять, что же такое прилегающая территория по отношению к автодорогам, трасам, магистралям? Автомобилисты путаются при её определении, принимая за примыкающую зону даже внутренние дворы жилых комплексов из многоэтажных, многоквартирных домов. На самом деле определить просто.
В конце мая 2021 года Верховный суд рассмотрит иск жительницы Воронежа, которая требует признать термин «перекресток» частично недействующим. Женщина настаивает, что любой выезд со двора или парковки является перекрестком, после которого действие запрещающих знаков прекращается.
Таким образом она хочет оспорить свой штраф, выписанный ей в прошлом году за стоянку под запрещающим знаком на одной из городских улиц.
По ее мнению, она припарковалась правильно, так как проехала перекресток, а не выезд с прилегающих территорий, как указано в штрафном постановлении. Женщина подала иск в Верховный суд РФ и просит признать ПДД частично не соответствующими Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года.
Согласно Венской конвенции, пересечения любых дорог являются перекрестком. В российских правилах ПДД такое определение не распространяется на выезды с прилегающих территорий.
«Согласно правилам ПДД, выезд со двора не считается перекрестком, потому что двор является прилегающей территорией. Как раз это стало камнем преткновения, потому что оно противоречит Венской конвенции, где дано определение понятию перекресток. Там написано, что таковым является любое пересечение дорог, а по нашим правилам дорожного движения перекрестком тоже является пересечение дорог, но там есть дополнительное предложение, что перекрестком не является выезд с прилегающей территории.
Как определить границы у Т-образного перекрестка?
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Ну и как, пользуясь таким определением, определить границы Т-образного перекрестка? Ведь наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений есть только со стороны примыкающей дороги. Их соединение не даст ничего похожего на границу перекрестка. Аналогично в случае свороток, ведь они тоже являются перекрестками. Как найти их границы?
Границу перекрестка искать необходимо, например, в местах многоуровневых развязок в форме клевера (или бабочки): в местах примыкания установлен знак «уступи дорогу» и полоса разгона, причем эта же полоса одновременно является и полосой торможения для тех, кто едет по главной, т.к. через 30-50 метров находится съезд. Хочется понять до какого места должен уступать тот, кто едет с примыкающей дороги, и с какого места должен начинать уступать тот, кто едет по главной, но совершает перестроение в правый ряд, чтобы повернуть направо в своротку.
Что считается сквозным движением через прилегающую территорию?
Допустим, я свернул на заправку на прилегающей территории, увидел, что она не работает, или что там большая очередь, или мне не понравилась цена, и не снижая скорости выехал с этой прилегающей территории в другой выезд. Согласно определению из ПДД, прилегающая территория не предназначена для сквозного движения, а по факту я проехал её насквозь. И чаще всего с АЗС нельзя выехать тем же путём, которым въехал, то есть по факту сквозное движение там предусмотрено изначально. Так что же, АЗС не является прилегающей территорией, т.к. не соответствует определению? Тогда чем она является?
Кстати, в правилах запрета на сквозное движение через прилегающую территорию не содержится. Запрет есть только на сквозное движение в жилых зонах, а АЗС жилой зоной не является. Ну, окей! Тогда я заехал в жилой двор, увидел, что в окнах моего друга, к которому я приехал, выключен свет, следовательно он либо спит, либо его нет дома, и передумав к нему заходить, я не снижая скорости выехал из двора с другого конца. Я нарушил? Может ли меня гаишник за это оштрафовать? Что я должен был сделать в этой ситуации, чтобы не нарушить ПДД? Остановиться и заглушить двигатель? Или просто постоять? Сколько минут минимум? Каким образом гаишник будет доказывать, что я совершал именно сквозное движение, а не, к примеру, заблудился, ошибся двором и выехал в ближайший выезд?
Стремление ограничить массовое движение автомобилей через дворы, желающих объехать пробку, лично мне понятно, но законодательная норма в этой связи кажется мне слишком примитивной и по факту не работающей.
Как определить участки
Здесь важны несколько критериев:
- Непосредственная близость к автодорогам.
- Прямое отношение к автомобильной тематике по назначению.
- Не являются частью полотна, где происходит сквозное перемещение машин.
- Движение по таким зонам тоже подлежит исполнению норм Правил ДД.
Главный критерий определения – машина может заехать на примыкающий к дорогам участок, может выехать с него, но осуществлять сквозное движение по нему не представляется возможным.
Это обозначает единственное – эти территории нельзя назвать дрогами, они не относятся к такому понятию, как «проезжая часть».
Поэтому если это не дорога, то место присоединения к проезжей части нельзя именовать перекрестками, ведь путь приводит в тупик, не позволяет двигаться ТС далее.
К тому же, по отношению к использованию мест перекрещивающихся путей, Правила действуют совсем другие, устанавливают свои знаки и наносят совершенно иную разметку на асфальт.
Что может быть прилегающей территорией:
- дворы жилых домов (только заезды с проезжей части!);
- микрорайоны;
- жилые массивы;
- велодорожки;
- широкие пешеходные дорожки;
- автостоянки;
- автозаправки (АЗС);
- зоны предприятий, расположенных у дорог;
Кроме перекрестков схожесть примыкающих мест к сквозным дорогам имеют дворовые въездные, выездные пути. Там тоже есть проезжая часть, хоть и не сквозная, а также и тротуары для пешеходов.
В дворовых зонах пешеходам дается право перемещаться как по проезжей части, так и по тротуарам.
Штрафы за нарушение пунктов закона
Важно для каждого участника автодорожного движения не нарушать правил не только езды по трассам и дорогам, но также и пользования территориями, близлежащими к проезжей части.
Особенно аккуратными должны быть водители, передвигающиеся по второстепенной дороге, которым требуется съехать с нее и попасть на прилегающую территорию.
Самое первое для них – пропускать машины, движущиеся по главному пути. Любое нарушение всегда чревато наказанием, определяемым в КоАП РФ.
Виды наказаний:
- штрафы;
- лишение прав;
- принудительная отбуксировка автомобиля на штрафстоянку.
Денежные взыскания:
Нарушение | Штраф, руб. |
Продвижение по участку дороги встречного потока | 5000 |
Игнорирование предупреждений запрещающих знаков | 500 |
Неправильно использовалось ограничение по сквозному проезду | 1500 3000 – для москвичей |
На прилегающей территории автомобилист занял незаконно место, определенное для инвалидов. | 3000-5000 |
Управление авто в пьяном состоянии | 30 000 |
Превышение скорости | 500-5000 |
Эвакуация авто – один из видов наказания за несоблюдение правил парковки. Отвезти на штрафную стоянку авто могут в принудительном порядке, если оно загораживает проход там, где имеют права перемещаться пешеходы.
Следует отметить, что нахождение на штрафной площадке автотранспортного средства не бесплатное. За каждые сутки назначается приличная оплата.
Возможные ДТП и их последствия
ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:
- Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
- Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:
При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.
- Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.
ПДД: разворот с прилегающей территории
Не всегда удается осуществить желаемые маневры, и причиной тому является узкая проезжая часть или оставленные припаркованными транспортные средства. Здесь на помощь приходит имеющаяся рядом прилегающая территория. Здесь можно выполнить разворот. Естественно, сделать это нужно с учетом правил, и не стать помехой для других транспортных средств, которые передвигаются по проезжей части.
Прилегающая территория может находиться как справа, так и слева. Техника выполнения разворота в связи с ее местонахождением разнится.
- Прилегающая территория расположена справа. Проезжаете чуть вперед. Останавливаетесь. Пропускаете автомобили, если таковые есть, затем задним ходом, не создавая помех, въезжаете на нее. При таком движении у вас есть возможность правильно оценить обстановку на главной дороге. Оказавшись на прилегающей территории, включаете левый поворот и в просвете автомобильного потока осуществляете выезд из нее согласно ПДД.
- Прилегающая территория расположена лева. Этот маневр выполнить немного сложнее, чем предыдущий. Включите сигнал поворота. Транспортное средство должно находиться в крайнем левом ряду. Если необходимо, пропустите встречные автомобили. Затем передом заезжаете на прилегающую территорию. Старайтесь подъехать максимально близко к правой стороне. После того как ваше транспортное средство полностью съехало с главной дороги, остановитесь. Теперь аккуратно, не создавая помех, выезжаете задом с прилегающей территории.
Выезд с прилегающей территории на главную дорогу
Уступить дорогу — это значит не вынуждать другое ТС изменить направление или скорость. Причем изменить относительно того состояния, которое у него было в момент, когда надо было уступить.
Но выгадывать моменты, когда приоритет переходит от одного к другому — чревато недопониманием и ДТП. В этой связи красному в данном конкретном случае настоятельно рекомендую в порядке сознательности взять на себя повышенные обязательства — условно перефразировать понятие «уступить дорогу» в виде «не создавать опасности для движения и маневрирования ТС, находящимся на перекрестке или приближающимся к нему», а следовательно — стоять и ждать, пока все, кто потенциально может оказаться в зоне примыкания выезда с ПТ, не разъедутся.
Процедура рассмотрения или судебное разбирательство против решения об урегулировании возражений полностью не зависит от действий против плана земли или ее части, и поэтому эти два процесса могут выполняться параллельно. Тем не менее, важно противостоять плану землепользования уже в процессе планирования, в противном случае возможности для соблюдения предложения в административной судебной системе очень ограничены. В соответствии с прецедентной практикой административных судов предложение лица, которое было полностью пассивно в процессе планирования землепользования, может быть предоставлено только в исключительных обстоятельствах.
Как определить границы у Т-образного перекрестка?
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Ну и как, пользуясь таким определением, определить границы Т-образного перекрестка? Ведь наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений есть только со стороны примыкающей дороги. Их соединение не даст ничего похожего на границу перекрестка. Аналогично в случае свороток, ведь они тоже являются перекрестками. Как найти их границы?
Границу перекрестка искать необходимо, например, в местах многоуровневых развязок в форме клевера (или бабочки): в местах примыкания установлен знак «уступи дорогу» и полоса разгона, причем эта же полоса одновременно является и полосой торможения для тех, кто едет по главной, т.к. через 30-50 метров находится съезд. Хочется понять до какого места должен уступать тот, кто едет с примыкающей дороги, и с какого места должен начинать уступать тот, кто едет по главной, но совершает перестроение в правый ряд, чтобы повернуть направо в своротку.
Как отличить выезд с прилегающей территории от Т-образного перекрестка?
Иногда это создаёт реальную проблему, если едешь по какой-то дороге в первый раз. Ведь никакого специального обозначения у перекрестков может не быть. Есть примыкание равнозначных дорог, перед которым не устанавливаются никакие знаки приоритета, а есть выезды с прилегающих территорий, перед которыми по СНИПам можно ставить знак «уступи дорогу». То есть при наличии знака «уступи дорогу» это может быть выезд с прилегающей территории и тем, кто оттуда выезжает уступать не надо, а при отсутствии знака «уступи дорогу» это может быть равнозначный перекресток, и тогда выезжающим оттуда уступать может быть надо по правилу «помехи справа». Да и не видно в общем случае тому, кто едет по главной дороге, есть там знак уступи дорогу или нет.
Ширина выезда тоже не может быть показателем. Бывают реально такие выезды с прилегающих территорий, на которых 4 ряда машин поместятся, а есть дороги, на которых с трудом две машины разъезжаются.
Отличать Т-образный перекресток от выезда с прилегающей территории необходимо не только для того, чтобы правильно определять кто кому должен уступить, но и чтобы определять границы действия знаков, действие которых заканчивается на перекрестке (ограничение скорости, запрет остановки и т.п.).
Безопасность пешеходов на дороге – вот главная цель пешеходного перехода, который, как правило, пересекает проезжую часть, а также, возможно, и трамвайные линии. Наезд на пешехода на таких участках – грубейшее нарушение ПДД, карающееся законом.
Но… Не будем о плохом.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Пешеходный переход»
— участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками , и (или) разметкой , и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками и .
В отношении пешеходного перехода на данном этапе следует сделать пару замечаний.
Замечание 1.
Пешеход на этом участке дороги пользуется фактически полным и безоговорочным преимуществом. И все водители должны его пропускать в тот момент, когда он пересекает проезжую часть по организованному переходу.
А вот давайте не будем спорить: мол, пешеход перед тем, как ступить на проезжую часть, обязан убедиться в безопасности своего перехода и т.д. Так требует раздел ПДД, отвечающий за обязанности пешехода (4-ый раздел, кстати!).
Уважаемые правдолюбцы и законники! Судебная практика России, к сожалению, не принимает во внимание вышеизложенного положения ПДД. Сбит пешеход на переходе – виноват водитель! И доказать обратное бывает невероятно трудно! А практически – невозможно! Поэтому мы и постулируем: пешехода надо пропустить, когда он находится на пешеходном переходе или даже занес ногу над ним для только еще планируемого пересечения проезжей части (или трамвайных путей).
Замечание 2.
Ширина пешеходного перехода – вопрос принципиальный, ибо здесь запрещается выполнять ряд маневров (обгон, разворот, движение задним ходом и пр.). Поэтому знать габариты перехода – это обезопасить себя от нарушений ПДД и ответственности за это.
Что означает термин «Обгон»?
1. | ? | Опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). |
2. | ? | Опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. |
3. | ? | Любое опережение одного или нескольких транспортных средств. |
Под обгоном понимается маневр опережения одного или нескольких ТС, связанный с выездом из занимаемой полосы на полосу, предназначенную для встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (ПДД 1.2).
ПДД: разворот с прилегающей территории
Не всегда удается выполнить требуемый маневр, причина этого — узкая проезжая часть или автомобили, оставленные на стоянке. Здесь на помощь приходит прилегающая территория. Здесь вы можете сделать разворот. Конечно, это нужно делать с учетом правил и не становиться препятствием для других транспортных средств, движущихся по проезжей части.
Прилегающая территория может располагаться как справа, так и слева. Техника выполнения разворота зависит от его положения.
- Прилегающая территория слева. Этот маневр выполнить немного сложнее, чем предыдущий. Включите указатель поворота. Автомобиль должен находиться в крайней левой полосе движения. При необходимости обгоняйте встречные автомобили. Затем вы въезжаете на прилегающую территорию перед вами. Постарайтесь ехать как можно ближе к правой стороне. После того, как автомобиль полностью выехал из главной дороги, остановитесь. Теперь аккуратно, не мешая, отъезжайте назад с прилегающей территории.
- Прилегающая территория справа. Проедьте немного вперед. Стоп. Обгонять машины, если они есть, то задним ходом, не мешая, въезжать. Благодаря этому движению у вас есть возможность правильно оценить ситуацию на главной дороге. Оказавшись на прилегающей территории, поверните налево и в просвете транспортного потока выезжайте с нее по правилам дорожного движения.
Дворовая территория и жилая зона. О различиях между ними
Пункт 17.4 стал неотъемлемым элементом дорожных правил. В нём написано, что примерно одинаковый набор требований предъявляется к дворовым территориям и жилым зонам. Но в данном случае идентичность понятий не подразумевается.
У каждой из этих зон свои собственные знаки для обозначения. Понятие «дворовая зона» в тексте ПДД вообще не расшифровывается.
Собственно, жилые зоны сами могут относиться к дворовым территориям. И в обратную сторону правило тоже действует.
Проблема парковки во дворах все более актуальна
Наши власти пытаются минимизировать использование транспорта жителями страны. Поднимаются ввозные пошлины, налоги, акцизы на бензин, вводятся платные парковки. Люди откровенно пресекают попытки залезть в свой карман, особенно в отношение платных парковок и забивают близлежащие дворы своими автомобилями, поэтому проблема парковки во дворах будет все более и более актуальной. Кроме того, не так давно была инициатива создания законопроекта, регламентирующего количество парковочных мест во дворах в зависимости от численности дома и метражей квартир. Пока он на стадии доработки, но мы будем держать вас в курсе.