Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдолг Германии вырос за 2022 год на 2% — до рекордных 2,37 трлн евро». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственный долг вырос до нового максимума в конце прошлого года. Как сообщило Федеральное статистическое управление по предварительным данным, на конец 2022 года федеральные, земельные и местные органы власти, а также органы социального обеспечения задолжали около 2,37 триллиона евро. Побит рекорд госдолга Германии.
Государственный долг в Германии по канслерам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Ангела Меркель | 22.11.2005 — | 1771735.1200 | 1771735.1200 | 1771735.1200 | 1771735.1200 | 0.00% |
Основные причины рекордного госдолга ФРГ — энергокризис и пандемия
Федеральная задолженность выросла по сравнению с 2021 годом на 4,6 процента. Это произошло, в первую очередь из-за энергетического кризиса и необходимости повышенного финансирования в связи пандемией COVID-19, отмечают статисты.
На земельном уровне задолженность снизилась на 5 процентов. Позитивную динамику продемонстрировали почти все федеральные земли за исключением Саксонии-Анхальт. Долги муниципальных бюджетов выросли по сравнению с прошлым годом на 4,4 процента.
Списки стран мира по внешнему долгу
Внешний долг разных стран мира на 2018 год к ВВП:
Позиция | Название государства | Процент от ВВП |
---|---|---|
1 | Япония | 250.91 |
2 | Ливан | 147.62 |
3 | Италия | 131.71 |
4 | Эритрея | 127.5 |
5 | Португалия | 127.33 |
6 | Кабо-Верде | 122.25 |
7 | Бутан | 122.12 |
8 | Ямайка | 116.07 |
9 | США | 107.48 |
10 | Барбадос | 106.58 |
11 | Бельгия | 106.52 |
12 | Гамбия | 99.24 |
13 | Ливия | 98.94 |
14 | Франция | 98.84 |
15 | Испания | 98.47 |
16 | Сингапур | 97.93 |
17 | Мальдивы | 95.84 |
18 | Кипр | 95.32 |
19 | Ирак | 95.22 |
20 | Мавритания | 94.58 |
21 | Сан-Томе и Принсипи | 93.77 |
22 | Украина | 92.31 |
23 | Белиз | 92.04 |
24 | Бахрейн | 92.01 |
25 | Канада | 90.56 |
26 | Хорватия | 88.99 |
27 | Египет | 88.82 |
28 | Антигуа и Барбуда | 88.08 |
29 | Великобритания | 87.92 |
30 | Сент-Люсия | 87.87 |
31 | Иордания | 87.45 |
32 | Ирландия | 84.6 |
33 | Австрия | 83.85 |
34 | Мозамбик | 82.02 |
35 | Словения | 81.78 |
36 | Сент-Винсент и Гренадины | 81.73 |
37 | Доминика | 81.28 |
38 | Бразилия | 80.49 |
39 | Гренада | 78.26 |
40 | Сербия | 77.94 |
41 | Черногория | 76.99 |
42 | Шри-Ланка | 74.83 |
43 | Венгрия | 74.46 |
44 | Киргизия | 73.52 |
45 | Гана | 72.21 |
46 | Тринидад и Тобаго | 69.4 |
47 | Республика Конго | 68.99 |
48 | Беларусь | 68.89 |
49 | Ангола | 68.65 |
50 | Албания | 67.77 |
51 | Израиль | 67.69 |
52 | Багамские Острова | 67.56 |
53 | Малави | 67.45 |
54 | Финляндия | 66.25 |
55 | Лаос | 66.11 |
56 | Германия | 65.88 |
57 | Индия | 65.56 |
58 | Нидерланды | 64.89 |
59 | Вьетнам | 64.82 |
60 | Уругвай | 64.01 |
61 | Марокко | 63.97 |
62 | Пакистан | 63.66 |
63 | Того | 63.13 |
64 | Сальвадор | 61.79 |
65 | Джибути | 61.33 |
66 | Аргентина | 60.87 |
67 | Мальта | 60.78 |
68 | Тунис | 59.27 |
69 | Эфиопия | 59.03 |
70 | Замбия | 58.61 |
71 | Лесото | 58.5 |
72 | Сейшельские Острова | 58.49 |
73 | Йемен | 58.15 |
74 | Пуэрто-Рико | 57.7 |
75 | Маврикий | 57.56 |
76 | Самоа | 57.01 |
77 | Катар | 56.38 |
78 | Сенегал | 56.22 |
79 | Сент-Китс и Невис | 55.98 |
80 | Малайзия | 54.96 |
81 | Кения | 54.96 |
82 | Мексика | 54.89 |
83 | Зимбабве | 54.89 |
84 | Таджикистан | 54.43 |
85 | Гайана | 54.1 |
86 | Польша | 52.85 |
87 | Исландия | 52.63 |
88 | Судан | 52.43 |
89 | Сьерра-Леоне | 52.14 |
90 | Центральноафриканская республика | 52.11 |
91 | Южно-Африканская Республика | 52.11 |
92 | Словакия | 51.89 |
93 | Гондурас | 49.76 |
94 | Габон | 49.52 |
95 | Китай | 49.32 |
96 | Армения | 48.93 |
97 | Боливия | 48.28 |
98 | Колумбия | 47.99 |
99 | Нигер | 47.85 |
100 | Дания | 47.73 |
101 | Либерия | 47.65 |
102 | Коста-Рика | 47.34 |
103 | Гвинея-Бисау | 45.83 |
104 | Молдова | 45.02 |
105 | Гвинея | 44.71 |
106 | Босния и Герцеговина | 44.5 |
107 | Таиланд | 44.49 |
108 | Фиджи | 44.18 |
109 | Швейцария | 44.12 |
110 | Азербайджан | 43.8 |
111 | Руанда | 43.27 |
112 | Суринам | 43.07 |
113 | Папуа — Новая Гвинея | 42.71 |
114 | Танзания | 42.58 |
115 | Швеция | 41.9 |
116 | Оман | 41.7 |
117 | Литва | 41.42 |
118 | Камерун | 41.33 |
119 | Чехия | 40.97 |
120 | Бенин | 40.63 |
121 | Румыния | 40.21 |
122 | Уганда | 40.16 |
123 | Австралия | 39.96 |
124 | Македония | 39.67 |
125 | Грузия | 38.77 |
126 | Чад | 38.46 |
127 | Мадагаскар | 38.11 |
128 | Эквадор | 37.89 |
129 | Вануату | 37.79 |
130 | Южная Корея | 37.45 |
131 | Панама | 37.41 |
132 | Тайвань | 37.3 |
133 | Бурунди | 36.96 |
134 | Республика Гаити | 36.21 |
135 | Мали | 36.07 |
136 | Доминиканская Республика | 35.85 |
137 | Латвия | 34.67 |
138 | Бангладеш | 34.18 |
139 | Филиппины | 33.79 |
140 | Тувалу | 33.32 |
141 | Буркина-Фас�� | 33.01 |
142 | Камбоджа | 33.01 |
143 | Маршалловы Острова | 32.5 |
144 | Мьянма | 32.24 |
145 | Никарагуа | 32.16 |
146 | Намибия | 31.82 |
147 | Кот-д’Ивуар | 31.47 |
148 | Болгария | 30.62 |
149 | Южный Судан | 30.47 |
150 | Коморские Острова | 29.59 |
151 | Непал | 29.45 |
152 | Турция | 29.2 |
153 | Новая Зеландия | 29.02 |
154 | Индонезия | 28.4 |
155 | Норвегия | 27.94 |
156 | Парагвай | 27.28 |
157 | Экваториальная Гвинея | 27.25 |
158 | Венесуэла | 27.13 |
159 | Саудовская Аравия | 25.77 |
160 | Перу | 25.48 |
161 | Микронезия | 25.25 |
162 | Туркменистан | 24.54 |
163 | Алжир | 24.45 |
164 | Косово | 24.36 |
165 | Гватемала | 24.28 |
166 | Свазиленд | 22.77 |
167 | Чили | 22.51 |
168 | Демократическая Республика Конго | 22.18 |
169 | Люксембург | 22.13 |
170 | Кувейт | 22.08 |
171 | Сан-Марино | 21.57 |
172 | Кирибати | 20.77 |
173 | Казахстан | 20.46 |
174 | Объединённые Арабские Эмираты | 19.71 |
175 | Россия | 19.43 |
176 | Иран | 17.71 |
177 | Узбекистан | 15.19 |
178 | Нигерия | 13.98 |
179 | Ботсвана | 11.83 |
180 | Соломоновы Острова | 10.07 |
181 | Эстония | 9.16 |
182 | Афганистан | 8.01 |
183 | Бруней | 3.52 |
184 | Гонконг | 0.06 |
185 | Макао |
После распада СССР Россия объявила себя наследницей советских долгов, т.е. приняла на себя все долги Советского союза. Первые годы были сложными для всех его бывших республик, сопровождались гиперинфляцией, сильной девальвацией национальной валюты, закрывались предприятия, рос уровень безработицы.
На протяжении всех 90-х российское правительство только от МВФ получило 8 кредитов на общую сумму $22 млрд.
К концу 90-х внешний долг РФ достиг $188 млрд. – высшей точки того периода, однако $98 млрд. из них – долги СССР.
Динамика российского государственного долга
За последнее десятилетие госдолг РФ заметно вырос. Одной из причин такого положения является замедление роста экономики из-за санкций, введенных в 2014 году США и странами Европейского Союза. Другая причина — необходимость финансирования федерального бюджета при отсутствии резервов.
Какой внешний долг России на 2022 год? По данным, предоставленным Счетной палатой, он достиг почти 460 млрд долларов США. Около 70% от этой суммы составляют долги по государственным бумагам в иностранной валюте, а 30% — государственные гарантии РФ, номинированные в той же валюте.
Для определения разницы между доходами и расходами государства задолженность сравнивают с ВВП. Только сравнению подлежит общий долг России, то есть, внешний и внутренний. Чем показатель выше, тем сложнее ситуация, тем большую проблему составляет необходимость погашать долг. Если показатель низкий, значит, государство способно покрыть свои обязательства.
На 1 апреля 2021 года соотношение госдолга РФ к ВВП составило 17%. Это даже ниже, чем в 2020, но выше, чем в 2019. Показатель до 30% говорит о том, что в данное государство можно инвестировать, уровень рисков довольно низкий.
Что позволяет Америке иметь такие большие долговые обязательства?
При появлении в Америке дефицита бюджета власти сразу же пытаются перекрыть его за счет займов. Безусловно, дыру можно было заполнить благодаря снижению расходов на медицину. Кроме того, образования, повышению налогов. Но правительство не хочет гневить народ.
Встает вопрос: что позволяет Штатам набирать такие долги? Вашингтон не боится брать займы в долларах. Так как для него это приоритетная валюта, над которой установлен полный контроль.
Если не сумели вовремя выплатить, то включают станок и получают нужную сумму. Но американские власти этого не делают, чтобы исключить крах экономики и дефолт.
Дефолт может произойти и тогда, когда Америка не сможет выплачивать проценты по задолженностям. Но это случится, если никто из стран больше не даст взаймы, что полностью исключается.
Однако, что может угрожать США – это пропорции государственного долга к ВВП. Этот показатель равен 104%, что считается нормой. Государству достаточно немного пополнить рынок новой продукцией, и дефицит восполнится.
Но стоит осознавать, что средства, занимаемые Штатами у других стран, не идут в карманы чиновников. Более того, они умно инвестируются в разнообразные сферы жизни. Государство создает новые рабочие места, образуются инновационные производства.
Пока Вашингтон в состоянии выплачивать долг, серьезных проблем не возникнет. Кроме того, уязвимость заключается в увеличении процента займов по отношению к ВВП.
Международная инвестиционная позиция Российской Федерации
Значительное снижение иностранных обязательств привело к росту чистой международной инвестиционной позиции Российской Федерации до 770,4 млрд долларов США на 1 января 2023 года с 485,0 млрд долларов США на начало 2022 года.
Совокупный объем иностранных активов Российской Федерации сократился на 38,7 млрд долларов США и составил 1613,2 млрд долларов США. Определяющую роль сыграли отрицательные переоценки, обусловленные снижением котировок обращающихся финансовых инструментов и ослаблением валют, отличных от доллара США, а также прочие изменения, связанные с процессом редомициляции международных компаний.
Какие всего три страны в мире не имеют долгов перед США и МВФ
- Бруней — небольшой султанат, расположенный на острове Борнео (Калимантан) на границе с Малайзией, входит в Содружество наций Великобритании;
- Макао — специальный административный район Китая со своей валютой (патака) и автономией, известный своим открытым портом, многочисленными казино, игорными домами и автоматами, ночными клубами и… финансовыми учреждениями.
- Палау — архипелаг из 328 островов в Тихом океане, находящийся под управлением США с 1947г. (с 1994 г. «независимое государство», решившее на референдуме заключить «свободную ассоцию с США». В стране нет вооруженных сил и политических партий, она живет за счет туризма и субсидий США. Национальная валюта — американский доллар.
Что такое внешний долг
Привлечение заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства, приводит к накоплению долговых обязательств рассматриваемого государства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и т.д.
Формирование внешнего государственного долга (т.е. заимствования) осуществляется через операции на долговом рынке или посредствам прямых займов. Облигации федерального займа (Россия) или иные бумаги аналогичного типа, считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер госдолга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.
Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.
Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.
ВВП как показатель развития экономики
Чем выше сумма валовой продукции, тем более развита экономика. Однако общий уровень ВВП страны не дает полного понимания, насколько высок реальный уровень благосостояния в обществе. При его расчете не учитываются такие факторы, как:
- численность населения страны. При одинаковом ВВП страны могут различаться по числу производителей-резидентов и нетрудоспособных жителей. Например, по общему уровню ВВП в 2017 году Китай с населением более 1,7 млрд. человек занимал второе место в мире (12 263,43 млрд. долларов США), в то время как Германия с населением всего 82,8 млн. человек — четвертое место (3 591,69 млрд. долларов США);
- структура потребления, распределения и качество товаров и услуг;
- величина свободного времени (длительность рабочего дня, выходные и праздничные дни, отпуск).
Для составления мнения об уровне благосостояния в стране более важным и полезным индикатором (хотя тоже не идеальным) станет расчет валового внутреннего продукта на душу населения. Его значение покажет то количество товаров и услуг, которые приходятся на одного жителя (в международных долларах, которые равны доллару США).
Рассчитать его несложно: объем ВВП необходимо разделить на численность населения страны. В 2019 году ВВП Германии составил около 4 трильйона долл. Показатель на душу населения 48 264 долларов США (18 место в мире).
Какая есть альтернатива существующей финансовой системе?
Существующая в настоящее время мировая финансовая система основана на использовании доллара как основной, а фактически, единственной мировой резервной валюты. Основы системы были заложены в 1944 году с формированием Бреттон-Вудской системы и созданием Международного валютного фонда (МВФ).
С отказом в 1971 году от конвертируемости доллара в золото система приобрела её современные очертания.
США, опираясь на свой валютно-экономический потенциал и золотой запас, приравняли доллар к золоту, закрепив за ним статус главной резервной валюты. При создании системы декларировалось, что она должна обеспечивать сбалансированное развитие мировой экономики за счёт использования управляемых плавающих валютных курсов. В итоге на деле она привела к громадным диспропорциям в мировой торговле, росту денежной массы и увеличению финансовых рисков.
Перераспределение позиций между странами в наше время является отражением важной особенности современного экономического развития, конкурентной борьбы на мировом рынке. Экспоненциальный рост дисбалансов в мировой экономике начался в 90-х годах, когда созданная система во всё большей степени стала обеспечивать в основном лишь растущие потребности экономики США. США использовали статус доллара как резервной валюты для покрытия национальной валютой дефицита своего платёжного баланса. Годовой дефицит внешнеторгового баланса США с нескольких десятков млрд долларов в 80-х годах вырос в итоге до 500-700 млрд долларов. Это тот дополнительный объём товаров и услуг, которые в обмен на доллары ежегодно получают США. Таким образом, США пользовались результатами чужого труда через импорт товаров за счёт экспорта своих долларов.
Основатели Бреттон-Вудской валютной системы полагали, что валютные интервенции, направленные на поддержку паритетного обменного валютного курса, предоставят разработанным валютным соглашениям возможность самоадаптации к изменениям экономических условий, как то обеспечивал золотой стандарт.
Однако неравноправный валютный механизм способствовал укреплению позиций США в мире в ущерб другим странам и международному сотрудничеству. Бреттон-Вудская система оказалась неспособной обеспечить относительно длительную стабильность обменных курсов валют.
На этом фоне мы наблюдаем сильную волатильность валют. Занижение валютного курса — это сравнительно безболезненный и простой политический приём, призванный повысить конкурентоспособность своих товаров и услуг на международных рынках. Другие способы улучшения экономического состояния, например структурные реформы, осуществить гораздо тяжелей.
США, пользуясь резервным статусом своей национальной валюты, давно печатают столько долларов, сколько им нужно для финансирования растущих бюджетных расходов.
Важной особенностью современной финансовой системы является то, что её инструменты перестали подкрепляться материальной базой, а стали лишь электронной записью на счетах. Это присуще доллару США, ценным бумагам, деривативам, внутренним и внешним долгам.
Очевидно, что подобная финансовая система, опирающаяся на доллар, при абсолютном доминировании США в мире неустойчива и чревата крахом. Это вопрос лишь времени, но необходима какая-то альтернатива.
Как США погасить свой долг?
Уже сейчас, чтобы закрыть все свои долги, Штатам потребуется более полутора лет работы в прежнем режиме без каких-либо трат на собственное обеспечение. То есть без вкладывания денег в экономику, военных расходов, обеспечения социальных гарантий, выдачи кредитов… Трудно представить, что Правительство США когда-нибудь на это пойдет. Ведь даже умерить свои траты оно не в состоянии на протяжении уже нескольких десятков лет.
Второй вариант решения: каждый американский гражданин выкладывает из своего кармана 85 000 $ — и долг погашен. Представить такое еще сложнее. Так что при существующей экономической и политической системе в обозримом будущем государственный долг США будет только расти. Для страны это не является проблемой, пока она способна гарантировать свои обязательства — покрывать проценты по многочисленным кредитам.
Долговой тормоз (Германия)
Поскольку долговым тормозом в Германии является конституционное постановление, на которое Комиссия федерализма решила в начале 2009 года, государственный долг Германии ограничить, а федеральное правительство и правительства земель с 2011 года для обязательных целей по сокращению бюджетного дефицита ставят.
С долгом тормозом в конституции «структурное», таким образом, от экономических , независимого, правительства долг для стран запретили и для федерального правительства максимума 0,35 процента от номинального валового внутреннего продукта ограничен. Однако исключения для стихийных бедствий или экономических кризисов по-прежнему предусмотрены. Помимо структурных новых заимствований, допустимо «циклическое финансовое сальдо », которое является положительным при подъеме и отрицательным при спаде и определяется с использованием специальной формулы. Это необходимо для обеспечения эффективности автоматических стабилизаторов .
Государственный долг в Германии
В конце 2016 года у федерального правительства, штатов и муниципалитетов, а также их дополнительных бюджетов была задолженность на сумму около 2006 миллиардов евро, крупнейшим должником с 63% было федеральное правительство, 30% приходилось на федеральные земли и 7%. муниципалитетам. Коэффициент государственного долга в Германии снова имеет тенденцию к снижению с максимума в 82,5% в 2010 году. Международный валютный фонд предполагается , что национальный коэффициент долга Германии значительно снизится до 60,5% к концу 2019 года, с уровнем задолженности только EUR 1,995.8 млрд. Это почти вернет Германию к Маастрихтскому критерию 60% или меньше. Однако из-за разовых расходов, связанных с кризисом короны 2020 года, государственный долг, вероятно, снова вырастет до 75%.
Тормоз муниципального долга
В дополнение к вышеописанному ограничению долга для федерального правительства и правительства штата (ограничение государственного долга), в законе о муниципальном бюджете федеральных земель также есть положения, ограничивающие муниципальный долг (ограничение муниципального долга). Здесь можно провести различие между нормативными актами, ограничивающими получение кредитов / инвестиционных ссуд (тормоза инвестиционной кредитной задолженности), и нормативными положениями, ограничивающими заимствования наличными (тормоза задолженности по кредитам наличными). Кроме того, некоторые муниципалитеты добровольно включили положения об ограничении долга в свои основные уставы (например, Йена, Мангейм) или приняли для этой цели отдельный закон (например, Хоккенхайм). В академических кругах, а также в некоторых странах обсуждается введение так называемого « тормоза двойного муниципального долга », функционирование которого основано на увязке так называемого «вклада поколений» с двойной бюджетной корректировкой. . Такая модель долгового тормоза с вкладом поколений z. B. муниципалитеты Таунушштайн, Фройденберг и Штадткилль.
В Германии ведется публичная дискуссия о списании долга муниципалитетов с крупной задолженностью, поскольку их долги серьезно ограничивают их способность действовать и их инвестиции. SPD, например, призвал к облегчению долгового бремени в сочетании с ужесточением правил долга.
Характерные показатели внешнего госдолга
Оценочный анализ кредитной нагрузки будет неполным без указания значений внешнего долга. Именно данный показатель способствует пониманию общего самочувствия изучаемой экономики. Стабильность и степень инвестиционной зависимости суверенной экономики – еще одни показатели, рассматриваемые через призму внешних кредитных обязательств. Минфин использует полученные при анализе сведения для моделирования дальнейших экономических сценариев и определения государственного экономического курса.
Существуют два основных показателя, определяющие характеристики целых групп данных, эти показатели определяют остатки и динамику (потоки). Важное значение при расчетах размера внешнего долга страны, имеют коэффициенты платежеспособности отражающие такие аспекты как:
- объем долга по отношению к ВВП;
- баланс объема экспортной прибыли к платежам по процентам займа (в %);
- индикатор устойчивости – указывает на степень потенциального риска, связанного с выплатами по кредиту;
- уровень ликвидности и возможность платить.
Многие кредиторы считают важнейшим, показатель отношения долга к размеру ВВП. Также важен показатель долг/экспортная прибыль. При росте показателя выше 275% может быть запущена процедура списания долгов с государства. Рост данного показателя приводит к изменению условий выдачи займов.
Показатели внешнего долга
Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:
Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).
В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.
Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:
Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.