Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин и женщин». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Таблица выхода на пенсию с 2017 года
Дата рождения | Пенсионный возраст, лет | Период выхода на пенсию | ||
---|---|---|---|---|
женщины | мужчины | женщины | мужчины | |
01.01-30.06.1962 | 01.01-30.06.1957 | 55,5 | 60,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1962 | 01.07-31.12.1957 | 56 | 61 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1963 | 01.01-30.06.1958 | 56,5 | 61,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1963 | 01.07-31.12.1958 | 57 | 62 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1964 | 01.01-30.06.1959 | 57,5 | 62,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1964 и младше | 01.07-31.12.1959 и младше | 58 | 63 | 01.07-31.12.2022 |
«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Особенности пенсионной системы в Беларуси
В отличие от граждан России, пенсионные отчисления белорусов не разделены на страховые и накопительные. Каждый работающий в Белоруссии ежемесячно делает взносы в ФСЗН. Из этих средств государство выплачивает пенсии, пособия и иные социальные выплаты нетрудоспособным лицам.
До 1 января 2017 года пенсионерами считались мужчины, достигшие 60 лет, женщины – 55 лет. Они получали право на трудовую пенсию. Для ее оформления необходимо «наработать» определенное количество лет стажа с обязательными отчислениями. В случае недостаточного периода работы человек получает социальную выплату, равную половине прожиточного минимума.
Такая система существовала в Белоруссии со времен Советского Союза. Однако современный уровень жизни, улучшение качества медицины, увеличение продолжительности жизни уже не позволяют относить нынешних мужчин и женщин, достигших 60 и 55 лет соответственно, к пожилым и не способным продолжать трудовую деятельность. Кроме того, при падающем уровне рождаемости появляется риск дефицита трудоспособного населения.
Число пенсионеров растет, государству необходимо принимать меры по их обеспечению. Следуя международной практике, правительство Белоруссии выбрало наиболее демократичный и гуманный вариант – повысить пенсионный возраст. Программа предусматривает ежегодное увеличение возраста выхода на заслуженный отдых на 6 месяцев до 2022 года.
Полугодовые увеличения относятся не только к возрасту. В таком же порядке повышается минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии. В 2017 году он составлял 15 лет.
В связи с пенсионной реформой по увеличению пенсионного возраста порядок назначения и выплаты пенсии в Белоруссии уже в 2018 году кардинально изменился. И теперь ежегодно он претерпевает установленные законом корректировки.
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Таблица выхода на персию в РБ, женщины
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:
- в 50 лет — женщины;
- в 55 — мужчины.
До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.