Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о прибытии и убытии иностранного гражданина в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как было сказано ранее, владелец РВП имеет право жить и работать лишь в пределах того региона, где и было оформлено такое разрешение. Однако, согласно п. 2 ст. 11 ФЗ № 115, даже в пределах этого региона он не вправе самовольно менять и избирать себе новое место проживания, вне пределов того адреса, по которому он зарегистрирован. Для этого он должен предварительно уведомить о смене места проживания миграционные органы и получить на это одобрение.
Что требуется от принимающей стороны
Приглашающая сторона и принимающая – понятия разные. Первая оформляет пригласительный документ (это может быть, как гражданин РФ, так и организация), вторая – предоставляет право на временное проживание на принадлежащей ей жилплощади, а также право на осуществление коммерческой деятельности либо каких-либо работ. Функции принимающей стороны на себя могут возложить зарегистрированные на территории РФ и имеющие место для проживания лица, наниматели, предприятия, представляющие госструктуру лица, а также уполномоченные организациями (иностранными, в том числе) лица.
Если лицо с иностранным гражданством имеет на территории РФ жилую недвижимость, зарегистрировать свое проживание в ее отношении он может самостоятельно, предъявив для этой цели фиксирующее право на жилье документы.
Заполнение бланка, отправляемого после оформления в отделение МВД, следует осуществлять на русском языке.
Смена места проживания в пределах региона
Но в данном случае существует одна проблема. Ранее действовавший Административный регламент (был утвержден еще приказом ФМС от 29.02.2008 № 40) предусматривал соответствующую процедуру, которая называлась «Получение разрешения на изменение места проживания». Но в связи с изменениями законодательства и, в частности, с реорганизацией ФМС он был отменен. Ныне же действующий Регламент такой процедуры не предусматривает, тем не менее норма, запрещающая самовольную смену места жительства, действовать продолжает.
Все это значит, что процедура смены места проживания предусматривает лишь уведомительный характер – обязательного получения разрешения для этого в ГУВМ не предусмотрено. Таким образом, для смены места жительства достаточно подать заявление в ГУВМ в свободной форме либо по нынешнему месту жительства, либо по новому адресу.
Ответственность временно пребывающих в РФ
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).
Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).
К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).
Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):
- в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
- осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
- уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
- не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;
- привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.
Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам
Согласно положениям законов об обязательном страховании, проживающие (постоянно или временно) в РФ иностранцы оказываются подлежащими таким видам страхования, как:
- ОПС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП);
- ОСС по нетрудоспособности и материнству при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору, но не в ситуации, когда иностранец является ИП;
- ОМС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП), но не тогда, когда иностранный специалист имеет высокую квалификацию;
- ОСС по травматизму при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору.
То есть с доходов иностранцев, оформленных по трудовому или ГПХ договору, придется платить все взносы по тем же правилам, что и с доходов граждан РФ, если иностранцы не относятся к разряду специалистов высокой квалификации. В отношении специалиста высокой квалификации обязательными будут начисления на ОПС и ОСС. ИП-иностранец окажется плательщиком взносов на ОПС и ОМС.
Общеустановленные тарифы для взносов в 2019–2020 годах с зарплаты работающих по трудовому или ГПХ договору иностранцев составят (ст. 426 НК РФ):
- на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 150 000 руб. (в 2019 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
- ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% с дохода, не превысившего 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут;
- ОМС — 5,1% со всей суммы дохода.
При этом у плательщика взносов также может возникнуть:
- обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
- возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.
Тарифы страховых взносов с иностранцев в 2019–2020 годах на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.
Разрешение на временное проживание иностранного гражданина является подтверждением права временно проживать в России и выдается сроком до 3 лет без права продления. Согласно законодательству, иностранец обязан ежегодно отмечаться в ФМС, а за 6 месяцев до окончания срока разрешения может подать заявление на получение вида на жительство.
Выдача РВП производится в пределах ежегодной квоты или при наличии серьезных оснований. К примеру:
- Участие в государственной программе;
- Наличие супруга, нетрудоспособного родителя или ребенка с гражданством РФ.
Разрешение на временное проживание дает следующие права:
- Легальное трудоустройство;
- Беспрепятственный въезд и выезд;
- Получение ИНН;
- Оформление ИП.
Могут ли не взять на работу: причины и решение проблемы
Согласно трудовому законодательству РФ, ограничение в приеме мигрантов на работу является дискриминацией. Несмотря на это, из-за проверок и высоких штрафных санкций многие организации не хотят брать на работу иностранцев с разрешением на временное проживание.
Если работодатель не желает принимать соискателя с РВП, необходимо выяснить, почему запрос был отклонен. Если действия работодателя являются незаконными и не связаны с профессиональными качествами кандидата, то следует попросить письменный отказ и обжаловать его в судебной инстанции.
Статус временного проживания дает возможность открыть собственный бизнес в качестве индивидуального предпринимателя или устроиться по своей специальности. Кроме того, ежегодное подтверждение РВП невозможно без официального трудоустройства.
Прием на работу иностранца с РВП в соответствии с российским законодательством: выгодно или нет
Отказ российских работодателей от привлечения к работе иностранных граждан в принципе или от их официального оформления на предприятии связаны с незнанием Трудового законодательства РФ и отсутствием миграционных/кадровых специалистов. Однако, прием на работу иностранца с РВП не предполагает дополнительных издержек. Трудоустройство гражданина иностранного государства в соответствии с нормами трудового законодательства выгодно для всех трех сторон:
- Для государства. Правительство любой страны, в том числе и Российской Федерации, предоставляя иностранным гражданам разрешение на временное проживание, вид на жительство и право на вступление в гражданство, предполагает получить законопослушных трудящихся, которые будут работать на благо местной экономики. В связи с этим, требование официального оформления на рабочем месте является обязательным к исполнению всеми иностранцами, желающими временно или постоянно трудиться на территории России.
- Для работодателя. Наниматели, которые соблюдали закон при приеме иностранца на работу, получают возможность защитить свои интересы:
- Появляется возможность возложить на сотрудника полную/частичную материальную ответственность в случаях, когда он обладает доступом к ценностям.
- Если сотрудник не справится с возложенными на него обязанностями и навредит репутации или финансовому благополучию работодателя, его можно будет привлечь к ответственности, поскольку на руках у нанимателя будут все необходимые документы, подтверждающие факт выполнения конкретных работ и оказания услуг.
- Со стороны контролирующих органов не будет никаких претензий. Сотрудник, оформленный на работе официально, не станет жаловаться на нарушение его прав в трудовую инспекцию, в прокуратуру или в суд.
- Для иностранного работника. Сотрудник, с которым заключен трудовой договор, может быть уверен в том, что:
- ему выплатят причитающуюся зарплату, компенсируют время, проведенное на больничном и в отпуске, гарантируют страховые выплаты в случае получения травмы и увечья, выдадут выходное пособие в случае сокращения штата или ликвидации фирмы, оплатят сверхурочную работу, обеспечат получение в будущем страховой пенсии;
- власти страны не ограничат его права на проживание в России на основании РВП и позволяет в дальнейшем претендовать на вид на жительство и гражданство.
Работа для мигранта: зачем нужен РВП
В выбранном регионе иностранец находит работу разными способами. Он может обратиться в агентство или встать на биржу труда. Соискатель на должность может рассмотреть предложения о работе на сайтах или в печатных изданиях.
Если человек ищет вакансии с РВП для работы в Москве, рекомендуется обратиться в центр занятости. Здесь предложат несколько подходящих вариантов, учитывая опыт, квалификацию и профессиональные навыки.
За соответствующую плату агентство по трудоустройству подберет подходящую вакансию. Услуги кадрового агентства в некоторых случаях оплачивает работодатель.
Разместить резюме рекомендуется на веб-ресурсах, например, на сайтах Jobs, Avito или любом другом. Соискатель может сам откликнуться на предложенные вакансии. Стоит предупредить работодателя о своем иностранном гражданстве.
Административная ответственность принимающей стороны за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета
Работодатель участвует в процессе постановки на учет временно пребывающего иностранного гражданина по месту пребывания в случае, если по отношению к нему он является принимающей стороной (п. 1 ч. 1 ст. 2 и ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
В соответствии с пп.2 п.2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постановке на учет по месту пребывания подлежит, в том числе временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания — в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Пунктом 2 ст. 22 установлено, что для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:
— по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;
— после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:
— представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;
— передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, предусмотрена частью 4 ст.18.9 КоАП РФ.
Помощник прокурора Пролетарского района г. Тулы юрист 2 класса Кузнецов А.Е.
Продление миграционного учета.
Поскольку продление миграционного учета требует наличия оснований, каждый иностранец должен знать, в каком случае ему будет доступна эта процедура. Среди оснований, наличии которых позволит продление миграционного учета иностранных граждан, находятся:
1 | Вынужденная задержка на территории страны, связанная с чрезвычайными обстоятельствами или введенными правительством ограничениями на выезд. Законность нахождения на территории державы будет продлено вплоть до окончания карантина или других действующих ограничений. |
2 | Беременность или роды, уход за близким родственником, находящимся на стационарном лечении, а также оформление наследства или гражданства. Продление законного нахождения регламентируется основаниями, которые послужили причиной к таким действиям. |
3 | Уважительная причина, такая как принятие обращения на оформлению ВНЖ продлевает законность нахождения в державе на срок рассмотрения обращения, который занимает четыре месяца. |
Регистрация по месту пребывания: порядок действий
Учесть все требования законов и постановлений, перечисленных выше, не простая задача даже для грамотного россиянина. Что уж и говорить об иностранцах. Им важно знать как сделать временную регистрацию по месту пребывания.
Суть процедуры заключается в своевременном уведомлении сотрудников ГУВМ МВД о прибытии в определенное место. Основанием для постановки на учет является уведомление о прибытии, которое подаётся в соответствующий орган напрямую, либо с помощью МФЦ и Почты России. Прохождение процедуры подтверждает отрывная часть этого уведомления, которая остаётся на руках у иностранцев, и, которую, они обязаны носить с собой вместе с паспортом. В большинстве случаев вопросами прописки занимается принимающая сторона.
Обязанности принимающей стороны
Как мы уже упоминали ранее, прописка иностранного гражданина по месту пребывания – это задача принимающей стороны.
Принимающей стороной имеют право быть:
- Россияне, которые являются собственниками помещения, либо имеют постоянную прописку по требуемому адресу.
- Иностранцы, проживающие в России на основании вида на жительства и имеющие постоянную регистрацию.
- Сам иностранный гражданин, если у него в собственности есть жилое помещение. Регистрация по данному адресу членов семьи возможна только если иностранец прибыл в Россию в качестве высококвалифицированного специалиста.
- Юридическое лицо, зарегистрированное в России, его филиалы и представительства.
- Органы государственной власти Российской Федерации.
В основные обязанности принимающей стороны входят:
- Заполнение бланка уведомления о прибытии (информация для его заполнения берется из документов иностранного гражданина).
- Передача заполненного бланка уведомления в государственные органы в ГУВМ МВД или МФЦ.
- После проверки правильности заполнения бланка уведомления, получить и передать иностранцу отрывной талон-уведомление с отметкой.
Где можно работать иностранному гражданину?
Главное преимущество получения РВП в том, что оно дает право официально устроиться в РФ на работу гражданину другой страны, и он не может подвергнуться депортации при правомерности своих деяний, в отличие от лиц, находящихся в России нелегально.
Законное пребывание в России является первоочередным условием оформления разрешения на временное проживание.
Прежде чем стать на учет в миграционную службу для приобретения РВП, иностранцу нужно четко определить, где и кем он будет трудоустроен, т.к. согласно пункту 5 статьи 13 указанного Федерального закона, иностранец не может выполнять работу вне пределов субъекта РФ. Поэтому, изначально должна быть известна и определена профессия и регион.
Стоит отметить такую особенность, что город и область будут иметь значение разных регионов.