Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие дела рассматривает мировой суд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Комментарий к ст. 29.5 КоАП
Общая территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. Исключение составляют дела, перечисленные в частях 2 и 3 статьи 29.5 КоАП РФ, для которых установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных данными нормами критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).
Для дел о правонарушениях, за совершение которых предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, частью 4 статьи 29.5 комментируемого Кодекса установлена альтернативная территориальная подсудность. Орган (должностное лицо), составивший протокол о таком правонарушении, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета транспортного средства.
Подсудность административных дел
1. Понятие и виды подсудности административных дел. Подведомственные судам общей юрисдикции административные дела разрешаются ВС РФ, областными, краевыми судами, образованными на уровне субъектов РФ, и районными судами, а также военными судами как специализированными судами.
Общим для всех судов является их право разрешать административные дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из них вправе разрешать лишь те дела, которые отнесены законом к его компетенции. В связи с этим возникает необходимость четко определить полномочия судов на рассмотрение административных дел по существу, что достигается с помощью правил подсудности. Правила подсудности гарантируют реализацию ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
При этом подсудность административных дел с участием как российских, так и иностранных лиц определяется по общим правилам, установленным КАС, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В отличие от подведомственности, с помощью которой разграничиваются полномочия на разрешение административных дел между различными юрисдикционными органами, подсудность разграничивает компетенцию между различными судами общей юрисдикции и ВС РФ. В зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой действует тот или иной суд, принято различать подсудность родовую, или предметную, и территориальную, или пространственную (местную).
2. Родовая подсудность. Родовой (предметной) считается подсудность дел судам, относящимся к различным звеньям судебной системы. С ее помощью разграничивается компетенция районных судов, судов, образованных на уровне субъектов РФ, и ВС РФ. Это достигается путем отнесения к ведению каждого звена судебной системы административных дел строго определенного рода по предмету спора.
Согласно ст. 19 КАС подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. 18, 20 и 21 КАС, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
ВС РФ, согласно ст. 21 КАС, рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Судебного департамента при ВС РФ, Центрального банка РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в ВС РФ предусмотрено федеральным законом;
4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;
6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов РФ;
7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента РФ, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
10) о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ;
11) о разрешении споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в ВС РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;
12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов;
13) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
14) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета РФ.
Какие дела подсудны мировому судье?
Подсудность мировых судей по гражданским делам прописана в статье 3 ФЗ-188, статье 23 ГПК РФ.
В ведомстве данного судебного звена находятся вопросы, касающиеся:
- выдачи судебного приказа;
- развода, если муж и жена не конфликтуют по поводу детей;
- раздела общесемейной собственности после развода, если сумма требования не больше 50 000 руб.;
- решения других семейных конфликтов;
- имущественных споров при сумме требования не более 50 000 руб.;
- установление порядка пользования движимой собственностью и недвижимостью.
Специальные законы относят к зоне ответственности мировых судов и прочие вопросы.
Не находятся в ведомстве данного суда споры, касающиеся:
- отцовства (материнства);
- лишения и ограничения родителей прав в отношении детей;
- усыновления (удочерения);
- прочих конфликтов, касающихся несовершеннолетних лиц;
- недействительности брака;
- наследования;
- интеллектуальной деятельности.
Исключительная подсудность районного суда
Исключительная территориальная подсудность означает, что требования будут рассмотрены только в конкретном суде, изменить эту подсудность договором или выбрать истцу невозможно.
К гражданским делам, рассматриваемым по правилам исключительной подсудности, относятся:
- нарушение прав на принадлежащее человеку здание, сооружение, земельный участок или любой другой стационарный объект, включая наложение ареста на подобные объекты;
- требования, выставляемые кредиторами человека, открывшего наследство, до того момента, как наследуемое имущество будет распределено между потенциальными наследниками;
- нарушения перевозчиками грузов условий транспортных договоров.
Подсудность административных правонарушений
Определение 1
Подсудность административных правонарушений — компетенция конкретных судов судебной системы по рассмотрению дел об административных правонарушениях по первой инстанции.
Выделяют родовую и территориальную подсудность:
-
Родовая подсудность административных правонарушений – распределение их между судами различных уровней
Дела об административных деликтах могут рассматривать:
- районные суды
- мировые судьи;
- гарнизонные военные суды
- судьи арбитражных судов
-
Территориальная подсудность административных правонарушений – разграничение рассмотрения дел об административных правонарушениях судами одного звена, но на разной территории.
Общим является правило рассмотрения административного дела судом территориального расположенного там же, где и орган, осуществлявший расследование.
Подведомственность дел
В КоАП РФ задействованы три варианта закрепления подведомственности дел о правонарушениях:
- исключительная – это признак, который дает право закреплять полномочия по изучению тех или иных административных вопросов только за одним из субъектов административно-деликтных отношений: судья, должностное лицо;
- двойная – это признак, который предполагает одновременное предоставление компетенции по изучению тех или иных вопросов двум и более субъектам;
- альтернативная подведомственность – это признак, который дает возможность одновременного предоставления доверенности по рассмотрению тех или иных вопросов двум и более субъектам административно-деликтных отношений.
Комментарий к Статье 29.5 КоАП РФ
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Общая территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. Исключение составляют дела, перечисленные в частях 2 и 3 статьи 29.5 КоАП, для которых установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных данными нормами критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП).
Для дел о правонарушениях, за совершение которых предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, частью 4 статьи 29.5 комментируемого Кодекса установлена альтернативная территориальная подсудность. Орган (должностное лицо), составивший протокол о таком правонарушении, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета транспортного средства.
Компетенция мировых судей
Подсудность административных дел КоАП – это компетенция мировых судей. Административные дела, подсудные мировому судье, дают возможность определить конкретного судью, имеющего полномочия для судебного разбирательства.
В судебной практике мировых судей, как правило, преобладают правонарушения в области дорожного движения или предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и правовых нарушений против общественного порядка и общественной безопасности.
Наиболее частые дела о правонарушениях предусмотрены в списке положений ч. 1-2 ст. 12.8, ч. 1-3 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ст. 12.24 РФ. Мировые стражи правосудия рассматривают также дела, возбужденные сотрудниками органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действующими на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398).
Согласно ст. 2 постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398, сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеют права и полномочия федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, установленные Положением о Российской транспортной инспекции (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515). Федеральная служба выполняет вышеперечисленные права и полномочия через Управление автотранспортного, городского электротранспортного и автодорожного надзора, входящего в состав Федеральной службы.
О презумпции невиновности
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
О привлечении к ответственности юридических лиц и должностных лиц
В случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.
Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
Подсудность районных судов
К подсудности районных судов законом отнесены все споры, не отнесенные к подсудности мировых судей, военных и вышестоящих судов, в числе которых:
- Все семейные споры, за исключением дел о расторжении брака, не отягощенных спором о детях, и дел о разделе имущества супругов с ценой иска до пятидесяти тысяч рублей (с 01.10.2019)
- Жилищные споры, включая дела об определении порядка пользования жилым имуществом (с 01.10.2019)
- Имущественные споры, по которым цена иска превышает пятьдесят тысяч рублей
- Имущественные споры о защите прав потребителей с ценой иска свыше ста тысяч рублей (с 01.10.2019)
- Споры неимущественного характера: о возмещении вреда здоровью, морального вреда, и др.
- Наследственные споры
- Трудовые споры
- Споры о правах на недвижимое имущество
- Споры, касающиеся интеллектуальной собственности
- Дела, рассматриваемые в порядке особого производства: об установлении юридически значимых фактов, признании гражданина недееспособным, ограничении в дееспособности, признании безвестно отсутствующим, объявлении умершим и другие, перечисленные в ст. 262 ГПК РФ.
Дела, подсудные верховным судам республик, краевым, областным, городским судам, а также Верховному Суду РФ определены в ст. 26 ГПК РФ, главе 45 ГПК РФ, и ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».
Территориальная подсудность
Законом установлены следующие правила территориальной подсудности:
- Общая подсудность (ст. 28 ГПК РФ) – когда иск подается в суд по месту жительства ответчика
- Альтернативная подсудность (ст. 29 ГПК РФ) – когда иск может быть подан в суд как по месту жительства ответчика, так и по месту жительства истца
- Исключительная подсудность (ст. 30 ГПК РФ) – когда законом установлена точная подсудность дела. Помните, что родовая и исключительная подсудности строго определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон
- Договорная подсудность (ст. 32 ГПК РФ) – когда стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность спора, то есть в договоре прописывается конкретный суд, к котором будет рассматриваться спор. Однако изменить стороны могут только общую и альтернативную подсудность
- Подсудность по связи дел (ст. 31 ГПК РФ) – устанавливает, что иск к нескольким ответчикам может быть подан по месту жительства любого из них, а встречный иск подается тому же судье, который рассматривает основной иск
Зная эти правила, вы сможете правильно определить суд для подачи своего искового требования. Это один из важнейших моментов при обращении в суд, поскольку несоблюдение правил подсудности влечет возвращение иска судом. А это существенно затянет процесс восстановления вашего нарушенного права, ведь иск придется подавать заново в другой суд.
Кроме того, неправильная подача иска может нести в себе риск пропуска срока исковой давности. К примеру, если исковое заявление подано в последние дни срока исковой давности и иск будет обоснованно возвращен судом в связи с нарушением правил подсудности, и если к моменту новой подачи иска в другой суд срок исковой давности будет окончен, то восстановить его будет крайне затруднительно, а при отсутствии других уважительных причин, практически невозможно. Разумеется, срок исковой давности может быть применен судом только по заявлению ответчика.
Помните — сам по себе факт того, что вы уже подавали иск в рамках срока исковой давности, при том, что иск был возвращен именно в связи с явным нарушением правил подсудности, в дальнейшем не будет являться основанием для восстановления этого срока. Поэтому к данному вопросу нужно отнестись ответственно.
Бабушкинский районный суд г. Москвы
1-ый Ботанический проезд
1-я Напрудная
2-ой Ботанический проезд
2-я Напрудная
Амундсена
Анадырский проезд
Берингов новый проезд нечетная сторона
Берингов проезд
Вересковая
Верхоянская
Вешних вод
Вилюйская
Грекова
Дежнева проезд
Дудинка
Егора Абакумова
Енисейская
Заповедная
Заревый проезд
Ивовая
Игарский проезд
Извилистый проезд
Изумрудная
Искры
Кольская
Коминтерна
Красной Сосны
Лазоревый проезд
Ленская
Летчика Бабушкина
Лосевская
Магаданская
Малыгина
Малыгинский проезд
Медведковское шоссе
Менжинского
Минусинская
МКАД- с 94 км до развязки Ярославского шоссе
МКАД- с моста до ж/д, 94 км
МКАД, 88-91 км.
Молодцова
Нансена проезд
Норильская
Оборонная
Олонецкий проезд
Осташковская
Осташковский проезд
Палехская
Печорская
Пл. Северянин
Полярная
Просвещения
проспект Мира владение 209, 211, 221,222
Проходчиков
Радужная
Ротерта
Руднева
Русанова проезд
Северодвинская
Северянинский проезд
Седова
Сельскохозяйственная ст. с д.32 по 68, 35,35А,35Б
Серебрякова проезд
Сержантская
Сибиряковская
Снежная
Староватутинский проезд
Стартовая
Студеный проезд
Сухонская
Таежная
Таймырская
Тайнинская
Тенистый проезд
Тихомирова
Уржумская
Федоскинская
Хибинский проезд
Холмогорская
Челюскинская
Чермянская
Чермянский проезд
Чичерина
Чукотский проезд
Широкая
Шокальского проезд
Шушенская
Эстафетная
Югорский проезд
Янтарный проезд
Ярославское шоссе
Ясный проезд
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ, правомерно рассмотрено мировым судьей
Постановлением мирового судьи индивидуальный предприниматель признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа за продажу пива несовершеннолетнему.
Решением судьи районного суда, оставленным без изменения постановлением заместителя председателя областного суда, постановление мирового судьи отменено на том основании, что дело было рассмотрено мировым судьей с нарушением правил подсудности, поскольку дела об административных правонарушениях данной категории, совершенные индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными постановлениями районного и областного судов, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился к первому заместителю Председателя Верховного Суда Российской Федерации с протестом об их отмене по следующим основаниям.
Подведомственность рассмотрения мировыми судьями дел об этих административных правонарушениях установлена частью 2 статьи 23.
1 КоАП РФ, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2.1 и 3 статьи 14.
16 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Абзацы четвертый и пятый части 3 статьи 23.1 КоАП РФ в перечне дел об административных правонарушениях, подлежащих рассмотрению арбитражными судами, не предусматривают часть 2.1 статьи 14.
16 КоАП РФ, следовательно, по общему правило, закрепленному в абзаце шестом части 3 статьи 23.
1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, настоящее дело подведомственно мировому судье.
Судьей Верховного Суда Российской Федерации доводы, изложенные в протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, признаны обоснованными.
Вместе с тем, судебные постановления не отменены, а изменены ввиду недопустимости ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2014 № 67-АД14-3).