Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДОПОГ на перевозку опасных грузов: расшифровка, структура, правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для перевозок опасных грузов по Российской Федерации и европейским странам, заключившим соглашение ДОПОГ, водитель обязан получить свидетельство ДОПОГ. Это свидетельство отвечает международным стандартам и пригодно для использования при зарубежных поездках.
Оформление свидетельства и разрешения ДОПОГ на перевозку
Согласно международной классификации опасные грузы подразделяются на девять основных классов. У водителя должно быть свидетельство ДОПОГ, где указаны только те категории опасных веществ, по которым он прошёл обучение на специальных курсах.
Постоянные усовершенствования правил ДОПОГ приводят к изменениям вида свидетельства. В 2017 году выдаётся свидетельство ДОПОГ 2017. В свидетельстве имеются две графы, где подчёркиваются категории тех грузов, по перевозке которых водитель прошёл обучение. Остальные категории из удостоверения вычёркиваются.
Для получения разрешения на перевозку грузов категорий, вычеркнутых из свидетельства, водителю необходимо снова проходить обучение и сдавать экзамены.
Также оформляются свидетельства ДОПОГ не для водителей, а для экспедиторов сопровождающих грузы или отвечающих за их перемещение.
Водители и специалисты, отвечающие за перевозку, проходят курсы по программе утверждённой Министерством транспорта России. Длительность курсов в настоящее время составляет пять дней.
Министерством утверждён базовый курс обучения правилам перевозки опасных веществ. Он охватывает рассмотрение большинства вопросов перевозки: от особенностей поведения водителей при возникновении аварийных ситуаций до правовых аспектов ответственности при нарушении техники безопасности.
Свидетельство выдаётся после посещения всех курсовых занятий и сдачи экзаменов. Причём, сдача экзаменов без прохождения курса в полном объёме не разрешается.
Для оформления свидетельства на перевозку веществ в цистернах существуют специальные курсы. На них изучаются необходимые для транспортировки, специфические правила заливки и опорожнения таких грузов.
Кроме этих наиболее распространённых курсов разработаны программы таких курсов, как перевозка взрывчатых веществ и транспортировка радиоактивных материалов.
Свидетельство выдаётся на пять лет. Раньше для его получения достаточно было пройти одну или две небольшие лекции и в тот же день сдать экзамен. С 2013 года без полного пятидневного обучения к прохождению экзамена не допускают.
Свидетельство оформляется сразу на двух языках: на русском и другом иностранном языке (английском, французском или немецком).
Что такое «опасный груз»
Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.
Так, для каждой такой позиции была разработана специальная тара и герметичная упаковка, препятствующая воспламенению и/или отравлению атмосферы. Кроме того, под определение подпадают практически все виды токсичных и легковоспламеняющихся отходов.
Что касается документа, регулирующего правила перевозки, то в нем обязательно указываются такие сведения:
- тип транспортировочной емкости для конкретного класса;
- маркировка используемой тары;
- точные требования, которым должен неукоснительно соответствовать используемый ОГ.
Этот документ является своеобразной подсказкой при оформлении и перевозке любого груза, классифицированного, как «опасный». При расшифровке ДОПОГ выделяются следующие пункты:
- Общие положения, касающиеся как перевозимых грузов, так и тары.
- План организации транспортировки.
- План сотрудничества и обязанности автотранспортных компаний перед своими клиентами.
- Техническое обеспечение транспортировки грузов, включающее в себя требования к транспорту, таре, процессу погрузки и отгрузки.
- Требования к сопровождению: водителям и прочему персоналу.
- Особенные требования при транспортировке определенных категорий грузов.
- Подробная классификация веществ.
- Перечень и полное описание наиболее опасных грузов.
- Таблицы, карточки и прочие примеры информационных графических документов и положений.
- Дополнительные приложения к знакам, упаковке и документации.
При изучении пунктов положения, особое внимание следует уделить организационным вопросам. В процесс планирования транспортировки входят следующие этапы:
- Получение лицензии на транспортировку определенного вещества на территории Российской Федерации.
- Разрешение на перевозку особо опасных материалов.
- Заключение договора на транспортировку.
- Подготовка автотранспорта с учетом особенностей перевозимых веществ.
- Создание наиболее оптимального маршрута.
- Принятие и погрузка груза.
- Составление системы информирования об опасной перевозке.
- Обсуждение правил движения транспортных средств.
- Особенности перевозки грузов разной категории в одном средстве.
- Правила обращения с использованной тарой.
- Действия персонала при авариях.
Нормативные документы
Чтобы осуществлять международную перевозку опасных грузов, необходимо следовать нормам и стандартам, прописанным в особых документах.
Правила международных перевозок опасных грузов постоянно меняются и дополняются. Причина – появление более совершенных средств для транспортировки, разработка новых технологий.
Нормативные акты, влияющие на правила транспортировки опасных грузов:
-
рекомендации ООН;
-
дополнение к рекомендациям в виде руководства по испытаниям и критериям;
-
типовые правила и система классификации опасных грузов, действующие на территории конкретной страны.
Чтобы осуществлять грузоперевозки опасных веществ, необходимо получить специальное разрешение в Ространснадзоре. Форма документа едина, но предусматривает два варианта перевозок:
-
Однократный. Разрешение дается только на одну грузоперевозку, которая проводится согласно маршруту и специфике перевозимых товаров.
-
Многократная. Выдается для совершения нескольких одинаковых доставок. Обязательное условие – соблюдение единых качественных и количественных характеристик, а также одинакового маршрута. Действует в течение 6 месяцев.
Если схема доставки или категория товара меняются, то перевозчик обязан получить другое разрешение.
В заявлении необходимо указать следующую информацию:
-
Полное наименование компании, которая будет заниматься перевозкой опасного груза.
-
Контакты и адрес фактического расположения компании.
-
Класс опасности согласно международным стандартам.
-
Характеристики груза (габариты, вес, тип упаковки).
-
Тип транспортного средства.
-
Контакты отправителя и получателя груза.
-
Подтверждение указанной категории товара.
-
Договор между владельцем груза и транспортной компанией.
-
Товарно-транспортная накладная (3 копии).
-
Документ о проведении специального инструктажа касательно особенности перевозки опасных грузов.
- Допуск к осуществлению международных грузоперевозок.
Классы опасных грузов по ДОПОГ
Всего в положении зафиксировано 9 классов опасных грузов, некоторые из которых разделены на подклассы:
- Вещества и изделия, которые могу взрываться.
- Газообразные вещества.
- Жидкости, подверженные чрезмерно легкому воспламенению.
- Материалы с повышенной радиоактивностью.
- Вещества коррозионные.
- Другие опасные материалы и вещества.
Помимо того, вещества подразделяются на:
- твердые и легковоспламеняющиеся, самореактивные и твердые десенсибилизированные;
- способные к самовозгоранию;
- выделяющие такие газы, которые моментально или быстро воспламеняются при контакте с водой;
- с окисляющими свойствами;
- органические пероксиды;
- с высокой токсичностью;
- инфекционные.
Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке
Глава 9.1 Сфера применения, определения и Требования, касающиеся допущения транспортных средств к перевозке Глава 9.2 Требования, касающиеся конструкции транспортных средств Глава 9.3 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств EX/II или EX/III, предназначенных для перевозки взрывчатых веществ И изделий (КЛАСС 1) в упаковках Глава 9.4 Дополнительные требования, касающиеся конструкции кузовов укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов в упаковках (кроме транспортных средств EX/II И EX/III) Глава 9.5 Дополнительные требования, касающиеся конструкции кузовов укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных твёрдых вещств навалом / насыпью Глава 9.6 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки веществ при регулируемой температуре Глава 9.7 Дополнительные требования, касающиеся встроенных цистерн (автоцистерн), транспортных средств-батарей И укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов В съёмных цистернах вместимостью более 1 М3 или В контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК вместимостью более 3 М3 (транспортные средства EX/III, FL, OX И AT) Глава 9.8 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных и доукомплектованных MEMU
Для каких веществ нужен допуск на транспортировку
Список таких веществ собран в «Перечне допустимых опасных грузов для перевозки в России». Список можно найти как Приложение №7.3 к Приказу Минтранса №73 от 08.08.1995 года.
С подробной классификацией можно ознакомиться в нормативном документе ГОСТе 19433-88. Деление зависит от безопасности груза, его упаковки, условий хранения и транспортировки, надежности и так далее. Самым опасным считается 1 класс, а 9 класс опасности – самый «безопасный» из списка.
Законодательно определены девять категорий:
Класс | Что относится |
Девятый | Иные потенциально опасные вещества |
Восьмой | Едкие и коррозийные вещества |
Седьмой | Радиоактивные материалы |
Шестой | Ядовитые и инфекционные вещества |
Пятый | Окисляющие вещества, органические пероксиды |
Четвертый | Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся (аммиачная селитра, битум, трансформаторного масла) |
Третий | Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, дизельное масло, керосин, клей, мазут) |
Второй | Газы в твердой или жидкой форме (кислородные баллоны) |
Первый | Взрывчатые материалы |
Перевозка осуществляется с учетом класса и подкласса, для чего создана специальная таблица. Основная группа содержит в себе перечень веществ, которые однотипны по виду опасности.
Второстепенная группа содержит вещества, объединенные на основании двух и более видов опасности.
Получение свидетельства ДОПОГза 2 рабочих дня
Перевозка опасных грузов связана с рисками. Невнимательное отношение к транспортировке может стать причиной возникновения пожаров, взрывов, а также нанести ущерб материальным ценностям, окружающей среде, жизни, здоровью людей, животных. Понятно, что при организации подобных мероприятий весьма важным является момент сохранности товара и безопасности его перевозки. Эти задачи эффективно решают специалисты, занятые погрузкой, разгрузкой и дальнейшей доставкой груза в место назначения. Такими грузами и их перемещениями занимаются перевозчики, у которых имеются необходимые разрешения для машины, допуски у водителя.
ДОПОГ у водителей
Если вы являетесь заказчиком и хотите поручить доставку опасного груза из одного пункта в другой, то должны знать, что такое ДОПОГ у водителя и что те перевозчики, которым вы доверите подобное задание, обязаны иметь этот документ. Итак, ДОПОГ — особое свидетельство о допуске к перевозке веществ, несущих угрозу окружающей среде. Это документ международного образца, составленный с учётом всех особенностей опасных грузов. Его получают после обучения и сдачи экзамена. Водители учатся по особой программе, утвержденной Минтранспорта РФ.
Не все понимают, что такое ДОПОГ у водителей. Расшифровка этой аббревиатуры означает дорожную перевозку опасных грузов. Таким сокращением именуют международное соглашение, подписанное в Женеве. Французский вариант обозначения указанного норматива – ADR.
Россия ратифицировала этот документ в 1994 году. На основе международного договора утверждены национальные правила ПОГАТ в России – о перевозках опасных грузов автотранспортом.
В соответствии с утвержденными нормами для перевозки опасных грузов исполнителю требуется получить разрешение в органах транспортного надзора. Указанный документ выдают на отдельную грузоперевозку или несколько в пределах оговоренного срока, если не изменяются условия и состав перемещаемых материалов, маршрут движения.
Разрешение для водителей
Часто ДОПОГ употребляют и в несколько ином контексте, имея в виду удостоверение ДОПОГ. В сущности, свидетельство ДОПОГ позволяет водителю перевозить по территории государства вещества, которые имеют особый уровень угрозы. Это действительно необходимый документ для законного функционирования многих транспортных компаний.
Водители, как правило, в первую очередь исследуют вопрос, где получить ДОПОГ? Для начала необходимо пройти специализированный курс обучения по специально подготовленной программе. Получить удостоверение ДОПОГ можно, только пройдя предварительно базовый курс и успешно сдав необходимые экзамены.
Документ сделать можно сроком на пять лет. До 2013 года это возможно было бы сделать в течение одних суток. Однако однодневное обучение было абсолютно неэффективным, поэтому теперь, чтобы получить свидетельство ДОПОГ на перевозку опасных грузов, необходимо пройти пятидневное обучение и сдать экзамены.
Что такое «опасный груз»
Под опасным грузом понимается перевозка веществ, которые могут нанести вред при разгерметизации упаковок, при аварии или случайном пролитии/высыпании: водителю, другим людям, природе.
Опасный груз – это, как правило, практически все виды отходов.
Документ регулирует следующее при перевозке опасного груза:
- Емкости, в которых рекомендуется перевозить тот или иной класс груза (подробно описано в документе);
- Маркировка тары;
- Точные требования к транспорту, который будет перевозить тот или иной груз.
ПОГАТ и ДОПОГ основные различия
Коротко ответить на поставленный вопрос невозможно. Поэтому в ответ включены только принципиальные вопросы. Основное отличие требований ДОПОГ и ПОГАТ заключается в области применения этих документов. Положения ДОПОГ распространяются на международные перевозки, осуществляемые по территории государств-участников этого соглашения (в настоящее время таких государств 48), а также на перевозки, осуществляемые по территории Российской Федерации в порядке оказания услуг автомобильным транспортом (см. статьи 1 и 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, пункт 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272). Правовым основанием для осуществления перевозок в пределах Российской Федерации является договор перевозки груза (договор, согласно которому грузовладелец, не располагая возможностью осуществлять перевозки, заключает договор перевозки груза с транспортной организацией или индивидуальным предпринимателем. В этом случае транспортная организация или индивидуальный предприниматель оказывают грузовладельцу услугу. ПОГАТ применяется к перевозкам, которые осуществляют грузовладельцы, на транспортных средствах, которыми они владеют на законных основаниях (перевозка собственных грузов за свой счет). В этом случае у грузовладельца нет необходимости в заключении договора перевозки груза с иной организацией, поскольку в его распоряжении имеются транспортные средства, на которых может быть осуществлена перевозка груза. Ряд вопросов в ПОГАТ не решен. При этом дается отсылка к требованиям по безопасной перевозки конкретного вида опасного груза. Поскольку такие требования в установленном порядке не утверждены, они не имеют юридической силу и, следовательно, не применяются. В результате решения по многим вопросам отсутствуют. ДОПОГ таких пробелов не имеет. По вопросам классификации опасных грузов ПОГАТ основан на ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» (введен в действие с 01.01.1990), при подготовке которого были учтены рекомендации ООН по перевозке опасных грузов. За истекший период эти рекомендации неоднократно изменялись. В то время как указанный ГОСТ и ПОГАТ остаются в этой части неизменными. В результате Перечень опасных грузов, допущенных к перевозке автомобильным транспортом (см. приложение 7.3 к ПОГАТ), не соответствует положениям современных Типовых правил перевозки опасных грузов Рекомендаций ООН. Как следствие, несоответствие наименований и номеров ООН многих опасных веществ и изделий, ограниченная номенклатура грузов, которые разрешено перевозить. ДОПОГ в части классификации и номенклатуры опасных грузов своевременно корректируется с учетом новых положений Типовых правил перевозки опасных грузов Рекомендаций ООН. ПОГАТ и ДОПОГ существенно отличаются в отношении маркировочных обозначений транспортных средств и перечня документов, которые должны находиться на транспортном средстве. В отличии от ДОПОГ, ПОГАТ не содержит требований по безопасной совместной перевозке взрывчатых веществ и изделий, отнесенных к различным группам совместимости. Приведенный перечень несоответствий ДОПОГ и ПОГАТ не является исчерпывающим. Причем результаты сравнения не в пользу ПОГАТ. Однако для перехода в Российской Федерации в полном объеме на положения ДОПОГ требуются соответствующие правовые основания, которые в настоящее время отсутствуют.
Аттестация безопасности движения
Данная процедура регулируется нормами Приказа Минтранса России от 20 марта 2020 года № 106. Её проведение находится в компетенции специальных аттестационных комиссий, которые формируются из числа специалистов органов Ространснадзора и федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта». График заседания комиссий утверждается на каждый год и размещается на сайте ФБУ «Росавтотранс».
Обращение о прохождении аттестации должно быть опубликовано на ресурсе не позднее двенадцати дней до даты аттестации. К ней допускаются только специалисты, имеющие специальное образование и квалификацию.
Обратившемуся необходимо представить следующие документы:
2 Паспорт или другой удостоверяющий личность документ.
3 Оригинал и копию диплома об образовании и о профессиональной переподготовке.
В случае отсутствия одного из указанных документов, аттестация проводится не будет.
Весь процесс проходит в форме тестирования. Задание содержит двадцать вопросов. На его выполнение отводится полчаса. Тестирование считается пройденным, если специалист правильно ответит не менее чем на восемнадцать вопросов.
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом заседания. Выписка из протокола заседания выдается по запросу заинтересованного лица. За прохождение аттестации оплачивать государственную пошлину не нужно.
Основные правила перевозки опасных грузов
Соглашение, регулирующее порядок перевозок опасных посылок, признанное международным сообществом, представляет собой комплексный документ, состоящий непосредственно из самого соглашения, а также двух приложений.
Первое приложение включает в себя классификацию опасных перевозок, в которую входит перечень веществ, изделий и прочих грузов, которые могут представлять опасность. Список постоянно обновляется и подлежит регулярным изменениям.
Второе приложение состоит из списка требований, которые предъявляются к транспортному средству, на котором перевозятся такого рода грузы.
Естественно, что данные приложения достаточно объемные, поэтому они, в свою очередь, подразделяются еще на девять частей. Первое приложение состоит из семи частей, а второе из двух соответственно. Части включают в себя главы, разделы и подразделы, такая структура целиком отвечает нормам составления рекомендаций по перевозке опасных грузов, утвержденных мировым сообществом.
Договор ДОПОГ, регламентирующий правила перевозки опасных посылок, действителен на территории каждой из стран, представители которой подписали соглашение о перевозках. Стоит также отметить, что каждая страна, которая входит в состав Организации Объединенных Наций, имеет право выдвигать дополнительные требования к перевозкам опасных посылок по территории своего государства, помимо общих требований безопасности.
Соглашение ДОПОГ, разработанное с участием ООН, было заключено в Женеве 30.09.1957. Оно представляет собой международное согласование правил транспортировки опасных грузов, которые должны соблюдаться на территории стран, принимающих это соглашение. ДОПОГ действует на территории Евросоюза, России, Казахстана, Азербайджана, Марокко, Андорры, Косово и других стран, претендующих на вступление в Евросоюз. Соглашение регламентирует правила подготовки, оформления, отправки, сопровождения и другие моменты, касающиеся транспортировки опасных грузов. Все страны, подписавшие соглашение, имеют право на внесение собственных правок и дополнений.
Соглашение ДОПОГ состоит из двух приложений – А и В, – состоящих из разделов. В приложении А отражены:
- Классификация опасных грузов, их перечень, который постоянно обновляется на государственном и международном уровнях.
- Требования к контейнерам и таре, используемым для транспортировки. Описание процесса их тестирования.
- Правила и нормы, регламентирующие транспортировку опасных веществ.
- Этапы перевозки. Требования ко всем этапам – загрузке, выгрузке, приемке, отправке.
- Описание процедуры оформления.
Во второй части соглашения содержится следующая информация:
- правила лицензирования персонала, участвующего в транспортировке опасных грузов;
- перечень документов, которые необходимы для законной транспортировки веществ высокой опасности;
- требования к конструкции ТС;
- правила маркировки груза.