Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Движение по полосе общественного транспорта — правила и нюансы 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда штрафы за нарушение выписываются ошибочно, так как камера или инспектор могли ошибиться. Это случается тогда, когда камера неправильно распознала номер — а уже этот номер инспектор сверил с маркой или моделью авто. Также ошибочный штраф может прийти в результате неясной погоды, из-за чего знак или разметку было не видно, а также из-за избежание водителем препятствия, например, когда он хотел объехать упавшее дерево по запрещенной полосе.
Возможность ездить по выделенной полосе
Как уже говорилось ранее, движение по выделенным полосам для легального такси стало возможно с 2021 года. На данный момент для таких автомобилей открыто более 30 выделенных полос, предназначенных для движения общественного транспорта.
Несмотря на то, что решение о необходимости избавить такие участки дороги от запрещающих знаков «Въезд запрещен», было принято еще в 2021 году, их до сих пор продолжают демонтировать.
Возможность проезда такси по такой полосе была предоставлена для того, чтобы лицензированные перевозчики, которые стабильно уплачивают налоги в государственный бюджет, могли предоставить своим клиентам еще одну услугу — быстро добраться до места назначения.
Конечно, стоимость передвижения в легковых автомобилях такси гораздо выше, чем за проезд в общественном транспорте. Однако это можно компенсировать возможностью быстро добраться до места назначения, без остановок и простаивания времени в пробках.
Езда по выделенным полосам уменьшает риск задержки, что очень важно, если клиент направляется в аэропорт или на вокзал.
Когда можно двигаться по выделенным полосам?
Начиная с 15 апреля 2015 года велосипедисты могут двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта. Подробнее об этом речь шла в статье «Изменения правил дорожного движения с 15 апреля 2015 года».
Что касается мопедов и скутеров, то действующие правила дорожного движения разрешают им выезжать на выделенную полосу, которая отделена от дороги прерывистой линией разметки, только в следующих случаях:
- При съезде с дороги с выделенной полосой.
- При выезде на дорогу с выделенной полосой.
- Для посадки и высадки пассажиров (не создавая помех общественному транспорту).
Во всех остальных случаях транспортным средствам, в том числе и двухколесным, въезд на выделенную полосу запрещен. Наказания за это нарушение правил будут рассмотрены ниже.
Штрафы за неправильный выезд на выделенную полосу
Рассмотрим штрафы за неправильный выезд на выделенную полосу. Как я уже писал выше, водитель такси может нарушить только требования дорожных знаков или требования дорожной разметки (сам выезд на полосу для маршрутных транспортных средств ему разрешен). Поэтому наказанием для него будет штраф по части 1 статьи 12.16 КоАП — 500 рублей (или предупреждение).
В данном случае подразумевается, что водитель такси выезжает на выделенную полосу в попутном направлении. Если же выехать на выделенную полосу в направлении, противоположном движению общественного транспорта, наказанием будет лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.
На этом рассмотрение особенностей выезда такси на полосу для общественного транспорта окончено.
Удачи на дорогах!
Водитель рискует оказаться быть подвергнутым финансовому наказанию, если нарушит правила, регламентирующие использование выделенных полос. Самый простой размер штрафа составляет 1500 рублей, и это если водитель будет двигаться в том же направлении, что и общественный транспорт, а не ему навстречу. Это правило носит федеральный характер и должно соблюдаться на всех дорогах страны.
Но в самых крупных мегаполисах, таких, как Москва или Санкт-Петербург, водителю придётся раскошелиться на гораздо большую сумму. На дорогах этих городов, имеющих федеральное значение, штрафы составят уже 3000 рублей. В отдельных ситуациях бывает так, что машина вынуждена сделать маневр на выделенную полосу для объезда препятствия.
Увы, закон и в этом случае будет не на стороне водителя — ему придётся заплатить штраф за езду по выделенной полосе в размере 1500 рублей. Особое внимание стоит уделить тем, кто рискнёт нарушить то же самое правило повторно в течение года. Сумма штрафа может достигнуть 5000 рублей с альтернативой лишиться права управления сроком на 1 год.
Сотруднику ГИБДД не обязательно присутствовать лично, чтобы зафиксировать нарушение своими глазами. Сегодня на большинстве крупных улиц и развязок в мегаполисах установлены камеры дорожного наблюдения. Нарушение может быть зафиксировано на различных участках трассы и оспорить его в суде не будет никакой возможности, учитывая видеофиксацию.
Где находится выделенная полоса
Приоритетная полоса для общественного транспорта может находится с любой стороны дороги, чаще всего это крайний правый ряд по ходу движения. Обозначается она специальной дорожной разметкой в виде буквы «А» по ходу движения и дорожными знаками сверху над данной полосой. Места остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров помечаются зигзагообразной желтой линией.
От остальных участков дороги выделенка ограничена сплошной линией, пересекать которую остальным машинам категорически запрещается.
Заезжать на полосу общественного транспорта, без риска получить штраф, разрешается только в следующих случаях:
перестроение в правый крайний ряд для поворота направо;
при въезде на выделенку с боковых дорог и придворовых территорий;
чтобы посадить или высадить своих пассажиров.
Даже в этих разрешенных случаях предварительно надо убедиться, что автомобиль, совершающий маневр на выделенной полосе, не создает помеху общественному транспорту.
Как получить лицензию
Чтобы получить право на передвижение по выделенной полосе, необходимо оформить лицензию. Это делают в управлении транспорта субъекта Российской Федерации. Для получения разрешения понадобятся следующие документы:
- свидетельство о регистрации авто;
- бумаги, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя или самозанятого;
- паспорт технического средства машины;
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- страховой полис.
Помимо этого нужно предоставить фонарь, который установят на крышу автомобиля.
Сама процедура получения разрешения – трудоемкий процесс, сопровождающийся бюрократией со стороны государственных органов. Во время него могут возникнуть трудности. Например, в региональных управлениях транспорта принимают граждан только по определенным часам. Если они неожиданно изменятся или вы не будете их знать, с вами даже не будут разговаривать. Из-за малейшего несоответствия документов требованиям в выдаче лицензии сразу же откажут.
Впрочем, получить желтое такси с правом проезда по выделенной полосе можно и в обход бюрократических процедур. Делают это путем аренды такой машины в автопарке, который уже оформил лицензию. В этом случае водителю не нужно получать разрешение и регистрироваться в качестве предпринимателя – можно сразу приступать к работе. Взять машину напрокат можно в нашей компании. Она официально зарегистрирована и имеет лицензию, поэтому арендовать у нас транспорт не только удобно и выгодно, но и законно, надежно и безопасно.
Общая информация о выделенных полосах
Для общественного транспорта предусмотрены специальные полосы, предназначенные специально для общественного транспорта. Они могут использоваться всеми типами автобусов и микроавтобусов, а также троллейбусами. Водитель в обязательном порядке должен иметь лицензию на перевозку пассажиров. Эти полосы обычно расположены в крайней правой полосе.
Кстати, первые отдельно стоящие полосы для общественного транспорта были открыты в Германии, а широкое распространение в европейских странах они получили в 1970-х годах. Они имеют различную маркировку, но чаще всего это буква «А» или изогнутая зигзагообразная линия. Все они направлены на то, чтобы сделать информацию понятной для всех водителей и снизить количество нарушений правил дорожного движения. Во многих штатах муниципалитеты дополнительно отделяют «полосы движения» от соседних полос с помощью бордюров или других возвышений.
Интересно, что существуют строгие ограничения на проезд для других транспортных средств. Только автобусы имеют право менять полосы движения и двигаться по другим соседним полосам. Это означает, что водители таких автомобилей могут использовать их для изменения маршрута и ехать, а затем разворачиваться в зависимости от и загруженности городских улиц.
Где находится выделенная полоса
Выделенная полоса для общественного транспорта может располагаться по обеим сторонам дороги, обычно в крайней правой полосе. Эти полосы обозначены буквой «А» перед автомобилем и знаком над полосой. Остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров обозначены желтой зигзагообразной линией.
От остальной части дороги выделенная полоса ограничена сплошной линией, пересечение которой другими транспортными средствами строго запрещено.
Выезд на полосу для общественного транспорта без риска штрафа возможен только в следующих случаях
въезд в правую полосу для поворота направо;
въезд на полосу движения с боковых дорог и задних дворов;
чтобы забрать или высадить ваших пассажиров.
Даже в этих допустимых случаях вы должны заранее убедиться, что автомобиль, маневрирующий на выделенной полосе, не помешает движению общественного транспорта.
Лицензия на объезд пробок: можно ли стать таксистом ради езды по «выделенке»
Жительница Мушина купила лицензию на работу таксистом, чтобы пользоваться выделенной полосой. Она похвасталась, что абсолютно легально купила лицензию, но не собирается зарабатывать деньги в качестве таксиста. Ей нужно разрешение, чтобы не застрять в пробке вместе со всеми. Экономический корреспондент «Вестей ФМ» Павел Анисимов попытался получить лицензию таксиста для личных поездок и выяснил, что этот документ все равно не дает права ездить по полосам. Разрешение таксиста может получить любой человек, но есть несколько условий. В Москве он может быть выдан только на конкретный желтый автомобиль и обязательно с желтыми номерами. Они не выдаются просто так: владелец автомобиля при регистрации в ГИБДД должен написать заявление, подтверждающее, что он планирует в будущем работать таксистом. Затем необходимо предъявить водительское удостоверение, иначе номера будут сняты на первом контрольном пункте. Кроме того, физическое лицо должно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или другого юридического лица, объясняет юрист Сергей Радько. Все документы подаются в местный департамент транспорта, где решают, выдавать ли разрешение на работу в такси.
Радько: Лицензию может получить каждый, кто зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, намерен перевозить пассажиров и багаж и имеет автомобиль со специальной окраской. В этом случае он или она сможет получить эту лицензию и заниматься перевозками.
В Московской области правила регистрации менее строгие. Такси могут быть белыми с желтыми или серыми полосами на кузове и с обычными номерами. Многие подмосковные водители бэмби даже не перекрашивают свои машины. Местное законодательство не требует изменения цвета кузова, если лицензия была получена до февраля прошлого года. В то же время Богдан Коношенко, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию пассажирского транспорта, отмечает, что все легальные таксисты из подмосковных реестров могут без проблем ездить по московской стороне дороги.
КОНОШЕНКО: Сегодня разница между требованиями Москвы и Московской области значительна. Поэтому некоторые наши коллеги, даже те, которые являются легальными перевозчиками, начинают обращаться за разрешениями в Московской области. Поэтому, если какая-нибудь москвичка получала разрешение на работу таксистом, она, скорее всего, делала это в Московской области. Такая проблема действительно существует.
Интернет обещает легальную лицензию на такси без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя — главное, чтобы машина была желтого или белого цвета. Единственными необходимыми документами являются паспорт и свидетельство на транспортное средство. Стоимость лицензии зависит от сроков: самая быстрая — за 1 день — стоит до 10 000 рублей. В среднем оформление документа занимает 10 дней и стоит 4 000. На практике посредники превращают подставного таксиста в наемного сотрудника компании, имеющей лицензию на перевозку пассажиров, комментирует Богдан Коношенко.
КОНОШЕНКО: Они имеют право оформлять документы на свое имя на основании доверенности. Это делается в Московской области, и сейчас с этим борются. Я думаю, что в последнее время они это заметили, потому что понимают, что это не такси и нет юридического лица, которое могло бы получить на него лицензию.
Даже если вы получите лицензию на такси, это не значит, что вы можете ездить по своему усмотрению. Вам также потребуется действующий ордер на такси, медицинский осмотр и техосмотр транспортного средства, которые вы не получите бесплатно. Если их нет, сотрудники ГИБДД оштрафуют водителя на 100 000 рублей и направят машину на специальную стоянку. Повторным нарушителям грозит лишение лицензии на шесть месяцев. В довершение всего, нарушитель будет оштрафован за движение по выделенной полосе.
В Москве часто штрафуют настоящие желтые такси со всеми необходимыми документами, говорит адвокат Сергей Радько.
Радко: В последние годы ситуация такова, что даже совершенно легальные, официальные такси получают штрафы за движение по «выделенной полосе». И дорожная полиция, и суды поддерживают эти штрафы. Они ссылаются на то, что нет никаких доказательств того, что в машине были пассажиры, когда она попала на выделенную полосу. То есть тот факт, что автомобиль официально зарегистрирован как такси, имеет желтые номера, желтый цвет и все остальное, что требуется для такси, часто не убеждает ремонтные системы и суды.
За последний месяц региональное министерство транспорта приостановило действие более 20 000 лицензий такси из-за различных нарушений. Одна из них — эта конкретная москвичка, которая хвасталась своим приобретением. Если выяснится, что права — «липа» и были куплены в Интернете, то желание водить по «лесеру» закончится уголовным делом за сознательную подделку документа.
Если нужно высадить пассажиров
В том же пункте 18.2 ПДД говорится о том, когда водитель может перестроиться на автобусную полосу для посадки или высадки пассажиров. Правила здесь те же: перестроение возможно лишь в случае, если полоса отделена прерывистой линией разметки. При этом подобного рода маневр не должен создавать помех и мешать водителям общественного транспорта.
Если разметка сплошная – перестраиваться на автобусную полосу нельзя. Высадить пассажиров на этом участке дороги также не удастся. Дело в том, что полоса для движения обычных автомобилей является второй. То есть останавливаться здесь запрещено.
Существует еще один значимый момент, который игнорируют многие автомобилисты, зарабатывая себе тем самым штрафы. Так, если на дороге полностью отсутствует разметка, но висит знак 5.14 (автобусная полоса), считается, что дорога размечена сплошной линией. То есть перестроиться для посадки или высадки пассажиров, а уж тем более повернуть не удастся.
Ответственность за езду по выделенной полосе
К нарушителям, выехавшим на участок проезжей части, предназначенный для маршрутных транспортных средств, применяются суровые наказания. Последнее зависит от тяжести совершенного действия, а также от того, совершено ли оно в первый раз.
Так, согласно ст12.17 КоАП РФ, выезд, равно как и остановка на полосе, выделенной для маршрутных ТС, влечет наложение штрафа в размере 1500 рублей. В городах федерального значения (Москва и СПб) за аналогичное нарушение будет наложен штраф 3000 рублей.
Однако более опасны ситуации, когда водитель выезжает на встречную полосу для маршрутных ТС. Согласно ст12.15 КоАП РФ, если водитель объезжал препятствие, то его могут оштрафовать на сумму от 1000 до 1500 рублей. Если же это произошло по другим причинам, данная сумма увеличивается до 5000 рублей. В некоторых случаях автомобилиста могут лишить водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. А в ситуации, когда подобное нарушение происходит повторно, водитель лишается прав на год (если проезд был зафиксирован автоматической системой, то автомобилист может отделаться штрафом 5000 рублей).
Если водитель выехал на полосу, отделенную сплошной линией, он может получить дополнительный штраф за нарушение разметки (ст12.15 КоАП). В настоящее время он составляет 1000 рублей.
Езда по выделенной полосе в выходные дни
Среди водителей бытует миф, что в выходные в Москве и Санкт-Петербурге разрешено ездить по «выделенке» всем без исключения. Штрафы потом становятся сюрпризом и тяжелым грузом для семейного бюджета.
По правилам по автобусной полосе может передвигаться только общественный транспорт. Исключения составляют случаи когда действие знака “Полоса общественного транспорта” ограничивается по времени дополнительными информационными табличками.
Информационная табличка 8.5.2 указывает на то, что знак “автобусная полоса” действует только в рабочие дни. В выходные «выделенка» доступна всем водителям.
8.5.3. “Дни недели”. Указывает дни недели, в течение которых действует знак. По автобусной полосе по указанным дням разрешается ездить только общественному транспорту. В остальное время полоса доступна всем.
8.5.4 “Время действия”. Указывает время суток, в течение которого действует знак.
Кроме перечисленных, со знаком “автобусная полоса” применяются таблички 8.5.5-8.5.7 “Время действия”. Указывают дни недели и время суток, в течение которых действует знак.
Можно ли такси ездить по выделенной полосе
Право пользоваться автобусной полосой распространяется на такси при условии, что оно работает легально. Для этого нужно получить лицензию (разрешение на таксомоторные перевозки) и оборудовать машину в соответствии с законом.
Вы можете передвигаться по автобусной полосе в Москве с подмосковной лицензией — это полностью законно.
Такси от обычной машины на дороге отличают:
С 1 июля 2018 года в Москве лицензии будут выдавать только на автомобили с кузовом желтого цвета (согласно Закону Москвы «О легковых такси»; последние лицензии, выданные до вступления статьи 2.1 в силу, на тот момент закончатся). Для водителей из Подмосковья этот закон не действует, машина может быть любого цвета и легально передвигаться по выделенной полосе.
Если вы работаете нелегально или автомобиль не отвечает всем требованиям, за выезд на «выделенку» вам грозит штраф.
Бывают случаи, когда штраф получает такси, оборудованное по всем правилам. Причина может скрываться в реестре. Если вашу лицензию туда не внесли, вы вне закона.
С этим часто сталкиваются таксисты с подмосковной лицензией. Чтобы не попадать в такие ситуации сразу после оформления разрешения проверьте, есть ли оно в реестре.
Сделать это просто:
Результаты можно распечатать и положить к дорожным документам на всякий случай.
Можно ли такси ездить по выделенной полосе
Хотя с 2012 года легковым такси разрешили передвигаться по автобусной полосе (п. 5.14 ПДД), некоторые таксисты боятся выезжать на нее. Причина этому — штрафы. Давайте разберемся.
Право пользоваться автобусной полосой распространяется на такси при условии, что оно работает легально. Для этого нужно получить лицензию (разрешение на таксомоторные перевозки) и оборудовать машину в соответствии с законом.
Вы можете передвигаться по автобусной полосе в Москве с подмосковной лицензией — это полностью законно.
Такси от обычной машины на дороге отличают:
- фонарь оранжевого цвета на крыше,
- лента в виде черных квадратов в шахматном порядке по бокам кузова (в народе «шашечный пояс»),
- таксометр.
С 1 июля 2021 года в Москве лицензии будут выдавать только на автомобили с кузовом желтого цвета (согласно Закону Москвы «О легковых такси»; последние лицензии, выданные до вступления статьи 2.1 в силу, на тот момент закончатся). Для водителей из Подмосковья этот закон не действует, машина может быть любого цвета и легально передвигаться по выделенной полосе.
Если вы работаете нелегально или автомобиль не отвечает всем требованиям, за выезд на «выделенку» вам грозит штраф.