Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производство по административно-правовым жалобам и спорам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Производство по административно-правовым жалобам и спорам, согласно классификации, предложенной В.Д. Сорокиным, относится к числу правоохранительных. По мнению Ю.М. Козлова, данное «факультативное производство проводится в рамках административной юрисдикции, которая проявляется (как и судебная юрисдикция или административная юстиция) в рассмотрении и разрешении полномочными исполнительными органами (должностными лицами) спорных вопросов применения материально-правовых норм, в правовой оценке поведения участников административно-правовых споров, а также в применении в необходимых случаях к виновным при негативной оценке их поведения предусмотренных действующим законодательством мер государственного (юридического) при-нуждения». Производство по жалобам также, как и производство по предложениям и заявлениям граждан опирается на конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).
Стадии производства административной жалобы
Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.
Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников — зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.
Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты. Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д. При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.
Помощь адвоката по административным жалобам
Обжалование решений, действий или бездействия органов и их должностных лиц является непростым делом, требующим специальных знаний. Если у Вас возникла необходимость в подачи административной жалобы, и Вы не знаете, с чего начать, обратитесь к нашим адвокатам, которые:
- проведут анализ Вашей ситуации на возможность и необходимость подачи жалобы в административном порядке;
- проконсультируют по вопросу подачи административной жалобы;
- помогут грамотно составить административную жалобу;
- при необходимости могут представлять интересы заявителя при подаче жалобы и ее рассмотрении;
- окажут иную необходимую юридическую помощь.
Кто может подать жалобу?
В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1. То есть право обжалования постановления имеют следующие участники производства:
В соответствии с ч. 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
Постановление об административном правонарушении может быть обжаловано, в зависимости от того, кем вынесено постановление, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд или в вышестоящий суд.
Порядок обжалования постановления об АП
Порядок обжалования постановления об административном правонарушении предусматривает, что оспорено может быть решение, оформленное:
- судьей — в вышестоящий судебный орган;
- коллегиальным органом — в суд районного уровня по месту нахождения этого коллегиального органа;
- должностным лицом — компетентному лицу или в соответствующий орган, имеющий более высокое административное положение, или в районный суд. Например, обжалование постановления об административном правонарушении ГИБДД, оформленного сотрудником этого органа, направляется начальнику ГИБДД или заместителю руководителя;
- другим органом, образованным с учетом положений законов субъектов РФ, — в районный суд (п. 1 ст. 30.1 закона № 195-ФЗ).
Административная жалоба: понятие. признаки, виды
Конституционное право является основой для возможности подавать административные жалобы любым лицам, находящимся на территории Российской Федерации. Причем сделать это могут не только граждане России, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако всегда стоит учитывать полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. Более того, административная жалоба не должна нарушать права и свободы третьих лиц. Это следует учитывать так же, как и другие требования к описываемым заявлениям.
Помимо требований, представленный Федеральный закон закрепляет некоторые принципы жалобы административного типа. В частности, стоит выделить следующее:
- Жалоба может быть подана в любом возрасте (ограничением является лишь административная дееспособность, которую человек получает в полном объеме к 18 годам).
- Срок для реализации прав на подачу жалобы российским законодательством не устанавливается.
- Устанавливается так называемая социальная потребность — когда жалоба подается лишь в вышестоящие инстанции для обжалования чьих-либо действий.
Стоит также отметить существование прямого запрета на передачу названного документа тому лицу, чьи действия подлежат обжалованию.
Почему административный орган вообще должен существовать? На то существует некоторое количество причин, которые будут перечислены далее. В частности, необходимо отметить следующее:
- административная жалоба, в отличие от жалобы судебной, обладает простотой и почти полным отсутствием затратности;
- жалоба может представлять собой средство осуществления контроля руководителей государственных органов за выполнением функций своими подчиненными;
- с ее помощью возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принимаемых властями решений.
Как уже было сказано выше, жалоба по делу об административном правонарушении делится на два вида: общую и специальную. Что представляет собой специальная жалоба? Основным ее отличием от общей является регулирование отдельными нормативными актами. Довольно часто случаются ситуации, при которых рассмотрение жалобы общего типа бывает неэффективным. Если дело действительно сложное, то оптимальным вариантом будет составление специального заявления. Это может касаться дел, связанных с финансами, судопроизводством, властными структурами и т. д.
Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.
Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников — зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.
Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты. Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д. При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.
Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.
Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:
- возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
- рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
- исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
- пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.
Сначала определимся, куда жаловаться. Варианты предусмотрены статьей 30.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – Кодекс). В соответствии с пунктом 3 части 1 данной статьи постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ):
- в вышестоящий орган;
- вышестоящему должностному лицу;
- в районный суд по месту рассмотрения дела.
В суд мы всегда успеем. Для начала направим жалобу «вверх по должностной лестнице».
Скажем, в отношении вашей компании вынесено постановление по статье 5.27 (ч.ч. 1, 3, 4, 6) или 5.27.1 (ч.ч. 1–4) Кодекса. Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях осуществляет Роструд (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Перечень лиц, уполномоченных от имени Роструда рассматривать такие дела, представлен в части 2 статьи 23.12 Кодекса. Этот список определяет иерархию должностных лиц и подразделений Роструда, исходя из которой и выбирают вышестоящего адресата для жалобы.
Еще пример, на этот раз более конкретный. Предположим, на вашу компанию наложен штраф за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ). Постановление вынесено руководителем Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям. В соответствии с частью 2 статьи 23.15 Кодекса обжаловать такое постановление нужно непосредственно в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), находящуюся в городе Москве. Рассматривать жалобу будет руководитель профильного структурного подразделения Россельхознадзора – Управления земельного надзора – либо его заместитель. На решение заместителя можно пожаловаться его руководителю. В свою очередь решение руководителя вышеозначенного Управления обжалуется заместителю руководителя Россельхознадзора. Ну а выше – уже только суд по месту нахождения Россельхознадзора.
Итак, в судебном порядке можно обжаловать не только первоначальное постановление, но и решение по жалобе, вынесенное вышестоящим должностным лицом. Подробности – в статье 30.9 (ч.ч. 1, 3) Кодекса.
В жалобе необязательно указывать наименование структурного подразделения вышестоящего органа. Такой информацией заявитель жалобы обычно не располагает, да и не обязан располагать. Вышестоящий орган будет действовать в соответствии с внутренним регламентом и самостоятельно определит, кто будет осуществлять контроль за обжалуемым решением. Проще говоря, «распишет» вашу жалобу непосредственному исполнителю.
Принципиальный нюанс: если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вывод: до вынесения решения по вашей жалобе вышестоящей инстанцией в суд обращаться не следует. В противном случае обжалование по подчиненности теряет всякий смысл.
При рассмотрении жалобы проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ). И все же – на что конкретно может рассчитывать заявитель жалобы?
Возможен один из четырех вариантов решения (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 (ввиду малозначительности), 24.5 (при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу) Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как ведется производство об административных правонарушениях
В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1. То есть право обжалования постановления имеют следующие участники производства:
В соответствии с ч. 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
Постановление об административном правонарушении может быть обжаловано, в зависимости от того, кем вынесено постановление, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд или в вышестоящий суд.
Вы можете скачать образец жалобы на постановление об административном правонарушении:
Образец жалобы на постановление об административном правонарушении
Общая и специальная административная жалоба таблица
Чаще всего те или иные органы имеют административные регламенты, в которых может быть прописано, что должна содержать административная жалоба. За основу при составлении жалобы может быть взят следующий порядок:
- указывается орган или должностное лицо конкретного органа, которому адресуется жалоба. Также лучше указать адрес соответствующего органа.
- указывается информация о заявителе, которая должна включать в себя ФИО заявителя, его адрес места жительства, можно указать номер телефона, адрес эл.почты.
- документ может быть назван «Жалоба». В названии можно указать, на что жалоба, например, «на бездействие судебного пристава-исполнителя».
- в тексте жалобы указываются обстоятельства, в связи с которыми заявитель вынужден обратиться с административной жалобой, какие права нарушены, например, решением того или иного должностного лица, действия какого должностного лица обжалуются. Следует указать реквизиты решения, на которое подана жалоба, сведения о должностном лице, если обжалуются его действия, бездействие.
- в просительной части указываются требования заявителя, например, провести проверку, отменить решение должностного лица.
- если обжалуется решение, то прикладывается копия такого решения, а также иные документы в подтверждение доводов жалобы. Прикладываемые документы перечисляются в приложении.
- после приложения ставится дата, подпись и указывается ФИО.
Внимание: смотрите видео по правилам составления жалобы, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.
Жалоба может быть подана при личном посещении вышестоящего органа или должностного лица, через приемную под отметку на экземпляре заявителя.
ВНИМАНИЕ: в определенных случаях, при обжаловании решений, например, налоговых органов, жалоба подается в тот орган, чье решение обжалуется, а далее уже жалоба направляется в вышестоящий орган.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЖАЛОБА, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ПРОЦЕДУРЫ РАЗРЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЖАЛОБ.
Предыдущая3456789101112131415161718Следующая
Административная жалоба — это обращение, подаваемое в административный орган, с требованием одного или нескольких граждан о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Административная жалоба представляет собой один из механизмов защиты прав человека, а так же является одним из видов обращений граждан в государственные органы или органы местного самоуправления. Право на административную жалобу является конституционным неотчуждаемым правом гражданина Российской Федерации.
Административная жалоба является не исковым обращением. Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения административной жалобы следует отметить, что все жалобы граждан можно поделить на два типа: административные и судебные[3].
Судебные — рассматриваются судами в процессе осуществления правосудия, иными словами — это обращения граждан в суд [3]. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями не в порядке осуществления правосудия, являются административными. Однако административные жалобы могут подаваться и в суды. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы отличаются главным образом не адресатом, а порядком рассмотрения[3].
Административные жалобы могут быть поданы лично, а так же можно направлять индивидуальные и коллективные жалобы.
По форме подачи административные жалобы бывают[4]:
1. Устные — когда гражданин обращается с жалобой на личном приеме, по телефону, on-line или на публичных мероприятиях.
2. Письменные — это жалобы, поданные с помощью традиционного почтового отправления, по факсимильной связи, телеграммой, фельдъегерской службой, электронным ресурсам.
Жалоба может быть направлена по почте или вручена лично непосредственно в тот орган власти или к тому высшему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
После поступления жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган власти или высшему должностному лицу. При подаче жалобы лично, обращение регистрируется и выдается талон установленного образца.
Письменная жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель публичного органа вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока его рассмотрения. Так же в случае необходимости рассматривающие обращение органы и высшие должностные лица могут обеспечить рассмотрение жалобы с выездом на место.
Для объективности и полноты рассмотрения жалобы органы и высшие должностные лица могут: проводить проверки; запрашивать необходимые документы и материалы в других органах власти и у иных должностных лиц; предложить заявителю представить дополнительные сведения, если представленных документов недостаточно.
В результате рассмотрения жалобы должностное лицо принимает одно из следующих решений[4]:
· о полном или частичном удовлетворении;
· об отказе в удовлетворении.
В этом случае гражданину сообщается в ответе о порядке обжалования этого решения в вышестоящий орган или в суд в целях восстановления или защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов гражданина;
· об уведомлении гражданина о направлении его жалобы на рассмотрение в другой административный орган в соответствии с их компетенцией.
Жалоба административное право примеры
Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.
С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда. КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).
Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений. С административным
Стадии производства административной жалобы
Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.
Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников — зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.
Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты. Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д. При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.
Административная жалоба: понятие. признаки, виды
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон об обращениях) регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закреплённого за ними статьей 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Определённый данным нормативным правовым актом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные: а) с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом; б) с рассмотрением обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц; в) с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Граждане могут подавать административные жалобы лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.
В законом предусмотрен ряд ограничивающих правил, могущих стать препятствием для реализации права обжалования:
- 1. Административная жалобы должна быть изложена на государственном (русском) языке. Из этого общего правила возможны исключения. Например, если в субъекте РФ установлен еще и свой государственный язык или если лицо, воспринимающее жалобу, способно понять смысл изложенного на ином языке.
- 2. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
- 3. Наличие акта правосудия (решения суда) является причиной прекращения производства по административной жалобе.
Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия
Под административной жалобой в настоящем материале понимается ни жалоба по административному делу, связанному с правонарушением, квалифицированным по статье КоАП РФ, а жалоба на нарушение прав лица, т.е. это обжалование действий, бездействия, решений должностных лиц, тех или иных органов. В данном случае обжалование происходит в административном порядке, т.е. не путем оспаривания через суд, а путем подачи жалобы руководителю организации, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган.
Административная жалоба может быть подана, если лицо не согласно с принятым решением, например, судебным приставом-исполнителем, или считает, что должностное лицо бездействует, либо наоборот, считает, что действия должностного лица нарушают его права.
Чаще всего те или иные органы имеют административные регламенты, в которых может быть прописано, что должна содержать административная жалоба. За основу при составлении жалобы может быть взят следующий порядок:
- указывается орган или должностное лицо конкретного органа, которому адресуется жалоба. Также лучше указать адрес соответствующего органа.
- указывается информация о заявителе, которая должна включать в себя ФИО заявителя, его адрес места жительства, можно указать номер телефона, адрес эл.почты.
- документ может быть назван «Жалоба». В названии можно указать, на что жалоба, например, «на бездействие судебного пристава-исполнителя».
- в тексте жалобы указываются обстоятельства, в связи с которыми заявитель вынужден обратиться с административной жалобой, какие права нарушены, например, решением того или иного должностного лица, действия какого должностного лица обжалуются. Следует указать реквизиты решения, на которое подана жалоба, сведения о должностном лице, если обжалуются его действия, бездействие.
- в просительной части указываются требования заявителя, например, провести проверку, отменить решение должностного лица.
- если обжалуется решение, то прикладывается копия такого решения, а также иные документы в подтверждение доводов жалобы. Прикладываемые документы перечисляются в приложении.
- после приложения ставится дата, подпись и указывается ФИО.
Внимание: смотрите видео по правилам составления жалобы, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.
Административная жалоба вышестоящему лицу
Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.
Санкции за дисциплинарный проступок должны быть наложены в течение месяца. По истечению шести месяцев со дня совершения проступка, привлечь виновное лицо не удастся.
Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.
Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.
Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.
Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.
Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:
- Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
- Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
- Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
- Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.
Основной же формой административной юрисдикции считают право применения. Важное место должно отводится применению мер взыскания к нарушителям норм права.
В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.
При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.
- Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
- Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
- Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
- Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.
Сначала определимся, куда жаловаться. Варианты предусмотрены статьей 30.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – Кодекс). В соответствии с пунктом 3 части 1 данной статьи постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ):
- в вышестоящий орган;
- вышестоящему должностному лицу;
- в районный суд по месту рассмотрения дела.
В суд мы всегда успеем. Для начала направим жалобу «вверх по должностной лестнице».
Скажем, в отношении вашей компании вынесено постановление по статье 5.27 (ч.ч. 1, 3, 4, 6) или 5.27.1 (ч.ч. 1–4) Кодекса. Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях осуществляет Роструд (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Перечень лиц, уполномоченных от имени Роструда рассматривать такие дела, представлен в части 2 статьи 23.12 Кодекса. Этот список определяет иерархию должностных лиц и подразделений Роструда, исходя из которой и выбирают вышестоящего адресата для жалобы.
Еще пример, на этот раз более конкретный. Предположим, на вашу компанию наложен штраф за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ). Постановление вынесено руководителем Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям. В соответствии с частью 2 статьи 23.15 Кодекса обжаловать такое постановление нужно непосредственно в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), находящуюся в городе Москве. Рассматривать жалобу будет руководитель профильного структурного подразделения Россельхознадзора – Управления земельного надзора – либо его заместитель. На решение заместителя можно пожаловаться его руководителю. В свою очередь решение руководителя вышеозначенного Управления обжалуется заместителю руководителя Россельхознадзора. Ну а выше – уже только суд по месту нахождения Россельхознадзора.
Итак, в судебном порядке можно обжаловать не только первоначальное постановление, но и решение по жалобе, вынесенное вышестоящим должностным лицом. Подробности – в статье 30.9 (ч.ч. 1, 3) Кодекса.
В жалобе необязательно указывать наименование структурного подразделения вышестоящего органа. Такой информацией заявитель жалобы обычно не располагает, да и не обязан располагать. Вышестоящий орган будет действовать в соответствии с внутренним регламентом и самостоятельно определит, кто будет осуществлять контроль за обжалуемым решением. Проще говоря, «распишет» вашу жалобу непосредственному исполнителю.
Принципиальный нюанс: если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вывод: до вынесения решения по вашей жалобе вышестоящей инстанцией в суд обращаться не следует. В противном случае обжалование по подчиненности теряет всякий смысл.
При рассмотрении жалобы проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ). И все же – на что конкретно может рассчитывать заявитель жалобы?
Возможен один из четырех вариантов решения (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 (ввиду малозначительности), 24.5 (при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу) Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обратите внимание
Организация может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве).
Справка по последнему варианту: процессуальные требования установлены главами 24–29 Кодекса.
Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу (ч.ч. 1, 2 ст. 30.8 КоАП РФ).
Казалось бы, жалобу необходимо подать непосредственно тому лицу, которое уполномочено ее рассматривать (лично либо почтовым отправлением). Такой порядок допускает часть 3 статьи 30.2 Кодекса. Между тем данный способ не является основным.
В соответствии с частью 1 статьи 30.2 Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу. А они обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Согласитесь, такой порядок обеспечивает знакомство «верховной» инстанции с делом. При этом в адресатной части жалобы указывают обе инстанции, например: «В Россельхознадзор через Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям».
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ). Обратите внимание: на этом этапе срок исчисляется уже в днях, а не в сутках.
Жалоба рассматривается должностным лицом единолично (ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ).
При подготовке к рассмотрению жалобы (п. 2 ст. 30.4 КоАП РФ) должностное лицо разрешает ходатайства (ст. 24.4 КоАП РФ), при необходимости назначает экспертизу (ст. 26.4 КоАП РФ), истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы.
При рассмотрении жалобы (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В частности, заслушиваются объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, рассматриваются заключения экспертов, исследуются иные доказательства.
P.S. Надеемся, наша статья поможет вашей компании сэкономить на юридических услугах, весьма дорогостоящих.
Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
���������������� ������ ������� �������� �� �� ��������������� ����� �� ��������� � ������ ������ � ����� ����������� ����� �������. ��� ��������� ���������������� �� ������ �� ������� ��, �� � �� ������� ������ ���������� � ��� ��� �����������. ������, ������� ������ � ���������������� ������� ������� ��������� ���������� ���������������� ������ ��� ������������ ����. ����� ����, ���������������� ������ �� ������ �������� ����� � ������� ������ ���.
� ������������ �� ������ ������� ������������ ������ «� ������� ������������ ��������� ������� ���������� ���������» ���������������� ������ � ������ ��������� ����� ���� ��� ���������������, ��� � �������������. �������� ��������� ���� ����� �������� � �����������, ����� �� ������������ ���������������� ����� �� ���������.
������ �������� � ���������� ��� � ����������� ����. � ��� �������� ������ ��������� ����� �������������� ��������� ��� ���������, � ��� ����� � � �������� �������, � ����� ������� ����������� �������������� ��������� � ���� �������.
� ������ ���������������� ������ � ������������ ������� ����������� ������������ ������ ��� ���������, �������, ��� � �������� ������������ ����, �������� ���������� ���������, � ����� ����������� ������� ��� � ��������, �������� ����� ��� ����������� � �������. ���� ������ ���������� � ������������ �����, ������������� ������ �������� ���������� � ��������� ���� ���������. ��� ������� �������������� ���������� � ����������, ��� (���� �� �����) ����������� � ���������������� ������.
��� ��������� � ����������� ����, ������ ��������� ������ ����� ���� ������ ����� ����������� �����, ���� ����� ��������� � ����� ������������ ���������. �������������� ��������� � ���� ������ ����� ���� ����� ��������� � ����������� �������, ���� ���������� ������� ������.
Каждая административная жалоба скрывает в себе единичные проблемы и элементы недовольства конкретных личностей. Чтобы жалобу приняли и проверили, необходимо поработать над грамотным ее составлением. В этой статье будет рассказано о том, как правильно оформить заявление, куда обратиться с жалобой и как следует действовать во время ее рассмотрения.
Стоит отметить, что административная жалоба не является исковым заявлением. Она обладает совсем другими юридическими свойствами, а отличается в первую очередь порядком рассмотрения и подается как в лично, так и путем направления коллективных заявлений.
Существуют две формы жалоб административного типа:
- письменные — поданные при помощи телеграммы, факса, почтовой связи, электронных или сетевых ресурсов;
- устные – поданные по телефону, на публичных мероприятиях, путем индивидуального обращения на личном приеме.
Вопрос о том, куда обратиться с жалобой, всегда зависит от типа заявления.
Помимо требований, представленный Федеральный закон закрепляет некоторые принципы жалобы административного типа. В частности, стоит выделить следующее:
- Жалоба может быть подана в любом возрасте (ограничением является лишь административная дееспособность, которую человек получает в полном объеме к 18 годам).
- Срок для реализации прав на подачу жалобы российским законодательством не устанавливается.
- Устанавливается так называемая социальная потребность — когда жалоба подается лишь в вышестоящие инстанции для обжалования чьих-либо действий.
Стоит также отметить существование прямого запрета на передачу названного документа тому лицу, чьи действия подлежат обжалованию.
- Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
- Наступает за административное правонарушение;
- Опирается на государственное принуждение;
- Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
- Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
- сообщения от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов;
- фиксация специальными техническими средствами видеонаблюдения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев.
Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.
Понятие административной жалобы
Существует два вида жалоб: судебная и административная. В первую группу входят заявления, направляемые в различные судебные органы: гражданские, уголовные, арбитражные или конституционные. К остальным относятся, как уже понятно, административные.
Административная жалоба делится на два основных вида: общую и специальную. Самыми распространенными являются именно общие жалобы. Их чаще всего подают обычные граждане, желающие добиться справедливости при помощи суда. Защита прав, восстановление нарушенных законных интересов или свобод — все это относится к административным жалобам общего типа. Специальные жалобы, напротив, подаются только отдельными категориями граждан. Это могут быть военные, государственные или судебные служащие и пр.
Любая жалоба административного типа имеет одну важнейшую черту: неограниченность во времени и поводе для ее подачи. Абсолютно любой гражданин России может стать инициатором дела об административном правонарушении.
Стадии производства административной жалобы
Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.
Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников — зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.
Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты. Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д. При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.
Какие бывают административные жалобы
Жалобы, как правило, в соответствии с ФЗ, подразделяются по различным признакам.
Разделение по форме преподнесения информации уполномоченным лицам, подразделяют следующие виды жалоб:
- Устные, то есть озвучиваемые уполномоченному лицу в соответствии с установленным регламентом (под аудиозапись или лист протокола), оформляемый секретарём, в котором регистрируются все устные заявления участников процедуры обжалования.
- Письменные – могут быть поданы в установленном порядке лично или посредством почтовой связи, а также в электронном виде онлайн, если в учреждении имеется возможность приёма подобных документов через специальную интерактивную форму. Чаще всего все входящие заявления от населения фиксируются уполномоченными представителями канцелярии.
По качественным признакам их оформления и территории подсудности жалобы подвергаются следующим делениям:
- Общие административные жалобы – не регламентируются требованиями конкретной организации, сроками подачи, составом основной части, количеством подающих её лиц, их социальным положением, а также иными характеристиками.
- Специальные жалобы – виды документов, регулируемые отдельными правовыми кодексами или законодательными актами в части их оформления, порядка подачи, рассмотрения, реагирования на них и т. д. Так, к данному типу административного обжалования относятся все недовольства правонарушителей, которым (в соответствии с КоАП) вынесены неправильные наказания вплоть до уголовной ответственности, например, с требованием оплатить штраф.
Право граждан на защиту представляет собой право на обжалование незаконных действий и решений. 1) Административные жалобы — жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.2) Судебная жалоба. Административная жалоба бывает двух видов: — общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке; — специальная, регулируемая другими НПА.
Характеристика общей административной жалобы: 1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности); 2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы; 3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность; подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется. При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются. Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:
1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение. 2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения. Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует. 3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе. 4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения. 5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.
В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Необходимость АЖ1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела. 2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо. 3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий. Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе). 4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний. Значит, институт административной жалобы должен существовать.
Специальная административная жалоба Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ): 1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами. Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна. Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения. 2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений. Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности. 3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу. Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности. 4) специальная административная жалоба всегда письменная. Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела. 5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления,устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений. Например, реквизиты вынесенного решения. 6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения. Как правило, сроки являются сокращенными. 7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений. Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д. В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии. Первая — стадия первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет работать с нею, дать ему определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию. Вторая стадия — проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, за меры и др. На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе: лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение; знакомиться с итоговыми материалами проверки; представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании; пользоваться услугами адвоката, иного представителя, а также переводчика. Если жалоба коллективная, соответствующие права реализует представитель подписантов. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Третья стадия — принятие решения по жалобе. Следует от метить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела). Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение: о полном удовлетворении жалобы; о частичном удовлетворении жалобы; об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необос нованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). Четвертая стадия — исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письмен ную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина.