Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ребёнок на переднем сиденье — со скольки лет можно ездить по новому закону?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом разделе речь идет об автобусах всех разновидностей, т.е. о транспортных средствах, имеющих более 8 пассажирских мест. Размер транспортного средства, опять же, не имеет значения. В качестве автобусов могут выступать как небольшие минивены, так и огромные туристические автобусы.
Можно ли перевозить ребёнка на переднем сиденье Газели?
На переднем сиденье Газели (тентованной, фургоне), где вовсе нет заднего ряда сидений тоже иногда бывает нужно посадить ребёнка. Понадобится ли для этого автокресло или можно его пристегнуть ремнём? Ведь, с одной стороны, ПТС Газели указывает на то, что это транспортное средство принадлежит к грузовым машинам, с другой — автомобиль весит менее 3,5 тонн, и практически все пункты ПДД распространяются на Газель как на легковую машину!
Ответ на этот вопрос однозначен. ПДД явно не отличают грузовые и легковые машины в контексте их снаряжённой массы до 3,5 тонн и более. Есть требования либо к массе авто, либо к его виду. В пункте 22.9 ПДД указаны именно грузовые машины, поэтому и Газель в контексте этого пункта относится именно к грузовым.
Это значит, что в Газели ребёнка на переднем сиденье можно перевозить, пристёгнутым ремнём безопасности, если ему исполнилось 7 лет. Причём, независимо от того, есть в Газели задний ряд сидений («Фермер» или пассажирская версия) или нет.
Требования к перевозке детей на первом сидении
Многие автовладельцы задумываются о том, можно ли перевозить ребенка на переднем сидении. Данный процесс разрешается при учете разных требований. К ним относятся следующие:
- В правилах не указывается, где именно можно располагать детское сидение в машине, поэтому допускается пользоваться им на переднем сидении.
- Если младенец находится в люльке, то он должен смотреть в салон автомобиля.
- Когда малышу уже больше одного года, то для него можно пользоваться стандартным автокреслом, которое прикрепляется к сидению автомобиля. Фиксироваться ребенок должен ремнями, имеющимися на удерживающем устройстве.
- Автокресло в обязательном порядке нужно применять для переднего сидения до того момента, пока маленькому пассажиру не исполнится 7 лет.
- В возрасте от 7 до 12 лет необходимо пользоваться специальным бустером, с помощью которого несовершеннолетний немного приподнимается, поэтому ремень находится на уровне плеча, а не на шее.
- С 12 лет разрешается ездить на переднем сидении таким же образом, как и всем взрослым людям, но рост детей должен находиться в пределах от 150 см.
Почему не рекомендуется возить детей спереди?
Несмотря на тот факт, что возить несовершеннолетних спереди можно по закону, многие родители не рискуют устанавливать ДУУ вблизи передней панели автомобиля. Данное мнение оправдано тем, что сидения, расположенные сзади, намного безопаснее передних, поэтому не каждый родитель готов подвергать возможному риску своего ребенка.
ДТП, причиной которого стало лобовое столкновение, является самым опасным видом автомобильных аварий. В данных транспортных происшествиях страдают в первую очередь люди, сидящие спереди, а вот пассажиры, расположившиеся сзади, более защищены от различных травм и повреждений.
Таким образом, при установке ДУУ спереди у маленького человека больше шансов получить серьезные травмы в случае автомобильной аварии.
Выбор и правила установки ДУУ
При выборе автокресла необходимо руководствоваться определенными правилами. Ранее отмечалось, что на этот процесс влияют рост, вес и возраст ребенка. Но это еще не все нюансы.
При покупке ДУУ необходимо обратить внимание на присутствие маркировки со значком ЕСЕ 44 или ЕСЕ 129. Такая метка является главным доказательством того, что изделие прошло все этапы испытаний по европейским стандартам и полностью удовлетворяет всем требованиям Европейского стандарта безопасности.
Выбирая ДУУ для младенца, следует исходить из того, сколько времени ему предстоит провести в нем:
- Для коротких поездок подойдут автолюльки из группы 0+.
- Если же предполагается, что малыш будет принимать участие в долгих путешествиях, в таком случае можно обратить внимание на ДУУ группы 0.
Но здесь есть один нюанс: такие кресла зарекомендовали себя не очень хорошо при проведении краш-тестов. Поэтому не рекомендуется брать в долгую поездку ребенка младше 6 месяцев, используя это изделие.
На заметку. На детском кресле должны быть предусмотрены отдельные положения для сна и бодрствования. Это важно прежде всего для малышей, поскольку во время поездки они часто засыпают.
Как перевозить ребёнка на переднем сиденье с подушкой безопасности?
В случае использования автокресла и наличия подушек безопасности ребёнка запрещено перевозить с установкой автокресла против хода движения. Этого требует Технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств» (пункт 3.2.5 раздела 3.2), да и тот же пункт 22.9 ПДД, как Вы помните, говорит нам о том, что должна быть обеспечена безопасность перевозки, а в этом случае подушка может сделать плохое дело.
Но пункт 3.2.6 раздела 3.2 того же регламента не запрещает перевозить ребёнка на переднем сиденье в автокресле против хода движения, если система срабатывания подушки безопасности оборудована сенсором, позволяющим определить установленное против хода движения автокресло и отключающая таким образом срабатывание подушки.
Какой штраф за перевозку ребенка без автокресла
Согласно статистике, 70-80% аварий на автомобиле с участием детей заканчиваются смертельным исходом как раз из-за отсутствия автокресла.
И поэтому, чтобы избежать таких страшных цифр, в РФ существует свод законов, регламентирующих защиту несовершеннолетних в транспортном средстве.
Рассмотрим в статье, какие существуют правила перевозки детей в салоне авто, а также какие санкции возлагаются на тех, кто их не соблюдает.
Правила перевозки несовершеннолетних описываются в ПДД. Согласно пункту 22.9, водитель обязан обеспечить ребенку безопасные условия передвижения, исключающие риск получения травм и повреждений. В числе требований прописан выбор специального сидения, которое подбирается с учетом возраста пассажира.
Так, по требованию закона, новорожденные и дети до 7 лет обязаны сидеть в автокресле. С 7 до 11 лет можно сажать ребенка на заднее сиденье без специальных приспособлений. Достаточно ремня безопасности.
Штраф за ребенка без автокресла в 2022 году
Участниками дорожного движения являются водители, пассажиры и пешеходы. Но есть отдельная группа пассажиров, для которых нужны особые условия. Речь идёт о детях.
Для их перевозки нужно специальное оборудование, а именно: автокресло или бустер. Правила перевозки детей записаны в правилах дорожного движения.
Там указано, что до 12 лет дети должны быть пристегнуты специальными детскими удерживающими средствами.
Уровень детского травматизма до 2007 года не сильно изучался в обществе. Всем известно, что дети сидели на задних сиденьях – не пристегнутые и без кресел. Вопрос безопасности ребёнка встал достаточно остро. Сотрудники ДПС начали обращать свое внимание на то, как перевозят детей.
С 1 сентября 2013 года был учреждён штраф 3000 руб., если в остановленной машине находился ребёнок, не пристёгнутый в детское автокресло. Таким образом, стоимость штрафа и стоимость кресла уравнялись. Эта сумма была выбрана специально, чтобы обратить внимание родителей на условия перевозки своих детей.
Расходы на оплату штрафа и на покупку безопасного средства передвижения стали одинаковыми. Те, кто пользуется автокреслами и перевозит детей в них, отмечают, что это еще и удобно: ребёнок не перемещается хаотично по машине, не может случайно открыть дверь, выпасть или получить травму.
Также непристёгнутый ребёнок может отвлекать папу или маму за рулем, что может привести к дополнительным проблемам.
Что позволено взрослому, противопоказано ребенку
Безопасность переднего пассажирского места рассчитывается исключительно на взрослого человека. Там особая конфигурация передней панели, расположение ремней и эргономика рабочего пространства. Во время удара преднатяжители ремня срабатывают таким образом, чтобы положить человека ровно на раскрытую подушку. Ремни тормозят перемещение, но их главная задача — это не дать пассажиру соскользнуть в сторону и протаранить головой стойку крыши.
Эти методики отрабатываются сначала на этапах компьютерного моделирования, а затем проверяются при краш-тестах. Направление движения манекена при ударе зависит от расположения его центра масс. А вот детское кресло не похоже на взрослого человека и при ударе летит непредсказуемым образом. Дело в том, что оно закреплено «как придется»: спереди нет фиксаторов стандарта ISOFIX, поэтому кресло может соскользнуть с ремней, подвернуться, сработать как рычаг при ударе и прочее.
- До внесения изменений 2017 года в ПДД дети до 12 лет могли передвигаться не только в автокресле, но и в любом устройстве, которое приподнимало ребенка до того уровня, чтобы ремень безопасности не находился на его шее или ключице.
- Для перевозки ребенка на соседнем с водителем сидении необходимо использовать именно автокресло. Никаких альтернатив применять нельзя.
- Дети возрастом от 7 до 11 лет могут перевозиться на заднем сидении, просто, будучи пристегнуты обычным ремнем без специальных устройств.
- Ребенок до 7 лет не может находиться в машине без сопровождения совершеннолетнего даже пару минут.
На заметку: Детское кресло или иное удерживающее устройство должно соответствовать следующим требованиям:
- выбирая устройство, учитывайте вес и рост ребенка (кресла и бустеры имеют определенную градацию);
- избегайте некачественных откровенно дешевых товаров – ведь на кону жизнь вашего малыша;
- надежно крепите кресло, недостаточно просто установить его на сидение;
- необходимо отключить подушку безопасности, если ребенок перевозится на переднем сидении, многие автомобили имеют датчик веса, который до его определенного значения отключает переднюю пассажирскую подушку. В противном случае, ее сработка может серьезно травмировать ребенка при ДТП. В некоторых авто подушка отключается вручную. Не забывайте это делать.
- самое безопасное место для установки детского кресла – центр заднего ряда сидений;
- ремень, которым вы пристегиваете ребенка, не должен проходить по его шее или ключице.
Правила установки детского кресла и специфика использования автомобильных ремней
Некоторые водители не соблюдают правила перевозки детей, а выписанные по этой причине штрафы считают необоснованными. Но установка автокресла в салоне автомобиля – это не только отсутствие штрафов, но и безопасность детей. Многочисленные краш-тесты, проводимые с использованием манекенов, доказывают утилитарную ценность устройств данного типа.
ДУУ создаются и тестируются многочисленными инженерами-специалистами, сотрудниками испытательных лабораторий. При возникновении ДТП или простом экстренном торможении, детские кости и мышцы не выдерживают перегрузок, если тело не зафиксировано. Благодаря креслу, нагрузки, которые испытывает неокрепший организм маленького пассажира, заметно снижаются. По статистике, ужесточение требований к транспортировке детей способствует снижению детской смертности в случае ДТП.
- Возрастное ограничение связано с технической стороной устройства ремней безопасности. Фиксирующие устройства рассчитаны на человека ростом более, чем 150 см. В противном случае ремень проходит в области шеи ребенка. В ситуации экстренного торможения или резкого толчка такой фиксатор может привести к непоправимым последствиям. Именно поэтому установлен ценз в 12 лет. Не стоит забывать, что развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому учитывайте также действительные физические параметры вашего чада.
- Другая причина – неправильное (опять-таки с технической стороны) положение туловища в кресле. Сила, с которой происходит выброс подушек безопасности, а также их последующее расположение могут причинить еще большие увечья маленькому пассажиру.
Ребенок в легковом автомобиле
Чаще всего родители возят детей именно на личных легковых автомобилях. Обратите внимание, к категории В относятся не только легковые автомобили, но и небольшие грузовые машины. Для них правила перевозки отличаются и они будут рассмотрены ниже.
Возраст | Условия перевозки |
от 0 до 11 лет | Только с использованием детского удерживающего устройства |
от 11 до 18 лет | С использованием штатных ремней безопасности |
Отключение подушки безопасности
Большая часть новых современных автомобилей оборудуется пассажирской подушкой безопасности, расположенной напротив переднего пассажирского сиденья. При этом предусмотрена техническая возможность отключения этой подушки при перевозке ребенка.
В связи с этим у водителей возникает вопрос, всегда ли нужно отключать подушку при установке детского кресла на переднее сиденье? Или только тогда, когда кресло устанавливается против хода движения?
Получить ответ на данный вопрос довольно легко. Следует обратиться к руководству по эксплуатации Вашего автомобиля и найти в нем раздел, посвященный перевозке детей.
В процессе написания данной статьи я обратился к книжке по эксплуатации своего автомобиля и нашел там следующую информацию:
При установке на сиденье переднего пассажира детского сиденья, в котором ребенок сидит спиной вперед, фронтальную подушку безопасности переднего пассажира нужно обязательно отключить.
Причем информация дублируется на разных страницах книги как минимум 3 раза. При этом ничего не говорится о том, что подушку нужно отключать при установке кресла по направлению движения.
Т.е. в моем автомобиле подушку нужно отключать только тогда, когда ребенок сидит в кресле спиной вперед.
Рекомендую изучить руководство Вашего автомобиля и найти там аналогичную информацию. Обратите внимание, информация может отличаться! В некоторых автомобилях подушку нужно отключать как при установке кресла спиной вперед, так и при установке лицом вперед.
Преимущества и недостатки мягких кресел без каркаса по сравнению с другими детскими удерживающими устройствами
Автокресло без каркаса имеет как плюсы, так и минусы по сравнению с другими удерживающими детей средствами — традиционным автокреслом и бустером.
Среди плюсов стоит отметить следующие:
- невысокая цена — по сравнению со стоимостью детских автокресел, которая порой доходит до нескольких десятков тысяч, бескаркасное автокресло обойдётся достаточно недорого — средняя цена на это изделие около тысячи рублей;
- универсальность — производители заявляют, что устройство можно использовать в течение практически всего срока, когда ребёнка нужно пристёгивать специальным средством, то есть с года до 12 лет;
- незаметность в машине — в отличие от автокресел с каркасом и бустеров, такое средство практически не занимает места;
- компактность — его легко переносить с места на место, брать с собой, кроме того, на заднем сиденье неширокой машины можно пристегнуть сразу три таких устройства, что невозможно сделать с обычным автокреслом.
Одно из преимуществ бескаркасного кресла — возможность установить на заднем сидении автомобиля сразу три таких кресла
Разумеется, есть при этом и минусы, и они куда значительнее плюсов:
- несоответствие современным стандартам безопасности — многие модели этого устройства сертифицируются по устаревшему стандарту ECE R44/03 и не обеспечивают находящемуся в нём ребёнку достаточную защиту в случае ДТП;
- непрочные ремни и слабая пластиковая фурнитура креплений — при резком торможении в соответствии с законами физики вес ребёнка резко увеличивается, ремни и защёлки на них могут не выдержать такой нагрузки; если ремни пришиты к тканевой конструкции кресла, если они выполнены из тонкой ткани, ширина их существенно меньше ширины штатного ремня безопасности, из них торчат нитки, фастексы имеют повреждения или легко расстёгиваются — такое кресло не переживёт даже лёгкой перегрузки;
- полное отсутствие боковой защиты — в каркасных автокреслах при боковом ударе именно каркас принимает на себя часть удара и смягчает его последствия для детей, у бескаркасных кресел такой защиты нет.
Следует сказать отдельно несколько слов относительно стандарта сертификации ECE R44/03 — c 23 июня 2009 года детские удерживающие устройства, соответствующие стандарту ECE R44/03, не подлежат продаже и распространению в странах Евросоюза из-за несоответствия стандарту ECE R44/04. Так как Россия не входит в список стран Евросоюза, автокресла, сертифицированные по стандарту ECE R44/03, разрешены к продаже и использовать их законно. Однако стоит помнить, что в странах ЕС этот стандарт считается устаревшим и уже не безопасным.
Проведённые краш-тесты показывают, что при серьёзном ДТП такое устройство не обеспечивает достаточную безопасность ребёнка, в отличие от сертифицированных детских автокресел и бустеров, подобранных согласно весу и возрасту детей.
Защита ребенка при перевозке на переднем сидении
- Родители привыкли держать детей на руках, но это неправильно, чревато плохими последствиями. При скорости передвижения всего 50 км в час вес родителя в 70 кг по инерции при столкновении превращается в 2 тонны. Только представьте, если ваш малыш вдруг окажется зажатым между передней панелью и 2 тоннами.
- Если взрослый пристегнут, но держит ребенка на руках, то по инерции вес крохи в 10 кг вырастит до 300 кг, вы просто не сможете его удержать, и он вылетит из рук, пробив лобовое стекло.
- Кресло должно быть рассчитано на вес и рост малыша, также правильно и основательно прикреплено. Убедитесь в этом перед тем, как начать движение.
- Не потакайте капризам детей. Объясните, что машина – не место для шуток и развлечений, нужно подчиняться всем требованиям взрослых.
- Учитывайте потребности малыша, все-таки поездка для него должна быть комфортной.
- Дети до 1 года должны располагаться спереди в автокресле только спиной вперед, блокируйте срабатывание подушки в случае аварии. Так будет безопаснее для вашего ребенка.
Не пренебрегайте обязательными правилами, установленными ПДД. Безопасность детей – только в ваших руках.