Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Передача земельного участка в собственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подача заявления с просьбой о передаче земельной территории из федерального актива в пользование муниципальных структур и субъектов государства может не принести должных результатов, поэтому ответственный за решение земельных вопросов орган может ответить отказом в удовлетворении требований.
Стоимость оформления участка
В стоимость оформления участка входят 2 обязательных позиции:
- оплата государственной регистрации и государственной пошлины для МФЦ;
- оплата регистрации в Госреестре, которая включает 2 тысячи рублей для физических лиц или 22 тыс. руб. – для юридических лиц.
При этом размер государственной пошлины варьируется в зависимости:
- от назначения земли;
- от того, кто является собственником земельного надела;
- от документов, на основании которых выдаются права на владение земельной недвижимостью.
Пошлина также начисляется на землю, которая получена в наследство. Величина этой пошлины сопрягается со степенью родства с наследодателем:
- для близких родственников она составляет 0,3% от оценочной стоимости недвижимости, но не более 100 тыс. руб.;
- для родственников второй линии цена составляет 0,6% от стоимости надела, но не должна превышать 1 млн. руб.
Процесс сбора необходимых для оформления документов сопровождается необходимостью оплаты услуг:
- исследовательских и проектных бюро при составлении рельефных карт посредством геодезической съёмки;
- сотрудников архитектурных отделов за составление планов наделов;
- межевого агентства за установку границ наделов.
Решение об отказе в передаче земельного участка
Причинами для вынесения отрицательного решения в данном вопросе могут быть следующие случаи:
- Если в предоставленном заявлении не был указан кадастровый номер земельной территории или же к этому документу не были приложены важные документы (проект межевания земельных участков, утвержденный ответственным государственным органом, или же схема месторасположения территории, если конкретный участок будет участвовать в преобразовании).
- Если территории, которые рассматриваются в качестве объекта передачи органам государственной власти, ведомственным предприятиям и учреждениям, которые были созданы на некоммерческой основе, были замечены в случаях нарушения законодательства в сфере пользования землей, порчи свойств территорий, нарушения целевого предназначения, невыполнения обязанностей землепользователей или длительного отказа от эксплуатации территорий;
- В схеме расположения территорий, утвержденной законодательством, существуют факторы, достаточные для отказа. Таковыми могут быть несоответствие плана формату или процессам подготовки документации, несовпадение данных схемы с реальным положением участка, а также если в процессе разработки были допущены серьезные ошибки, схема не соответствует утвержденному проекту и всей дополнительной документации, схема с планом предстоящего образования земли включает границы участков, которые будут участвовать в процессах межевания.
- Земельная территория не подлежит передаче в муниципальное или государственное пользование, если она предназначена для предоставления в пользование другим производствам и субъектам.
Передача в муниципальное владение имущественных ценностей юридических, физических лиц
Порядок безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность Для заключения о передаче в федеральное владение имущественных ценностей дополнительно нужно представить перечень переходящих недвижимых объектов. Для заключения о передаче в муниципальное владение имущества предложение необходимо направить в ФАУФИ. Это обязательство ложится на организации исполнительной власти российских субъектов.
- передачу объектов, регистрацию их как свою собственность;
- перенаправление на имущественные ценности ограниченного вещправа МСУ;
- занесение недвижимого имущества в перечень имущественных ценностей МСУ;
- перенаправление возможности хозяйственного ведения недвижимостью в МУП;
- право распоряжения росимуществом прочим образом, допускаемым действующим законодательством.
Сформированная группа занимается собственной деятельностью, опираясь на порядок, установленный приказом руководителя муниципальной инстанции.
2.1. Сторона 1 передает безвозмездно, а Сторона 2 принимает земельный участок по акту приема-передачи, не состоящий под арестом (запрещением) и свободный от любых имущественных прав и претензий третьих лиц.
Выкуп муниципальной земли в собственность
Муниципальная собственность на землю Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести либо оформить договор аренды в срок: Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:
Право муниципальной собственности на землю
Муниципальная собственность не является государственной. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Территорию муниципального образования составляют (ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):
1. земли городских, сельских поселений;
2. прилегающие к ним земли общего пользования;
3. рекреационные зоны;
4. земли, необходимые для развития поселений;
5. другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления).
С
татья 19 ЗК РФ. Муниципальная собственность на землю
В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК», до разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.
При разграничении государственной собственности на землю в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются.
Гражданско-правовыми основаниями возникновения муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ являются:
1. признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;
2. приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.
При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например, купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Передача земельных участков в муниципальную собственность в городах Москве и Санкт-Петербурге регулируется их собственными законами, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15 ЗК РФ).
Как оформить муниципальную землю в собственность
Перевести право муниципальной собственности на землю в полноценное право владения можно только одним способом – выкупом участка. Оформить землю бесплатно могут те, кто обладает правом бессрочного пользования. Для этого нужно обратиться в органы местного самоуправления, провести выкуп, а затем оформить право владения.
Для начала нужно провести регистрацию участка и поставить его на кадастровый учет. Затем заполняется заявление в свободной форме. Признание выкупа можно получить в местной администрации, там проводится оценка земли и проверка ее документов. Это возможно только после оформления кадастрового паспорта.
Далее подается заявление на регистрацию права пользования. Это можно оформить в Федеральном управлении регистрационного центра. Перечень документов можно узнать там же.
Регистрация прав собственности
Имея на руках выписку из Кадастровой палаты, подтверждающую постановку земельного объекта на кадастровый учет, гражданин вправе зарегистрировать свою собственность.
Регистрация перехода права собственности от муниципалитета в пользу конкретного гражданина осуществляется органами Росреестра.
При этом необходимо совершить следующие действия:
- Написать заявление о регистрации права в соответствии с установленным образцом. В заявлении в обязательном порядке указываются данные заявителя, характеристики земельного объекта, включая вид разрешенного использования и кадастровый номер земельного участка. Если имеются наложенные на земельный объект ограничения, они также указываются в заявлении, например, сервитут (право использования участка земли иными лицами);
- Готовое свидетельство о праве собственности можно получить по истечении семидневного срока. В данном случае собственник получает выписку из ЕГРН, подтверждающую право на данный земельный объект.
Понятие муниципальной собственности на землю
Муниципальная собственность – относительно новый экономический институт. Первым шагом на пути отделения местного самоуправления от государственной власти стало принятие 09.04.90 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Самостоятельность муниципалитетов на конституционном уровне впервые закреплена в 2022 году.
Ст. 12 Конституции РФ от 12.12.93 г. гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Ст. 130 Основного закона наделяет его правом самостоятельно реализовать правомочности собственника в отношении объектов муниципальной собственности.
Очевидно, что основа реальной, а не декларативной самостоятельности территориальной общины находится в экономической плоскости. Чтобы разрешать вопросы местного значения, нужны средства. Одним из главных источников наполнения местных бюджетов должны стать доходы от муниципальных земель.
Это положение особенно актуально в отношении сельских населенных пунктов, общины которых не владеют иными ценными природными ресурсами, промышленными предприятиями или коммерчески привлекательной недвижимостью. Такие муниципалитеты черпают средства путем:
- передачи земель в аренду и собственность частным лицам;
- самостоятельного хозяйствования на земле путем создания унитарных предприятий или участия в деятельности коммерческих структур в качестве соучредителя;
- взимания земельного налога, отнесенного законодателем к числу местных (регламентирован гл. 31 разд. X Налогового кодекса РФ).
В объективном понимании муниципальная собственность на землю – одна из форм публичной земельной собственности. Возможно ее формирование вследствие:
- отнесения земель к ведению муниципалитетов в силу закона;
- разграничения с госсобственностью;
- применения гражданско-правовых предписаний.
Переоформление наделов организациями
Как выше отмечалось, юрлицам вменяется обязанность обратить выделенный в пользование участок в собственность или взять в аренду. Законодательство установило срок, до которого это нужно было сделать, — 1 января 2012 г. В случае нарушения срока предусматривался штраф. Если юрлицо переоформляет пользование в аренду, плата за эксплуатацию устанавливается в размере 2 %, а для наделов, выделенных из сельскохозяйственных территорий, сумма равна 0,3 % от кадастровой стоимости. В случае изъятия или ограничения оборота земли составляет 1,5 %. Изменение указанных величин допускается при корректировке кадастровой стоимости. Лицам, пользовавшимся наделами с разными линейными объектами, срок переоформления был установлен до 1 января 2021 г. Если субъекты не успели взять в аренду территорию, то они могут ее выкупить по цене 2,5 % от кадастровой стоимости. Для огородных, дачных, садоводческих объединений и товариществ срок переоформления земельных участков не ограничен.
Процесс передачи объекта недвижимости в безвозмездное срочное пользование является достаточно распространённым. Такие сделки касаются практически любого вида собственности, в том числе и земельных участков. Передача земли несколько схожа со сделками аренды, однако исключает ежемесячную плату. Как и любое иное соглашение, договор безвозмездного пользования земельным участком подчиняется российскому законодательству и имеет ряд нюансов, которые необходимо учитывать, заключая сделку.
Срочное безвозмездное пользование землёй подразумевает под собой, что собственник может по закону оформить предоставление своего объекта недвижимости, независимо от форм собственности, физическому или юридическому лицу посредством составления договора. В том числе это касается участков, которые принадлежат организации под видом служебного надела. Такие объекты недвижимости предоставляются учреждениями для своих сотрудников из экономической, транспортной сферы, лесных и охотничьих хозяйств, территорий заповедников, парков, прочее. В каждой отрасли законодательно устанавливается перечень лиц, которые имеют право на заключение соглашения с безвозмездным пользованием.
Земельный участок, полученный на условиях безвозмездного срочного пользования землей, передаётся лицу только на время, в которое гражданин состоит в трудовых отношениях с организацией-собственником.
Сэкономьте ваше время и нервы. и в течение 5 минут получите бесплатную консультацию
профессионального юриста.
Как перевести землю из аренды в собственность после постройки дома (ИЖС)
По общему правилу отраженному в пп.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ земельные участки предоставляются (продаются) без торгов собственникам зданий или сооружений расположенных на таких арендуемых земельных участках. Для того чтобы в полной мере отвечать данной норме права, необходимо иметь завершенный объект строительства, то есть жилой дом введенный в эксплуатацию на основании акта органа исполнительной власти. Если вашим договором не предусмотрены специальные условия по предоставлению арендуемого участка в собственность, а также региональное законодательство не содержит каких-либо иных требований, к примеру к площади застройки участка, то когда вы зарегистрируете здание — вы будете вправе выкупить данный участок по ставке установленной субъектом федерации.
Обратите внимание, что распоряжением главы некоторых республик в составе РФ, льготный выкуп арендованной земли, возможен после 5 лет после регистрации дома. Рекомендую получить консультацию о правах выкупа в Администрации еще до начала аренды.
Как оформить в собственность землю под самостроем
Что делать, если по соглашению о фактическом пользовании земельным участком, который не разграничен и не размежован, построен жилой дом, а суд говорит, что если у вас документов на землю нет — то получайте отказ? При этом департамент имущества не заключает с вами договор аренды.
С моей точки зрения ситуация сложная. На первый взгляд усматривается: есть не размежеванный не оформленный земельный участок, на нём располагается строение, которое тоже надлежащим образом не оформлено — это самострой. Оформить на него права без аренды участка достаточно сложно. С учетом того, что в суде вам уже отказали, могу посоветовать оформить кадастровый паспорт на дом, либо на земельный участок. При этом кадастровый инженер вам скажет: возможно ли произвести хоть какие-то действия с данным земельным участком имея на руках только соглашение.
Далее, если у вас получится договориться с ДИЗО на то, что вы за свой счет оформите и поставите участок на кадастровый учет — то это хорошо, затем вы сможете оформить дом и выкупить под ним ЗУ. Если есть хоть какая-то возможность посадить на кадастровый учет дом на основе соглашения, то это будет вам плюс, т.к. в теории можно обратиться в суд с иском о понуждении заключения договора аренды.
В похожих ситуациях следует сначала с кадастровым инженером переговорить, а затем обращаться с ДИЗО.
Виды муниципальной собственности
На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:
- Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
- Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
- Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
- Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.