Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обгон и поворот налево — кто виноват в ДТП? Типовые ситуации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самый распространенный случай аварии при попытке обойти другой автомобиль – это обгон, когда идущий впереди поворачивает налево. При нарушении правил получается, что оба ТС устремляются навстречу друг другу и сталкиваются.
ДТП при обгоне, когда никто не поворачивал
Если движущаяся впереди машина еле тащится, другие идущие в том же направлении стремятся ее объехать. И в такой ситуации аварии случаются нередко. В большинстве из них виновным называют того, кто шел на обгон. Ведь это действие должно совершаться с соблюдением пунктов 11.1 и 11.2 ПДД:
Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: ТС, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
ТС, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним ТС начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому ТС, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Нарушенными оба требования оказываются в следующих случаях:
- на дороге со сплошной разметкой;
Судебная практика по ДТП, совершенным во время обгона
Решения судов по поводу дел об авариях подобного рода так же разнообразны, как обстоятельства происшествий. Больше всего проблем возникает у сотрудников ГИБДД с определением того, кто первый начал маневр — поворачивающий водитель или обгоняющий его. Это выясняют с помощью свидетелей или видеофиксации, так как оба участника обычно отказываются признавать вину.
Но в большинстве случаев сразу и точно выявить, кто же был первым, невозможно. Поэтому виновными сотрудники ГИБДД, оформляющие аварию, называют обоих водителей. И перекладывают дальнейшие заботы на судей. Ведь при обоюдной вине от выплат за поврежденные автомобили страховщики уклоняются. И водители подают судебные иски друг к другу о возмещении ущерба. В ходе заседания определяется и виновник.
Законодательная база – что говорят ПДД?
Итак, в вопросе левых поворотов нам требуются, в основном 2 важных раздела Правил дорожного движения:
- раздел 8 ПДД, регламентирующий общий порядок маневрирования и траекторий движения при повороте налево,
- раздел 13, регулирующий правила проезда перекрёстков – как регулируемых со светофорами, так и нерегулируемых.
Итак, в Правилах есть правило помехи справа (пункт 8.9), но действует оно только тогда, когда траектории движения автомобилей пересекаются, а порядок проезда этих траекторий ПДД чётко не указывают.
Кроме того, есть и правила поворотов (в порядке важности):
- обязанность занять крайнее положение при повороте налево (пункт 8.5 ПДД),
- правило помехи справа (п. 8.9),
- и исключение из этой обязанности, когда из-за габаритов или по иным причинам этого сделать невозможно (п. 8.7),
- обязанность уступить дорогу встречному транспорту (п. 13.4),
- но при этом возможность завершить манёвр на красный светофор на перекрёстке, если он начат на зелёный (п. 13.7 и 13.8),
- обязанность поворачивающему направо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части (п. 8.6)
- обязанность уступить дорогу при перестроении (а оно может быть неочевидным даже при левом повороте) – п. 8.4,
- прямой запрет Правилами выезжать на встречку при завершении поворота (п. 8.6),
- обязанность включать поворотники (п. 8.1),
- необходимость уступать дорогу всем при движении по стрелке (п. 13.5).
Это не все нужные пункты – при разборе ДТП каждое дело рассматривается сотрудниками ГИБДД или судом в комплексе со всеми другими. Также мы не осветили наиболее очевидные пункты, обязывающие поворачивающему по второстепенной дороге налево уступить тем, кто движется по главной и другие.
Итак, давайте теперь выясним в различных схемах дорожного движения, кто будет виноват при повороте налево касаемо рядности и обязанности уступить дорогу, на перекрёстках и вне их.
ПДД при повороте налево
Есть правила дорожного движения при повороте налево, обязательное соблюдение которых предотвращает ДТП:
- Водителю необходимо занять при движении такое положение на дороге, которое в точности соответствует запланированному повороту налево:
- Маневр влево должен выполняться с крайней левой полосы.
- Маневр вблизи трамвайных линий можно выполнить с путей, если не оказывается препятствие проезду железнодорожного транспорта.
- Встречное движение при повороте налево, строго запрещается и может быть подвергнуто крупному штрафу либо лишению водительских прав.
- Если осуществления маневра влево выполняется большой грузовой машиной, тогда при соблюдении мер безопасности позволяется отступление от некоторых установленных правил.
Обгон поворачивающего налево и ДТП
Самый распространенный случай аварии при попытке обойти другой автомобиль – это обгон, когда идущий впереди поворачивает налево. При нарушении правил получается, что оба ТС устремляются навстречу друг другу и сталкиваются.
Виновным в этой ситуации могут быть как один, так и другой водитель, или оба сразу. Это зависит от обстоятельств:
- По требованию пункта 8.1 ПДД перед поворотом нужно дать знать о своем намерении другим участникам движения. Это значит, водитель должен включить левый поворотник или сделать соответствующие движения рукой до того, как начать маневр. Если он проигнорировал необходимость или опоздал с сигналами, вина за ДТП возлагается на него.
- В соответствии с пунктом 11.1 ПДД тот, кто управляет обгоняющей машиной, тоже обязан выполнить маневр определенным образом:
Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
Он должен также соблюсти пункт 11.2 ПДД, то есть воздержаться от маневра при наличии запрещающих его выполнение условий. Нарушение обоих правил делает его виновным. Водитель второго авто не должен обгонять, если идущее впереди ТС уже начало поворачивать, или на нем включился соответствующий сигнал. Виновным автомобилист становится и в случае, когда машины по его полосе движутся плотным потоком, и отсутствует возможность вернуться назад.
- Ответственность будет обоюдной, если водители обеих машин не включили соответствующие сигналы перед маневрами. Бездействием они лишились возможности понимать намерения друг друга и создали аварийную ситуацию. Теоретически вина делится на двоих, когда водитель первой машины забыл включить поворотник, а второй начал обходить его авто, не имея возможности вернуться в прежний ряд из-за идущего следом ТС.
ДТП при повороте налево на желтый сигнал светофора
Нередки ситуации, когда один из водителей пытается совершить манёвр поворота автомобиля налево при движущемся навстречу через регулируемый перекресток транспорте. Чаще всего инспектор ГИБДД определяет, что вина лежит на водителе, совершающем поворот налево на перекрестке. ДТП, в котором оказываются два автомобиля, становится неизбежным в том случае, когда водитель совершающей поворот машины не соблюдает требования ПДД. Ими предусматривается обязанность водителя, совершающего поворот налево, пропустить все движущиеся прямо навстречу через перекресток или с поворотом направо транспортные средства. Рассмотрим две ситуации:
- Независимо от того, что для автомобилей, движущихся по встречным
полосам, загорелся желтый свет, автомобиль, движущийся по главному направлению и въехавший на перекресток при горящем зеленом, должен завершить свое движение через опасный участок пути. Поэтому водитель, который собирается совершить поворот налево, во избежание аварийной ситуации обязан дать возможность движущемуся через перекресток транспорту завершить пересечение аварийно опасного участка, и уже после этого поворачивать.
Следует помнить также, что въезд на перекресток разрешается лишь при условии, что на светофоре горит зеленый разрешающий сигнал (п.6.6 ПДД). Единственным исключением является ситуация, когда для того, чтоб остановиться в момент загорания желтого сигнала, водителю необходимо совершить экстренное торможение, что может создать аварийную ситуацию для движущихся позади него автомашин.
Поэтому водитель, целью которого на перекрестке является поворот налево, должен пропустить все идущие навстречу автомобили и дождаться, когда они прекратят свое движение по желтому сигналу светофора. Только после этого водитель может совершать поворот налево.
- Водитель стремится проскочить перекресток на горящий желтый сигнал
светофора перед тем, как загорится зеленый. В этом случае может сложиться ситуация, когда автомобили на встречной полосе начнут свое движение на зеленый свет.
И в первом, и во втором случаях вина за совершенное столкновение лежит, прежде всего, на водителе, совершающем поворот.
ДТП при обгоне по встречке
Прежде всего следует заметить, что ДТП при обгоне по встречке – ситуация довольно частая, ведь сам обгон предполагает, что водителю придется сменить полосу движения своего направления на встречную. Собираясь выполнить этот маневр, обязательно стоит убедиться в том, что это никому не причинит вреда и будет безопасным для других автомобилистов.
Особенно интересна ситуация, когда впереди виднеется перекресток, а автомобиль продолжает нестись не по своей полосе. Это наверняка послужит причиной для ДТП, а все нарушения должны быть зафиксированы работниками ДПС, чтобы не допустить произвола на дороге.
В этой ситуации нарушитель должен понести вину. Его оправданием может быть разве то, что полоса движения, по которой он ехал, была перекрыта стражами правопорядка или здесь уже произошло ДТП и водителям позволили постепенно обойти место столкновения.
Как определить виновного в ДТП на перекрестке
Разборки после аварии – довольно распространенное явление. Каждый хочет доказать свою правоту в выборе очередности проезда. Практика показывает, что особенно сложно выявить, кто виноват в ДТП при повороте налево. Правда, нередки и другие варианты. Но Госавтоинспекция подобные задачи решает, даже если видеокамер нет. Виновен всегда нарушивший правила, которые детально расписаны в ст. 13 ПДД.
На подъезде к перекрестку нужно учитывать знаки приоритета, рядность, разметку и наличие трамвайных путей. Кроме того, общими для грамотного преодоления перекрестка правилами считаются следующие:
- При повороте (неважно, в какую сторону) нужно обязательно предоставить проход пешеходам и проезд велосипедистам, пересекающим дорогу.
- Выезжать на перекресток с затором, который непременно приведет к остановке, препятствующей поперечному автомобильному потоку, запрещено.
Виновник ДТП при выполнении поворота налево
Чаще всего к возникновению ДТП при повороте налево приводит следующая ситуация: один из шоферов начинает обгонять, а другой поворачивает. Во время обгона, находящееся впереди средство уже начало поворачивать налево. Такие обстоятельства нередко приводят к столкновению и значительным печальным последствиям.
Большинство решений, вынесенных судами, признают виноватыми обоих водителей. Следовательно, оба автомобилиста несут обоюдную юридическую ответственность. Однако в судебной практике существуют и обратные примеры.
С активным использованием современных видеорегистраторов выявление виновных стало более упрощенным. Практика использования записей также существенно упростила ведение судебного процесса. Однако ДТП при повороте налево является очень спорным моментом, в котором желательна хотя бы какая-то предварительная консультация юриста.
Произошло ДТП при повороте налево по рядам – кто виноват по ПДД
Тогда нужно просто занять крайнее левое положение. Напомним, что по ПДД при наличии двустороннего движения и отсутствии разметки дорога делится пополам. Следовательно, вам необходимо встать так, чтобы окажись кто-либо левее вас, он был бы уже на встречном направлении.
Что такое «возможность» в контексте пункта 8. 6? Этого неизвестно никому. Является ли, например, пешеход на правой полосе причиной отсутствия такой возможности?
Или тот факт, что на следующем перекрестке синему нужно будет повернуть налево, поэтому он сразу решил занять крайнее левое положение уже при повороте на эту дорогу направо.
- в отсутствие разметки красный нарушил 8. 5 ПДД, поэтому виновен в любом случае он,
- если разметка и/или знаки разрешают поворот из правого ряда налево, то снова видим 2 лагеря оппонентов практики ПДД:
- с одной стороны, 8. 5 не делает исключение для красного занять крайнее положение, даже если левый поворот ему разрешен по его траектории,
- с другой – практика ДТП показывает, что «виноватят» синего за нарушение движения по полосам (хотя данного нарушения здесь нет, так как не размечены полосы).
В случае, если красному нужно на выезде с перекрестка в правый ряд, то обязанность уступить синему для него регулируется пунктом 13. 4 Правил дорожного движения. Но что, если наоборот – синий хочет в левую полосу, а красный – тоже в левую, кто будет виноват в таком ДТП?
- если перекресток регулируемый (есть светофор или регулировщик) и обоим горит зеленый, то виноват красный (нарушение п. 13. 4 ПДД), аналогично, если обоим горит красный сигнал, и, соответственно, оба нарушают,
- если перекресток нерегулируемый и главная проходит прямо для синего, то виноват красный; если главная поворачивает налево по траектории красного авто, то синий виноват.
Но ясно одно: практика разборов ДТП в ГИБДД здесь ведет в сторону виновности водителя красного автомобиля, потому что синий может указать на то, что возможности не было (препятствие, остановившийся другой автомобиль и тому подобное). Поэтому при отсутствии записи видеорегистратора у красного доказать иное будет сложно.
Поворот налево – ДТП: кто виноват
Но очевидно следующее: практика разбирательств аварий инспекторами ГИБДД склоняется в сторону вины водителя красной машины. Ведь участник движения на синем авто может предъявить, что у него не было возможности (остановившаяся машина, наличие препятствия и другие причины). Поэтому, если нет видеозаписи с автомобильного регистратора у водителя красного автомобиля, доказать что-то другое будет трудно. Выше перечислены не все пункты ПДД, которые требуются при разборе происшествий и аварий на проезжей части. Кроме них рассматриваются и другие необходимые пункты.
Также используются нормы, устанавливающие порядок поворота по второстепенной дороге, в части касающейся того, чтобы уступить дорогу автомобилям, едущим по главной дороге. В данном случае имеет место неоднозначная трактовка порядка движения в ПДД пункте 8. 6. Правила определяют, что синяя машина должна ехать ближе к правой стороне проезжей части только при наличии возможности.
Поэтому по схеме видно, если у водителя синей машины была возможность ехать правее, но он этого не сделал, значит он и является виновником аварии и нарушителем ПДД. У водителя красной машины в этой ситуации нет обязанности уступать дорогу, так как синему автомобилю запрещено движение в запланированном направлении, соответственно и нет преимущества. Разберем ситуацию на дороге: на перекрестке или в другом месте вы решили повернуть налево.
В это время неожиданно появляется другой автомобиль, и с ним происходит столкновение. Водитель должен знать, что делать в данной ситуации, кто виноват и на какие пункты ПДД опираться. Последующие действия и вина в дорожной аварии при повороте налево непосредственно зависят от письменных объяснений участников при оформлении. Инспекторы ГИБДД должны правильно нарисовать схему со слов участников, а вы – правильно обозначить путь движения, работу сигналов поворота и другую важную информацию.
В обзоре разберем разные ситуации, ссылаясь на пункты ПДД, действующие в 2021 году.
Штраф за отсутствие сигнала
Правда, бывают случаи, когда неработающие поворотники являются доказательством более серьезного нарушения. В пункте 2.7. ПДД дается определение так называемого опасного вождения и отмечается, что оно выражается «в неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия…, препятствовании обгону»
Тем самым, опасное вождение часто совершается без подачи сигналов «поворотниками», однако их отсутствие в других ситуациях не означает, что водитель «ездит опасно» и виновен в какой-либо аварии.
Согласно п. 8.1 ПДД «поворотник» нужно включать при смене полосы движения, перед поворотом направо, налево или разворотом, перед остановкой у края проезжей части, перед началом движения от края проезжей части.
Несмотря на присутствие в ПДД некоторых спорных моментов, в них в довольно полном объеме описаны важные принципы для водителей автомобилей, совершающих поворот налево или обгоняющих автовладельцев, поворачивающих в том же направлении. Далее приведем главные принципы.
Внимание! Для водителей, совершающих поворот налево:
- каждый водитель заблаговременно подает световой сигнал «поворотником» о совершении поворота налево остальным участникам движения;
- при левом повороте водитель убеждается, что его транспорт не мешает движению остальных машин;
- подаваемый сигнал не предоставляет автовладельцу преимущество в совершении движения и при этом не избавляет его от соблюдения ПДД;
- водитель безрельсового транспорта всегда уступает дорогу встречному автомобилю, движущемуся прямо или совершающему поворот направо.
- Для автовладельцев, желающих выполнить обгон:
- перед обгоном каждый водитель убеждается в том, что полоса для совершения маневра является свободной;
- водитель удостоверяется в том, что выполняемый им маневр не создает помех для движения остальных автомобильных средств;
- обгон запрещается, когда водитель обгоняемого транспорта подает сигнал о совершении поворота налево;
- обгон запрещается при движении машины на регулируемом или расположенном нерегулируемом перекрестке по второстепенной дороге.
Несмотря на присутствие в ПДД некоторых спорных моментов, в них в довольно полном объеме описаны важные принципы для водителей автомобилей, совершающих поворот налево или обгоняющих автовладельцев, поворачивающих в том же направлении. Далее приведем главные принципы.
Внимание! Для водителей, совершающих поворот налево:
- каждый водитель заблаговременно подает световой сигнал «поворотником» о совершении поворота налево остальным участникам движения,
- при левом повороте водитель убеждается, что его транспорт не мешает движению остальных машин,
- подаваемый сигнал не предоставляет автовладельцу преимущество в совершении движения и при этом не избавляет его от соблюдения ПДД,
- водитель безрельсового транспорта всегда уступает дорогу встречному автомобилю, движущемуся прямо или совершающему поворот направо.
- Для автовладельцев, желающих выполнить обгон:
- перед обгоном каждый водитель убеждается в том, что полоса для совершения маневра является свободной,
- водитель удостоверяется в том, что выполняемый им маневр не создает помех для движения остальных автомобильных средств,
- обгон запрещается, когда водитель обгоняемого транспорта подает сигнал о совершении поворота налево,
- обгон запрещается при движении машины на регулируемом или расположенном нерегулируемом перекрестке по второстепенной дороге.
Бесплатная консультация юриста по ДТП.
ДТП при повороте на перекрестке
На перекрестке находится множество небезопасных зон и транспортных схем движения. В основном это большой транспортный поток, многополостность дороги, отсутствие необходимого светофора, а также контроля за передвижением налево.
Поэтому ответ на вопрос о виновном лице в ДТП на перекрестке при совершении поворота налево является достаточно сложным.
В таком происшествии кроме совершающего поворот водителя могут оказаться следующие лица:
- автомобилист, находящийся сзади и также совершающий поворот налево,
- граждане, которые переходят проезжую автомобильную часть перед перекрестком или слева от него.
Примером являются пешеходы, которые перебегают по зебре при красном свете светофора. Также это могут быть велосипедисты, выезжающие на переход на велосипеде.
Важно! Во многих ситуациях ДТП происходят из-за следующих обстоятельств:
- один или сразу несколько участников не смогли увидеть другого. Например, при одновременном выполняемом параллельном повороте нескольких транспортных средств автомобилист последнего из них не увидел пешехода, закрытого соседними автомобилями,
- действия поняты неверно. Например, один водитель принял решение о развороте на перекрестке, причем по этой же полосе за ним другой водитель подумал о том, что первый поворачивает, поэтому он стал совершать поворот налево,
- не была соблюдена дистанция между автомобилями,
- поворот совершали сразу несколько автомобилей, едущих друг за другом, при этом они перегородили проезд встречному автотранспорту,
- два автомобилиста совершают одновременный поворот при параллельном передвижении, где поворачивать можно только из одной полосы,
- предпринимаемые попытки автомобилистов быстро проехать в необходимом направлении.
Во многих складывающихся ситуациях разбор произошедшего на перекрестке ДТП при выполняемом повороте налево не может быть осуществлен без проведения трасологической экспертизы.
Когда возникают спорные ситуации
Даже в вышеописанных ситуациях часто возникают спорные моменты, когда при вполне очевидной вине сразу двух водителей или же какого-либо одного из них, поворачивающих налево, виновным в аварии становится водитель именно второй машины.
Например, может быть рассмотрена ситуация, когда авария произошла при предпринятой попытке водителя полностью завершить начатый маневр выполняемого поворота при подаваемом желтом сигнале установленного светофора.
Итак, непосредственный водитель приступил к совершению маневра при загоревшемся зеленом сигнале. Но при совершении въезда за нанесенную прерывистую линию на дорожном перекрестке для него вместе со встречным автомобильным транспортом зажегся желтый свет установленного светофора.
Он поспешил завершить начатый маневр, совершенно не убедившись в полном отсутствии транспортных средств на встречке. В итоге происходит ДТП при совершении поворота в левую сторону сразу с двух автомобильных полос. Кто в таком случае будет виноват?
Кажется, что вина решившего поворачивать водителя является очевидной, ведь он не уступил путь автомобилю, который двигался по главному направлению. Но требуется выяснение того, кто именно первым приступил к совершению маневра.
Скорее всего, водитель, двигающийся именно по встречной полосе, проигнорировал желтый сигнал и поспешил проехать перекресток, нарушив правила. Такое обстоятельство доказывается достаточно сложно.
Учтите! Водитель, который повернул и считает самого себя совершенно невиновным в аварии, должен будет доказать:
- на каком точно расстоянии от перекрестка находился встречный автомобиль до начала мерцания предупреждающего загоревшегося зеленого света,
- с какой именно скоростью им осуществлялось движение,
- мог ли водитель экстренно затормозить.
Самым лучшим доказательством в этой ситуации является запись установленного видеорегистратора, а также свидетельские показания. Принятое решение сотрудника ГИБДД является недостаточным, поэтому правоту необходимо будет доказывать в специальной комиссии по разбору такой сложившейся ситуации и в судебном порядке.
Это очень важно, так как определение вины оказывает влияние на ответственность по поданным гражданским искам, включая иски от действующих страховых компаний.
Достаточно спорная ситуация также появляется при аварии на обочине при совершении поворота в левую сторону.
ДТП при повороте налево на желтый сигнал светофора
Нередки ситуации, когда один из водителей пытается совершить манёвр поворота автомобиля налево при движущемся навстречу через регулируемый перекресток транспорте. Чаще всего инспектор ГИБДД определяет, что вина лежит на водителе, совершающем поворот налево на перекрестке. ДТП, в котором оказываются два автомобиля, становится неизбежным в том случае, когда водитель совершающей поворот машины не соблюдает требования ПДД. Ими предусматривается обязанность водителя, совершающего поворот налево, пропустить все движущиеся прямо навстречу через перекресток или с поворотом направо транспортные средства. Рассмотрим две ситуации:
- Независимо от того, что для автомобилей, движущихся по встречным
полосам, загорелся желтый свет, автомобиль, движущийся по главному направлению и въехавший на перекресток при горящем зеленом, должен завершить свое движение через опасный участок пути. Поэтому водитель, который собирается совершить поворот налево, во избежание аварийной ситуации обязан дать возможность движущемуся через перекресток транспорту завершить пересечение аварийно опасного участка, и уже после этого поворачивать.
Следует помнить также, что въезд на перекресток разрешается лишь при условии, что на светофоре горит зеленый разрешающий сигнал (п.6.6 ПДД). Единственным исключением является ситуация, когда для того, чтоб остановиться в момент загорания желтого сигнала, водителю необходимо совершить экстренное торможение, что может создать аварийную ситуацию для движущихся позади него автомашин.
Поэтому водитель, целью которого на перекрестке является поворот налево, должен пропустить все идущие навстречу автомобили и дождаться, когда они прекратят свое движение по желтому сигналу светофора. Только после этого водитель может совершать поворот налево.
- Водитель стремится проскочить перекресток на горящий желтый сигнал
светофора перед тем, как загорится зеленый. В этом случае может сложиться ситуация, когда автомобили на встречной полосе начнут свое движение на зеленый свет.
И в первом, и во втором случаях вина за совершенное столкновение лежит, прежде всего, на водителе, совершающем поворот.
Подводя краткий итог, следует запомнить главное: водитель, намереваясь совершить поворот налево, обязан уступить приоритет движения встречному транспорту на зеленый сигнал светофора. Если он въехал на перекресток, и в это время загорелся желтый сигнал, он, снова-таки, перед манёвром обязан уступить дорогу находящимся на перекрестке автомобилям, движущимся по главному направлению.