Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон 1986 г. предполагал ведение индивидуальной трудовой деятельности в СССР. Ее целью становилось наиболее полное удовлетворение потребностей советского общества в товарах и услугах при одновременном росте уровня занятости населения в общественно полезном труде. При этом гражданам предоставлялась возможность получать дополнительные доходы исходя из затрат личного труда. Государство официально дало разрешение на такую деятельность, однако граждане могли заниматься ею исключительно в свободное от основной работы время и в указанных властями сферах.
Обязанности индивидуальных предпринимателей
Принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности регламентировало обязанности тех, кто занимается индивидуальным предпринимательством. Так, гражданам требовалось получить специальное разрешение в районном совете. Разрешение действовало в течение 5 лет – после этого требовалось продлевать документ.
Если гражданин занимался индивидуальным предпринимательством без разрешения, он считался спекулянтом и подлежал уголовному наказанию.
Также в этом законе были указаны обязанности индивидуального предпринимателя: учитывать интересы и права клиентов и изготовлять товары, соответствующие нормам.
Распространялся закон и на сферу бытового обслуживания (ремонт, пошив одежды, создание фотографий и так далее). Входили в сферу его действия и занятия репетиторством и переводом.
Антиалкогольная кампания
17 мая 1985 началась широкомасштабная кампания по борьбе с алкоголизмом (рис. 2). Кампания осуществляла борьбу с чрезмерным употреблением алкоголя радикальными методами, то есть наложением запретов и ограничений.
Резко сократился объем продаж спиртного, доступный для продажи алкоголь продавался в строго ограниченных торговых точках, в строго определенные часы. Цены на алкоголь повысились значительно. Вырубались виноградники.
Такие радикальные меры, к сожалению, не принесли должного эффекта. Когда дело касается продуктов, вызывающих зависимость, запреты не очень хорошо работают. Вместо сокращения зависимости населения от алкоголя страна получила расцвет подпольной торговлей водкой, массовое самогоноварение, отравление суррогатными и поддельными напитками.
Трудовую деятельность начал с 15 лет, работая вместе с отцом на комбайне; за выдающиеся результаты при сборе урожая был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1949).
Закончил школу с серебряной медалью (1950); в школьном театре успешно играл роли из русской классики, в частности, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. В 1950 поступил какое отделение, а в 1955 закончил юридический факультет МГУ; член КПСС с 1952 года.
В университете познакомился с Раисой Максимовной Титаренко, ставшей его женой. По окончанию университета получил распределение в прокуратуру Ставропольского края, в которой проработал всего 10 дней.
Из прокуратуры ушел на освобожденную комсомольскую работу. Вся дальнейшая деятельность Горбачева сводилась к ВЛКСМ и КПСС. В комсомоле проявил себя как исключительно успешный организатор, стремительно продвигаясь по карьерной лестнице. В 1961-1962 гг. – первый секретарь крайкома ВЛКСМ. В октябре 1961 г. – делегат ХХII съезда КПСС; с 10 апреля 1970 г., по согласованию с членами Политбюро и персонально с Л. И. Брежневым, назначен первым секретарем крайкома КПСС. В те годы пользовался деятельной поддержкой секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству Ф. Д. Кулакова, опекавшему молодого партийного работника. С 1971 г. – член ЦК КПСС.
Судьбоносным моментом для последующей карьеры Горбачева было его знакомство с влиятельнейшим членом Политбюро, Председателем КГБ СССР Ю. В. Андроповым, в течение многих лет отдыхавшим на курорте в городе Железноводске Ставропольского края. Именно Андропов увидел в местном партийном лидере огромный политический потенциал и фактически инициировал идею постепенного перевода Горбачева в Москву. По словам Горбачева, Андропов искренне симпатизировал ему; несмотря на разницу в возрасте, между ними возникли товарищеские отношения. «При всей сдержанности Андропова, я ощущал его доброе отношение, даже когда, сердясь, он высказывал в мой адрес замечания», – пишет в книге своих воспоминаний М. С. Горбачев.
С симпатией к Горбачеву относился и «серый кардинал» брежневского Политбюро М. А. Суслов.
«Дорогу в Москву» для Горбачева открыла неожиданная смерть его давнего покровителя, Ф. Д. Кулакова, отвечавшего в Политбюро за сельское хозяйство. По инициативе Ю. В. Андропова, 17 сентября 1978, на железнодорожной станции Минеральные Воды состоялась так называемая встреча «четырех генсеков» – действующего партийного лидера, Л. И. Брежнева, ехавшего на поезде в отпуск, и трех будущих генсеков – Ю. В. Андропова, находившегося на отдыхе в Железноводске; К. У. Черненко и главы Ставропольского края – М. С. Горбачева. Как вспоминал Горбачев, фактически эта встреча была «смотрины» Горбачева как потенциального кандидата на перевод в Москву на ставшее вакантным после смерти Кулакова место секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству. 27 ноября 1978 г. на Пленуме ЦК КПСС Горбачев был избран секретарем ЦК, а уже через год, 27 ноября 1979 г. становится кандидатом в члены Политбюро; а год спустя (21 октября 1980 г.) – членом Политбюро ЦК КПСС, сделав таким образом стремительную партийную карьеру в Москве.
Преобразования в СССР
Преобразования в разных сферах общественных отношений были основаны на причинах, которые вызвали перестройку:
— неэффективность экономики (отставание от развитых стран по внедрению новой техники и технологии и росту производительности труда);
- — ухудшение снабжения населения, рост дефицита товаров народного потребления;
- — деформация общественно-политической жизни (монополия власти у КПСС; принижение роли советов всех уровней; господство «номенклатурного» чиновничества; отсутствие реальных политических свобод: слова, информации, собраний; аполитичность населения);
- — снижение нравственного уровня населения (процветание взяточничества, пьянства, спекуляции, бесхозяйственности, формализма);
- — падение авторитета власти и закона (неудовлетворение деятельностью престарелого руководства страны; разрыв между словом и делом в государственной политике; главным становилось «телефонное право», а не закон; разочарование значительной части населения в социалистических и коммунистических идеалах).
Основные положения закона
Закон 1986 г. предполагал ведение индивидуальной трудовой деятельности в СССР. Ее целью становилось наиболее полное удовлетворение потребностей советского общества в товарах и услугах при одновременном росте уровня занятости населения в общественно полезном труде. При этом гражданам предоставлялась возможность получать дополнительные доходы исходя из затрат личного труда. Государство официально дало разрешение на такую деятельность, однако граждане могли заниматься ею исключительно в свободное от основной работы время и в указанных властями сферах.
Несмотря на указанные послабления, государство категорически запрещало использовать в индивидуальной трудовой деятельности наемный труд. При этом размер налога на получаемые частными предпринимателями доходы, достигал 65%. Хотя закон и предполагал оказание государственными органами поддержки лицам, участвовавшим в индивидуальной трудовой деятельности.
Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей
Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ. Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.
Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью. Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.
Перестройка в СССР ознаменовалась множеством самых различных явлений. Благодаря некоторым из них все экономическое устройство страны было, по сути, целиком перекроено. Однако самым ярким событием стало, конечно же, принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» 19 ноября 1986 года. Советские граждане получили возможность реализовывать дополнительную трудовую деятельность в свободное время от основной работы. Ключевой особенностью закона является разрешение именно на свободный труд. Появилась возможность создавать производственные кооперативы, где не допускалось бы использование наемного труда.
Как ни парадоксально, но принятие закона не изменило влияния коммунистической власти на кооперативы. Официальная легализация частного экономического сектора принималась многими государственными деятелями в штыки. Так, в 1988 году был подписан указ о прогрессивном налогообложении всех кооперативных участников. Появилось понятие «сверхдоходов» — денежных сумм, превышающих две средние зарплаты. Такие суммы подлежали изъятию. Чуть позже был принят акт СССР «О кооперации», нормы которого значительно ослабили положение предпринимателей. При этом именно принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» стало поистине историческим и знаменитым событием.
Налоговые вопросы деятельности ИП
Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.
Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.
Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.
История предпринимательства в России
Октябрьская революция 1917 года определяла существование коопераций в сфере монопольного сектора государства. Кооперации в частном капитале тогда были под строгим запретом. Привела подобная политика к существенной деградации в экономическом секторе страны. 14 марта 1921 года политика военного коммунизма была заменена на Новую экономическую политику. Появилось право на создание потребительских кооперативов. Именно эти организации позволили вытащить советскую экономику из глубочайшего кризиса.
В период коллективизации идеалом общественного кооператива в СССР был колхоз. Эта инстанция жестко контролировалась государством. Колхоз представлял собой промысловый тип кооперации. В 1956 году понятие кооперации и вовсе исчезло. Все хозяйства вошли в государственную систему.
Обязанности индивидуальных предпринимателей по закону
Основной обязанностью советских граждан, решившихся образовать свой кооператив, являлось получение специального разрешения в городском, районном или сельском совете. Продолжительность действия разрешения составляла всего пять лет, после чего документ приходилось продлевать. Граждане, занимавшиеся предпринимательством без государственного разрешения, приравнивались к спекулянтам. За спекуляцию в Союзе устанавливалось уголовное наказание.
В статье 8 определялись функции граждан, занимавшихся индивидуальным трудом. Здесь все довольно просто: нужно соблюдать права покупателей, учитывать интересы заказчиков и т. д. Однако основной обязанностью предпринимателя было изготовление качественного и соответствующего всем нормам продукта.
Обязанности индивидуальных предпринимателей
Принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности регламентировало обязанности тех, кто занимается индивидуальным предпринимательством. Так, гражданам требовалось получить специальное разрешение в районном совете. Разрешение действовало в течение 5 лет – после этого требовалось продлевать документ.
Если гражданин занимался индивидуальным предпринимательством без разрешения, он считался спекулянтом и подлежал уголовному наказанию.
Также в этом законе были указаны обязанности индивидуального предпринимателя: учитывать интересы и права клиентов и изготовлять товары, соответствующие нормам.
Распространялся закон и на сферу бытового обслуживания (ремонт, пошив одежды, создание фотографий и так далее). Входили в сферу его действия и занятия репетиторством и переводом.
Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей
Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ. Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.
Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью. Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.
Перестройка в СССР ознаменовалась множеством самых различных явлений. Благодаря некоторым из них все экономическое устройство страны было, по сути, целиком перекроено. Однако самым ярким событием стало, конечно же, принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» 19 ноября 1986 года. Советские граждане получили возможность реализовывать дополнительную трудовую деятельность в свободное время от основной работы. Ключевой особенностью закона является разрешение именно на свободный труд. Появилась возможность создавать производственные кооперативы, где не допускалось бы использование наемного труда.
Как ни парадоксально, но принятие закона не изменило влияния коммунистической власти на кооперативы. Официальная легализация частного экономического сектора принималась многими государственными деятелями в штыки. Так, в 1988 году был подписан указ о прогрессивном налогообложении всех кооперативных участников. Появилось понятие «сверхдоходов» — денежных сумм, превышающих две средние зарплаты. Такие суммы подлежали изъятию. Чуть позже был принят акт СССР «О кооперации», нормы которого значительно ослабили положение предпринимателей. При этом именно принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» стало поистине историческим и знаменитым событием.
Действие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» породило множество кооперативов по всему Советскому Союзу. Что представляли собой эти организации? Примеров на самом деле множество. Два или более советских гражданина заключают между собой соглашение, получают от государства пятилетнюю лицензию и открывают, например, шашлычную. Этим нередко промышляли выходцы из южных регионов. Большое количество советских женщин пытались создать собственные швейные производства. Страна из-за этого наполнилась немалым количеством простеньких ателье, организованных «на коленке».
Недостатки и преимущества закона
Как специалисты, так и обычные граждане до сих пор пытаются выделить достоинства и недостатки рассматриваемого закона. Надо сказать, что занятие это несколько бесполезное. Большинство выделяемых минусов и плюсов имеют крайне субъективный характер, а потому не могут рассматриваться даже из академического интереса. И все же о некоторых преимуществах и недостатках нормативного акта стоит упомянуть.
Неоспоримым минусом принятия закона стал разгул преступности. Вернее, недостатком здесь является не сам бандитизм как явление, а невозможность или нежелание власти бороться с ним. Появились граждане, желающие нажиться на чужом труде. Распространилось «крышевания» — способ облагать данью предпринимателей.
Налоговые вопросы деятельности ИП
Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.
Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.
Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.
Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?
Анализ законодательной базы, существующей на 2019 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.
Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.
Мнение эксперта
Мария Богданова
Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология
Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008№ 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.
Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС.
Нельзя не упомянуть и ещё об одном новшестве законодателей с начала 2019 года — введении специального режима, подразумевающего уплату налога на профессиональный доход (НПД) как предпринимателями, так и гражданами, чья самостоятельная работа не нуждается в оформлении ИП (репетиторами, нянями). Для этого был принят закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее — закон № 422-ФЗ).
Новую систему налогообложения пока будут применять только несколько субъектов РФ:
- Татарстан;
- Калужская область;
- Московская область;
- Москва.
Если такой эксперимент завершится удачно, то новый закон для ИП и граждан, таковыми не являющихся, будет распространён на всю территорию РФ. Срок эксперимента установлен до 2028 года. Цель введения нового налога — учёт самозанятого населения, вывод его из теневого бизнеса. Для ИП, ставших плательщиками НПД, его ставка будет составлять 6%.
До 1917 года кооперативы принадлежали только монопольному сектору, а их нахождение в частном капитале было запрещено. В результате экономика страны ухудшилась. В 20-х годах был введен НЭП, в результате чего гражданам было дано право создавать потребительские кооперативы. Благодаря этому стабилизировалась экономика.
Во времена коллективизации появились контролируемые государством колхозы. По сути, они являлись промысловыми кооперациями. В середине 50-х годов понятие «кооперация» исчезло, а хозяйства стали частью государственной системы.
В советский период, во время перестройки происходили различные события, которые перекроили экономику страны. Дата принятия закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» (19 ноября 1986 года) по праву считается одним из ярких событий в этот период – люди получили возможность занятия дополнительной работой в свободные часы.
Важная особенность этого закона – разрешение свободно работать. Также у людей появилась возможность создания производственных кооперативов, где не использовался наемный труд.
Как бы это ни звучало странно, но принятие закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» не помешало советской власти влиять на кооперативы. Большинство государственных деятелей воспринимали в штыки законность частного сектора экономики.
В конце 1988 года был принят закон «О правилах налогообложения участников кооператива». Также в год принятия закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» было введено понятие «сверхдоход» – доход более двух средних месячных зарплат (эта сумма изымалась у гражданина).
Немного позже приняли постановление «О кооперациях» (в результате его принятия права лиц, занимающихся предпринимательством, уменьшились). При этом стала считаться по праву историческим событием дата принятия законодательного акта, регулирующего индивидуальный труд.
Действие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» породило множество кооперативов по всему Советскому Союзу. Что представляли собой эти организации? Примеров на самом деле множество. Два или более советских гражданина заключают между собой соглашение, получают от государства пятилетнюю лицензию и открывают, например, шашлычную. Этим нередко промышляли выходцы из южных регионов. Большое количество советских женщин пытались создать собственные швейные производства. Страна из-за этого наполнилась немалым количеством простеньких ателье, организованных «на коленке».